[ Новые сообщения · Правила поведения · Участники · Поиск по темам · RSS лента ]
"Потому что Я Г-сподь, Б-г ваш, освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят" (Левит 11:44)
"Ибо все народы пойдут – каждый во имя божества своего, а мы пойдем во имя Г-спода Б-га нашего во веки веков." (Миха 4:5)
Шалом! Данный форум устроен по типу бейт-мидраш. Эта модель призвана помочь тем, кто желает изучать Тору и еврейскую мудрость, а учеников отличает стремление пополнить свои знания и найти им достойное применение. Люди данной категории не озабочены собственной репутацией или мнением большинства; их цель – сблизиться со Всевышним путем исполнения Его заповедей. Посещение «Бейт-Мидраш» не должно рассматриваться как место, где один человек обнажает духовную несостоятельность другого и претендует на исключительность собственного мнения. Суть общения и обучения – укрепление в праведности, исправление своего характера и, тем самым, участие в исправлении всего Мира (тикун олям).

У нас приветствуются ноахиты (бней-Ноах); геры (прозелиты), принявшие официальный или неофициальный гиюр, или находящиеся на пути к этому; выходцы из христианства или иных религий и культов; караимы; иудействующие, а также все Б-гобоязненные, неравнодушные к Б-гу Авраама, Исаака и Иакова, к Торе и Иудейскому образу жизни. Добро пожаловать!
Книга Мириам Исраэли Страна Аслана. Еврейский секрет Нарнии. "Хроники Нарнии" сквозь призму иудейского мировоззрения


Страница 1 из 11
Бейт-мидраш / Дом учения » ЕВРЕЙСКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ » Заповеди - Мицвот » Две скрижали Завета
Две скрижали Завета
ГалилеянкаОтправлено в: Среда, 25 Апреля 2012, 13:40 | Сообщение № 1

Администратор
Сообщений: 5451
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
В конце 90-х годов мне удалось услышать об одном опросе, проведенном среди русскоязычных граждан одного израильского города. Первый вопрос звучал примерно так: «Считаете ли Вы себя человеком, воспитанным на ценностях европейской цивилизации?» Все опрошенные ответили единогласно «Да». Следующим вопросом было: «Что, по Вашему мнению, составляет основу морали европейской цивилизации?» Подавляющее большинство сразу ответило: «Десять Заповедей!» Потом спросили: «Соблюдаете ли Вы Десять Заповедей?» Большинство ответило утвердительно. Следующий вопрос расставил все точки над «i» — попросили назвать Десять Заповедей. Из примерно 80-ти опрошенных с этой задачей справились всего три человека. Три! Мне интересно, что же «соблюдают» те, кто не смогли перечислить Десять Заповедей? (На самом деле ответ мне не нужен, да и Вам, я думаю, тоже.)

Логика здесь понятна: мораль народов Европы формировалась под влиянием христианства, взявшего себе за основу Десять Заповедей. Самая большая речь Иисуса о морали — Нагорная проповедь — это его объяснения к Десяти Заповедям. Люди, формально даже не знакомые с христианством, считают себя причастными к системе моральных ценностей, сформулированной в Десяти Заповедях. Среди них (конечно) и европейские нерелигиозные евреи. Не все, наверное, знают, что само название «Десять Заповедей» тоже христианское, еврейское же название этого отрывка Торы (Шмот 20:1–14 ) «Асерет а-Диброт», что на русский язык переводится как «Десять Речений».

В свете всего вышесказанного видится правильным вернуться к аутентичному пониманию этого отрывка.

Речение 1. «Я Б-г, твой Г-сподь, который вывел тебя из Египта, из дома рабства». В этой фразе отсутствует конкретное повеление или запрет, тем не менее она учит нас, что мы обязаны верить в существование Б-га. Б-га, проявляющего Себя в этом мире в характеристиках личности (устанавливает Закон, наказывает, награждает), а не абстрактного Абсолюта. Вопрос: почему Б-г, обращаясь к евреям, подчеркивает Исход из Египта, а не Сотворение Мира? Ответ 1: Б-г опирается на конкретный опыт людей. Ответ 2: Чтобы подчеркнуть, что Б-г не только создал мир, но постоянно управляет и направляет его развитие.

Речение 2. «Да не будет у тебя других богов, кроме Меня. Не изображай ни резным изваянием, ни картиной того, что на небе вверху, или на земле внизу, или в воде ниже земли, не поклоняйся и не служи им». В прямом смысле, это запрет верить, что есть в мире хоть какая-нибудь сила вне Б-га, и обращаться к ней за помощью. Образно здесь говорится о запрете терять самоконтроль (например, наркотики). Это не запрет искусства вообще, а только изображений с целью поклонения.

Речение 3. «Не упоминай имени Б-га, Г-спода Твоего, напрасно…» В первую очередь эта заповедь запрещает упоминание имени Б-га в ложной клятве (РаШИ). Кроме того, здесь запрещается всякое не необходимое упоминание имени Б-га (РаМБаН).

Речение 4. «Помни день субботний, чтобы хранить его святость. Шесть дней работай и делай всякое дело. А день седьмой, суббота — Б-гу, Г-споду Твоему. Не делай никакого дела…» В субботу запрещаются действия, изменяющие окружающий мир. Этот день выделен для духовной работы, а не для безделья или «домашних дел».

Речение 5. «Почитай отца своего и мать свою». Уважение к отцу и матери должно быть выше, чем к любому другому человеку.

Речение 6. «Не убивай». Этот закон не распространяется на следующие случаи: а) Наказание преступника по решению суда; б) самооборона; в) война.

Речение 7. «Не прелюбодействуй». Речь идет о запрещенных Торой интимных отношениях, тогда как чистые отношения между супругами всячески поощряются.

Речение 8. «Не кради». В первую очередь эта заповедь запрещает похищение человека (РаШИ). Однако она запрещает и другие виды нечестности (Таргум Йонатан).

Речение 9. «Не давай показания как лжесвидетель против ближнего твоего». Запрет использовать судебную систему в каких бы то ни было целях, отличных от достижения справедливости. (Например, для мести или наживы.)

Речение 10. «Не возжелай дома ближнего твоего, ни жены ближнего твоего…» Тора требует не только контроля за своими действиями, но и контроля за своим воображением.

«С самого начала Закон Б-га противостоял естеству того народа, среди которого он должен был впервые утвердиться на земле. Было необходимо доказать силу закона именно этому народу, который противился ему, так как был “упрямым народом”. И как раз то сопротивление, на которое натолкнулся Закон, и является самым убедительным доказательством его Б-жественного происхождения. Этот закон возник не в народе, а пришел к народу извне, и потребовались столетия борьбы, чтобы завоевать этот народ, который должен был стать на вечные времена носителем Закона Б-га» (р. Гирш).

А потом у нас переняли это другие народы, а потом об этом стали задумываться даже те евреи, которые были оторваны от Торы…

Кстати, знаете, почему Скрижалей Завета две, а не одна? Неужели Вс-вышний не мог найти камня нужного размера? На одной было описано поведение человека по отношению к Б-гу, а на второй — к человеку. Б-г этим показал нам, что наше отношение к другим людям важно для него так же, как и отношение напрямую к Нему.

