[ Новые сообщения · Правила поведения · Участники · Поиск по темам · RSS лента ]
"Потому что Я Г-сподь, Б-г ваш, освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят" (Левит 11:44)
"Ибо все народы пойдут – каждый во имя божества своего, а мы пойдем во имя Г-спода Б-га нашего во веки веков." (Миха 4:5)
Шалом! Данный форум устроен по типу бейт-мидраш. Эта модель призвана помочь тем, кто желает изучать Тору и еврейскую мудрость, а учеников отличает стремление пополнить свои знания и найти им достойное применение. Люди данной категории не озабочены собственной репутацией или мнением большинства; их цель – сблизиться со Всевышним путем исполнения Его заповедей. Посещение «Бейт-Мидраш» не должно рассматриваться как место, где один человек обнажает духовную несостоятельность другого и претендует на исключительность собственного мнения. Суть общения и обучения – укрепление в праведности, исправление своего характера и, тем самым, участие в исправлении всего Мира (тикун олям).

У нас приветствуются ноахиты (бней-Ноах); геры (прозелиты), принявшие официальный или неофициальный гиюр, или находящиеся на пути к этому; выходцы из христианства или иных религий и культов; караимы; иудействующие, а также все Б-гобоязненные, неравнодушные к Б-гу Авраама, Исаака и Иакова, к Торе и Иудейскому образу жизни. Добро пожаловать!
Книга Мириам Исраэли Страна Аслана. Еврейский секрет Нарнии. "Хроники Нарнии" сквозь призму иудейского мировоззрения


Страница 1 из 11
Бейт-мидраш / Дом учения » ЕВРЕЙСКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ » Законы Питания - Кашрут » Мясо и кровь (басар вэ-дам)
Мясо и кровь
ГалилеянкаОтправлено в: Среда, 04 Апреля 2012, 22:59 | Сообщение № 1

Администратор
Сообщений: 5431
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
Мясо и кровь. Когда о человеке хотят сказать, что, несмотря на все его успехи, он умрет, как любое животное, используют это словосочетание. Мясо и кровь — символы животной природы в человеке. Но ведь есть в нас еще и природа Б-жественная… Басар ве-дам — для поддержания жизни мы нуждаемся в пище, а ради этого мы готовы убивать других басар ве-дам. Жестокость по отношению к людям и жестокость по отношению к животным идут вместе. Но и милосердие к людям и к животным тоже идут вместе. Может, потому вегетарианство, выросшее на идеях гуманизма, наибольшее ускорение получило после двух Мировых войн. Вегетарианство смело можно назвать примером нерелигиозной тшувы — это еще не «возвращение» к Б-гу, но уже попытка исправить себя и мир.

Готовя эту статью, я просмотрел несколько медицинских книг, где говорится о пользе мяса для организма человека, о белках и аминокислотах. Основной вывод: мы должны есть мясо. Но что по этому поводу говорит Тора? Когда Б-г создал человека и поместил его в Эденский сад. И заповедал Б-г Вс-сильный человеку, сказав: «От всякого дерева сада можешь есть. От дерева же Познания добра и зла, от него не ешь…» (Бр. 2:16-17). Ни о каком мясе не сказано. После греха к фруктам добавляются продукты земледелия: «…и питаться будешь полевой травою. В поте лица своего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю…» (Бр. 3:18-19). Открытие ценного пищевого продукта —молока — было действием логичным, ведь человек сам относится к классу млекопитающих. Потому, сразу за рассказом о рождении Каина и Авеля, Тора говорит: «И был Авель пастухом овец, а Каин был землевладельцем» (Бр. 4:2). Но, вплоть до потопа, ни о каком мясоедстве речи не было (хотя на всевозможные извращения и ума и сил хватало). С Ноаха начинается новая страница жизни человечества: «Б-г благословил Ноаха и его сыновей и сказал им: Плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю… Все, что движется и живет, будет вам в пищу. Как поросль растений, Я даю вам все. Только мяса, в крови которого душа, не ешьте» (Бр. 9:1,3-4). Разрешение есть мясо, возможно, было связано с похолоданием, вызванным Потопом и слабо развитым сельским хозяйством. И, действительно, все живое стало едой. От деликатесов древности кое-где еще остались «экзотические» блюда типа сваренных живьем лягушек или десерта из мозгов обезьянки.

Самые масштабные ограничения «меню» связаны с Дарованием Торы. Работа, которую Б-г возложил на еврейский народ, требует тонких душевных настроек. Поэтому сразу и навсегда запрещаются все хищники, все пресмыкающиеся, все насекомые. Из водоплавающих разрешаются в пищу обладатели чешуи и плавников, из млекопитающих — жующие жвачку и с раздвоенными копытами, плюс несколько видов птиц. Мясо животных и птиц должно быть обескровлено, и, все равно, отдельные части кошерного животного запрещено кушать (Желающие могут ознакомиться с законами кашрута подробнее). При этом важно подчеркнуть язык Торы: «Говорил Б-г Моше и Аарону обратиться к сынам Израиля и сказать: Из всех животных мира (можете) есть…» (Ваикра 14:1).

