[ Новые сообщения · Правила поведения · Участники · Поиск по темам · RSS лента ]
"Потому что Я Г-сподь, Б-г ваш, освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят" (Левит 11:44)
"Ибо все народы пойдут – каждый во имя божества своего, а мы пойдем во имя Г-спода Б-га нашего во веки веков." (Миха 4:5)
Шалом! Данный форум устроен по типу бейт-мидраш. Эта модель призвана помочь тем, кто желает изучать Тору и еврейскую мудрость, а учеников отличает стремление пополнить свои знания и найти им достойное применение. Люди данной категории не озабочены собственной репутацией или мнением большинства; их цель – сблизиться со Всевышним путем исполнения Его заповедей. Посещение «Бейт-Мидраш» не должно рассматриваться как место, где один человек обнажает духовную несостоятельность другого и претендует на исключительность собственного мнения. Суть общения и обучения – укрепление в праведности, исправление своего характера и, тем самым, участие в исправлении всего Мира (тикун олям).

У нас приветствуются ноахиты (бней-Ноах); геры (прозелиты), принявшие официальный или неофициальный гиюр, или находящиеся на пути к этому; выходцы из христианства или иных религий и культов; караимы; иудействующие, а также все Б-гобоязненные, неравнодушные к Б-гу Авраама, Исаака и Иакова, к Торе и Иудейскому образу жизни. Добро пожаловать!

  • Страница 1 из 1
  • 1
Смысл заповедей
ГалилеянкаОтправлено в: Понедельник, 10 Июня 2013, 23:04 | Сообщение № 1

Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
Галаха – это общее название еврейского Закона. В более узком смысле это слово означает также авторитетное и окончательное решение какого-либо частного вопроса. Еврейский Закон покоится прежде всего на предписаниях Письменной и Устной Торы, на всех раввинских постановлениях, включая религиозно-юридические решения, которые дошли до нас через века в форме респонсов и комментариев великих ученых. Все это служит авторитетной основой процесса продолжающейся и в наши дни религиозно-правовой практики и обеспечивает его правовыми прецедентами. Само слово Алаха означает "путь, по которому идут". Галаха – это практика, а не теория. Она касается законов и прав, а не философии. Хотя Галаха основана на вере, она разрешает вопросы, связанные с поступками людей. Ее предмет –правильное соблюдение заповедей в любой ситуации, при любых условиях. (Мицвот, данные нам в Торе, по существу не изменяются, но некоторые из раввинских постановлений могут быть изменены в определенных обстоятельствах авторитетными духовными учителями.) Галаха направлена на совершенствование поведения человека и имеет дело с этическими обязанностями и религиозным долгом.

Галаха как система законов рассматривает все аспекты жизни людей и их отношения друг к другу и ко Всевышнему. Таким образом, она не только регулирует религиозную жизнь в узком смысле этого понятия, но охватывает также и ту область, которая нееврейскими учеными рассматривается как сфера морали и этики, гражданского и уголовного права. Галаха всеобъемлюща. То же можно сказать о еврейской религии в целом. Нет области человеческой жизни, в которую она не проникала бы и в которой не указывала бы правильного пути. И поскольку любое проявление жизни является объектом алахического рассмотрения, крайне ошибочно было бы представлять еврейскую религию лишь одной из сторон многогранной практической и духовной деятельности человека. Обычаи, питание, семейная жизнь, профессиональная этика, общественное поведение, развлечения, художественное самовыражение — все это находится в сфере религиозного закона, освящается духовными ценностями иудаизма. Иудаизм не отделяет себя ни от какой стороны бытия и не ограничивает свои интересы только ритуальными актами, имеющими мистическое значение в духовных мирах. Еврейская религия во всей своей полноте и есть жизнь. Она определяет для человека иерархию жизненных ценностей.

Такова природа нашего религиозного наследия. Вот почему еврейские пророки боролись за социальную справедливость, против угнетения бедных с той же страстью, как за святость субботы и уничтожение идолопоклонства. Наши священные книги указывают, что иудаизм – это путь деяний, а не только вера. Главенствующая роль духовных принципов не преуменьшается, но подчеркивается все же именно действие. Суть еврейской веры – не в претенциозных доктринах и красивых декларациях, но в практическом осуществлении принципов Торы — "практических заповедей" (мицвот маасийот).

