[ Новые сообщения · Правила поведения · Участники · Поиск по темам · RSS лента ]
"Потому что Я Г-сподь, Б-г ваш, освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят" (Левит 11:44)
"Ибо все народы пойдут – каждый во имя божества своего, а мы пойдем во имя Г-спода Б-га нашего во веки веков." (Миха 4:5)
Шалом! Данный форум устроен по типу бейт-мидраш. Эта модель призвана помочь тем, кто желает изучать Тору и еврейскую мудрость, а учеников отличает стремление пополнить свои знания и найти им достойное применение. Люди данной категории не озабочены собственной репутацией или мнением большинства; их цель – сблизиться со Всевышним путем исполнения Его заповедей. Посещение «Бейт-Мидраш» не должно рассматриваться как место, где один человек обнажает духовную несостоятельность другого и претендует на исключительность собственного мнения. Суть общения и обучения – укрепление в праведности, исправление своего характера и, тем самым, участие в исправлении всего Мира (тикун олям).

У нас приветствуются ноахиты (бней-Ноах); геры (прозелиты), принявшие официальный или неофициальный гиюр, или находящиеся на пути к этому; выходцы из христианства или иных религий и культов; караимы; иудействующие, а также все Б-гобоязненные, неравнодушные к Б-гу Авраама, Исаака и Иакова, к Торе и Иудейскому образу жизни. Добро пожаловать!
Книга Мириам Исраэли Страна Аслана. Еврейский секрет Нарнии. "Хроники Нарнии" сквозь призму иудейского мировоззрения


Страница 1 из 11
Бейт-мидраш / Дом учения » ЕВРЕЙСКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ » Здоровье - Бриют у-Тмимут » Нарушение шабата ради лечения нееврея
Нарушение шабата ради лечения нееврея
ГалилеянкаОтправлено в: Среда, 29 Февраля 2012, 20:59 | Сообщение № 1

Администратор
Сообщений: 5451
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
Спасатели из ультраортодоксальной еврейской организации продемонстрировали на Гаити готовность пожертвовать религиозными ограничениями ради жизни людей

По большей части Израиль упоминается в мировых новостях либо в связи с очередным терактом, либо из-за “оккупации и угнетения” палестинцев. Oднако воистину “не было бы счастья, да несчастье помогло”. Практически сразу после разрушительного гаитянского землятресения Израиль отправил на далекий остров спасательную команду и медиков, развернувших полевой госпиталь. За время пребывания на Гаите израильтяне вытащили из-под завалов несколько человек, оказали медицинскую помощь десяткам тысяч пострадавшим, расчистили несколько дорог, построили три водонапорных башни, приняли роды десятерых младенцев… Так что неудивительно, что даже обычно враждебные Израилю СМИ не устают рассыпаться в комплиментах и благодарностях.

Помимо официальной израильской делегации, в спасательных работах на Гаити также участвовали добровольцы из ультраортодоксальной организации ЗАКА, имеющей большой опыт помощи жертвам терактов и стихийных бедствий. Добровольцы-ортодоксы работали бок о бок со своими израильскими коллегами и, в частности, извлекли из-под руин местного университета восемь раненых гаитянских студентов. При этом, как передал пресс-секретарь организации, спасатели продолжали работу даже в субботу, день отдыха правоверных иудеев. Волонтеры лишь позволили себе небольшой перерыв, чтобы произнести утреннюю молитву, после чего вновь вернулись к спасательным работам.

Для того, чтобы понять всю важность этого поступка ультраортодоксов-спасателей, потребуется небольшой экскурс в историю еврейского религиозного права.

Судя по всему, изначально евреи пребывали в убеждении, что нельзя нарушать субботу ради спасения человеческой жизни. Ситуация изменилась лишь после трагического инцидента, имевшего место в начале восстания Хасмонеев: “Погнались за ними многие и, настигнув их, ополчились, и выстроились к сражению против них в день субботний, 33и сказали им: теперь еще можно; выходите и сделайте по слову царя, и останетесь живы. 34Но они отвечали: не выйдем и не сделаем по слову царя, не оскверним дня субботнего. 35Тогда поспешили начать сражение против них. 36Но они не отвечали им, ни даже камня не бросили на них, ни заградили тайных убежищ своих, 37и сказали: мы все умрем в невинности нашей; небо и земля свидетели за нас, что вы несправедливо губите нас. 38Нападали на них по субботам, и умерло их, и жен их, и детей их со скотом их, до тысячи душ. 39Когда узнал о том Маттафия и друзья его, горько плакали о них; 40и говорили друг другу: если все мы будем поступать так, как поступали эти братья наши, и не будем сражаться с язычниками за жизнь нашу и постановления наши, то они скоро истребят нас с земли. 41И решили они в тот день и сказали: кто бы ни пошел на войну против нас в день субботний, будем сражаться против него, дабы нам не умереть всем, как умерли братья наши в тайных убежищах” (1 Мак. 2:32-42).

Споры о том, что именно можно и чего нельзя делать в субботу для спасения жизни, продолжались еще несколько столетий (именно в контексте этих споров следует рассматривать знаменитые слова раби Йешуа: “Человек для субботы, а не суббота для человека”). В конечном итоге была принята следущая формулировка: “Нарушим ради него субботу, чтобы он затем смог соблюсти много суббот” (Вавилонский Талмуд, Йома 85б).

