Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| Рав Элиэзер Мацбекер, при участии рава Игаля Полищука
Время перед приходом Машиаха, в которое мы сегодня живем, называется в Торе иквета де-машиха – «пята машиаха». Что значит «пята машиаха»? У человека есть разные части тела. Есть мозг, он очень нежный и хорошо защищен. Руки – более грубые, а ноги еще грубее. И наконец, пятки – это самая грубая часть тела человека.
В предыдущих поколениях потенциал и желание служить Всевышнему были на гораздо более высоком уровне. Сердце было более нежное, чувства – более утонченными. Эти поколения были подобны мозгу, глазам. Наше поколение подобно пяткам. Очень грубое, очень материальное. Но, с другой стороны, на пятки приходится вес всего тела, они его как бы несут, и если наше поколение не справится со своей задачей, не будет завершенности в духовной работе всех предыдущих поколений. Отсутствие даже маленького драгоценного камня в короне Царя является ущербом для всей короны. И вполне возможно, что этот маленький драгоценный камень будет более дорог для Всевышнего, чем большие бриллианты, созданные предыдущими поколениями. Поэтому давайте посмотрим, что мы должны делать сегодня, в соответствии с еврейской традицией, в то непростое время, в котором живем.
Начнем с Талмуда. Трактат Санедрин (97б): «Сказал раби Шмуэль бар Нахмани сказал раби Йонатан: «(Да) перевернутся кости вычисляющих “конец” (т. е. дату прихода машиаха), потому что приходит “конец” (который они вычислили) и не приходит (машиах) в это время, они говорят после этого (в будущем) тоже не придет [и потому отчаиваются его ждать], но будем ждать его, как сказано, “если задержится – жди его”». Рамбам устанавливает закон, что действительно есть проклятие тем, кто вычисляет «конец» – дату прихода Машиаха. Но есть определенное время, которое наиболее способствует его приходу. Где говорится о признаках такого времени? В трактате Сота (49б): «Так учили [наши] мудрецы… во время перед приходом Машиаха наглость (необычайно) возрастет; цены вырастут (по другой версии йокар еавет – будут уважать извращающих правду), виноградник принесет свой плод, но вино будет дорого; власть (в мире) будет принадлежать отрицающим основы веры, и нет возможности упрекать; место собрания будет местом разврата; Галилея будет разрушена, область которая называется Гавлан опустеет; пограничные жители будут скитаться из города в город и не найдут пристанища; мудрость мудрецов будет опозорена, над боящимися греха будут насмехаться; правда будет редкой (другое объяснение а-эмет ие неедерет – правда будет разбиваться на группы, и каждая группа будет считать что у них единственная «правда», а истина будет скрытой). Молодые будут позорить пожилых, пожилые будут вставать перед молодыми. Сын проклинает отца, дочь восстала против матери, невестка против свекрови. Домашние человека (т. е. его близкие) будут его врагами. Лицо поколения как морда собаки, сын не будет стесняться отца. И на кого мы можем надеяться? Только на Отца нашего, Который на Небесах».
Рассмотрим более подробно все части этого отрывка.
Во время перед приходом Машиаха наглость необычайно возрастет. К сожалению, это наша реальность сегодня. Уровень наглости постоянно растет. Сегодня никого не удивишь, что ребенок может нагрубить взрослому, ученик – учителю. Наглость уже стала неотъемлемой частью нашей жизни.
Цены вырастут, виноградник принесет свой плод, но вино будет дорого. Все то время пока землей Израиля правили другие народы, она оставалась пустынной. Так осуществилось проклятие, которое написано в Торе: «Сера и соль, пожарище – вся земля. Не будет засеяна и не взрастит, и не поднимутся на ней никакие посевы». Всевышний хранил Святую Землю для Своего народа. Сегодня, когда большая часть евреев вернулась в Землю Израиля, земля снова стала плодородной. Но цены растут из года в год.
И нет возможности упрекать. Почти нет тех, кто способны выслушать упреки, принять их и измениться в лучшую сторону.
Место собрания будет местом разврата. Раньше в местах собрания собирались мудрецы, вместе учились, обучали других, принимали законы, судили. Теперь в местах собрания собираются развратники, не скрывающие и пропагандирующие свой грех.
