[ Новые сообщения · Правила поведения · Участники · Поиск по темам · RSS лента ]
"Потому что Я Г-сподь, Б-г ваш, освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят" (Левит 11:44)
"Ибо все народы пойдут – каждый во имя божества своего, а мы пойдем во имя Г-спода Б-га нашего во веки веков." (Миха 4:5)
Шалом! Данный форум устроен по типу бейт-мидраш. Эта модель призвана помочь тем, кто желает изучать Тору и еврейскую мудрость, а учеников отличает стремление пополнить свои знания и найти им достойное применение. Люди данной категории не озабочены собственной репутацией или мнением большинства; их цель – сблизиться со Всевышним путем исполнения Его заповедей. Посещение «Бейт-Мидраш» не должно рассматриваться как место, где один человек обнажает духовную несостоятельность другого и претендует на исключительность собственного мнения. Суть общения и обучения – укрепление в праведности, исправление своего характера и, тем самым, участие в исправлении всего Мира (тикун олям).

У нас приветствуются ноахиты (бней-Ноах); геры (прозелиты), принявшие официальный или неофициальный гиюр, или находящиеся на пути к этому; выходцы из христианства или иных религий и культов; караимы; иудействующие, а также все Б-гобоязненные, неравнодушные к Б-гу Авраама, Исаака и Иакова, к Торе и Иудейскому образу жизни. Добро пожаловать!
Книга Мириам Исраэли Страна Аслана. Еврейский секрет Нарнии. "Хроники Нарнии" сквозь призму иудейского мировоззрения


Страница 1 из 11
Бейт-мидраш / Дом учения » ЕВРЕЙСКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ » Заповеди - Мицвот » Когда Закона недостаточно («выход за пределы буквы закона» - лифним ми-шурат а-дин)
Когда Закона недостаточно
ГалилеянкаОтправлено в: Пятница, 09 Сентября 2011, 15:28 | Сообщение № 1

Администратор
Сообщений: 5451
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
В еврейском Законе есть такое понятие — лифним ми-шурат а-дин, что в переводе означает — «выход за пределы буквы закона». Что в это понятие вкладывается и как оно применяется в жизненной практике? Ведь Тора, казалось бы, призывает к строгому соблюдению всех включенных в нее законов и дает определенный «эталон» поведения, к которому следует стремиться каждому еврею.

В древнем английском праве наряду с обычными законодательными актами существовала параллельная законодательная система, известная под названием «право справедливости». Цель данной системы состояла в том, чтобы предотвращать незаслуженные наказания, которые время от времени назначались в результате чересчур узкого толкования или «слишком строгого» применения норм традиционного правосудия.

В Торе еврейским законам и правовой системе посвящена недельная глава Мишпатим.

В предыдущей недельной главе (Итро) говорилось о зарождении еврейской правовой системы, о необходимости «разъяснять уставы и наставления (Торы), указывать пути, которыми нужно следовать и (давать) примеры поведения, которого необходимо придерживаться» (Шемот, гл. 18, ст. 20-21). Слова «поведение, которого необходимо придерживаться», — уточняет Мидраш, комментируя данный отрывок — относятся к концепции «выхода за пределы буквы закона», согласно которой человек обязан делать больше, нежели ему положено по закону.

Но для выполнения этого «распоряжения» Творца, как может показаться на первый взгляд, нужно обладать какой-то «сверхъестественной» праведностью. Однако данная концепция, по определению Талмуда, соотносится не только со сферами благочестия и праведности, но — имеет и непосредственное социальное и юридическое значение.

В Талмуде рассказывается, в частности, такая история.

Однажды некий человек нанял для транспортировки бочек поденных работников. Но они плохо справились с порученным им делом — в процессе перемещения из одного места в другое несколько бочек выскользнуло из их рук и разбилось. Разгневанный подобной нерадивостью хозяин бочек решил заставить работников возместить нанесенный ему ущерб. И в качестве залога — отобрал у них куртки и плащи. Работники, возмущенные насильственным изъятием их личных вещей, чтобы уладить возникший конфликт, вместе с работодателем отправились в городской бет дин (раввинский суд). Судья приказал работодателю вернуть присвоенные им вещи.