Эта формулировка имела далеко идущие последствия. Согласно еврейскому закону, только евреи должны соблюдать субботу. Соответственно, если нарушение субботы ради спасения жизни оправдано тем, что спасенный “соблюдет много суббот”, то из этого следует, что субботний покой нарушают только ради спасения жизни соблюдающего субботу – то есть, проще говоря, другого еврея.

Эта логика соответствует букве еврейского закона. Вот что пишет, к примеру, р. Авраам Штейнберг в книге “Jewish Medical Law”, являющейся кратким изложением другой книги - “Циц Элиэзер”, монументального труда одного из авторитетнейших раввинов ХХ века Элиэзера Вальденберга: “Согласно законам, сформулированным в Талмуде и кодексах, запрещено нарушать Субботу ради медицинской помощи нееврею, даже опасно больному. Это правило распространяется и на помощь нееврейской роженице”.

Однако означает ли это, что доктор-иудей не станет помогать в субботу больному-нееврею? Скорее всего, нет. Уже в Средние века раввины поняли, что если еврей откажется по субботам спасать нееврея, то это вызовет такой всплеск антисемитизма, что мало никому не покажется. Поэтому “ради предотвращения ненависти” (официальная формулировка) подавляющее большинство раввинов разрешило нарушать субботу ради спасения жизни нееврея.

Чтобы убедиться в этом, продолжим цитату из книги “Jewish Medical Law”: “Сегодня разрешается ради лечения нееврея в субботу нарушить запреты, установленные раввинами. Поскольку, поступая так, врач предотвращает вражду между евреями и неевреями. Некоторые авторитеты разрешают нарушить любой субботний запрет ради лечения нееврея, даже те из них, которые прямо упомянуты в Торе. Существует легальный метод лечить нееврея в субботу, нарушая при этом все субботние запреты, и при этом не нарушить закон. Для этого врач, оказывая помощь, должен думать про себя, что делает это не ради лечения, но для того, чтобы обезопасить от обвинений и вражды как себя, так и весь еврейский народ”.

Судя по тому, что мне ни разу не доводилось слышать о скандалах, вызванных отказом врача-иудея лечить еврея в субботу, все религиозные врачи на практике следуют мнению, изложенному выше. Однако одно дело – когда, условно говоря, врач (спасатель, пожарник, полицейский) получил в субботу вызов от нееврея, а совсем другое – когда он сам, добровольно, вызывается участвовать в спасательной операции, которая неизбежно будет сопряжена с нарушением субботы. В такой ситуации немало верующих евреев полагает, что если речь не идет о спасании других евреев, суббота важнее, и, следовательно, от таких планов следует отказаться.

И в этой связи поступок волонтеров-ультраортодоксов из ЗАКА может иметь судьбоносное значение. ЗАКА – организация частная и на Гаити никому неизвестная (хотя ее спасатели успели с честью отметиться в нескольких “горячих точках”, например, после цунами в Таиланде). Если бы ЗАКА не послала на Гаити своих спасателей, этого никто бы не заметил и, следовательно, никакой “вражды” это бы не вызвало. Поэтому если волонтеры из ЗАКА все же отправились на разрушенный землетресением остров, то это может означать одно: с точки зрения ЗАКА в вопросах спасения жизни разницы между евреями и неевреями нет.

Как нетрудно догадаться, часть религиозной публики была этим шокирована. Поэтому на ультраортодоксальных форумах в адрес ЗАКА посыпались обвинения в нарушении святости субботы, незнании религиозных законов и т.д. Однако, насколько я знаю, ни один раввин эти обвинения не поддержал. Более того, очень велика вероятность, что волонтеры ЗАКА отправились на Гаити, предварительно заручившись “благословением” кого-либо из религиозных авторитетов.

Безусловно, если это предположение верно, то лучше всего было бы, если бы этот раввин заявил о своем разрешении публично. Однако даже если этого не произойдет и духовные лидеры просто предпочтут не высказываться, этого, возможно, будет достаточно, поскольку молчание в данном случае будет безусловно воспринято как знак согласия.

Так что нельзя исключить, что волонтеры ЗАКА, побывавшие на Гаити, не только спасли несколько жизней, но и своим героическим поступком смогут поставить окончательную точку в безумном споре о том, что важнее: суббота или человеческая жизнь.

Евгений Левин, Иерусалим


Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
Бейт-мидраш / Дом учения » ЕВРЕЙСКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ » Здоровье - Бриют у-Тмимут » Нарушение шабата ради лечения нееврея
Страница 1 из 11
Поиск:
Функции форума
Ленточный Вариант Форума  |  Правила поведения  |  Участники  |  RSS Лента  |  Поиск по Названиям Тем

Предупреждение: данный форум строго модерируем. Проводятся постоянные ревизии, чистки, а также удаляются устаревшие и потерявшие актуальность темы.

Цветовая маркировка групп: Читатель ~ Участник ~ Постоянный участник ~ Администратор

Поиск по всему сайту


Форум основан 1 июня 2006 г.
Хостинг от uCoz