[ Новые сообщения · Правила поведения · Участники · Поиск по темам · RSS лента ]
"Потому что Я Г-сподь, Б-г ваш, освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят" (Левит 11:44)
"Ибо все народы пойдут – каждый во имя божества своего, а мы пойдем во имя Г-спода Б-га нашего во веки веков." (Миха 4:5)
Шалом! Данный форум устроен по типу бейт-мидраш. Эта модель призвана помочь тем, кто желает изучать Тору и еврейскую мудрость, а учеников отличает стремление пополнить свои знания и найти им достойное применение. Люди данной категории не озабочены собственной репутацией или мнением большинства; их цель – сблизиться со Всевышним путем исполнения Его заповедей. Посещение «Бейт-Мидраш» не должно рассматриваться как место, где один человек обнажает духовную несостоятельность другого и претендует на исключительность собственного мнения. Суть общения и обучения – укрепление в праведности, исправление своего характера и, тем самым, участие в исправлении всего Мира (тикун олям).

У нас приветствуются ноахиты (бней-Ноах); геры (прозелиты), принявшие официальный или неофициальный гиюр, или находящиеся на пути к этому; выходцы из христианства или иных религий и культов; караимы; иудействующие, а также все Б-гобоязненные, неравнодушные к Б-гу Авраама, Исаака и Иакова, к Торе и Иудейскому образу жизни. Добро пожаловать!
Книга Мириам Исраэли Страна Аслана. Еврейский секрет Нарнии. "Хроники Нарнии" сквозь призму иудейского мировоззрения


Страница 1 из 11
Бейт-мидраш / Дом учения » ЕВРЕЙСКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ » Вера и Святость - Эмуна ве-Кдуша » Договор веры? Или вера в договор?
Договор веры? Или вера в договор?
ГалилеянкаОтправлено в: Суббота, 13 Августа 2011, 17:21 | Сообщение № 1

Администратор
Сообщений: 5418
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Присутствует
Взяв на себя обязательство соблюдать заповеди Торы, евреи в первую очередь обязались соблюдать то, что называется договором. Иначе откуда следует, что произнесение двух слов – наасэ венишма ("начнем выполнять, а уже потом спросим, что это такое") – хоть к чему-то их обязывает?

Безответственный человек в праве заявить, что ничто не может заставить его держать собственное слово. Согласие быть верным обещанию уже должно откуда-то следовать! Под таким согласием (а оно уже само обещание!) надо расписаться. И полный текст должен звучать как-то так: обещаю выполнять свои обещания, включая и данное обещание. (Что ни говорите, а рекурсивность в формулировке социальных законов никогда не выглядит убедительно.)

** **

По Мидрашу, Тора давалась и прочим народам. Но разве можно серьезно утверждать, будто другие народы должны были знать, что это такое? Встречный вопрос – "а что в вашей Торе написано?" – вполне логичен и оправдан. Иначе, приобретя кота в мешке, всегда можно сослаться на порочность сделки (по-еврейски это называется мэках-таут, ошибочное приобретение; случай, когда покупатель получил не то, что ему разрекламировал продавец).

Неслучайно Агада говорит, что до евреев Творец предложил Тору сыновьям Ишмаэля, Моава, Амона и Эдома, но не Кеанану, например. Ибо первые четверо происходили от Авраама, а значит, слышали, о чем говорится в Торе, – если не в тонких подробностях, то хотя бы в целом, что, конечно же, не могло потом привести к "отмазке": а мы-де не знали, что это так серьезно. – Все прекрасно знали!

Но если так, то кто сказал, что обещания надо выполнять? И если вы скажете, что так написано в самой Торе (недельный раздел Матот), то ведь как раз о том и идет речь: не получив Тору, в которой сказано: соблюдай, – я еще не могу дать обещание ее соблюдать. Это обещание идет как бы до Торы. Оно фундаментальней Торы, оно ей предшествует, оно – основа основ.

И все это понимают.

Иначе нет ни социума, ни семьи, не вертикали племенной власти. Ничего.