P.S. Ивритский текст Десяти речений состоит из 120 слов. Может, есть здесь какая связь с еврейским пожеланием «жить до 120..»?

Книга «Шмот», глава шмот.
Синодальный перевод.

Куст горит, горит, горит,
Перед ним Моше стоит.
Рассуждает сам с собой:
«Догорит, пойду домой».
Но не догорает он,
Ждут Ципора и Гершон,
Улыбается хитро
На полатях дед Итро.
Что ж не слышен веток хруст —
Непалимый, видно, куст.
Это что же за пожар —
Только зря сюда бежал.
Но голос слышен из нутря
«Ты бежал сюда не зря,
Буду резать, буду бить,
Все равно тебе водить.
По пустыне 40 лет,
Без вина и сигарет,
Расплодившихся рабов
Выводи и вся любовь».
Голос слышен за версту.
Моше понял, кто в кусту.
Ой, рот разинул на беду,
«Б-же, может не пойду?»
Но гремит со всех сторон
«У тебя есть Аарон.
Уважаем и плечист
И уверенно речист.
Я с тобою и мы с ним
Кого хошь уговорим.
Не перечь, сомкни уста
И, кадима, от куста».
Полтора часа на сборы:
«Собирайся, друг Ципора.
Выноси еды мешок
И на дорожку посошок».
Долго ль, коротко ль, и вот
Переходит море вброд,
Заполняя книгу Шмот,
Перепуганный народ.
Столп горит, горит, горит,
А народ кругом стоит.
Рассуждает сам с собой:
«Догорит, пойдем домой».
Ну, а вот к примеру ты
Часто бегаешь в кусты?
Шлет куда тебя растенье
Под покровом темноты?

Эли Тальберг


Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
ArkallaОтправлено в: Воскресенье, 29 Апреля 2012, 18:18 | Сообщение № 2

Участник
Группа: христиане
Сообщений: 4
C нами с 24 Апреля 2012
Откуда: Украина
Статус: Отсутствует
Quote (Галилеянка)
Речение 6. «Не убивай». Этот закон не распространяется на следующие случаи: а) Наказание преступника по решению суда; б) самооборона; в) война.

там не написаны поправки к заповеди, Галилеянка... какой нибудь маньяк припишет ещё пару подпунктов...
 
ГалилеянкаОтправлено в: Воскресенье, 29 Апреля 2012, 18:30 | Сообщение № 3

Администратор
Сообщений: 5451
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
Quote (Arkalla)
там не написаны поправки к заповеди
почему Вы так уверены? Вы ведь не знаете, что на иврите глагол "убивать" передается несколькими словами, имеющими немного различный смысл. Так вот, в заповеди стоит слово "рецах", которое подразумевает лишь преступное убийство, неоправданное.

Меня забавляет тот факт, что неевреи пытаются учить евреев тому, что написано евреями же в их собственном еврейском Писании. smile


Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
ArkallaОтправлено в: Воскресенье, 29 Апреля 2012, 18:36 | Сообщение № 4

Участник
Группа: христиане
Сообщений: 4
C нами с 24 Апреля 2012
Откуда: Украина
Статус: Отсутствует
ну если бы евреи ещё и аргументировали бы свои доводы, то и удивлениям не было бы места... я на другом форуме спрашивал где можно скачать Тору подлинный перевод на русском языке, не подскажете?
 
НатаниэльОтправлено в: Воскресенье, 29 Апреля 2012, 18:39 | Сообщение № 5

Участник
Сообщений: 669
C нами с 01 Сентября 2011
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
Quote (Галилеянка)
Меня забавляет тот факт, что неевреи пытаются учить евреев тому, что написано евреями же в их собственном еврейском Писании.


И крайне забавно, и рыдать хочется от наличия у некоторых гоим такой самоуверенности и наглости, что даже готовы всех вокруг, а евреев в первую очередь, учить тому, в чём сами вообще не имеют ни малейшего понятия.


Всё то,что проходит рядом
Всё то,что пролетает вновь
Может искру свою оставить
И зажечь светильник вновь
Главное не стать слепым
Главное не стать глухим
Главное увидеть Б-га
И всё то,что строится Им.
 
ArkallaОтправлено в: Воскресенье, 29 Апреля 2012, 18:41 | Сообщение № 6

Участник
Группа: христиане
Сообщений: 4
C нами с 24 Апреля 2012
Откуда: Украина
Статус: Отсутствует
у нас нет мании величия... великие люди этим не страдают)))))))))))))))
 
НатаниэльОтправлено в: Воскресенье, 02 Сентября 2012, 00:00 | Сообщение № 7

Участник
Сообщений: 669
C нами с 01 Сентября 2011
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
Первая Скрижаль

Десять заповедей разбиты на две пятёрки. Древняя традиция говорит нам, что на первой скрижали было записано пять заповедей, а на второй - ещё пять; порядок заповедей неслучаен - каждой заповеди Первой Скрижали соответствует заповедь Второй: первой заповеди соответствует шестая, второй - седьмая, и так далее. Первая Скрижаль содержит законы отношений человека с Богом, а Вторая - законы отношений человека с людьми. Можно также сказать, что Первая Скрижаль - законы настройки человеческой души, а Вторая Скрижаль - то, что от этой души требуется в материальном мире. В качестве "третьей скрижали" к этим законам примыкают пять заповедей о земле, данных в главе "Беhар"[8], но в основание договора они не входят.

ПЕРВАЯ ЗАПОВЕДЬ.

Я - Единый, Бог твой, выведший тебя из страны Египет, из дома рабства. Пусть не будет у тебя иного бога, кроме Меня!

Не сказано - "Я, Единый, сотворивший всё сущее"; "Я, Единый, источник бытия". Бог определяет Себя через локальное действие, которое только что произошло с Его партнерами по договору. Творец как бы ставит себя по Своей воле на один уровень с "богами народов" - олицетворениями стихий или сил природы: у такого-то народа такой-то бог, у другого - другой, а у вас - Я. Почему?

Человеку трудно разделять высокие инстанции. Какие дела, например, разбирает окружной судья, а какие - мировой? Если закон, устанавливающий авторитет судьи, будет начинаться с объяснения этой разницы, кто дочитает его до конца, кто будет слушаться судей вообще?

Сейчас, тридцать пять столетий спустя, мы все кажемся себе большими специалистами в области метафизики, и с умным видом можем сказать, что Зевс, мол - бог-с-маленькой-буквы, а Всевышний - с большой. И что мы верим, что Всевышний, может быть, и есть, а вот Зевса в природе не бывает. Да? А не обманываем ли мы себя? Допустим на минуту, что Зевс существует. Или, может быть, не совсем Зевс, но невероятно могучее существо, умеющее создавать и разрушать солнечные системы, владеющее генной инженерией на уровне чудотворства, живущее так долго, что за время его жизни меняются очертания галактик. Все ли из нас смогут понять с ходу разницу между таким "божественным" существом - и Самим Творцом?