Пограничные жители будут скитаться из города в город и не найдут пристанища. К сожалению, мы очень хорошо знаем этих «пограничных жителей». Тысячи еврейских семей были насильно выселены из Гуш Катифа. Сколько личных трагедий произошло, сколько домов было разрушено!
Мудрость мудрецов будет опозорена. В наше время мудрецы Торы и люди, которые ее самоотверженно изучают, становятся объектом травли и насмешек. Насильственный призыв учащихся ешив в армию на фоне антирелигиозной пропаганды в израильских СМИ делает из еврейства Торы «козлов отпущения», на которых можно переложить ответственность за все беды современного израильского общества. Слова мудрецов не просто не слышат, а зачастую сознательно искажают.
Над боящимися греха будут насмехаться. Комментарии излишни.
Истина будет скрытой. Есть известный «добрый» совет, который многие слышали в детстве: «Врать только по нужде». Проблема лишь в том, что понятие «нужда» часто бывает очень гибким, в зависимости от желаний человека.
Молодые будут позорить пожилых. Два пожилых человека летели в самолете. Один – религиозный (рав Яаков Каменецкий), а другой – светский. Каждый летел со своим внуком. Внук рава Каменецкого постоянно крутился около деда, помогал ему, слушал всякие интересные истории, которые дедушка рассказывал. А внук светского еврея надел наушники, уставился в экран телевизора, и все старания дедушки напомнить внуку о своем существовании ни к чему не привели. В конце полета расстроенный пожилой человек спросил своего соседа, как ему удалось так хорошо воспитать внука. Рав Каменецкий ответил: «Вся разница – в нашем мировоззрении. Согласно моему мировоззрению Всевышний на шестой день творения создал человека, который был самым совершенным из всех людей. Чем дальше отдаляются поколения от того первого человека, тем они менее совершенные. Мой внук уважает меня, так как я ближе к первому человеку, чем он. Вы же считаете, что все люди произошли от обезьяны. Значит, каждое следующее поколение более совершенно, чем предыдущее. Так за что ваш внук должен вас уважать?»
Пожилые будут вставать перед молодыми. К сожалению, мы видим это все чаще. Пожилые люди вынуждены оказывать почет молодым, чтобы заслужить хоть какое-то внимание с их стороны, или не вызвать гнева.
Сын проклинает отца, дочь восстала против матери. Сегодня в Америке, во многих странах Европы и в Израиле запрещено наказывать ребенка физически под угрозой уголовной ответственности. Следствия этого (вроде бы правильного и гуманного подхода) хорошо известны. Детская вседозволенность, отсутствие у родителей возможности контролировать свое потомство приводят к расколам семей, подростковой преступности.
Лицо поколения как морда собаки, сын не будет стесняться отца. Сказали наши мудрецы, что по лицу можно определить сущность человека. Если у поколения морда собаки, значит, сущность поколения – сущность собаки. Собака – наглое животное, не стесняется лаять без всякого повода.
И на кого мы можем надеяться? На Отца нашего, Который на небесах. Когда духовное положение поколения с каждым днем становится все хуже, нужно положиться на Всевышнего и просить Его о помощи.
Говорит Талмуд в трактате Санедрин: «Так сказал раби Йонатан: в поколение, в котором придет сын Давида (Машиах) мудрецы Торы уменьшаться, глаза их будут слабыми от тех бед и от тех многочисленных страданий, испытаний и указов, которые будут сменяться, и не успеет отмениться предыдущий, как возникнет уже новый». Как то раз великий рав Йосеф Хаим из Багдада, автор книги «Бен Иш Хай», гулял со своими учениками, и они увидели кучку кунжутовых зернышек (на иврите кунжут – сумсум). Бен Иш Хай сказал: «Такими будут мудрецы Торы в поколении перед приходом машиаха». Спросили его ученики: «Так много или такие маленькие?» Ответил им учитель: «И то, и другое». Много будет тех, кто изучает Тору, но их духовный уровень по сравнению с предыдущими поколениями будет маленьким.
