Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| Понятно, не наше дело, выяснять, кто по-настоящему верит во Всевышнего, а кто клубы дыма пускает. Но уж больно прост тест, жаль упустить. Можете, кстати, на себе проверить.
Итак, речь идет о вере в Творца. Точнее, о вере в Единство Всевышнего, ибо все остальное – производные. Мы объявляем, что Ашем – Един. А теперь смотрим на человека (на себя, к примеру). В чем наша вера выражается? Одной декларации мало. В чем на практике, в действиях и поступках – в чем и как?
Дело тут такое. Раз Он Един и нет другого, то от Него происходит все, что нас окружает и с нами случается. Вплоть до неприятных моментов, которые творят нам другие люди. Другие люди творят и думают, что это они творят, – а это распоряжение Всевышнего и ничего больше. Гзера мишамайим, постановление свыше. А раз так, то и смотреть на окружающих надо соответственно: не они инициаторы моих проблем, а постановление свыше, которое – заметьте – и это очень важно – следует вслед за моими поступками (сделанными мной при полной свободе выбора, сознания и воли). А значит, если мне надо кого-то критиковать – то только себя самого.
Рамбан пишет: "Нет у человека доли в Торе нашего учителя Моше, пока не поверит всем ее словам и повествованиям, которые все – чудеса, ибо нет в них ничего от обычного, природного хода событий, происходящих у всех на виду или индивидуально. Но удача сопутствует лишь тому, кто исполняет заповеди… Короче говоря, все происходит только в результате решений, принятых на небе".
Обратите внимание: все в результате решений, принятых на небе. В том числе, поступки других людей, которые нам по тем или иным причинам кажутся не самыми достойными.
А здесь, у Рамбана, еще откровенней: "Истина – это решение небес, а наши усилия – ложь". В том числе усилия человека по оценке других людей.
Итак, основа Торы, по Рамбану, – не что иное, как вера в то, что решение небес – истина, и ничего на земле не происходит без этого решения – ни хорошего, ни плохого.
** **
Яков, наш праотец, готовился к встрече с братом Эсавом, опасаясь, что тот ему отомстит за старые обиды. Поспешил передать ему, что идет от Лавана, хитреца и преступника. Скажите ему, – так он сказал своим посланникам, – что я много лет прожил у Лавана, но заповедей Торы не оставил. Зачем надо было передать Эсаву именно эти слова? – Чтобы он милосердно отнесся к младшему брату. Но разве заявление Яакова о соблюдении заповедей в доме Лавана могло подвигнуть Эсава на более милостивое к нему отношение? Вот уж что меньше всего того интересовало, так это соблюдение заповедей!
Нет, это Яаков говорит нам. Он жил у тестя-лжеца, но от активной веры в Творца не отказался. В чем эта вера практически выразилась? В том, что он смотрел на все козни и происки Лавана как на действия человека, который исполняет волю небес, но своей инициативы при этом не имеет. Кукла, голем, слепой исполнитель. А значит, и претензий особых к Лавану у Яакова не было.
** **
Следовательно, и нам надо себя вести таким же образом. Понятно, что всегда прощать своих обидчиков тоже не следует. Или скажем аккуратней: иногда дадим отпор, иногда уступим и простим – смотря по необходимости и обстоятельствам, иногда попытаемся перевоспитать. Но всегда останемся людьми, чтящими человеческое достоинство – свое и чужое.
Главное здесь в том, что человеку Торы, тому, кто действительно верит в Единство и Всемогущество Творца, не резон смотреть на окружение как на источник своих проблем. И как следствие, человек Торы никогда не теряет контроль над собой в общении с другими людьми. Контакт без истерики и гнева. Без взаимных обид и апеллирования к совести.
** **
Вот вам и тест на веру. Кто верит в Творца не на уровне зазубренного Шма, а на уровне "Люби своего ближнего" (и другого уровня, ниже этого, не бывает) – Тот, кто не видит в людях зла, которое досаждает именно ему. – "Холоднокровней, Маня".
** **
Некто заявляет, что он соблюдающий еврей, – но в час его плохого настроения к нему не приближайся. Это никакая еще не вера. Другой – и таких немало – и в Б-га верит, соблюдая многие Его заповеди, и к людям относится (чисто фактически, на урове поступков и улыбки на лице) великолепно, как того требует Тора. Но и здесь далеко до веры, если не соблюдено уже высказанное нами условие. А именно: если такой человек видит в любом другом препятствие на своем пути, которое надо пересилить, если он смотрит на окружение как на причину своих успехов-неуспехов, если он наделяет ближних функцией активного противодействия своим усилиям, спешит обнаружить в них препон, который надо проскочить-обойти-смять – то, строго говоря, перед нами, идолопоклонник. Ибо он верит не в Творца, а в череду черно-белых полос, когда счастливые дни сменяются неудачными. Он верит в удачу, как папуас в талисман. Он может с легкостью обвинить друга в предательстве, начальника в необъективности, жену в своекорыстии, детей и сыновей в остальных грехах, которыми сам он, заметьте, не обладает. Т.е., понятно, что и друг может оказаться предателем, и начальник властолюбцем, – но, ах, насколько это тешит самолюбие нашего персонажа!
Короче, если кто-то видит источник своих болей в других людях (и только о них и говорит, только на них и жалуется, только их и обвиняет), тот еще не верит во Всевышнего. Ибо источник всего – это Он и есть. И болей, и радостей, и поощрений, и испытаний.
р. Реувен Пятигорский
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|