Вряд ли. Я очень часто слышал от своих знакомых (интеллигентных, образованных) сентенции такого рода: "я верю в Бога. Бог - это высший разум внеземной цивилизации". Или даже яснее: "я верю, что нас создали пришельцы. Они - Бог".

Впрочем, какие там пришельцы! Многим крайне трудно отделить слова Бога от постановлений традиции, или от слов своего духовного наставника. И такие ошибки чаще всего встречаются у людей верующих.

Короче, мы до сих пор, за три с половиной тысяч лет монотеизма, не смогли почувствовать разницу между Единым - Сверх-Источником Всего, неделимым Сущим, Которому полностью подвластны все явления макро- и микро-уровня любой возможной вселенной, и просто чем-то очень сильным и авторитетным. Если бы не вера в Бога, а полное метафизическое осознание было условием принятия заповедей, мы бы до сих пор не поставили бы нашу подпись под Синайским договором.

Итак, Единый по собственной воле сравнивает себя с силами, сотворенными Им же (а то и просто придуманными суеверными людьми), и аргументирует Первую заповедь, заповедь "веруйте в Меня, служите Мне", доступным и простым соображением: "Я вывел вас из египетского рабства (читай: Я создал вас как общность), поэтому служите Мне". Соображение "экономического" плана.

Заметим еще, что эту заповедь, как и большинство остальных, Единый не дает "просто так": Он ее аргументирует. Это - признак уважения Творца к Его созданиям. Они - Его образ и подобие. Он не приказывает им "повинуйтесь, и всё тут", а объясняет, почему.

Слово элоhим, которое используется в этой заповеди, означает не только "бог, божество", но и "суд, судья"[9]. Окончание заповеди можно перевести и как "Пусть не будет у тебя иного судьи, кроме Меня". Никто не определяет законы моего существования, кроме Единого.[10]

ВТОРАЯ ЗАПОВЕДЬ.

Не делай себе идола - любое изображение того, что в небе сверху, и что на земле снизу, и что в воде под землей: не поклоняйся им и не служи им, ибо Я, Единый, Бог твой, Бог ревностный, вспоминающий о грехе отцов сыновьям, внукам и правнукам - Меня ненавидящим; и делающий благо тысячам (поколений) - любящим Меня и хранящим Мои заповеди..

Итак, "не сотвори себе кумира из дела рук своих". В чем разница между этой заповедью и предыдущей? Дело в том, что Первая заповедь установила единство Всевышнего в качестве БОГА - формального объекта преклонения и службы. При этом люди часто страдают желанием поклоняться объектам, даже не обожествляя их. Поясню на собственном примере.

Я - верующий еврей. Фактически всю свою жизнь я знал, что Единый - Творец всего, что я служу Ему и молюсь Ему. Мне никогда не пришло бы в голову молиться кому-нибудь еще, осознавая, что это - молитва. Но когда мою машину останавливал сотрудник автоинспекции со словами "вы нарушили правила, ваши документы" - Господи Единый, что со мной происходило! Как я распинался и унижался перед этим посланником Закона, как я умолял его отпустить меня, как я молил, чтобы он поверил мне, что я больше не буду... Умолял и молил. Не зря по-русски эти глаголы - однокоренные со словом "молитва".

В эти несчастные и унизительные моменты я не нарушал Первую заповедь, но нарушал Вторую. Я сотворил себе кумира собственными руками.

Если бы я в этот момент подумал, что ничего в мире не происходит без причины, что любое общение с миром (и с автоинспектором в том числе) - это общение с Единым[11] - я воспринял бы автоинспектора адекватно, как человека на службе законной власти, как отца семейства, который выполняет свою работу; наконец, как посланника ("ангела"), которого Творец командировал ко мне лично, чтобы обратить мое внимание на какие-то мои проблемы - далеко не обязательно в области дорожного движения. Моим же собственным поведением, собственными руками я превратил его в силу, способную карать и миловать по своей прихоти; и поклонился ей.

...А теперь вопрос: запрещает ли Вторая заповедь заниматься изобразительным искусством? Ответ: категорически НЕТ. Вспомним, что изображения "того, что в небе и того, что на земле" имелись в Мишкане - переносном Храме Единого, сооруженном под наблюдением самого Моше. Более того, сравнивая с остальными заповедями, мы можем понять, что в каждой заповеди содержится ТОЛЬКО ОДНО указание. Во Второй заповеди это указание - "не преклоняйся и не служи". Первая фраза - вводная: не твори себе изображения, чтобы служить им. Обожествляя человека в форме и фуражке, я не лепил его скульптуру и не делал с него эскизы: я творил в своем сознании его облик и поклонялся ему. Именно это, а не искусство само по себе, запрещено Торой.

ТРЕТЬЯ ЗАПОВЕДЬ.

Пожалуй, самая труднопереводимая. Попробую перевести дословно, исходя из значения корня нун-син-алеф "нести ношу, нагружать".

Не нагружай Имя Единого, Бога твоего, понапрасну; ибо не очистит Единый того, кто нагрузит Его имя понапрасну.

Многие поколения комментаторов согласны, что "нагружать Имя Единого" означает "клясться Единым": как бы взваливать тяжесть ответственности за истинность своих слов на Имя Единого. Здесь стоит прибавить, мне кажется, что всякое взваливание ответственности на Единого - не только за истинность своих слов, но и за свои решения, за свою судьбу, за свои поступки - является "нагрузкой на Имя Единого". Даже фраза "я сделал всё, что от меня зависит, жизнь моя отныне в руках Бога" - тоже "загрузка Имени" - но не обязательно понапрасну!

Вопрос в том, что такое "понапрасну" (в оригинале "ла-шав'")? Это означает "не имея на то права".

Я пытаюсь добиться незаслуженных мной привилегий на основании того, что действую Именем Единого? Я нарушаю Третью заповедь. Я пытаюсь получить то, чего не заслужил, поскольку мои цели в основном благие, а, значит, соответствуют воле Единого? Я опять нарушаю Третью заповедь. Помните бессмертный роман Стругацких "Трудно быть богом"? Там фраза "- Во имя Господа. - Именем его" являлась оправданием, сказавшему её было можно всё, даже то, чего нельзя.

Всем нам даны различные способности от Единого, и бывает, что мы по своей природе можем совершить невозможное. От Единого - умение убеждать людей. От Единого - удивительная удача в деловой сфере. От Единого - умение исцелять больных, воскрешать мёртвых, извлекать воду из скалы. Но, даже если я знаю за собой (допустим) умение выигрывать в любой лотерее, злоупотреблять этим даром - нагружать Имя Единого. (Новейший литературный герой Эраст Фандорин, как помнят его почитатели, никогда не обогащался за счет своего сказочного везения).

"Именем Единого, я хочу высшую оценку на экзамене" (не "хочу выучить материал", не "хочу верно выразить свои мысли экзаменатору", а именно "оценку"). "Господи, сделай, чтобы меня все любили" (не "помоги мне вести себя так, чтобы меня любили", не "сделай, чтобы меня оценили адекватно и по достоинству", а "любили"). Нарушая Третью заповедь, я отказываюсь от ответственности за свои поступки и перекладываю их на Того, Кто ближе всего: на Бога.