После Второй мировой войны весь еврейский мир был разрушен практически до основания. Центры изучения Торы уничтожены, миллионы евреев убиты. Появилась реальная угроза, что Тора забудется в еврейском народе. В те дни великие мудрецы Торы во главе с Хазон Ишем направили верное Творцу еврейство посвятить себя изучению Торы. Всевышний помог мудрецам Торы возродить еврейский мир практически из пепла. Сегодня по всему миру, а особенно в земле Израиля, есть много центров изучения Торы, в которых учатся десятки тысяч евреев. В Торе мудрецы называются «глазами общины». Как глаз видит издалека место, в которое нужно идти, а также дорогу, на которой не встретится ни камня, ни ямы, так и главы поколения направляют нас по дороге служения Творцу и защищают от многих бед. В нашем поколении есть особая миссия (задача) всеми нашими силами и возможностями оберегать мудрецов Торы и всячески трудиться над тем, чтобы вырастить новое поколение великих в Торе. Слава Б-гу, сегодня есть немало изучающих Тору (особенно в Земле Израиля), однако настоящих глав поколения, которые видят далеко, очень мало, и с течением времени становится все меньше. Чтобы и следующие поколения удостоились «глаз общины», нам нужно постоянно укреплять себя в изучении Торы и цельности нашего служения. Каждый, кто самоотверженно учит Тору, воспитывает своих детей в святости и чистоте – вносит свой вклад в воспитание будущего поколения мудрецов Торы.
После Первой мировой войны к нашему великому учителю Хафец Хаиму пришли евреи. Они рассказывали ему, сколько страданий принесла эта война, сколько общин было разрушено, сколько евреев погибло. Хафец Хаим внимательно слушал и сочувствовал, а потом сказал, что все эти страдания будут ничем по сравнению с той войной, которая произойдет очень скоро. Эта история хорошо известна, но у нее есть продолжение. Далее Хафец Хаим сказал, что и эта – Вторая мировая война будет ничем по сравнению с войной против Гога из Магога (пишет Рамбам, что из простого понимания слов пророков видится, что в начале дней Машиаха будет война с Гогом из Магога).
Вот как говорит об этом пророк Йехезкель (38:1-23): «И было слово Г-сподне ко мне, говоря: Сын человеческий! Обрати лицо твое к Гогу в земле Магог, предводителю Мешеха и Туваля [так назывались эти народы, потомки Йефета, в древности; как они называются сегодня – неизвестно], и пророчествуй о нем. И скажешь: так сказал Г-сподь Б-г: вот Я – против тебя, Гог, предводитель Мешеха и Туваля! И поверну тебя, и вложу удила в челюсти твои, и уведу тебя и все войско твое, лошадей и всадников, всех их, облаченных великолепно, толпу огромную в кольчугах и со щитами, всех их, владеющих мечами [пророк переводит духовные понятия, такие как средства передвижения, защиты и нападения на язык, принятый в его время]. Парас (персы), Куш (африканские народы) и Пут – с ними, все со щитами и (в) шлемах. Гомер и все отряды его, дом Тогарма (с) окраин севера и все отряды его, – народы многие с тобой. Будь готов, готовь же себя (к войне) – ты и все толпы твои, собравшиеся к тебе, и будешь им стражем. После многих дней наказан будешь – в конце лет придешь ты в страну, освобожденную от меча, собранную из народов многих, на горы Израиля, которые были опустошенными всегда (все годы изгнания), но (народ Израиля) был выведен из народов, и поселились в безопасности все они. И поднимешься, как великое бедствие придешь ты. Как туча, покрывающая эту землю, будешь ты и все отряды твои, народы многие с тобой… И будут в день тот, в день прихода Гога на землю Израиля, – слово Г-спода Б-га! – возгорится гнев Мой в ярости Моей. И в ревности Моей, в огне негодования Моего говорил Я: (Клянусь), в день тот будет потрясение великое на земле Израиля! И содрогнутся предо Мною рыбы морские, и птица небесная, и зверь полевой, и всякий человек, который на лице земли. И обрушатся горы, и падут ступени (утесы), и всякая стена на землю падет. Но призову на него (на Гога) меч на всех горах Моих, – слово Г-спода Б-га. Меч каждого будет против брата его. И буду судиться с ним мором и кровью, и ливнем проливным, и градом камней, огонь и серу пролью на него, и на отряды его, и на народы многие, которые с ним. И Я возвеличусь, и освещусь, и появлюсь перед глазами народов многих, и узнают, что Я – Г-сподь».
