Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| Духовные процессы очень тяжело объяснять на обыденном языке. У нас нет нужных слов, чтобы адекватно донести суть процесса. Поэтому, многие духовные учения пользуются аналогиями, опирающимися на знакомый опыт.
У человека есть два основных способа влиять на реальность.
Первый простой – механический. Я подхожу к вещи и поднимаю ее или толкаю. Эффект моего воздействия можно предсказать. Этим занимается точная наука - физика. Результат напрямую зависит от моих усилий.
Есть еще один способ влияния на реальность. Называется он - общение. Я подхожу к человеку и говорю ему одно слово (например "Пожар") и человек стремительно убегает (или не убегает).
В чем суть примера. Во-первых, количество моих усилий может быть минимально, а эффект - очень большим.
Во-вторых, я не обращаюсь напрямую к телу человека. Я обращаюсь к его сознанию, а его сознание - уже дает команду телу. При этом - сознание невидимо, но результат его работы - виден. И сознание - играет ключевую роль в общении.
И в-третьих, чем более развит собеседник, тем более непредсказуем результат. Так, говоря своей собаке "фас", я активирую выдрессированную часть ее сознания. С человеком – гораздо сложнее. Самый забавный эффект непредсказуемости реакции был продемонстрирован на финале чемпионата мира по футболу, когда фраза - сказанная Зидану вызвала много неожиданных последствий.
Итак, три фактора: невидимость командного «органа», слабый сигнал – (возможный) мощный отклик, и непредсказуемость результата. Далее, допустим я хочу попросить о чем-то.
Если я умею искренне поблагодарить за то, что человек сделал мне раньше - он с большим удовольствием сделает мне новую услугу. А если я воспринимаю его доброту, как будто она сделалась "автоматически" - у человека будет меньше мотивации сделать нам новое добро.
Итак, подведем черту под моделью и вступим в уникальную зону - объясним, что такое - общаться с Б-гом.
Есть две модели мира.
Первая - мир это набор разрозненных слепых сил, с которыми я взаимодействую по мере своих возможностей.
Вторая - мир это живое "существо". И видимый мир - это "тело" этого существа. А Б-г - это сознание мира.
Говорит еврейская мудрость, что мы можем общаться с миром не только по законам физики, но и по законам коммуникации, обращаясь к его «сознанию». Это звучит странно для светского человека, но главное - что это работает! Говорят мудрецы, что наша жизнь - это диалог с Б-гом. При этом наши реплики - это наши дела и наши молитвы. А реплики Б-га по отношению к нам - это то, что происходит с нами в этом мире. При этом понятно, почему этим "жанром" не интересуется наука, ведь реплики Вс-вышнего непредсказуемы, следовательно их нельзя изучать как регулярные процессы.
Кстати, когда мы хотим предсказуемости - это не коммуникация, а манипуляция. И можно пытаться манипулировать сверху вниз (например дрессируя собаку), но нельзя пытаться манипулировать снизу-вверх (пытаясь "заставить" Б-га делать что-то).
Можем ли мы претендовать, что Б-г обращает на нас внимание? Говорит каббала, что есть три уровня взаимодействия с Б-гом: раб (работник) - сын - супруг (компаньон-партнер). И чем выше человек духовно, тем ближе он к уровню партнера, которому Б-г отвечает самым заметным образом. Недаром, многие ходят к еврейским цадикам, которые могут своей молитвой "убедительно попросить" Вс-вышнего.
Ответ Б-га (событие, произошедшее с нами) мы не всегда можем правильно истолковать. Научиться этому - еще одна задача, которой учит еврейская мудрость. В эффективном общении-молитве важно три фактора. Во-первых, наша концентрация на процессе. Чем меньше наши мысли отвлекаются от процесса на посторонние отвлечения, тем сильнее «послание» (поэтому в синагогах женщины отделены от мужчин занавеской).
Во-вторых, искренность. Ведь Б-г не только слышит наши слова, но и воспринимает все наши чувства. И если человека можно обмануть, театрально «сыграв» общение, то Б-гу важнее адекватное внутреннее состояние «собеседника».
И, в-третьих, умение быть искренне признательным (appreciate), усиливает эфект просьбы. У обычного человека – неразвитость этих процессов не дает должного эффекта в молитве. Но обучаясь этому, мы постепенно сможем подняться на качественно новый уровень. И вместо «борьбы» с трудностями наша жизнь превратится в диалог с любящим нас Хозяином Мира.
рав Меир Брук
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|