В Талмуде эту тему обсуждают подробно в трактате "Швуот". Традиция выделяет четыре вида "напрасных клятв"; перечислим их согласно комментарию РаШаРа[12]:
клятва, направленная на (самовольное) изменение природы вещей ("Именем Единого, этот камень да превратится в золото!" - пример, приведенный у РАШИ);
клятва, утверждающая то, что и так верно (анекдотическое "мамой клянусь, треугольник!");
клятва сделать то, что не могу физически сделать ("пятилетку в три дня!");
клятва нарушить заповедь Единого ("...и пойду крушить и убивать!").
То же самое верно и для "нагрузок" не-клятвенного толка.

А от чего "не очистит" Единый преступившего? От ответственности. От той самой ответственности, от которой тот убегал. И не так, так эдак, но будем мы отвечать за последствия наших слов и дел: перед собой, перед миром и перед Самим Творцом.

ЧЕТВЁРТАЯ ЗАПОВЕДЬ.

Помни день Шаббат, освящая его. Шесть дней будешь работать, совершая всякий свой труд. А седьмой день - Шаббат для Единого, Бога твоего: не делай никакого труда ты сам, и сын твой, и дочь твоя; слуга твой и служанка твоя, и скотина твоя, и чужеземец, который находится у врат твоих. Ибо шесть дней делал Единый небо, землю, море и всё, что в них; и отдохнул на седьмой день - потому и благословил Единый день Шаббат и освятил его

Так - в главе "Йитро". А в своём предсмертном курсе лекций - книге Дварим - Моше описывает эту заповедь иначе:

Храни день Шаббат, освящая его, как повелел тебе Единый, Бог твой. Шесть дней будешь работать, совершая всякий свой труд. А седьмой день - Шаббат для Единого, Бога твоего: не делай никакого труда ты сам, и сын твой, и дочь твоя; слуга твой и служанка твоя, и вол твой, и осёл твой, и всякая скотина твоя, и чужеземец, который находится у врат твоих - чтобы отдохнул слуга твой, и служанка твоя, как и ты. И помни, что рабом был ты на земле Египетской и вывел Единый, Бог твой, тебя оттуда рукой мощной и мышцей простёртой - потому повелел тебе Единый, Бог твой, делать день Шаббат (курсив выделяет места, отличающиеся от формулировки в главе "Йитро").

Так что же прозвучало с горы Синай, а что - комментарии самого Моше?
В Торе нет лишних слов. Фраза "Храни... как повелел тебе Единый, Бог твой" в главе "Ваэтханан" означает: сейчас я, Моше, ссылаюсь на известное тебе ранее повеление Единого, дополняя его своими комментариями.

Итак, Голос с Горы возвестил "Помни", а Моше поясняет: "Храни". 40 лет спустя Моше напоминает, что "просто помнить" невозможно: память должна подкрепляться конкретным поведением, "хранением". Это имели в виду и комментаторы, которые говорили: "«Помни» и «Храни» были сказаны одновременно": хранить не менее важно, не менее божественно, чем помнить.

Но помнить - о чём? Хранить - что?

Во-первых, Голос напоминает нам, что мы живём в Седьмом Дне творения[13]: после шести этапов, когда Единый активно менял строение мироздания, в этот День Он "отдыхает": мы живём в мире с более или менее постоянными законами. Повторяя виток за витком семидневный цикл, наше исчисление времени напоминает нам о том, Кто сотворил и продолжает творить Вселенную и всё, что в ней происходит. Законы Седьмого дня - физические законы, известные нам, такие, как закон сохранения энергии - не помеха Единому, а орудие Его. Если Ему угодно, Он сможет обеспечить нас, не нарушая Своих же законов.

И тут включается следующий уровень ощущения шаббата. Уподобляясь Творцу, я отдыхаю в этот день и не забочусь о своём каждодневном промысле, а вместо этого работаю перед Ним. А Он, как бы "отдыхающий" от Творения весь Седьмой день, обеспечивает меня уверенностью, что в этот седьмой по счёту день моё пропитание не пострадает.

Что такое нарушение шаббата? Не работа (аводá), а труд (мелахá). В главе "Бешаллах" приводится наглядный пример - манна небесная, которую собирать можно было только в будние дни. Если я в шаббат решаю, какие акции мне надо продать или купить - я нарушаю шаббат. Если я в шаббат договариваюсь с партнёром о деловой встрече - я нарушаю шаббат. Если я в шаббат даже думаю, как много работы я себе оставил на следующую неделю - я нарушаю шаббат.

В шаббат я пытаюсь достичь состояния полной уверенности в том, что Единый - со мной, что Он не оставит меня и моих родных. Общение с родными - это тоже общение с Единым, и в шаббат рекомендуется проводить время с семьёй. Шаббат - это высочайший праздник, и дом, семья - в центре его. Мысли типа "ой, а не нарушаю ли я шаббат тем, что сейчас выношу мусор" как раз являются бОльшим нарушением шаббата, чем сам вынос мусора. Если ты чувствуешь, что твой дом наполнится святостью оттого, что ты вынесешь мусор - вынеси и не мучайся!

При этом всё, что делается в шаббат, должно делаться с ощущением святости. Да, можно и спать - во Имя Единого: ведь во сне ты обновляешь свои силы, и твоё тело - а оно тоже священно - получает новую возможность служить Единому!

Всё - во Имя Творца. Ничего - ради повседневного заработка (на это есть шесть дней недели). И как можно больше радости.

Очень важно: не только мне самому предписано отдыхать в шаббат - я ещё и не должен никому создавать повод для работы. Всем, кто окружает меня, я создаю в шаббат атмосферу возвышенного отдыха. Ни слугу своего, ни нееврея, не соблюдающего шаббат, я не могу заставить (и даже попросить!) сделать что-то ради моей корысти и выгоды в этот день. А ради моей радости я всё сделаю сам.
Необычность этой заповеди такова, что Моше в очередной раз напоминает нам: "помни, что рабом был ты на земле Египетской и вывел Единый, Бог твой, тебя оттуда". Ты знаешь участь раба, и ты не сделаешь своему слуге (в иврите - одно и то же слово "эвед") то, что египтяне делали тебе.

За многие поколения после разрушения Второго Храма были составлены детальные списки дел, которые нельзя делать в шаббат - на основании описания работы над "мишканом", переносным Храмом: эту работу признали эталоном "труда"[14]. Но порой тщательное соблюдение этих ограничений превращает шаббат из дня Славы Единого в день самоистязания - или, ещё хуже, день гордыни: "вот как я мощно соблюдаю, совсем ничего не делаю!" - и тогда это уже не соблюдение шаббата, а нарушение шаббата. Точно так же явным нарушением шаббата является обычай, прижившийся ни с того ни с сего во многих общинах диаспоры: нанимать нееврея (шабес-гой) для выполнения работ в шаббат. Это прямо противоречит сказанному в заповеди.