Приводится в трактате Авода Зара, что два из четырех царств, упомянутых у пророка Даниэля, продлятся до прихода Машиаха. Это Эдом и Парас. Маараль из Праги в «Нецах Исраэль» пишет, что Парас включает в себя и царство Ишмаэля. Наши мудрецы разошлись во мнениях, какое из этих царств одержит верх. Есть точка зрения, что победит Эдом и будет властвовать над всем миром девять месяцев. Об этом написано в Талмуде (Йома, 10а): «Сказал рав Йеуда: не придет сын Давида (Машиах) до того времени, когда распространится злодейское римское царство по всему миру на девять месяцев. Как сказано (Миха, 5:2): “Поэтому предаст Он (Всевышний) их (народ Израиля) до времени, (пока не) родит роженица; и остальные братья его (оставшиеся евреи – согласно комментарию Раши) возвратятся к сынам Исраэля (к десяти пропавшим коленам Израиля)”». И будет последнее порабощение тяжелее, чем другие.
Написано в Талмуде (Санедрин, 97б): «Сказал Рав: закончатся все “концы” (которые пытаются рассчитывать люди), но не (от этого) зависит эта вещь (приход Машиаха), а только от возвращения к Б-гу (тшува) и хороших дел. А Шмуэль говорит: достаточно находящемуся в трауре (того времени), что он находится в трауре (объясняет Раши: достаточно народу Израиля мучений изгнания – и без возвращения к Б-гу будут избавлены). Их спор – как спор танаим (мудрецов мишны). Раби Элиэзер говорит: если (народ) Израиля вернется к Б-гу, будет спасен, а если нет – не будет спасен. Сказал ему раби Йеошуа: если не вернутся к Б-гу, не будут спасены?! Но Всевышний поставит над ними (поработит их под властью) царя, указы которого страшны как (указы злодея) Амана (который хотел уничтожить весь народ Израиля)».
В конце девяти месяцев правления над всем миром Гог решит, что во всех бедах, которые постигли мир, виноваты евреи. С великим войском он придет на землю Израиля, чтобы не оставить в живых ни одного еврея.
Рав Моше Кордоверо так описывает это время: «В конце этого галута, близко ко времени нашего избавления, усилятся беды в народе Израиля с максимальной силой, и будут страдать они, и скажут горам «покройте нас», и вершинам – «упадите на нас» от больших бед, которые окружат их со всех сторон. И увеличится страдание до того, что не будут заботиться отцы о детях… В эти дни увеличатся беды (призванные) очистить Израиль согласно мере суда Всевышнего, и каждый из людей согласно грехам своим страдать будет. И всякий, кто заупрямится и не вернется (к Б-гу), пропадет. А тот, кто склонится под ярмом возвращения (к Творцу) с радостью на лице и подставит спину страданиям, очистится и заслужит (спасение). Дело в том, что пришло время клипы (т.е. сил зла) исчезнуть из мира. Но пока есть злодеи в народе Израиля, держащиеся за них (за эти силы зла), как можно, что исчезнут эти клипот, а злодеи все еще в их власти? Ведь Святой, благословен Он, вершит суд и разбирательство в прямоте и вере. Поэтому очистятся (сыны Израиля), очищение за очищением, пока не станут как чистое серебро без примесей. Это высшее руководство будет (действовать) по максимальной строгости суда и… заберут себе (т. е. накажут) каждую часть долга (т. е. каждый грех каждого грешника) во всяком месте. В эти дни, в это время будет враждовать народ с народом, меч человека на ближнем его. И народ Израиля будет между ними в большой беде. И каждый (из народов) захочет ограбить эту овцу (народ Израиля) и вкушать ее мясо. А Святой, Благословен Он, смилуется над народом Своим в заслугу трех святых праотцев (Авраама Ицхака и Яакова), и очистятся и закалятся (сыны Израиля) в бедах (их). В ходе этого суда повергнет Святой, Благословен Он, Амалека и уничтожит полностью во всем мире. И после этого начнет (Всевышний) судить народы мира. И будут страдать (сыны) Израиля страданием великим. В это время выйдет все собрание Б-жьего народа в пустыню и будут там в голоде и нищете 45 дней очищаться и закаляться. И покажется им Элияу, и явится им Спаситель (Машиах) в большой бедности, и откроется (им) наш учитель Моше, мир ему. И воскреснут умершие в пустыне. И откроется им Присутствие Всевышнего (Шехина). И будут исправлены флаги (восстановлены колена Израиля) в Присутствии Всевышнего. И спустится (с небес) третий Храм. И придут (сыны) Израиля в отстроенный Иерусалим. Шехина (будет) с ними, как в дни их выхода из Египта.
