[ Новые сообщения · Правила поведения · Участники · Поиск по темам · RSS лента ]
"Потому что Я Г-сподь, Б-г ваш, освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят" (Левит 11:44)
"Ибо все народы пойдут – каждый во имя божества своего, а мы пойдем во имя Г-спода Б-га нашего во веки веков." (Миха 4:5)
Шалом! Данный форум устроен по типу бейт-мидраш. Эта модель призвана помочь тем, кто желает изучать Тору и еврейскую мудрость, а учеников отличает стремление пополнить свои знания и найти им достойное применение. Люди данной категории не озабочены собственной репутацией или мнением большинства; их цель – сблизиться со Всевышним путем исполнения Его заповедей. Посещение «Бейт-Мидраш» не должно рассматриваться как место, где один человек обнажает духовную несостоятельность другого и претендует на исключительность собственного мнения. Суть общения и обучения – укрепление в праведности, исправление своего характера и, тем самым, участие в исправлении всего Мира (тикун олям).

У нас приветствуются ноахиты (бней-Ноах); геры (прозелиты), принявшие официальный или неофициальный гиюр, или находящиеся на пути к этому; выходцы из христианства или иных религий и культов; караимы; иудействующие, а также все Б-гобоязненные, неравнодушные к Б-гу Авраама, Исаака и Иакова, к Торе и Иудейскому образу жизни. Добро пожаловать!
Книга Мириам Исраэли Страна Аслана. Еврейский секрет Нарнии. "Хроники Нарнии" сквозь призму иудейского мировоззрения


Страница 1 из 11
Бейт-мидраш / Дом учения » ЕВРЕЙСКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ » Здоровье - Бриют у-Тмимут » Взгляд иудаизма на употребление слабых наркотиков и курение
Взгляд иудаизма на употребление слабых наркотиков и курение
ГалилеянкаОтправлено в: Среда, 29 Февраля 2012, 12:54 | Сообщение № 1

Администратор
Сообщений: 5451
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
Как иудаизм относится к употреблению слабых наркотиков?

Здравствуйте!

Наркотики, прежде всего, подрывают здоровье человека. Тора же учит нас заботиться о своем здоровье. Помимо этого они пагубно действуют на мышление, с течением времени человек, принимающий наркотики, становится не в состоянии учить Тору и молиться.

К тому же, у человека увеличивается привязанность к удовольствиям этого мира – пусть даже только к одному из них. В любом случае, тот, кто привязан к материальному миру, не может приблизиться к Б-гу.

И наконец, известно, что наркотики – слишком дорогое удовольствие, и человек, регулярно принимающий их, так или иначе, входит в контакт с преступным миром.

Исходя из всего этого, наркотики строго запрещены (Игрот Моше, Йоре Деа 3, 35). Если же речь идет о вещах уровня кофе, то, если ими не злоупотреблять, то они не повредят здоровью и не вызовут зависимости. Курение в наше время очень порицается знатоками Торы, и мудрецы настоятельно советуют отучиться от этой привычки, поскольку в наше время доказано, что это однозначно вредно для здоровья. Многие праведники прошлых поколений отказывались от курения уже в зрелом возрасте, когда замечали, что они находятся в зависимости. Это вопрос не здоровья, а мусара, и для еврея он, конечно, не менее важен.

С уважением, Овадья Климовски

***

Запрет курения
Рав Элиэзер Меламед
16 Октября 2001
Посвящено светлой памяти реб Авраама бен Давида

1 – С точки зрения Закона

Вопрос, который спрашивают многие: как относится Еврейское Законодательство (Галаха) к курению сигарет и трубки, можно ли курить или нельзя?

Ответ: много лет назад, врачи считали, что курение хорошо влияет на здоровье, и иногда даже советовали некоторым больным курить трубку в качестве лекарства. Но, с течением времени выяснилось, что курение наоборот очень вредит здоровью.