Концепции иудаизма и его ценности мало что значат, если их не претворять в жизнь. Галаха – это и есть те способы, которыми эти концепции и ценности реализуются в обыденной жизни. Галаха предписывает пути конкретизации теории, принципов, кредо. Галаха с ее сосредоточением на исполнении заповедей служит тому, чтобы конкретизировать абстрактное и освятить мирское.

Профессор Эрнст Симон из Еврейского университета в Иерусалиме предлагает в одной из своих статей разумное обоснование соблюдения Галахи современным евреем: "Между верой и людьми устанавливается относительное равновесие. Его можно поддерживать только освященной жизнью. Галаха — единственный способ найти и не потерять правильный путь к освященной жизни". Сверх того, говорит Э.Симон, Галаха имеет основополагающее значение для еврея потому, что "воплощает жизненную позицию, которая приводит к необходимости сохранения интеллекта в современном антиинтеллектуальном обществе, дисциплины — в развращенном мире вседозволенности, ориентации и чувства направления – в хаосе информации, духовности – перед очевидным нашествием суеверия и мракобесия..."

Сеймур Зигель в статье "Евреи и христиане: следующий шаг" ("Консервативный иудаизм", 1965, №19) добавляет: "Мы остаемся евреями не потому, что мы члены некоего философского общества с высшими принципами (хотя в этом источник нашей гордости и наше призвание: вечно хранить и углублять наследие иудаизма). Мы остаемся евреями, потому что мы часть общины Израиля, которая на вечные времена согласилась жить особой жизнью в послушании Б-гу. Конечно, из этой предпосылки вытекают определенные идеи. Но наше существование определяется заветом, смысл которого выражен в Торе и Галахе, а не просто декларациями".

В некоторых кругах бытует опасение, что строгое следование Галахе, если оно не сопровождается глубокой верой и религиозным чувством, выльется в привычную форму поведения, лишенную духовного содержания. Эти опасения не только не оправдывают отхода от Галахи, но, напротив, показывают необходимость сохранения духовной основы всех действий. Мудрецы уже давно осознали эту опасность. Они учили: "Не превращай молитву свою в привычное словоговорение..." (Авот, 2:18). Нельзя оправдать отказ от выполнения заповеди на том основании, что ритуал можно довести до нежелательной крайности. Следует препятствовать выхолащиванию духовности.

Даже Авраам-Йегошуа Гешель, выдающийся представитель той школы, которая придает главное значение духовной сфере человеческой жизни (он называет это "сферой Агады"), непримиримый противник всякой попытки свести иудаизм исключительно к Галахе, признает: "Вернейший способ утратить Агаду (веру, духовность) – это упразднить Галаху. Лишаясь Галахи, Агада теряет свою субстанцию, характер, источник вдохновения, опору против секуляризации. Одной духовной силой нам не приблизиться к Б-гу. Чистейшие намерения, беззаветная преданность, самые духовные стремления бесполезны, если они не реализованы в действии" ("Между человеком и Б-гом", Нью-Йорк, 1959).

Подобно всем системам, основанным на том или ином своде законов, Галаха допускает правомочность самых разнообразных решений, при условии, что все они должны основываться на четких правилах интерпретации Галахи. Именно о таких расхождениях во мнениях еврейские религиозные источники говорят: "То и другое [мнение] — это слова Б-га живого". То есть оба решения основаны на вере во Всевышнего и подкреплены искренним желанием исполнить Его волю. Есть большая разница между спорами относительно того, чего именно требуют Тора и традиция, и отрицанием авторитета Галахи. Последняя позиция выводит человека за пределы иудаизма.

Галаха — это единственный путь сохранения и увековечения еврейского образа жизни. Достаточно перестать обращать внимание на Галаху, и постепенно стиль жизни изменится, а с разрушением его будут утеряны ценности иудаизма, так бережно хранимые. Этот процесс, называемый ассимиляцией, может длиться несколько поколений. Он начинается с отказа еврея от какой-то части Галахи и кончается его полным отходом от еврейства. Это, увы, не умозрительное заключение, а исторический факт. Ибо когда евреи перестают соблюдать законы иудаизма, единственное, что препятствует полной духовной и физической их ассимиляции, — это взрывы антисемитизма.