— Этого требует закон? — спросил судью работодатель.
— Да, этого требует закон! — ответил ему судья.

Воодушевленные победой, работники обратились к судье с просьбой заставить работодателя заплатить причитающуюся им сумму — деньги, которые они должны были получить за свою работу. Судья нашел их требования вполне законными и велел нанимателю расплатиться с рабочими.

— И этого тоже требует закон!? — возмутился наниматель.

В ответ судья повторил свой приговор и спокойно добавил:

— Да, и этого требует закон — закон лифним ми-шурат а-дин, обязывающий делать то, что правильно с моральной и этической точки зрения, даже если формально это и не является обязательным...

Не от хорошей жизни люди нанимаются на поденную работу, — разъясняет Талмуд, анализируя эту историю. — Наниматель был богатым человеком, и от оплошности бедных людей, которые хотели заработать себе на хлеб, пострадал лишь в минимальной степени. Для них же, для наемных рабочих вычеты за ущерб явились бы сущей катастрофой. Поэтому в данном случае и был применен принцип, допускающий «выход за рамки закона». Эта концепция в подобных обстоятельствах сама становится законом.

Иную грань концепции лифним ми-шурат а-дин раскрывает Рамбан (Рабейну Моше бен Нахман — Нахманид; великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го – начало 13-го вв.), анализируя поведение человека с точки зрения оговоренной в Торе морали.

Чтобы оградить себя от ошибок, — пишет он, — человеку следует воздерживаться от поступков, в которых по закону, казалось бы, нет ничего предосудительного, но которые не вызывают чувства благоговения и не могут быть «этапами» на пути служения Всевышнему. Таким образом, у человека появляется возможность постичь более высокий смысл еврейских законов. Если он чувствует, что разрешенные Торой физические радости мешают его духовному развитию и ослабляют преданность Творцу, ему лучше от них отказаться.

Итак, концепция «выхода за пределы буквы закона» касается, с одной стороны, соблюдения заповедей Торы и контроля над собственными поступками в поведении каждого отдельного человека, с другой — взаимоотношений людей в обществе. Пользуясь ею, люди могут оградить себя от ошибок при заключении договоров и сделок разного характера.

Обществу, в котором каждый будет настаивать на своем, доказывая, что именно он (и никто другой) правильно понимает суть «буквы закона», — предупреждают наши Учителя, — уготовано безрадостное будущее. Вежливость, способность разделять чувства ближнего, сопереживать ему, учитывать его нужды и воздерживаться от осуждения поступков и высказываний других людей — все это составные части великой концепции «выхода за рамки закона».

Знание этой концепции и умение ее применить играет важную роль в жизни не только еврейства, но и — всего остального мира. Мира, в котором мы сегодня живем. Ибо нам и нашим соседям катастрофически не хватает этого заповеданного Торой взгляда на вещи. Проповедуя демократию, мы гордимся силой, приписываемой «букве закона». Однако нам давно пора понять, что существует другой, высший закон, которым мы обязаны руководствоваться в повседневной жизни. Именно этот высший закон — «выход за пределы буквы закона» — тот единственный путь, следуя которому мы можем достичь гармоничного сосуществования в современном мире...

evrey.com


Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
НатаниэльОтправлено в: Пятница, 09 Сентября 2011, 17:26 | Сообщение № 2

Участник
Сообщений: 669
C нами с 01 Сентября 2011
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Всё то,что проходит рядом
Всё то,что пролетает вновь
Может искру свою оставить
И зажечь светильник вновь
Главное не стать слепым
Главное не стать глухим
Главное увидеть Б-га
И всё то,что строится Им.
 
