Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| "С того самого дня как была дана Тора, люди восстают, чтобы воевать с ней с помощью различных ухищрений", - утверждал живший в 12 веке великий еврейский философ Рамбам. Разумеется, война с Торой в первую очередь подразумевает войну с получившими её и ставшими народом Книги евреями. Что изменилось изменилось с тех пор? Какова ситуация сегодня? На ряде интернет-сайтов размещена книга "Древний Восток и Азия". Её автор - В.Б. Миронов, доктор философских наук, академик РАЕН, член Союза писателей России. Приведу лишь одно из высказываний академика: "Покорные воле фанатиков-священников, евреи неизбежно стали "врагами рода человеческого". Считалось им все дозволено против тех, кто стал предметом гнева их Бога. Моисей разнуздал жестокость, жадность, низменные страсти против тех, кого он рисовал богопротивными, недостойными жалости, с кем можно без зазрения совести творить что угодно". Последствия подобных заявлений и для евреев, и для неевреев понятны каждому. Поэтому предлагаю разобраться, а что же именно "без зазрения совести" творили ведомые Моисеем сыны Израиля? Почему Откровения Б-жьи и, соответственно, получившие их евреи вызывают такое агресивно-враждебное неприятие? Почему на протяжении тысячелетий окружающее большинство с маниакальным упорством отводит им роль "врагов рода человеческого"? Но самое трудно объяснимое, на мой взгляд, в том, что и в Торе в роли "нападающих и карающих" зачастую выступают сами евреи. Ее дословный текст говорит, что сыны Израиля, идущие в Землю Обетованную и следующие указаниям Б-га, неизменными атрибутами Которого являются справедливость и милосердие, воевали с другими народами. Неужели нельзя было тихо и мирно идти своей дорогой? Как, например, объяснить повеление Всевышнего, касающееся семи кнаанских народов: "А в городах этих народов, которые Всевышний, твой Б-г, дает тебе в удел, не оставляй в живых ни души. Полностью истреби их" ("Дварим", 20:16-17). Эдакий семикратный геноцид, творимый руками евреев. "Ну да, евреи - хуже фашистов", - обрадуются антисемиты. Но может ли Творец мироздания желать гибели своих же творений? Неужели предназначение избранного Им народа - быть карателями, не оставляющими "в живых ни души"? Конечно же, нет. Комментируя вышеупомянутое повеление, Рамбам отмечал: "Несмотря на то, что семь народов уже уничтожены, заповедь уничтожить их по-прежнему относится ко всем поколениям" ("Книга заповедей"). Получается, причина повеления не в семи давным-давно живших народах. Так в чем же тогда подлинный смысл библейских войн? Предлагаю попытаться разобраться во всем этом, начав с понятия "святость". Святость
В еврейской электронной энциклопедии сказано: "В Библии святость выражает самую природу Б-га. Б-г - источник святости. Святость, исходящая от Бога, относится к природе, истории, человеческому опыту и поведению. Библия рассматривает моральное совершенство как существенный аспект святости, хотя последняя и не исчерпывается им". Анализируя учение рава Кука, известный современный философ профессор Й. Бен-Шломо пишет: "Взаимосвязь между святостью и жизненно-важными силами будничного - является возвышением будничного "из мрака". Это и есть "святость, проникающая во все уровни мироздания" и спасающая народ и весь мир от такой жизни, которая являлась бы совершенно лишенной ценностного содержания" ("Песнь жизни. Главы из учения рава Кука"). Всё это является подлинным человеческим благом. Оно исходит от Торы, потому что именно Тора является источником святости, "проникающей во все уровни мироздания" и способствующей "моральному совершенству" человечества. Почему же обретение этого блага в самой Торе показано, как жестокие войны и несущие это благо оказываются в роли захватчиков и карателей?