Одним словом, шаббат - это день, когда человек полностью покидает своё рабочее место и пребывает в Храме. Этим самым человек свидетельствует о своей верности Единому и доверии к Нему (во Второй Скрижали соответствующая заповедь - "не лжесвидетельствуй"). Когда наступит Восьмой День творения, новое время великого приближения человечества к Богу, шаббат останется в первую очередь великим знаком верности и доверия к Творцу.

Важнейшая вещь, которую необходимо понимать: когда это нужно для сохранения человеческой жизни, шаббат "нарушать" можно и нужно: работа ради спасения жизни и есть высокое служение Единому. Врачи и солдаты несут вахту и в шаббат. И они знают: это - их служба в Храме.

ПЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ

Уважай отца своего и мать свою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Единый, Бог твой, даёт тебе.

Что эта заповедь делает в "первой скрижали", среди законов, определяющих отношения человека с Богом? Разве родители - не часть человеческого общества?

В том-то и дело, что нет. Наши знакомые, друзья, даже (в некотором смысле) наши дети - часть человеческого общества, к которому мы, как полностью сложившиеся личности, должны относиться по законам Второй скрижали. Родители же - пусть мы уже десять раз взрослые - являются соавторами Единого в процессе созидания нас самих.

Наши отношения с ними обозначают не только конкретную связь с двумя людьми. Это - наше отношение к самому понятию преемственности, наследственности, семьи. А это понятие - священно, оно - от Единого.

Эта заповедь крайне важна, поскольку она устанавливает впервые понятие должности. В отношениях "отец-мать-ребёнок" у каждого человека своя должность, своя задача. Нельзя подменять собой родителей ещё и потому, что такая подмена нарушит структуру семьи. Как мы увидим, во Второй Скрижали этой заповеди соответствует закон "не возжелай чужого".

Да, многие люди не находят общего языка со своими родителями. Многие люди сильно отличаются от них по складу характера. Нередко родители из лучших соображений наносят детям душевные раны, которые продолжают тревожить их и в зрелости.

Но что же нам говорит заповедь? Не "обожествляй родителей". Не "повинуйся родителям". Она говорит "уважай родителей". Чувствуй, что ты не случайно явился на свет именно у них. Ощущай именно в них нить, связывающую тебя с незримым миром. Наши мудрецы говорят, что перед рождением каждого человека решается, у каких родителей он окажется - и душа (сущность) человека сама активно участвует в принятии этого решения.

Для ребёнка эта заповедь означает - не сопротивляйся процессу воспитания. Для взрослого - не спеши сбрасывать родителей со счетов, не спеши говорить "ну, они люди другого поколения, они многого не понимали". Да, они люди другого поколения. Пойми их. Понимая своих родителей, ты поймёшь самого себя. А понимать их можно только с позиции изначального уважения.

А что же эта заповедь означает для нас как родителей?

Мудрые говорят, что помочь другому выполнить заповедь не менее важно, чем выполнить её самому. Воспитывая своих детей достойно, не раня их, будучи чуткими к голосу их души, мы облегчаем им тяжёлую задачу: уважать нас.

Вторая Скрижаль

Наша традиция изображает Скрижали как неделимое целое: не две отдельных таблицы, а один каменный монолит из двух частей. Одна Скрижаль неотделима от другой. Человеку нельзя настраивать свою душу по всем правилам для внутренней чистоты, и при этом не исповедовать те же принципы при общении с другими людьми. Законы Второй Скрижали коротки и немногословны - "не убивай, не изменяй, не кради"; но они опираются на законы Первой Скрижали, и поэтому сами они намного объёмнее, чем кажется на первый взгляд.

ШЕСТАЯ ЗАПОВЕДЬ

Не убивай.

Не сказано "не убивай людей". Сказано - "не убивай". Потому что заповедь эта универсальна. Ничто не должно быть уничтожено без приговора суда. Ни человек, ни животное, ни мысль, ни работа.

Предположим, что человек, который мне доверяет, начинает мероприятие и спрашивает моего совета. Мой внутренний суд говорит, что дело обещает быть успешным. Но из простой зависти я говорю: не надо, у тебя ничего не получится. В таком случае я убил его дело, и в Небесном суде это будет зачтено мне, как нарушение Шестой заповеди. (Если я к тому же сам втихаря начну реализовывать его идею, я буду вдобавок виновен в нарушении заповеди "не кради").

Если я - учитель, то моя обязанность - донести знание до учеников. Эта ответственность велика, поскольку, доверяясь мне, ученики вверяют мне свою судьбу. Если я пренебрёг своими обязанностями, не вложил достаточно силы в свои уроки, наконец, просто плохо сформулировал, если в результате моих действий информация не дошла до учеников - я убил знание; и Небесный суд зачтёт это как нарушение заповеди "не убивай".

Если я сам - судья, и в любом (самом пустяковом) приговоре решаю наперекор своей совести, я убиваю справедливость.

Но если я - солдат, и убил врага в бою; если за мной (или за другим человеком!) гонится бандит с ножом (или хищник), и я стреляю в него - я невиновен в убийстве. Закон Торы велит: не стой без дела, равнодушный к опасности для ближнего своего[15] - и, конечно, нельзя быть равнодушным к опасности для собственной жизни. Всё это - не убийство, а исполнение приговора Небесного суда, который разрешил нам защищаться и защищать своих близких. Если убивают корову для употребления в пищу - это тоже не убийство: эта корова (как и все разрешённые животные) была отдана нам Творцом, чтобы насытить нас. А вот убить корову просто так, для развлечения - убийство не меньше, чем убийство человека.

Эта заповедь соответствует Первой заповеди: "Пусть не будет у тебя иного бога (судьи), кроме Меня". Я не должен брать закон в свои руки: для этого есть суд Единого, или суд людей (который существует, исполняя волю Единого[16]), или суд моей совести, которая - не часть меня, а голос Бога во мне.

СЕДЬМАЯ ЗАПОВЕДЬ

Не изменяй.

Обычно переводится "не прелюбодействуй", но это - только одно из приложений заповеди. Конечно, в первую очередь запрещена супружеская измена, она же собственно прелюбодеяние. Но любое нарушение границ равносильно прелюбодеянию. Эта заповедь соответствует Второй - "не поклоняйся никому, кроме Единого", и обе говорят о поставленных границах: граница для энергии, направленной вертикально, ставится Второй заповедью, а для энергии, направленной горизонтально - Седьмой.

Это может быть граница биологическая: инцест подпадает под этот запрет, хотя собственно супружеской измены там может не быть. Это может быть граница полномочий: так, судья, который судит вопреки закону, который он должен представлять, нарушает Седьмую заповедь (как мы видим, она говорит не только об интимных отношениях). Как быть судье, который оказывается в тисках, и должен нарушить либо Шестую заповедь (судить против своей совести), либо Седьмую (судить против закона страны)? Тяжело приходится такому судье; и выбор стоит перед ним - либо сложить с себя полномочия, либо попытаться вступить в борьбу с неправедным режимом, становясь - как некоторые судьи библейской эпохи - пророком-обвинителем...