ГалилеянкаОтправлено в: Вторник, 23 Июля 2013, 12:11 | Сообщение № 3

Администратор
Сообщений: 5451
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
Основная идея отношения к найденному предмету — делать все необходимое, чтобы он сохранился как можно лучше. Но при этом не рекомендуется предпринимать что-либо такое, что принесет выгоды тому, кто этот предмет нашел и хранит.

Гемара, например, до деталей обсуждает вопрос, как проветривать одежду или ковры. Ковер, допустим, можно проветривать во дворе, чтобы он не испортился. Но можно повесить и в своем доме — и ковер не испортится, и в комнате будет висеть украшение.

Талмуд порицает подобные “маленькие хитрости”. Дело в том, что, используя вещь (для себя) человеку трудно удержаться в определенных границах, которые гарантируют полную сохранность вещи.

Предположим, гости не знают, что развешенные по стенам ковры не принадлежат хозяину дома. И их завистливые взгляды способны испортить их. На иврите это называется аин а-ра (дословно — дурной глаз). В духовных мирах аин а-ра может произвести изменения, и, как следствие аин а-ра, объект получит повреждение.

Несмотря на то, что в итоге в Талмуде нет жесткого запрета на использование хранимых предметов, ѓалаха, тем не менее, (в Шульхан Арухе) достаточно четко ограничивает попытки воспользоваться ими.

Завершая тему, Талмуд не обходит вниманием и случай, когда человек имеет право не заниматься потерянной вещью. И приводит несколько примеров.

Допустим, коэн (священник) издалека видит потерянную вещь, которая лежит на территории кладбища. Ходить на кладбище коэну запрещено. Поэтому закон освобождает его от заповеди возвращения потерянного.

Или, скажем, пожилой человек... Ему трудно (а порой — стыдно) тащить на себе потерянную вещь, допустим, вязанку дров. Он не обязан делать это. Критерий прост: человек не должен делать для другого то, что не может сделать для себя.

Но, представим, что этот пожилой человек поднял бы эту вещь в поле (где никто не видел его) и вернул ее владельцу. Обязан ли он поступить так же и в городе? Талмуд отвечает на этот вопрос, применив специальный термин — тейку. Что означает: конкретный вывод тут сделать невозможно. В связи с этим Талмуд приводит поучительную историю, из содержания которой проистекают далеко идущие выводы.

Однажды раби Ишмаэль сын раби Йоси (один из великих Учителей Мишны времен завершения ее записи; конец 2-го века; его отец — один из главных учеников раби Акивы) шел по дороге и увидел человека, который стоит рядом с вязанкой дров и не может поднять ее (в большинстве случаев, за исключением указанных выше, по закону Торы в такой ситуации необходимо помочь). Подошел раби Ишмаэль к человеку и спросил:

Сколько стоят эти дрова?
Пол-зуза (в сегодняшних денежных единицах — примерно пять долларов), — ответил человек.
Раби Ишмаэль дал ему пол-зуза и объявил дрова бесхозным имуществом. Чтобы избавиться от обязанности заниматься этими дровами.
Талмуд спрашивает: зачем раби Ишмаэль так сделал? Ведь по закону он — Учитель весьма почтенного возраста — не должен был помогать человеку взваливать на спину вязанку дров.
И отвечает: раби Ишмаэль хотел поступить лифним ми-шурат а-дин (мягче, чем того требует закон). Чтобы не обидеть этого человека.

Далее Талмуд исследует вопрос: когда надо поступать лифним ми-шурат а-дин.

Тут приводится несколько принципов. И цитируется фрагмент из Торы, фраза, обращенная к Моше: “И объясняй им уставы и наставления, и указывай им путь, по которому им ходить, и дела, которые им делать” (Шемот, гл. 18, ст. 20).

В этой фразе все слова после “уставы и наставления” — как будто бы лишние. А это означает, что они несут в себе необходимую уточняющую информацию.

К нашей теме непосредственное отношение имеют слова: “...и дела, которые им делать”.

Говоря “и дела”, Тора подразумевает — строго следовать закону Торы. В выражении “которые им делать” скрыто указание на лифним ми-шурат а-дин.