Тогда увеличится количество и сила чудес, (и) не будет (им) конца. Невозможно будет описать словами и представить разумом множество прекрасных чудес, которые будут для (народа) Израиля. И откроются источники мудрости. И это будет для Израиля руководство (Б-га) во время спасения с помощью Всевышнего, да благословится Имя Его. И будет исправлен весь мир от порчи его, и сбросит одежды духовной нечистоты. И воспрянет мир от гибели своей, чтобы стать живым по-настоящему». Великими чудесами, равных которым не было с начала сотворения мира и до наших дней, спасет Б-г Израиля Свой народ от руки Гога и всех ненавистников нашего народа. Тогда наступят счастливые дни нашего избавления.
В чем особенность Гога и его государства Магог? Говорит мидраш: «Сказал рав Брахия: прокляты они, злодеи, потому что они замышляют (дословно: углубляют) плохие советы на (народ) Израиля, и каждый из них говорит: “мой совет (как уничтожить евреев) лучше (тех, которые были до меня)”. Злодей Эйсав сказал: дураком (дословно: сумасшедшим) был Каин, что убил брата своего (еще) при жизни отца его, и не знал, что отец его (осуществит заповедь) “плодитесь и размножайтесь”, я не сделаю так, а (Берешит, 27:41) “…наступят дни траура по отцу моему, и убью я Яакова, брата моего”. Фараон сказал: глупцом был Эсав, что сказал так, и не знал, что у брата его родятся дети в годы жизни отца его. Я не сделаю так, но пока младенцы возле животов матерей, убью я их, как сказано (Шмот, 1:22): “…всех новорожденных мальчиков кидайте в реку…”. Злодей Аман сказал: глупцом был фараон, что сказал так, и не знал, что девочки выйдут замуж, и у них родятся дети, я не сделаю так, но (издам указ) (Эстер, 3:13): “…истребить, убить и погубить всех евреев…”. Гог и его государство Магог в будущем скажут так: глупыми были все, кто был до нас, ведь они замышляли (зло) против еврейского народа и не знали, что есть у них Владыка на небесах. Я не сделаю так, но сначала я займусь их Б-гом, а после этого займусь евреями, как сказано в книге Теилим (2:2): “Собрались цари земли и вельможи, объединились вместе против Всевышнего и его помазанника».
Мидраш требует объяснения: что значит воевать со Всевышним? Говорят наши мудрецы: если мы хотим понять суть любой вещи, нужно посмотреть, где она первый раз встречается в Торе. Где мы видим в первый раз, как человек, знающий Б-га, бунтует против него? Так сказано о Нимроде (Берешит, 9:9): «Он был сильным ловцом перед Всевышним», т.е. уводил людей от Творца (см. Раши там). Нимрод и его многочисленные сподвижники начали строить башню высотой до небес и хотели установить на ее вершине идола, который будет мечом угрожать Всевышнему (здесь и далее – согласно комментарию Альшеха). Б-г не дал им закончить этот грандиозный проект, смешал их языки и рассеял по всей земле.
Под этой очень странной, на первый взгляд, историей кроется глубокий смысл. Попробуем разобраться. Из-за каждого плохого поступка человека в мире появляется злой ангел (приведено в книге «Томер Двора»). Он поднимается к Б-гу и просит пропитания. Говорит ему Творец: тот, из-за которого ты создан, позаботится о тебе. Тогда злой ангел спускается и прилепляется к человеку, в результате плохого поступка которого он произошел. Теперь, когда Всевышний посылает этому человеку жизненные силы – святость, которая должна превращаться в здоровье, материальные и духовные блага, – часть этой святости злой ангел берет себе. Если этих ангелов становится много, к человеку приходят болезни и бедность. Кроме этого, злые ангелы вызывают у человека желание делать плохие поступки снова и снова. Как мы видим, все эти силы зла существуют только за счет святости.
Нимрод был великим астрологом и черным магом. Он видел по звездам, что у нашего праотца Аврама не будет детей. А значит, не будет в этом мире продолжения у сил святости. И тогда, если Всевышний захочет продолжить существование этого мира, Он будет «вынужден» посылать духовную энергию непосредственно силам зла, частью которых являлись Нимрод и его подданные. Существенной преградой к осуществлению этого плана являлось отсутствие иерархии у сил зла. Нимроду удалось создать такую иерархию и поставить во главе ее ангела смерти. Вавилонская башня – это символ иерархии сил зла. А идол, которого они собирались поставить на вершине этой башни, был посвящен ангелу смерти, сатану, т. к. он же выступает в роли обвинителя человека на Небесном Суде. Нимрод знал Всевышнего, но посредством черной магии и колдовства он хотел увеличить силы зла в этом мире настолько, чтобы совершенно не осталось места на земле для сил святости. В этом и заключается его бунт против Творца.