Короче, все это называется верой. Я верю, что в мире, созданном Творцом, надо держать свое слово. Как Он держит Свое. Это только одна из формулировок.

Другими словами, сначала объявляю о своем согласии быть верным Союзу (Договору) с Всевышним, а потом в этот Союз вступаю (подписываю Договор, Брит). Или, что то же самое, заключаю договор устный – говорю наасэ венишма.

Вера в серьезность объявленных намерений – не что иное, как вера в Творца, что, в конечном счете, выражается в моей готовности принять от Него наказание за несоблюдение мной своей части Договора.

Другие народы честно сказали: мы не выполним Твоей Торы, нашему слову не доверяй. И это было похоже на лжеца, который единственный раз сказал про себя правду: моему слову не верьте!

** **

Миллион лет назад урок на тему "Держи свое слово" был вывешен в виде видео-файла на Толдот. Даю отрывок из него (конспектом, ибо у нас тут шева-брохес, и времени на редактуру совсем нет).

Бемидбар 30:3: "Если кто даст обет (обещание) Всевышнему… пусть не нарушит своего слова. Пусть выполнит все, что вышло из его уст".

Руководитель одной из ешив Бней-Брака пришел купить книгу "Кеилот Яаков" у ее автора, раби Яакова Исроэля Каневского (Стайплер). Это многотомный труд, а ему нужен был определенный том. Стайплер искал его у себя по всей квартире, однако не нашел. Вздохнул и сказал, что сожалеет – но не продаст ему книгу. Т.е., теперь надо подождать до следующего тиража.

У просителя лицо стало печальным. Стайплер это увидел – и снова стал искать. Нашел том в другой комнате и, обрадованный, принес. Проситель тоже обрадовался – и протянул Стайплеру деньги.

Тут Стайплер со всей серьезностью заявил: я же сказал, что не продам тебе эту книгу. Как теперь я могу быть обманщиком? Написано: "Пусть выполнит все, что вышло из его уст".

И отдал книгу в подарок.

Рав Реувен Пятигорский


Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
ГалилеянкаОтправлено в: Суббота, 13 Августа 2011, 17:25 | Сообщение № 2

Администратор
Сообщений: 5418
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Присутствует
Не пора ли расторгнуть договор?

Вопрос:

Не пора ли расторгнуть договор со Всевышним по причине невыполнения последним его обязательств перед еврейским народом. 19 веков бесконечных страданий — лучшее тому доказательство. В связи с тем, что он присутствует везде, он может выступить ответчиком в суде. (Вечный Жид)

Отвечает рав Элиягу Эссас:

Договор расторгают, когда одна из сторон не выполняет взятые на себя обязательства, иногда даже — только одно. Вы предполагаете, что Всевышний не выполнил (и не выполняет) хотя бы одно из взятых Им на Себя обязательств. Более того, у Вас даже есть доказательство — 19 веков страданий. Доказательство Ваше было бы весьма весомым, если бы Он обещал, что больших страданий нашему народу не причинит, при этом, не поставив никаких условий, которые мы, со своей стороны, должны были выполнить. Однако дело обстоит иначе.

Творец мира избрал еврейский народ для особой миссии. Избрал из всех народов и — навсегда заключил с нами — со всеми вместе и с каждым евреем в отдельности особый Союз (на иврите — брит).

В тексте “договора” об этом Союзе (а текст этот — Тора, Пятикнижие) просматриваются следующие пункты:

1. Если евреи будут жить по-еврейски, страдания обойдут их стороной. В этой жизни, в этом мире, им будут созданы благоприятные условия для реализации духовного потенциала всего народа и каждого еврея в отдельности. Награда — в мире будущем.

2. Если евреи массово и очевидно будут нарушать законы Торы (скажем, многие не станут соблюдать шаббат — Субботу, отказываться от некошерной еды, не будут испытывать друг к другу чувство братской любви и т.п.), на земле, в нашей жизни, они получат с Неба “корректирующее наказание” — в виде войн, болезней, разного рода бедствий и т.д.