Сострадание к животным так тесно связано с добротою характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными. А. Шопенгауэр

Человек хуже животного, когда становится животным. Р. Тагор

Единственное, что отличает человека от животных,— это то, что он способен есть, не чувствуя голода, и пить, не чувствуя жажды, — свобода воли. Г. Флобер

Тора запрещает есть некошерное мясо, но не вменяет в обязанность есть кошерное. Более того, чрезмерное пристрастие к кошерному мясу тоже не вменяется в праведность. Тора (Дварим 21:18-21) говорит о «непокорном сыне», признаком поведения которого является то, что он крадет у родителей деньги, на которые покупает себе мясо и вино. Именно это является, по мнению Торы, признаком деградации человека!

Нельзя обойти вниманием важный галахический источник. Тора заповедует нам радоваться в праздники. Шульхан Арух «уточняет», что речь идет о трапезе с мясом и вином (в отличие от непокорного сына – здесь мясо и вино во благо человека). Но давайте прочтем внимательно. Сначала (Кицур Ш.А., гл.103, п.3) говорится, что нужно «приготовить на трапезу столько мяса, вина и деликатесов, сколько возможно», но ниже уточняется: «Глава семьи обязан радовать свою жену, детей и всех, кто от него зависит, каждого тем, что ему подобает. Маленьким дают орехи и всякие вкусные вещи, женщинам — платья и украшения, по возможностям, мужчинам же — мясо и вино». Напрашивается вопрос: значит, женщины и дети освобождены от поедания мяса в праздник? И еще вопрос: а что делать, если ребенок не ест орехи, а мужчина не ест мяса? Ответ Мишна Брура: «Есть мясо в Йом Тов — это заповедь, но не обязанность».

рав Эли Тальберг


Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
ХульдаОтправлено в: Вторник, 10 Апреля 2012, 06:01 | Сообщение № 2

Участник
Сообщений: 428
C нами с 20 Сентября 2009
Откуда: Латвия
Статус: Отсутствует
Quote (Галилеянка)
Основной вывод: мы должны есть мясо. Но что по этому поводу говорит Тора?

Перед Песахом я задумалась о мясе, а обязательно ли, чтобы на столе было мясо? Как-то не сильно хотелось. Для Седера нужен кусочек кошерного жареного мяса на косточке - по традиции, Зроа.

А вчера перечитывала Послания Любавичского Ребе, и меня задела его статья о мясе, а тут смотрю, дорогая Louiza говорит о похожем. Считаю нужным привести эту статью.

Основная мысль её:

Имеется, однако, существенная разница между поеданием мяса и поеданием других продуктов. И разница эта связана с тем, что в первом случае задействовано желание, играющее особую роль в возвышении твари. Человек не может жить без растительных и минеральных компонентов пищи. Их потребление связано с самым простым и фундаментальным мотивом: именно они и поддерживают само физическое существование человека.

Мясо же не является для человека жизненно важным элементом питания. Скорее, это – роскошь. Тем самым, желание мяса не связано с необходимостью. Это – желание в чистом его виде, желание испытать удовольствие


Ръэй

О мясе



Когда расширит Б-г, Всесильный твой, пределы твои, как обещал Он тебе, и ты скажешь: «Поел бы я мяса», потому что душа твоя пожелает мяса, то сколько угодно душе твоей ешь мяса.

Дворим, 12:20



Сзади и спереди Ты объемлешь меня...

Теилим, 139:5



... Если человек достоин, то говорится: Ты есть первое из творений. Если же не достоин, говорится: комар предшествует тебе, червь земляной предшествует тебе.

Ваикро Раба, 14:1



Есть люди, полагающие, будто бы есть мясо «аморально». Дескать, что дает человеку право поедать плоть других существ? – рассуждают они. Но то же самое можно сказать и о поедании человеком растений, также являющихся живыми созданиями. А как быть с тем, что человек потребляет воду, кислород? Что дает человеку право «пожирать» Б-жье творение только затем, чтобы поддерживать собственное существование?

И действительно, у человека нет такого «естественного» права. Если человек живет только затем, чтобы поддерживать и продлевать свое существование, – тогда и вовсе нет оправдания тому, что лишь ради одного этого он наносит ущерб кому-то или чему-то еще.