И завершает тему Талмуд мыслью от имени величайшего раби Йоханана: “Второй Храм был разрушен, потому что судили строго по закону, а не лифним ми-шурат а-дин”.

Колоссальная емкость этой мысли требует обстоятельного обсуждения. Но это выходит за рамки нашего обозрения.

Э. Эссас


Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
ГалилеянкаОтправлено в: Вторник, 23 Июля 2013, 12:22 | Сообщение № 4

Администратор
Сообщений: 5451
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
Разве точное применение законов Торы — плохо? Разве существует иная, лучшая альтернатива?

В отношениях между людьми всегда следует искать возможность проявить сострадание, — наставляет Талмуд. Недаром наши Учителя вводят в обиход понятие — лифним ми-шурат а-дин, что в переводе означает — «мягче, чем того требует закон». Когда люди строги друг к другу в применении законов Торы, то и Всевышний с ними — суров (обзор листа 30 трактата Бава Мециа).

Второй Храм был разрушен, — отмечает раби Йоханан (величайший Учитель Талмуда в Эрец Исраэль, составитель Иерусалимского Талмуда; 3-й век), — потому что судили строго по закону, а не лифним ми-шурат а-дин.

В Талмуде (лист 20 трактата Берахот) приводится диалог между малахим (множественное число от слова малах — духовная субстанция, осуществляющая связь Неба с землей; в некоторых переводах на русский — «ангел») и Всевышним. Сказали Творцу малахим:

— Владыка вселенной, записано в Твоей Торе: «Всевышний ваш, который беспристрастен и мзды не берет…» (Дварим, гл. 10, ст. 17). Но Ты не беспристрастен к народу Израиля, ибо в Твоей Торе сказано: «Да озарит Всевышний тебя лицом Своим и помилует тебя! Да обратит Всевышний лицо Свое к тебе и доставит тебе мир!».

— Есть в Моей Торе и такие слова, — ответил Всевышний, — «И будешь ты есть и насытишься и благословлять будешь Всевышнего твоего...» (Дварим, гл. 8, ст. 10). И они благословляют Меня даже за самый маленький кусочек (пищи)». Так как же Мне не благоволить к ним?..

Эта идея выражена и в благословении коэнов (священников) — бераха, которую Всевышний дает нам Свыше, зависит от поведения человека на земле.

Раби Ишмаэль, коэн гадоль (первосвященник), ежедневно произносил благословение коэнов, зная, что в действительности благословение приходит Свыше, ибо ему было известно, что человеку поручено создать достойный, духовно возвышенный мир на земле. Благословение, исходящее из человеческих уст — часть работы, способная духовно поднимать этот мир.

Мишкан — место, где покоится Шехина (присутствие Всевышнего). И его возведение можно было считать завершенным только после того, как благословение было передано Аарону и его сыновьям (а через них — коэнам последующих поколений).

Известно, что Шехина Всевышнего находится в том месте, где человек создает для этого «подходящие» условия. Так что, каждый из нас имеет возможность духовно поднимать мир, создавать «пространство», куда будет струиться благословение Творца. Только если мы будем выполнять эту непростую, но благодарную работу, можно надеяться, что Всевышний проявит истинное Милосердие по отношению к нам…

Автор текста раввин Ари Канн


Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
Бейт-мидраш / Дом учения » ЕВРЕЙСКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ » Заповеди - Мицвот » Когда Закона недостаточно («выход за пределы буквы закона» - лифним ми-шурат а-дин)
Страница 1 из 11
Поиск:
Функции форума
Ленточный Вариант Форума  |  Правила поведения  |  Участники  |  RSS Лента  |  Поиск по Названиям Тем

Предупреждение: данный форум строго модерируем. Проводятся постоянные ревизии, чистки, а также удаляются устаревшие и потерявшие актуальность темы.

Цветовая маркировка групп: Читатель ~ Участник ~ Постоянный участник ~ Администратор

Поиск по всему сайту


Форум основан 1 июня 2006 г.
Хостинг от uCoz