Учитель, который обучает своих учеников правилам, а сам их нарушает, тоже преступает Седьмую заповедь, поскольку переходит границу честности и добросовестности. Не стоит, однако, спешить обвинять своего учителя в таком нарушении: даже если ситуация выглядит так, возможно, у учителя есть веское оправдание. Рассказывают (Мишна, Брахот 2,6), что раббан Гамлиэль (1 в. н.э.) направился в баню вечером того же дня, когда умерла его жена. Ученики спросили: рабби, не ты ли нас учил, что скорбящему нельзя мыться? Ответил раббан Гамлиэль: я - не такой, как все люди; я - неженка (истенис). Резкий, как бы нахальный ответ великого (и скромного!) рава должен был в очередной раз довести до сознания учеников: люди отличаются друг от друга; скорбь, как и радость, выражается у разных людей по-разному, и Тора не стрижёт всех под одну гребёнку. И тем не менее основные законы, законы души и совести, учитель обязан блюсти наравне с учениками: не только ради себя, но и ради них - как личный пример.

ВОСЬМАЯ ЗАПОВЕДЬ

Не кради.

Заповедь соответствует Третьей - "не нагружай Единого". В Третьей заповеди нарушающий взваливает на Бога свою ответственность. В Восьмой нарушающий перекладывает на другого свою судьбу. Мне нужны деньги, я украл деньги Хаима. В результате Хаим, зарабатывая эти деньги, работал на меня. Именно это, а не сами деньги, является причиной преступления (отметим, что традиционное еврейское судопроизводство отличает случай "крадущего у другого вора" от обычной кражи).

Но не только деньги можно воровать. Плагиатор, крадущий чужую идею, нарушает Восьмую заповедь. Героиня Евтушенко, которая "мне руки на плечи кладёт / и у другой меня крадёт" повинна не только и не столько в нарушении Седьмой заповеди (в которой можно обвинить авторского героя, уходящего к ней от законной "другой"), сколько в нарушении Восьмой. Украсть можно любовь, мужа, жену.

Если человеку сделали промывку мозгов, психологически его обработали полуправдами, чтобы склонить к какой-либо идее - это нарушение Восьмой заповеди, и в нашей традиции так и называется гневат-да'ат "кража познания".

ДЕВЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ

Не свидетельствуй о ближнем своём свидетельством ложным.

Так - в главе "Йитро"; в главе "Ваэтханан" - свидетельством напрасным. Этой заповеди соответствует заповедь о шаббате, Четвёртая заповедь, смысл которой - свидетельство: помня и храня седьмой день недели, я свидетельствую о Едином, Создателе Мира, и о Седьмом Дне творения, когда мироздание обрело покой. Соблюдая Четвёртую заповедь, я свидетельствую истину о Боге. Соблюдая Девятую, я свидетельствую истину о людях.

Не только в здании суда нарушается Девятая заповедь. В сердце каждого человека - суд, и нельзя рассказывать никому ложь о другом человеке, потому что это - то же, что лжесвидетельствовать в суде. Но даже рассказывать правду попусту, лишь бы трепать языком - тоже нарушение: недаром Моше в предсмертной лекции говорит не "свидетельством ложным", а "свидетельством напрасным". Любая сплетня, даже не содержащая лжи - "свидетельство напрасное". Не надо обмениваться информацией "просто так".

В своей профессиональной деятельности человек также должен придерживаться Девятой заповеди. Если строитель воздвигает "потёмкинские деревни", внешне красивые, но непригодные для жилья - он лжесвидетельствует. Если учёный, пусть даже слегка, подгоняет результаты эксперимента под свою теорию - он лжесвидетельствует. Искренность, самоотдача и добросовестность - ограда от лжесвидетельства в работе.

ДЕСЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ

Не возжелай себе дома ближнего своего; не возжелай себе жены ближнего своего, и слугу его, и служанку его, и вола его, и осла его, и всего, что есть у ближнего твоего.

Так - в главе "Йитро"; в главе "Ваэтханан", перед входом в Землю Израиля, Моше добавляет в перечень и пóля его; к исходному глаголу ло тахмод (буквально: "не пожелай забрать себе") добавляется глагол ло тит'авэ, буквально: "не мечтай, чтобы это было твоим".

Мне довелось читать сочинения, где говорится, что Десятая заповедь вводит понятие "мыслепреступления" (по Дж. Орвеллу) и этим-де неправильна: нельзя наказывать за мысль. Ответом на это могут послужить слова РаШаРа: знай, что запрет "не пожелай забрать себе" и "не мечтай, чтобы стало твоим" есть печать Всевышнего на Скрижали заповедей "между человеком и людьми". Законодатель-человек может повелеть: "не убивай" и т.д.; но только Единый способен запретить "не пожелай" - Единый, проникающий в помыслы и чувства... К истокам преступления, к основному фокусу его не могут проникнуть человеческие глаза, и, когда преступление вызреет в сердце, человека уже не устрашат наказания земного суда... только в день, когда Воля Единого станет законом в людях, закроются двери тюрем и исчезнут горе и стоны с лица земли.

Основа основ всех поступков - мысли, и работа над собой начинается с работы над мыслями. Мы вспоминали уже братьев Стругацких. В их романе "Понедельник начинается в субботу" есть замечательная фраза: человек сплошь и рядом не может бороться со своими кислыми мыслями, на то он и человек - переходная ступень от неандертальца к магу. Но он может поступать вопреки этим мыслям, и тогда у него сохраняются шансы.

Всегда будут возникать в нас голоса, которые призывают к недостойному; ничего страшного в этих голосах нет. Но наша задача - выставлять суд на воротах[17]: фильтр сердца и совести, который отсеивал бы злые и недостойные мысли. Если появится такая мысль, и я скажу себе: "нет, я выбираю другой путь" - я выдержу испытание. По словам пророка Амоса: ненавидьте зло; любите добро; и выставляйте суд на воротах: тогда, быть может, смилостивится Единый.

Как и всё в мироздании, наш "суд на воротах" подвергается проверке на прочность: иногда наше настроение колеблется - тому виной может быть даже погода или гормональные изменения организма - и недостойные мысли идут потоком. Но даже тогда необходимо быть человеком, отсеивать эти мысли. Такому испытанию подвергся фараон, о котором сказано: Я ожесточил его сердце[18]. Фараон не выдержал его; но нам его выдержать надо.

Эта заповедь очень трудна. Поэтому не сказано просто, как в предыдущих заповедях: "не возжелай себе всего, что у ближнего твоего". Подчёркивается примерами. Жена, слуга, вол, осёл... всё, что у ближнего. Я могу пожелать себе такой же автомобиль или компьютер, как у ближнего; могу пожелать себе, наконец, устроиться на работе так же удачно, как и он. Но я не могу пожелать себе его удачу. Я не могу сказать: "я хочу быть удачливее его" - потому что это, в сущности, означает: "я хочу себе его, главную, удачу, а ему пусть будет поменьше". В нашем обществе может показаться, что человек, соблюдающий эту заповедь, лишён всяких амбиций: он-де не хочет продвинуться в жизни. Напротив! Десятая заповедь не позволяет человеку желать чужого места (например, поста своего начальника), и сила амбиции может толкнуть человека на невероятное, новое направление в работе, которое может сделать его равным своему начальнику, не смещая его.