Тайна заповедей, поиск их сокровенного смысла всегда привлекали внимание великих мудрецов и учителей нашего народа. Обширная литература объясняет суть всех законов Торы, а также многих правил и обычаев, возникших на протяжении еврейской истории. Сама Тора не содержит специальных обоснований большинства заповедей. Рациональные объяснения мицвот предлагали и ранние и поздние комментаторы, но их точка зрения принималась не всеми евреями. Чем авторитетнее был ученый, тем больший вес имели его толкования. Мудрецы, жившие в разные времена и в разных условиях, могли по-разному объяснять один и тот же закон. Но эти различия в объяснениях не только не уменьшали его значения, но и служили дополнительными доказательствами того, что Тора дана на все времена: "...для всех поколений — закон вечный". Несмотря на стремительные изменения, происходящие в мире. Тора всегда полна смысла и современна для тех, кто берет на себя труд вникнуть в нее и попытаться ее понять.

Для верующего еврея единственная причина соблюдения заповедей — как бы их ни классифицировали — то, что они отражают волю Всевышнего. И долг еврея как покорного слуги Б-га — выполнять их. Однако это не означает, что нельзя пытаться понять смысл законов и повелений. В поисках истины еврей приближается к Б-жественному Разуму, растет духовно. Только встречаясь с законом, суть которого совершенно непонятна нам (такие законы в Торе называются хуким), мы смиренно соглашаемся с неоспоримым: так хочет Всевышний.

Неспособность понять сокровенный смысл заповеди никогда не была для верующего причиной отказа от ее соблюдения или отрицания существования в ней такого смысла. Одни оставляли попытки постичь его, признавая ограниченность своего понимания, другие же, напротив, становились еще настойчивее в своих поисках.

В нашей истории бывали моменты, особенно в период жизни в гетто, в изоляции от посторонних влияний, когда массы не считали нужным искать ответы на вопрос почему и были совершенно удовлетворены тем, что знали как. Эти времена прошли. Сегодня (как уже бывало в прошлом) сыны Израиля вступили в контакт с различными культурами и сталкиваются с конкурирующими идеологиями и движениями. И для них особенно важно обоснование и объяснение наших законов. Не только для того, чтобы укрепить веру, но и для того, чтобы овладеть необходимыми аргументами против тех, кто высмеивает нашу религию и образ жизни. Надо уметь представить иудаизм не как застывшее учение, но как путь жизни, современную философию, способную противостоять различным "измам" и модным увлечениям.

Чтобы прийти к пониманию смысла многих еврейских законов, необходимо изучать иудаизм в полном объеме. Некоторые заповеди, например, связанные с моралью и этикой, не требуют особых комментариев и ясны независимо от остальных мицвот. Другие же трудно понять изолированно. Так, сама идея о дне отдыха вполне доступна, но для постижения глубокого смысла еврейской субботы — шабата — требуется знание некоторых основных принципов философии иудаизма. Чтобы осмыслить законы кашрута, необходимо связать в единое целое множество алахических принципов. Это придаст соответствующее значение непонятным ранее деталям. Пытаться объяснить смысл кашрута безотносительно к другим частям учения совершенно бесполезно. Тут те, кто знаком с иудаизмом поверхностно, обычно попадают впросак.

В данном случае можно сравнить наше учение с гигантской деревянной головоломкой: собранная, она представляет собой гармоническое зрелище. Но любая изъятая часть не только нарушает всю картину, но и сама не имеет никакого значения. Это просто кусок дерева причудливой формы. Но стоит вставить его на место, и не только восстановится гармония, но и сама эта деталь приобретает смысл, ее линии образуют красивый и четкий узор. То же и с кашрутом, и другими законами: взятые отдельно, они кажутся бессмысленными, но заняв свое место в мозаике религиозных предписаний, предназначенных научить человека управлять своими страстями и желаниями, становятся понятными.

Прежде чем познакомиться с конкретными законами, остановимся на том, что их объединяет. Еврей должен соблюдать все заповеди Торы, чтобы освятиться: "Говори всей общине сынов Израиля и скажи им: святы будьте, ибо свят Я, Всевышний, Б-г ваш" (Вайикра, 19:2). И еще: "Вы будете для Меня царством священников и народом святым" (Шмот, 19:6). Этот наказ стремиться к святости, ради которой должны соблюдаться заповеди, повторяется в Торе снова и снова в связи с тем или иным определенным законом или группой законов.

Итак, цель заповедей — освящение. Эта мысль пронизывает все еврейское учение. Можно сказать, что иудаизм заботится:

1) о святости личности;
2) о святости времени;
3) о святости места.

Любой еврейский закон относится к одной из этих категорий.

Забота о святости личности проявляется в законах, касающихся кашрута, социальной и профессиональной этики, семейных отношений, одежды, манер, личной гигиены и здоровья.

Освящение времени связано с законами о субботе и праздниках.