Уже во времена Хафец-Хаима (который умер примерно 60 лет назад) распространилось мнение нескольких врачей, что слабым людям нельзя много курить, потому что курение ослабляет человека, и может даже быть причиной его смерти. И, в соответствии с этим, Хафец-Хаим запретил некурящим начинать курить. Но, несмотря на это, поскольку не было до конца известно, насколько вредным является курение, большинство раввинов не видели основания для окончательного запрета, и не стали заставлять курящих учеников ешив отказаться от курения.

Однако, за последние несколько десятков лет, выяснилось безо всякой тени сомнения, в результате глубоких исследований, что курение очень опасно для здоровья, и поэтому является запретом из Торы, которая приказала нам беречь нашу жизнь, как сказано: “Только очень береги себя и храни свою душу” (Тора, книга Дварим 4:9). И еще написано: “И оберегайте очень души ваши” (там же 4:15). То есть, приказано нам беречься от всего того, что может угрожать нашей душе*, и поэтому есть закон, обязывающий оградить балкон и крышу (доступную и используемую как балкон), чтобы человек не мог с них упасть. Из всего этого следует, что надо заботиться о здоровье, и поэтому курение тоже запрещено запретом Торы**. (Логика в том, что тело и душа принадлежат не человеку, а Творцу, и выданы Им для бережного пользования.)

Кроме того, стоит отметить, что раввин доктор Мордехай Гальперин написал, что, возможно, курение запрещено не только с точки зрения вреда здоровью, но также и как запрет убийства. Потому что с каждой затяжкой человек наносит прямой ущерб своим легким, и тем самым в какой-то степени приближает свою кончину, соответственно нарушая запрет ‘Не убивай’, содержащийся в Десяти Заповедях. (Кстати по той же причине он постановил, что человек которому врачи запретили поститься – обязан есть в Йом-Кипур, из опасения приближения кончины, за что тоже ответит перед судом Вс-вышнего)

2 – С точки зрения Науки

Давайте посмотрим на научные факты. Это мнения трех профессоров: др. Мельцара, др. Гершковича и проф. Котана. Их мнения послужили основой для запрета Еврейским Законодательством (Галахой) курения.

У курильщиков, главным образом, возникают три болезни. Первая – прямой удар по легким различными бронхитами и эмфиземами, которые, помимо всего прочего, уменьшают способность легких усваивать кислород. В большинстве случаев эти болезни ослабляют активность человека, а в некоторых редких случаях могут служить причиной смерти. Второе – это болезни сердца: примерно каждый четвертый случай смерти от инфаркта является следствием курения. Третье – это Рак. В исследованиях доказано, что очень часто именно курение вызывает это заболевание. Вероятность того, что курящий человек заболеет раком в два раза выше, чем тот, кто не курит. Главным образом это Рак легких. Среди курящих статистика заболевания раком легких выше в семь раз!

В исследованиях американских страховых компаний обнаружилось, что смертность среди курящих людей в возрасте 45 лет выше на 80%, чем среди некурящих того же возраста, а среди людей в возрасте около 60 лет – на 125%.

Интересно, что в одном из исследований выяснилось, что и количество дорожно-транспортных аварий у курящих больше. 6,59% курящих служат причиной аварии, тогда как у некурящих это показатель составляет 3,75%. Причина этого в том, что из-за курения уменьшается количество кислорода в крови, так как никотин отрицательно влияет на гемоглобин, и это в свою очередь влияет на способность водителя сконцентрировать внимание.

В соответствии со всем выше перечисленным, было решено, что курение таит в себе серьезную опасность, и поэтому на него распространяется запрет Торы вредить здоровью.

3 – Курение в общественных местах

Возникает вопрос. Может ли некурящий человек требовать у своего курящего соседа прекратить курить по причине того, что это ему мешает? Само собой разумеется, что в своем доме каждый сам решает, курить ему или нет. И гость не может обязать хозяина затушить сигарету. А также гость не имеет права закурить, если хозяину это не нравится. Но что делать в общественных местах?