Каждый из нас, становясь родителем, становится на место, которое занимают - для него - его собственные родители. Пятая заповедь, которой соответствует Десятая, напоминает нам, что "должность" наших родителей дана нам Самим Единым, и никакие наши достижения, наше духовное и материальное продвижение не могут сместить их со своего места и "освободить" нас от этой связи.

Хорошо иллюстрирует Десятую заповедь "Сказка о рыбаке и рыбке" Пушкина. Старуха могла желать чего угодно, и рыбка выполняла её желания. Даже став царицей, она не сместила никого с престола - она всего лишь основала собственное царство. Но, пожелав власти над самой рыбкой, старуха возжелала себе чужое место, и была наказана.

Почему сказано "ближнего своего"? Кто мне ближний, а кто нет? В этом вопросе надо придерживаться умеренности. Враг, человек желающий мне гибели, изгнания, просто неблагополучия - уже не ближний мне. Всё же я должен первым делом попробовать с ним помириться: даже если этот враг - целое государство; даже если это - Амалек![19]. Если я с ним помирюсь, он будет мне "ближним"; если нет - что ж, на войне можно и желать, и забирать себе победу; можно и желать, и забирать себе ресурсы противника...

Любая система, любая структура построена на том, что у каждого - своя должность, свои полномочия. "Беда, коль пироги начнёт печи сапожник, а сапоги тачать - пирожник: и дело не пойдёт на лад, да и примечено стократ, что кто за ремесло чужое браться любит, тот завсегда других упрямей и вздорнéй", писал И.А.Крылов[20]. Даже если ты действительно умеешь делать то, чем должен заниматься носитель другой должности, берегись! Подменяя собой другого, ты нарушаешь Десятую заповедь. Судья должен судить, царь - править, учитель - учить, строитель - строить. Пока поступки ближнего твоего не угрожают самой структуре, не думай подменять его, даже если тебе кажется, что ты умеешь делать его дело лучше. Может, стоит избытки энергии вложить в то дело, которое поручено тебе?

Метафизика Десяти Заповедей

Десять Заповедей напоминают десять отростков Меноры - основного метафизического символа еврейского Учения[21]: семь веток-подсвечников и три корня - треножник. Как соотносится деление на скрижали - пять и пять - со структурой "семь и три", которую подразумевает Менора?

Оказывается, соотносится отлично - если понять, что Первая Скрижаль заполняет Менору начиная с седьмого уровня, а Вторая - начиная с треножника. Тогда мы получаем:

ПЕРВАЯ СКРИЖАЛЬ, по порядку:
7-й уровень: Я - Бог. Основная идея бытия.
6-й уровень: Не поклоняйся кумирам. Знание и понимание.
5-й уровень: Не нагружай Бога, не говори всуе Его Имени, не отказывайся от ответственности. Управление и самовыражение.
4-й уровень: Помни и храни шаббат. Взаимодействие с Богом, соединение низа и верха.
3-й уровень: Уважай родителей. Ритм смены поколений.

ВТОРАЯ СКРИЖАЛЬ, по порядку:
Дух (нешама): Не убивай.
Энергия (оз): Не изменяй.
Материя (гуф): Не кради.
1-й уровень: Не лжесвидетельствуй. Реальность.
2-й уровень: Не возжелай чужого. Эмоции, порывы, качественность желаний.

Основанием меноры заповедей оказываются три особенных заповеди, каждая из которых содержит только два слова. Не убивай, не изменяй, не кради.

Заключение

Говорят, что Первый Храм Единого погиб из-за того, что еврейский народ[22] нарушал заповеди Первой Скрижали. Мы творили себе кумиров, пренебрегали Законом Единого, не сохраняли верность заветам предков. Второй Храм погиб из-за того, что народ нарушал заповеди Второй Скрижали: высокомерием, завистью, взаимной ненавистью была сметена незримая защита, и враги вновь разрушили святыню - в тот же день, девятого и десятого числа летнего месяца ав. Многовековое изгнание - не столько наказание, сколько урок, исправление: нам надлежало выучиться законам Единого в чужих землях, если уж мы не усвоили их на своей земле.

В наше время появилась реальная возможность возвращения в Землю Израиля, и это - знак великих изменений. Но пороки Первой и Второй Скрижали по-прежнему с нами, и мы своими поступками продолжаем разрушать как Первый, так и Второй Храм. Если мы, наконец, сможем дойти до соблюдения Десяти Заповедей в нашей повседневной жизни, чудесным образом изменятся обстоятельства и мы сможем построить Третий Храм. И в том, что к двум Скрижалям не дано третьей[23], мы можем видеть намёк на то, что Третий Храм уже не погибнет, а пребудет вечно.

WebPage

***
Каждый из нас является храмом Всевышнего, и если Первый и Второй были физически разрушены по причине перечисленных, в статье, грехов, то <Третий Храм>, сам человек, при отсутствии взаимосвязи с Всевышним, без стремлений достижения праведности и святости, имеет разрушение как физическое так и духовное и более того <Храм> выпадает их машиахального процесса.

Quote
Десять заповедей разбиты на две пятёрки. Древняя традиция говорит нам, что на первой скрижали было записано пять заповедей, а на второй - ещё пять; порядок заповедей неслучаен - каждой заповеди Первой Скрижали соответствует заповедь Второй: первой заповеди соответствует шестая, второй - седьмая, и так далее. Первая Скрижаль содержит законы отношений человека с Богом, а Вторая - законы отношений человека с людьми. Можно также сказать, что Первая Скрижаль - законы настройки человеческой души, а Вторая Скрижаль - то, что от этой души требуется в материальном мире.


Можно, так-же, сказать так, что Всевышний даровал евреям Две Скрижали по пять речений.
В одной Скрежале раскрыто условие взаимоотношения с Всевышним, что необходимо человеку чтобы достичь связи с Отцом - Всевышним, в другой Скрижале раскрыты условия созидательного - гармоничного отношения между людьми.
Обе скрижади полностью взаимосвязанны, для достижения полноты взаимосвязи с Всевышним, для достижения Любви и Отцовства
необходима реализация достижения раскрытий на обеих Скрижалях.
Ещё, одна Скрижаль помогает достигать условия другой, и одна не может быть реализованной без другой.


Всё то,что проходит рядом
Всё то,что пролетает вновь
Может искру свою оставить
И зажечь светильник вновь
Главное не стать слепым
Главное не стать глухим
Главное увидеть Б-га
И всё то,что строится Им.


Отредактировал/а: Натаниэль - Воскресенье, 02 Сентября 2012, 00:26
 
АркадийОтправлено в: Вторник, 04 Сентября 2012, 12:59 | Сообщение № 8

Участник
Сообщений: 535
C нами с 24 Апреля 2011
Откуда: Молдова
Статус: Отсутствует
Quote (Натаниэль)
Шаббат (курсив выделяет места, отличающиеся от формулировки в главе "Йитро").