Подобное можно сказать и о царстве Гога. Взглянем на то, что происходит с человеческой культурой: поклонение деньгам, разврату, тщеславию, культу силы. В рамках этой культуры на земле практически не остается места для сил святости. Это – победа сил зла над присутствием Б-га в этом мире без формального объявления войны. Так силы зла намереваются «справиться со Всевышним», а после этого они займутся евреями.
Если вдуматься в это, то мы поймем, что история не нова. Силы зла в первую очередь стремятся отвратить еврея от Торы и Всевышнего. В период иквета де-машиха мы вовлечены в тяжелейшую войну против сил зла. Примером этого противостояния является происходящее в Германии в течение последние 250 лет. Все началось с соблазна мировой культуры, а закончилось уничтожением еврейского духа – реформой, отходом от Торы, а затем и Катастрофой.
Все это произошло совсем недавно. Мы, вернувшиеся к Торе, после тяжелейшей духовной и физической Катастрофы, предупреждены страшным историческим опытом последних поколений. Война Гога – олицетворения сил зла – ведется в каждом еврейском доме, в каждом из нас. Самоотверженное изучение Торы, истинный шлом байт – то, что возвращает Шехину в наши дома. Воспитание наших детей, передача им Торы основаны на Б-гобоязненности и любви к добрым делам. Все это – залог присутствия Шехины и в следующем поколении. Распространение углубленного изучения Торы, приводящего к цельному исполнению, – это расширение присутствия Шехины во всем нашем народе по всему миру. Такова наша война с царством Эдома, называемом в Талмуде преступным, такова наша война с царством Гога.
Говорят наши мудрецы, что тот, кто хочет спастись вовремя, перед приходом машиаха, пусть займется Торой и благотворительностью. В заслугу изучения Торы существует мир, как сказано: «Если бы не завет Мой (изучения Торы) днем и ночью, законы неба и земли не установил бы». А почему именно благотворительность, т.е. добрые дела, могут спасти человека от бед? В молитвах в Рош а-Шана и Йом Кипур мы говорим: «И молитва, и тшува, и цдака отменяют плохой приговор». Если человек ведет себя только по качеству суда – на небесах тоже судят его по качеству суда. Но чем больше милости проявляет человек к другим, тем более милосердно судят его.
Но если человек использует любовь, которую ему дал Творец, в соответствии с желанием Вс-вышнего, т.е. в той последовательности, о которой мы говорили: помогает физически, поддерживает морально и материально свою семью, родственников, соседей, жителей своего города и т. д. Его заслуга очень велика, и милосердие, которое он проявил к другим людям, возвращается к нему по принципу «мера за меру» и хранит его во всех трудных жизненных ситуациях. О таких людях сказано: «Думающего о милосердии милосердие окружает». И не нужно для этого обладать особым духовным уровнем. Каждый из нас может улыбнуться жене, погладить ребенка, дать мелкую монету нищему и сделать еще множество подобных милосердных поступков. Эти «маленькие» добрые дела станут для человека большой заслугой и спасут его в час беды!
Сила благотворительности отменяет самые суровые приговоры Небес. И даже пророчество, если оно предрекает беды для народа Израиля, не обязательно осуществится в месте, где есть благотворительность и изучение Торы. В этом наша надежда и спасение во время перед приходом Машиаха! Именно благодаря этому Машиах может придти раньше назначенного срока!
Говорят, что после того, как наш великий учитель Хафец Хаим рассказал о тех бедах, которые постигнут еврейский народ во время Второй мировой войны и войны Гога из Магога, его лицо озарилось необыкновенной радостью. Ученики спросили: почему рав так радуется? Ответил им Хафец Хаим, что все эти страшные беды, которые постигнут евреев в конце дней, будут ничем по сравнению с той великой радостью, которая будет на всей земле, когда придет Машиах! Да удостоимся мы увидеть его в ближайшее время в наши дни.
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|