В Талмуде (Бава-Батра, 23а) сказано, что даже на своей территории должен человек стараться не причинить ущерб соседу. Например, запрещено создавать у себя дым или неприятный запах, который может проникнуть на территорию соседа и повредить ему. Отсюда мы учим, что дым может причинять ущерб. И что сосед имеет право требовать избавить его от мешающего ему дыма. Такой же закон и в общественном месте: человек может требовать у другого прекратить курить. И также двое служащих, работающих в одном офисе, один из них может обязать второго не курить в его присутствии. И, даже если он долгое время смирялся, это не лишило его права требовать от товарища прекратить курить. Даже если дотоле никто от него этого не требовал, и курильщик уже решил, что есть у него полное право курить, по закону это не так.

Причем даже не обязательно, чтобы дым наносил ущерб здоровью. Достаточно, если он просто мешает, и только приносит окружающим неудобство. Но сегодня доподлинно известно о вреде табачного дыма, поэтому запрет вредить другим еще строже.

Рав Цви Егуда Акоэн Кук постановил, что нельзя курить в Бейт-Мидраше (Синагоге). И такое же постановление вынес рав Моше Файнштейн, потому что дым мешает соседям.

4 – Можно ли помогать курящему

Одним из первых раввинов, который запретил курение, был рав города Тель-Авив, Хаим-Давид Алеви. И тогда перед ним встал такой вопрос: можно ли помогать курящему? Например, отец просит у сына купить ему пачку сигарет. Может ли он это делать? С одной стороны, курение запрещено из Торы. С другой стороны – у нас есть заповедь почитания родителей.

Вот что написал по этому поводу сам рав Хаим-Давид. Поскольку заповедь почитания родителей не может отменить другую заповедь Торы, то запрещено сыну купить по просьбе отца сигареты. И хотя отец может купить сигареты и сам (поэтому тут нет запрета Торы “ставить преграду перед слепым”), но все равно мудрецы запретили помогать человеку преступить закон, даже если он и сам может справиться. Поэтому сыну запрещено покупать сигареты по просьбе отца.

Так считает рав. В принципе все правильно. Но если такой отказ сына вызовет большой скандал, и может статься, что теплым отношениям отца и сына будет нанесен урон, то “прибыль обернется убытком”. И поэтому, если отец плохо воспримет такой отказ сына, то лучше будет сыну все же их купить сигареты отцу и сохранить мир в семье. (Так постановил рабби Шломо Зальман Оербах в книге “Минхат Шломо” [глава 35])

5 – Воспитание здорового образа жизни

Теперь, когда мы выучили, что курить запрещено, так как это вредит здоровью и подвергает жизнь человека и окружающих опасности, понятно, что нельзя позволять человеку начинать курить. Потому что никотин вызывает привязанность, из-за которой бросить курить потом будет очень сложно.

Но даже тот, кто уже втянулся в эту вредную привычку, лежит на нем обязанность бросить, потому что организм того, кто бросил курить, восстанавливается с течением времени, и его риск заболеть раком и другими болезнями приравняется к риску некурящего человека.

И хотя, на первый взгляд, кажется, что бросить курить очень сложно, но опыт показывает, что это вполне возможно. Например, в 1970 году, когда началась кампания против курения, 64% курящих врачей считали, что невозможно бросить курить. Однако через 10 лет курили из них только 16%. Отсюда видно, что знание о вреде курения помогает с ним расстаться.

Иногда, по разным причинам, у человека нарушено душевное равновесие в результате различных стрессов, и ему очень сложно бросить курить. В этом случае его состояние можно определить как “вынужденное”. И такого человека лучше не заставлять бросать, потому что это может забрать у него последние силы. Но большинство людей все же могут бросить курить.

Стоит также отметить, что курение вызывает большую статью расходов. Если посчитать, сколько тратит курильщик на сигареты, то можно увидеть довольно круглую сумму.

--------------------------------------------------------------------------------
* Душа человека как бы поделена на три части, которые на русский переводятся одинаково: “нефеш”, “руах”, “нешама”. Нефеш является нижней, и обеспечивает поддержание жизни, она (правда качественно другого порядка) есть у всех живых организмов. Поэтому фраза “Береги свою душу”, где в иврите использован термин “нефеш”, говорит именно о здоровье. (прим. переводчика)

** Для желающих посмотреть источники, книги:
· “Асе леха рав” - часть вторая, глава первая
· “Циц Элиэзер” - 15, 39

--------------------------------------------------------------------------------
Перевод с иврита.
Оригинал находится на сайте ешивы Бейт-Эль (http://www.yeshiva.org.il/)
Переведено Михаэлем Волоховым с разрешения ешивы.


Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
ХульдаОтправлено в: Среда, 29 Февраля 2012, 13:43 | Сообщение № 2

Участник
Сообщений: 428
C нами с 20 Сентября 2009
Откуда: Латвия
Статус: Отсутствует
Quote (Галилеянка)
Курение в наше время очень порицается знатоками Торы, и мудрецы настоятельно советуют отучиться от этой привычки, поскольку в наше время доказано, что это однозначно вредно для здоровья. Многие праведники прошлых поколений отказывались от курения уже в зрелом возрасте, когда замечали, что они находятся в зависимости.

Хотелось бы добавить о женском курении. Я резко осуждаю женщин, а тем более, имеющих отношение к иудаизму, которые курят. Если женщина курит, то в ней ещё очень много проблем. Я сама раньше курила, и знаю, что это такое. Мы являемся примером для окружающих - детей, сотрудников, соседей, знакомых.

Как относится религия к курению и, в частности, к женскому курению?



Феликс, Ессен, Германия

Отвечает рав Элиягу Эссас.

Курение противоречит заповеди Торы, выраженной словами: «Очень остерегайтесь нанести вред вашим душам» (Дварим, гл. 4, ст. 15).

В своем всеобъемлющем Кодексе еврейских законов Рамбама - Мишне Тора говорится: «Человек обязан оградить себя от всего, что вредит телу и приучить себя ко всему, что очищает и излечивает тело» (Мишне Тора, том 1, раздел Деот, гл. 4).

В своем фундаментальном комментарии к Шульхан Аруху - Беер а-Гола раввин Моше Ривкес (Литва, 17-й век) пишет: «Тот, кто сознательно подрывает свое здоровье, как будто презирает Волю Творца и... нет примера большего пренебрежения (к Небу), чем это» (раздел Хошен Мишпат, статья 427).

Приведенные цитаты относятся ко всему, что наносит ущерб здоровью. Курение - и это в последние 20 лет повсеместно признано - всерьез и непоправимо разрушает здоровье, сокращает продолжительность жизни и обрекает на годы (а то и на десятки лет) мучений. Если даже отвлечься от бытовых и прочих страданий человека и его близких, и рассматривать эту проблему с позиций идеалов Торы, курящий человек сознательно подрывает свою способность служить Всевышнему, теряя возможность прилагать к этому те силы, которые Он ему дал.

Некая проблема состоит в том, что курение в еврейском религиозном мире (как, впрочем во всем мире вообще) получило достаточно широкое распространение. В 19-м веке и первой половине 20-го жертвой этой привычки пали многие раввины и другие уважаемые люди. Часто молодежь имитирует их поведение и в этом. И бедствие не ликвидировать так быстро, как надо было бы.

Впрочем, ряд раввинов «официально» объявили, что курение - нарушение норм поведения религиозного человека. И процент курящих в религиозной еврейской среде неуклонно идет на убыль (в США, например, количество курящих моложе 40 лет не превышает 5%).

Курение среди религиозных женщин практически не получило распространение. И относиться к нему можно только резко отрицательно.


Утешайся Господом, и Он исполнит желание сердца твоего.
 
Бейт-мидраш / Дом учения » ЕВРЕЙСКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ » Здоровье - Бриют у-Тмимут » Взгляд иудаизма на употребление слабых наркотиков и курение
Страница 1 из 11
Поиск:
Функции форума
Ленточный Вариант Форума  |  Правила поведения  |  Участники  |  RSS Лента  |  Поиск по Названиям Тем

Предупреждение: данный форум строго модерируем. Проводятся постоянные ревизии, чистки, а также удаляются устаревшие и потерявшие актуальность темы.

Цветовая маркировка групп: Читатель ~ Участник ~ Постоянный участник ~ Администратор

Поиск по всему сайту


Форум основан 1 июня 2006 г.
Хостинг от uCoz