?
Quote (Натаниэль)
Когда наступит Восьмой День творения, новое время великого приближения человечества к Богу, шаббат останется в первую очередь великим знаком верности и доверия к Творцу.

Натаниэль, я уважаю ваше мнение, кто ещё разделяет мнение о восьмом дне творения?
Там надо ожидать девятый и далее дни творения. Видимо, это эсхатология нашего мира?!


Не закрывай глаза на правду.

Отредактировал/а: Аркадий - Вторник, 04 Сентября 2012, 13:00
 
LouizaОтправлено в: Вторник, 04 Сентября 2012, 16:33 | Сообщение № 9

Участник
Сообщений: 1318
C нами с 22 Июня 2009
Откуда: Украина
Статус: Отсутствует
Quote (Аркадий)
Натаниэль, я уважаю ваше мнение, кто ещё разделяет мнение о восьмом дне творения?

Я не знаю , имеет ли Натаниэль такое же мнение ( ??? ) , но это мнение автора - Эли Бар-Яалома ( Центр Маген , Хайфа ).

Возможно , понятие восьмого дня связано с событием восьмого дня освящения мишкана.
Семь дней продолжалось освящение мишкана , а на восьмой ,выпавший на первое число месяца нисана 2449 года ,
Шехина должна была поселиться в нем.
По-этому , возможно , восьмой день творения - это новая Земля и новое Небо под властью Единого Творца.

Само по себе число восемь указывает на особое свойство этого дня. Как известно, числа от единицы до семи связаны с материальным миром,
а число восемь - со всем, что выше него. Вот и о восьмом дне освящения сказано: "Сегодня Всевышний откроется вам".

Шаббат воспринимается и как символ будущего, мессианского состояния мира, о котором сказано: "День, который весь - Шаббат". Этот аспект не может быть достигнут нашим служением. Он - дар свыше. Именно об этом аспекте Шаббата Всевышний говорит: "Удивительный дар есть в Моей сокровищнице для вас -имя ему Шаббат".

Но дар этот нельзя получить, минуя семь ступеней материального служения. Мудрецы говорят: "Тот, кто потрудится накануне Шаббата, будет есть в Шаббат" (Талмуд, трактат "Авода Зара", 3а).

Восьмой день освящения, день откровения Всевышнего, восьмая ступень служения, восьмой день недели - полный Шаббат - все это выше нашего служения и будет дано в дар Всевышним. Но "получит дар тот, кто потрудится" (трактат "Мегила", 26б).

Проще говоря, чтобы день можно было назвать восьмым, надо наполнить служением семь дней, ему предшествующих.

В Шаббат время выходит за рамки «локальной реальности», следовательно нулевой точкой отсчета нового цикла времени - новой недели можно было бы считать предыдущий Шаббат, как связывающий временной отрезок реального и виртуального. В указанной системе отсчета Шабат будет восьмым а не седьмым днем недели, а число восемь не только отправной точкой нового цикла, но и ее концом предопределяющим начало - "День, который весь - Шаббат".


Я могу только предоставить Вам информацию. Убеждения Ваши Вы должны формировать сами.
 
АркадийОтправлено в: Вторник, 04 Сентября 2012, 17:51 | Сообщение № 10

Участник
Сообщений: 535
C нами с 24 Апреля 2011
Откуда: Молдова
Статус: Отсутствует
Quote (Louiza)
По-этому , возможно , восьмой день творения - это новая Земля и новое Небо под властью Единого Творца.

Разум прагматика удовлетворяется, если представит картину "Новой Земли и Нового Неба.
Вот христиане воображают, что на земле все дела человеческие сгорят. Я тоже ходил по Москве и повторял: и это сгорит, и это через год или два.
На основании проповедей заезжих проповедников. Вот глупец!


Не закрывай глаза на правду.
 
LouizaОтправлено в: Вторник, 04 Сентября 2012, 19:57 | Сообщение № 11

Участник
Сообщений: 1318
C нами с 22 Июня 2009
Откуда: Украина
Статус: Отсутствует
Quote (Аркадий)
Разум прагматика удовлетворяется, если представит картину "Новой Земли и Нового Неба.
Вот христиане воображают, что на земле все дела человеческие сгорят. Я тоже ходил по Москве и повторял: и это сгорит, и это через год или два.
На основании проповедей заезжих проповедников. Вот глупец!

Шалом, Аркадий, давно Вас не "видела " , не читала... smile

Вот,как на данный вопрос отвечает рав Овадья Климовский.

Шалом!

Здесь не идет речь о новых творениях. Из объяснения Мальбима можно понять, что небеса и земля вместе с другими творениями получат статус неизменности, хотя у небес и земли такой статус был с самого начала. Радак (рабби Давид Кимхи, один из основных комментаторов Танаха) объясняет этот стих так: Всевышний хочет убедить еврейский народ, что после окончательного Избавления им не нужно будет переживать за своих детей. Чтобы они не подумали, что, хотя сами они вернулись на Землю Израиля, над их детьми рано или поздно вновь нависнет угроза изгнания, Б-г говорит им так: смотрите, Я обещаю. И в качестве наглядного примера указывает на землю и небо — такие же самые, какие Он сотворил в первые дни. Вы видите, говорит Б-г, они — как новые, только создания, населяющие их, сменяют друг друга, сами же небеса и земля остаются неизменными. А что держит их в таком положении? — Мое слово. Слово, которое Я вам даю: ваше возвращение и Избавление — навечно, для вас и ваших детей.

С уважением, Овадья Климовский

==============================

Т.е. возникает принципиально новое представление о человеке и мире, новые (абсолютно по-новому осознаваемые) время и пространство, «новая земля и новое небо».( ИМХО )


Я могу только предоставить Вам информацию. Убеждения Ваши Вы должны формировать сами.
 
LouizaОтправлено в: Среда, 05 Сентября 2012, 06:44 | Сообщение № 12

Участник
Сообщений: 1318
C нами с 22 Июня 2009
Откуда: Украина
Статус: Отсутствует
Quote (Louiza)
Возможно , понятие восьмого дня связано с событием восьмого дня освящения мишкана.
Семь дней продолжалось освящение мишкана , а на восьмой ,выпавший на первое число месяца нисана 2449 года ,
Шехина должна была поселиться в нем.


Дополнительная информация о восьмом дне освящения мишкана.


Я могу только предоставить Вам информацию. Убеждения Ваши Вы должны формировать сами.
 
Бейт-мидраш / Дом учения » ЕВРЕЙСКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ » Заповеди - Мицвот » Две скрижали Завета
Страница 1 из 11
Поиск:
Функции форума
Ленточный Вариант Форума  |  Правила поведения  |  Участники  |  RSS Лента  |  Поиск по Названиям Тем

Предупреждение: данный форум строго модерируем. Проводятся постоянные ревизии, чистки, а также удаляются устаревшие и потерявшие актуальность темы.

Цветовая маркировка групп: Читатель ~ Участник ~ Постоянный участник ~ Администратор

Поиск по всему сайту


Форум основан 1 июня 2006 г.
Хостинг от uCoz