"Святость, идущая извне"
Знакомя с вышеупомянутой книгой Й. Бен-Шломо, исследователи еврейского культурно-религиозного центра "МАХАНАИМ" подчеркивают: "Святость, которая пытается захватить природу извне - война, а святость, которая пытается захватить природу изнутри - проявление". Евреи, получившие Тору и следующие в Землю Обетованную, олицетворяют, на мой взгляд, источник "святости, идущей извне". Поэтому и говорится о войнах. Необходимо подчеркнуть, что все войны сыны Израиля вели с народами, исповедующими идолопоклонство, которое Рамбам называл "служением ложным ценностям". Но откуда приходит и в мир, и в жизнь каждого человека знание о ценностях подлинных, исходящих от Сотворившего этот мир? Практически извне. При этом зачастую пока "гром не грянет" идущая извне святость воспринимается большинством, как насильное навязывание чего-то неоправданно-возвышенного и потому фальшиво-лицемерного, непонятного, чуждого, кажущегося беспардонным вторжением во внутренний человеческий мир, который до сих пор вполне устраивал его обладателя. А теперь кто-то норовит ворваться, разрушить привычное, изменить приоритеты и прежнее мировосприятие, а, значит, нарушить согласие и с самим собой, и с привычным окружением. Подобное, разумеется, вызывает активное неприятие, сопротивление, однозначно негативное отношение к тому, от кого исходит подобная информация. Поэтому и говорится о войнах. Возникает весьма сильное желание дистанцироваться от источника нежеланной информации, доказать его ущербность, несостоятельность и порочность. Думаю именно этим объясняются нежеление некоторых народов, чтобы евреи хотя бы прошли по их территории и множество веками предъявляемых евреям абсурднейших обвинений типа добавления в мацу крови христианских младенцев, желания истребить всех неевреев и т.п. Как очень верно заметил Ицхак Хордас: "Люди ожесточенно защищают тюремную камеру своего «я» от любого освободителя". Поэтому Тора не сглаживает и не приукрашивает враждебность, которая в реальной жизни исходит не от "нападающих" евреев, а от "защищающихся" народов. Всевышний, открываясь человечеству, учитывает подобное восприятие и Своих заповедей, и Самого Себя, и, соответственно, Своего народа, от которого исходит знание о Нем. Тора, как утверждают наши учителя, была создана еще до сотворения мира. "Тора и Всевышний - есть единое целое", - сказано в книге "Зогар". Но в Торе, являющейся для Б-га "святостью идущей изнутри", эта святость показана в свете восприятия ее теми, для кого она является идущей извне, то есть войной. Соответственно, евреи, открывающие миру Б-жественную святость, воспринимаются, как захватчики и каратели. За внешней жестокостью библейских войн скрывается ничто иное, как одна из неизбежных человеческих особенностей и порождаемых этим ситуаций. Например, весьма жесткое уничтожение любых атрибутов идолопоклонства.
Идолопоклонство
"Их жертвенники разрушьте, и их памятные камни разбейте, и деревья священные срубите (Речь идет об изображениях божеств, изготовленных из дерева)", - велит евреям Всевышний ("Шмот", 34:13). Понятно, что без активного сопротивленния тех, для кого это является святынями, исполнение данного повеления невозможно. Значит война? Да, война, но какая? В реальной жизни евреи не "воюют" с другими верованиями, никому не навязывают ни своей религии, ни своих порядков. Наоборот, нееврея, обратившегося к раввину по поводу гиюра, раввин отговаривает от этого шага, объясняя всю сложность и проблемность еврейской жизни. Получается, еврейские традиции не соответствуют повелениям Торы? Разумеется, нет. Это повеление, на мой взгляд, подразумевает однозначную несовместимость Истинного Б-га с любыми проявлениями идолопоклонства. Фактически всё, связанное с идолопоклонством, ограничивается обрядами и ритуалами. Но сами по себе обряды и ритуалы, не способствующие раскрытию сущности того, кому они посвящаются, не побуждающие вдумываться, анализировать, задаваться вопросами, искать ответы и т.п., бесполезны, бессмыслены, более того, вредны. Идол, в отличие от Истинного Б-га не вразумляет, не помогает, не способствует духовному росту, не совершенствует разум и интеллект, не участвует в формированиии столь необходимых человечеству истинных морально-этических понятий... В общем, не вкладывает "мудрость в сердце" и не дает "смысл разуму" ("Книга Иова", 38:36). Получается, при обращении к идолам духовное и разумное человечекие начала практически не задействованы, что ведет к деградации и вырождению. Может в этом одна из причин исчезновения многих народов древности? Полагаю, что запрет на любые проявления идолопоклонства подразумевает, еще и запрет на примитивный, поверхностно-бездумный формализм или чрезмерный догматизм в вопросах, связанных с верой. "Во всех путях твоих познавай Его и Он направит стези твои", - учил великий мудрец Соломон ("Притчи", 3: 6). "Путь, ведущий человека к истине, есть одновременно путь его становления, актуализации его человеческой сущности", - подчеркивает современный еврейский философ и автор переводов трудов Рамбама Михаил Шнейдер. Но постоянный процесс познания и становления личности несовместим с формализмом и догматизмом. Поэтому вполне уместно вновь упомянуть о войнах. Ведь столкновения нового, самобытного и неординарного с формальным и косным порождают не только весьма горячие баталии, а еще и многочисленные "потери" среди лучших ... Еврейские мудрецы повеление "их жертвенники разрушьте" объясняли тем, что на них приносились человеческие жертвоприношения. Можно возразить, что далеко не на всех происходило подобное. Формально, да, но по сути получается, что идолопоклонство невозможно без человеческих жертвоприношений...
