Галилеянка | Отправлено в: Четверг, 31 Января 2013, 11:48 | Сообщение № 1 |
Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| Существует очень поучительный анекдот о человеке, который колесил по кварталу, безнадежно пытаясь найти место для парковки. Поняв, что стоянку ему, видимо, уже не найти, водитель воскликнул: «Всевышний, дай мне припарковаться, и я пожертвую на благотворительность тысячу долларов». В тот же миг место для парковки нашлось, но водитель не растерялся: «Господи, не стоит беспокоиться, я уже сам нашел стоянку».В повседневной жизни, когда все идет нормально, мы чувствуем себя очень-очень уверенными. Но как только надвигается кризис, справиться с которым мы не в силах, у нас начинается паника. Каждый из нас по большому счету мало что может сделать для оздоровления экономики, предотвращения угрозы терактов или защиты от природных катастроф. Не будучи способными на конструктивные действия, мы лишаемся привычной защиты. Беззащитные и ранимые, мы паникуем.
Ни один из народов мира не переживал такого количества несчастий, которое выпало на долю сынов Израиля во время исхода из Египта. Да, они вышли из Египта, но куда им было идти? Если бы евреи отправились в землю Израиля напрямую, то им пришлось бы сражаться с жестокими филистимлянами, которые были полны решимости остановить еврейский народ (Шмот Раба 20:17). Если бы евреи отправились в пустыню, то оказались бы на бесплодной и безжизненной земле, где вряд ли смогли бы выжить. Что же им было делать?
Долгий путь домой
Зная, что Его народ не готов к встрече с филистимлянами, Всевышний отправил евреев в пустыню (Шмот 13:17). В Торе это описано словами ваясев Элоким. Следует иметь в виду, что слово «ваясев» имеет несколько значений. Оно переводится как «повернул» или как «окружил»; также у него существует этимологическая связь со словом лейсев («склонять» или «откидывать»). Принимая во внимание все три значения, наши мудрецы предлагают свою трактовку, поддерживающую в человеке веру и отвагу даже в трудные времена (Шмот Раба, там же).
Ваясев — «Он повернул» и «Он окружил». Отправив наших предков в пустыню, Б-г окружил их Своей защитой. Представьте себе пастуха, который на пастбище встретил стаю волков. Первое, что делает этот пастух, — объезжает все стадо. Сделав круг, он создает вокруг стада защиту, позволяющую ему защитить своих подопечных от волков. Всевышний поступил так же. Отправив евреев в пустыню, Он подверг их жизни страшным опасностям. Но никто из сынов Израиля не пострадал, потому что Творец окружил их чудесами. Тут мы видим два варианта перевода слова ваясев: Он повернул их [на дорогу пустыни] и там окружил их.
Теперь наступил черед третьего варианта перевода ваясев: Всевышний научил евреев полагаться на Него. Когда евреи вышли из Египта, они не знали, как обращаться к Б-гу и как верить в Него. На протяжении долгих лет они полагались исключительно на египтян, дающих им пропитание. Для них путешествие по пустыне стало настоящим испытанием веры. Впервые в жизни евреям пришлось оставить привычный мир и полностью довериться Всевышнему.
Несмотря на опасности, они прошли через это испытание. Всевышний окружил их пребывание в пустыне чередой чудес, которые охраняли еврейский народ и поддерживали его. Сначала Создатель рассек воды Красного моря и спас евреев от египтян (Тора подтверждает, что, увидев это чудо, евреи всем сердцем поверили в Б-га (Шмот 14:31)). Он даровал им Облака Славы, которые защищали евреев от опасностей пустыни. Затем появился ман (небесный хлеб). И, наконец, Всевышний дал евреям колодец, который всегда был полон воды.
На протяжении сорока лет Б-г заботился о наших предках, защищал их от всех невзгод, и именно таким образом они научились полагаться на Него — то есть, доверять Ему.* Спустя сорок лет, когда абсолютное доверие к Б-гу стало для евреев данностью, Всевышний привел их в землю Израиля, где они вступили в бой и преодолели силы противников.