3. Все евреи имеют общий духовный корень, поэтому у них — общая судьба. Один в ответе за всех, и все в ответе за одного. Это означает, что отдельные хорошие или плохие поступки оказывают влияние на судьбу народа. Вместе с тем, духовное состояние народа сказывается на судьбе индивидуума.

Можно выделить еще один, четвертый, пункт обязательств договора о Союзе, но о нем — чуть ниже.

Теперь же рассмотрим приведенные пункты.

Разве пункт 2 не объясняет, что болезненные, а то и — трагические события, которые обрушиваются на наш народ, не являются нарушением обязательств, взятых на Себя Всевышним? Разве не свидетельствует этот пункт об обратном — о точном выполнении условий договора? Со стороны Всевышнего.

А теперь посмотрим, как мы соблюдали и соблюдаем условия этого договора.

Давайте вспомним “светлые горизонты” эмансипации 19-го века, когда многие евреи поставили перед собой цель — “жить как все”, быть “немцами Моисеевой веры” (точная цитата, кстати).

Давайте вспомним и о наивной вере (вере!) в материализм, вере в “новую эпоху”, в то, что “наука опровергла Тору” и т.п.

Перейдем к 20-му веку. Вспомним, что большинство руководителей и сотни тысяч активистов социалистических и коммунистических движений по всей Европе были евреями.

Список можно продолжить. Но и то, о чем сказано, стоит сопоставить с пунктами 2 и 3.

Тут напрашивается совершенно иной вопрос — зеркальное отражение Вашего: это не нам следует расторгать договор, но — Ему. Ведь Он никогда не нарушал договор, а за это не раз получал от нас лишь черную неблагодарность. Это Он вправе сей договор расторгнуть.

Упреждаю наивную реакцию на эти слова: “Ну и что? Пусть расторгает...”. И скажу: если бы подобное произошло — не знаю, сколько на это понадобилось бы времени: минута или год — всему нашему народу и всему миру грозила бы гибель (в атомной войне, от метеорита, от страшной эпидемии неизлечимой болезни).

Ибо существование всего мира и человечества не имеет смысла, если в мире нет свидетельства о Нем. А свидетельство это — в Торе, которая должна реализовываться в деятельности людей. А если мы отвернулись от Торы, и Он — отвернулся от нас, и нет Связи между нами, и нет ощущения... Все меркнет и теряет смысл...

Однако бояться этого не нужно. Ибо такого никогда не произойдет. Ибо сказано: “И даже, когда вы будете (в наказание) в стране врагов ваших — не отвернусь от вас, не отвергну Союз с вами...” (Ваикра, гл. 26, ст. 44).

Это и есть пункт, о котором мы говорили:

4. Всевышний никогда не оставит свой народ. И народ никогда Его не оставит. Во все времена среди евреев будут люди, которые станут выстраивать свою жизнь по законам Торы — последовательно и со всей серьезностью. И именно они дают и будут давать миру возможность существовать и, в конце концов, — завершить работу по устранению “поломок” в духовных мирах (на иврите — тикун олам).

Предлагаю прочесть главу 26 книги Ваикра и 28 книги Дварим, а также — главы 7-8 и 29-30 той же книги Дварим.


Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
Бейт-мидраш / Дом учения » ЕВРЕЙСКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ » Вера и Святость - Эмуна ве-Кдуша » Договор веры? Или вера в договор?
Страница 1 из 11
Поиск:
Функции форума
Ленточный Вариант Форума  |  Правила поведения  |  Участники  |  RSS Лента  |  Поиск по Названиям Тем

Предупреждение: данный форум строго модерируем. Проводятся постоянные ревизии, чистки, а также удаляются устаревшие и потерявшие актуальность темы.

Цветовая маркировка групп: Читатель ~ Участник ~ Постоянный участник ~ Администратор

Поиск по всему сайту


Форум основан 1 июня 2006 г.
Хостинг от uCoz