Святость, идущая изнутри
С незапамятных времен человечество ищет эффективные способы борьбы со злом. Их придумано множество. Но, как прежде, так и сейчас самым распространенным остается физическое уничтожение источника зла - "нет человека - нет проблемы". Учитывая весьма приблизительное знание человеком истинных критериев добра и зла, подобный метод зачастую приводит не к уменьшению, а к увеличению и распространению зла. Есть ли оптимальный вариант? Полагаю, есть, хотя он весьма сложен и, увы, на сегоднешний день не всегда реален. Это преобразование зла в добро. Вот как Тора рассказывает об этом. После Синайского Откровения жизнь и деятельность еврейского народа, должны были осуществляться на земле, принадлежавшей ранее народам, необходимость истребить которые, Рамбам объясняет тем, что "они - корень и первооснова идолослужения" ("Книга заповедей"). Но разве нельзя было реализовывать свое предназначение на пустующей нейтральной территории? Полагаю ни в коем случае. Завоевание и сущностное изменение кнаанской земли означающее, что именно из такой в недавнем прошлом порочной, преисполненной идолопоклонством и жестокостью нравов земли, должны исходить морально-этические законы нашего мироздания, показывет, что святость, пришедшая туда извне, становится действенной, преображающей окружающий мир "святостью, идущей изнутри". Источник зла преображается в источник добра. В повседневной реальности такое преображение аналогично войне, но уже не с кем-то, а с самим собой. Как к человеку, погрязшему в заблуждениях, совершившему множество ошибок, приходят новые ценности и приоритеты, до неузнаваемости изменяющие и самого человека, и его жизнь? Радостно, приятно, как само собой разумеющееся? Скорее наоборот. Это непростой, болезненный, преодолевающий немалое, как внутреннее так и внешнее сопротивление, выход из окружения собственных ошибок и проступков; утвердившихся, столь сооблазнительно-удобных для самооправдания пороков окружающего общества; обязательств перед кем-то или чем-то и т.п. Ох, и тяжко же разорвать этот порочный круг и выйти из него в новом качестве, с новыми ориентирами и устремлениями... Пример такого "прорыва" поразительно достоверно показан в романе Л.Толстого "Воскресенье". Если бы Дмитрию Нехлюдову после его поступка с Катюшей сказали, что он жестокое похотливое животное, и за это спустя годы должен будет пойти с ней, превратившейся в пьнствующую, обвиняемую в убийстве и ограблении клиента проститутку на каторгу, предварительно предложив ей брак с ним, князем-аристократом, он, вероятно, воспринял бы это, как дикое абсурдное унижение, чудовищную несправедливость, непозволительное оскорбление, за которое следует вызвать на дуэль и пристрелить зарвавшегося обидчика. Эка невидаль. Молодой офицер воспользовался влюбленностью горничной и расплатился за это деньгами. Да сплошь и рядом происходит подобное. Его реакция на чьё-либо осуждение и порицание была бы естественной реакцией на "святость, идущую извне". Но воочиюю убедившись к чему привел его поступок, он понимает: "Только мерзавец, негодяй мог это сделать! И я, я тот негодяй и тот мерзавец! Да неужели в самом деле, неужели я в самом деле, неужели я точно негодяй? А то кто же?", - ответил он себе... - Господи, помоги мне, научи меня", - просит он. Такое раскаяние, обращение к Б-гу и желание во что бы то ни было исправить содеянное становится проявлением "святости, идущей изнутри". Кроме того, его намерения жениться и последовать за ней на каторгу, поначалу вызывают в Катюше резкое отторжение и неприятие, поскольку, в свою очередь, оказываются для неё "святостью, идущей извне". Но под воздействием этой внешней "святости", в ней самой происходят перемены, показывающие, как "святость, идущая извне" становится "святостью, идущей изнутри", то есть естественным искренним проявлением. Именно такие внутренние перемены подразумевает завоевание и преобразование кнаанской земли.
Еврейская избранность
Возникает вопрос. Если бы не имеющей равных в Своем могуществе и возможностях Б-г Сам открывался человечеству и сообщал свои требования к нему, то наверное можно было бы избежать всего того, что подразумевают библейские войны - с Б-гом не очень-то повоюешь. В миг бы все праведными стали... Зачем нужна была столь трудно познаваемая глубоко аллегоричная Тора, дарованная евреям, но предназначенная "народам во всей поднебесной", долгий, сопровождающийся войнами путь в Землю Обетованную и т.п.? Полагаю, в первую очередь во имя изначальной свободы выбора. Заповеди Всевышнего призваны не подавлять, а совершенствовать изначально свободного человека. Известный современный интерпретатор иудаизма рав Арье Каплан пишет: "Как повел бы себя человек, если бы Б-г постоянно открывался ему? Разве был бы он на самом деле свободен? Если человек постоянно сознает, что стоит перед Царем, разве может он противиться Его воле? Человек стал бы узником". Значит, для свободного принятия исходящих от Б-га и объединяемых понятием "святость" этических категорий, они должны были исходить не от кого-то несопоставимо могущественного, до конца непознаваемого и бесконечного, а от земных смертных людей. По-видимому именно в этом одна из существенных составляющих еврейской избранности, тысячелетиями вызывающей агрессивное неприятие, злословие и ненавистивисть, причину которых Станислав Ежи Лец объяснил следующим образом: "Во всем виноваты евреи. Это их Б-г нас всех сотворил". Поэтому совершенно безразличное, какое нынче тысячелетие на дворе. Война и с Торой, и с евреями далека от завершения...
Е.Деревянченко
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|