Если бы этот бой случился на сорок лет раньше, когда евреям не хватало уверенности в помощи Б-га, они бы начали паниковать и, конечно, проиграли бы. После сорока лет, полных чудес и надежды на Б-га, вера евреев глубоко проникла в их души и стала их сущностью. Теперь они могли противостоять любой опасности, идти только вперед и полностью положиться на Б-га.
Традиция седера
Наши мудрецы указывают на то, что в Песах мы традиционно облокачиваемся на спинку стула, выпивая вино в честь исхода наших предков из Египта. «Даже бедный еврей, — говорят они, — должен откинуться на сиденье, потому что в эту ночь евреи положились на Б-га, как сказано — ваясейв Элоким».
Если вы читали статью внимательно, то заметили, что именно в этом комментарии не упоминается конкретный временной отрезок. Мудрецы не говорили о том, что доверяться Б-гу нужно только в период пасхального седера. Ведь наша вера не пробуждается лишь на одну ночь в году. Она остается с нами всегда, крепнет и проникает в нашу суть. Как сказано в Торе: «Это — та самая ночь, хранимая Б-гом для всех сынов Израиля во всех поколениях их». Все началось в ночь Песаха, но продолжается и по сей день, во всех поколениях.**
Зависимость
Мы, по большей части, воспитаны таким образом, что зависим скорее от самих себя, чем от Б-га. Когда мы молоды, нас учат полагаться на родителей. Подрастая, мы учимся полагаться на самих себя; а если речь идет о глобальных проблемах, то нам стоит доверить их решение правительству. Если же возникают проблемы, справиться с которыми не под силу даже правительству, то решения у нас нет.
Наши мудрецы стремились поднять нас на уровень выше, дав нам силы и веру, которые помогали бы нам вне зависимости от уровня грозившей нам опасности. Помните, говорили они, что, сделав все, на что способны для собственного спасения, вы сможете положиться на Б-га и верить в то, что Он даст вам сил и поможет справиться со всеми невзгодами. Он окружает вас заботой днем и ночью, и вы можете довериться Ему. Да, мы не видим защитной стены, выстроенной Б-гом вокруг нас. Все, что мы видим, — это надвигающаяся опасность. Поэтому наши эмоции объяснимы и понятны. Но нам доступна только внешняя, физическая сторона, и мы не видим полной картины. Если бы мы могли видеть присутствие охраняющего нас Б-га, то полностью доверились бы Ему, осознав, что с такой защитой мы в безопасности.
Каждый день мы молимся о том, чтобы избежать опасности; никто не хочет испытаний. Как бы то ни было, наша жизнь нередко полна неприятностей и невзгод. Когда они случаются, нам следует помнить о том, что мы не одни. Мы — в прекрасной компании с Б-гом и, конечно, под Его защитой (На основе комментариев Махарам Шик и Кели Якар на Шмот 13:17).
Лейзер Гурков
ПРИМЕЧАНИЯ
* Это не означает, что перед лицом опасности мы должны расслабиться и ничего не предпринимать. Напротив, мы должны сделать все для того, чтобы помочь самим себе, и только тогда Всевышний благословит наш успех. Обратите внимание на то, что в тех же строках, где говорится о том, как Всевышний отправил евреев в пустыню, Тора сообщает, что наши предки были вооружены. Они взяли с собой достаточно оружия для противостояния врагу, и если бы в тот момент случилась битва, то евреи проиграли бы ее, потому что не умели полагаться на Б-га для достижения победы. У успеха есть две составляющие. Мы делаем все, что можем, для достижения поставленной цели, но верим скорее в Б-га, чем в самих себя — и тогда наш успех обеспечен.
** Шмот 12:42. Наши мудрецы подчеркивают, что защита Б-га распространяется на всех евреев, а не только на праведников. Под бедностью в данном случае понимается не отсутствие денег, а нехватка духовности. В данном случае отдыхают даже те, кому не хватает набожности и духовности. Заслуга веры такова, что любой еврей удостаивается защиты Б-га и силы веры.
Источник: http://www.jewish.ru/
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|
|
| |