Святость места утверждается в законах о Храме (на иврите бейт-амикдаш означает "Дом святости"), синагоге и йешиве.

В представлении других народов, приверженцев иных религий, святой — это тот, кто ушел от мира, презрел земные радости и желания, отстранился от будничных проблем. Иудаизму же аскетизм чужд. Хотя он и не запрещен, отстранение от мирского и принятие на себя дополнительных ограничений не одобряются еврейским учением. Уход от жизни, уклонение от удовольствий, подавление человеческих желаний еще не гарантируют святости. Она проявляется не в том, чтобы отстраняться от радостей и печалей, которые посылает жизнь, отказывая себе в дозволенных удовольствиях, но в умении отличать правильное от неправильного, истину от лжи, непорочное от порочного и чистое от нечистого. Чем сильнее развито это чувство этической проницательности, тем больше святости в человеке.

Общее в еврейском и нееврейском понимании святости выражено в основополагающей концепции об отстраненном. Великий комментатор Торы Раши трактует слова Торы кдошим тихью ("будьте святы") как прушим тихью ("будьте отделенными", "отстранитесь"). Различие в еврейском и нееврейском подходе начинается с вопроса о том, от чего именно следует отстраняться. Для неевреев это означает отстранение от жизни, для евреев – отход от идолопоклонства, неверия, от всего грубого и нечестивого.

Тора призывает евреев освятить себя, ведя освященный Всевышним образ жизни. Таким образом, цель соблюдения законов Торы — духовное совершенствование личности и общества, стремление к святости. Это совсем не простая задача. Люди есть люди, и евреи слишком часто пытались избавиться от "почетных привилегий". "Сделай нас такими, как все другие народы!" – взывали они ко Всевышнему на протяжении многих веков еврейской истории. Порой эта мольба была понятна, ибо евреи уставали быть вечным козлом отпущения для тех народов, среди которых жили. Они мечтали избавиться от дискриминации и получить гражданские права. Но слишком часто это был бунт против Торы, ее дисциплины и ограничений, против долга. Моше предвидел такое развитие событий еще 3200 лет назад, когда обратился к еврееям со своим последним наказом. <Ибо заповедь эта, которую я даю тебе сегодня, не недоступна и не далека. Она не на небе, чтобы можно было сказать: "Кто взошел бы для нас на небо, и принес бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее". И не за морем она, чтобы можно было сказать: "Кто сходил бы для нас за море, и принес бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее". Но совсем недалеко от тебя слово это: оно на устах твоих и в сердце твоем, чтобы исполнить его> (Дварим, 30:11-14).

Другими словами, Моше сказал своему народу: "Это зависит от вас! Если есть воля и убеждения, если есть желание и вера, чтобы исполнять, — этого можно достичь". Прощальные слова Моше не потеряли своей силы и через тысячи лет. Они актуальны и сегодня, потому что ничего, в сущности, за это время не изменилось в характере людей. Теперь часто прибегают к термину "потребности", оправдывая и узаконивая всякого рода аморальные и антисоциальные поступки, утверждая печально известный принцип "все дозволено".

Еще в XII веке Рамбам обозначил проблему, с которой встречается даже благонамеренный человек, живущий в нерелигиозном окружении: "Естественное побуждение человека — вести себя подобно окружающим и следовать обычаям своих соседей". Совет Рамбама сегодня полезен так же, как и тогда: "Объединяйся с хорошими и мудрыми... и избегай грешников, чтобы не попасть под их влияние".

Приближаясь к практической части книги, мы хотим напомнить снова Моше-рабейну: <Итак, я научил вас установлениям и законам, как повелел мне Г-сподь, Б-г мой... Храните и исполняйте их, ибо в этом мудрость ваша и разум ваш пред лицом народов, которые, услышав о всех этих правилах, скажут: "Только этот великий народ — народ мудрый и разумный..." И есть ли какой другой великий народ, у которого были бы такие справедливые установления и законы, как Тора, которую я предлагаю вам сегодня> (Дварим,4:5-8).

Источник


Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
Функции форума
Ленточный Вариант Форума  |  Правила поведения  |  Участники  |  RSS Лента  |  Поиск по Названиям Тем

Предупреждение: данный форум строго модерируем. Проводятся постоянные ревизии, чистки, а также удаляются устаревшие и потерявшие актуальность темы.

Цветовая маркировка групп: Читатель ~ Участник ~ Постоянный участник ~ Администратор

Поиск по всему сайту


Форум основан 1 июня 2006 г.
Хостинг от uCoz