Один из великих хасидских наставников, рабби Йосеф-Ицхок Шнеерсон (1880 – 1950), 6-й Любавичский Ребе, заметил: «Когда человек идет на прогулку и при этом в его сознании отсутствует мысль о Б-ге, то сама земля под его ногами кричит: “Низкий человек! Чем ты лучше меня?! По какому праву ты ступаешь по мне?!”». Эти слова приводятся в А-йом йом, 7 адара II. Тот факт, что человек является «высшей» формой жизни, более чем сомнительно обосновывает его права уничтожать бессловесные или неодушевленные создания.

Более того, согласно учению кабалы души животных, растений и неживых созданий, на самом деле, принадлежали более высокому порядку мироздания, чем человек. Ибо при великом крушении первомира Тоху чем выше изначально стояла какая-либо сущность в той иерархии бытия, тем ниже она пала. Так, когда рушится стена, камни, образующие ее верхние ярусы, разлетаются дальше, чем те, которые лежали в нижних рядах кладки. Соответственно – и чем мощнее были искры Б-жественного света, принадлежащие этой сущности, тем ниже оказались слои физического мира, в которых эти искры погребены.

Человек вправе поедать другие создания, но только при условии, что этим он способствует их возвышению.

Духовная сущность камня, растения или животного может быть больше таковой сущности человека. Но это – всего лишь статичная «искра», лишенная способности самостоятельно приложить усилия к восхождению, дабы соединиться со своим Создателем. Жестокость кота или трудолюбие муравья равно не являются ни моральным падением, ни моральным достижением. Точно так же не имеют никакого отношения к морали твердость скалы или сладость яблока. Минерал, растение или животное не могут быть порочны или добродетельны – они лишь подчиняются диктату своей природы.

Только человеку дарована свобода выбора. Как и способность быть лучше (или, храни от того Б-г, хуже). И когда человек выпивает стакан воды, съедает яблоко или забивает быка и поедает его плоть, – те становятся составляющей человеческого тела. Или становятся энергией, это тело питающей.

Когда человек выполняет Б-гоугодное деяние – деяние, которое позволяет ему выйти за пределы его природного «я» и приблизиться к Б-гу, он, тем самым, «возвышает» элементы, вошедшие в состав его плоти. Возвышает – воссоединяя Б-жественные искры, рассеянные в этом мире, с их первоисточником.

И точно так же: возвышается то, что сделало это Б-гоугодное деяние возможным, – почва, на которой выросло съеденное яблоко, трава, которой питалась корова, лошадь, на которой привезли в город воду, и т.д.

Учитывая это, мы лучше поймем глубинный смысл, скрытый в словах «ты скажешь: “Поел бы я мяса”, потому что душа твоя пожелает мяса». Человек может выражать желание поесть мяса и полагать, будто бы тем самым он всего лишь выражает потребность своего тела в физической поддержке. Но на самом деле, это – выражение желания его души. Реализация ее стремления «собрать» искры Бжественности, рассеянные в мире. Собрать их и искупить – призвание души на этой земле.



Желание

Имеется, однако, существенная разница между поеданием мяса и поеданием других продуктов. И разница эта связана с тем, что в первом случае задействовано желание, играющее особую роль в возвышении твари. Человек не может жить без растительных и минеральных компонентов пищи. Их потребление связано с самым простым и фундаментальным мотивом: именно они и поддерживают само физическое существование человека.

Мясо же не является для человека жизненно важным элементом питания. Скорее, это – роскошь. Тем самым, желание мяса не связано с необходимостью. Это – желание в чистом его виде, желание испытать удовольствие. Иными словами, животные возвышаются потому, что их плоть входит в состав человеческого тела. И их души соучаствуют в Б-гоугодных деяниях только потому, что Б-г вложил желание наслаждения в саму природу человека. Из этого следует вывод: чтобы возвысить мясо, от человека требуется гораздо большая духовная чувствительность, чем это нужно, когда он ест иные продукты.

Когда человек съедает ломоть хлеба, а потом изучает Тору, молится и занят делами благотворительности, тогда съеденный хлеб непосредственно перетекает в эти деяния. Чтобы совершать их, душа человека должна быть соединена с телом. И кусок хлеба для этого насущно необходим. Человек ест хлеб для того, чтобы жить. Но если он живет для того, чтобы выполнять волю Бга, тогда полностью осуществляется связь, о которой мы говорим.

Но мясо человек ест не просто для того, чтобы жить, а чтобы наслаждаться его вкусом. В этом случае недостаточно, чтобы тот человек жил во имя служения Б-гу, и тогда мясо будет должным образом возвышено; необходимо, чтобы для человека само физическое удовольствие было одним из напоминаний о Б-ге, выражением стремления к Б-гу, когда все – есть свидетельство о Создателе и все – ступенька к постижению Его.



Хлеб и мясо


Для «возвышения» мяса необходим человек, физическое удовлетворение которого, вызванное вкусной трапезой, находит последующее выражение в более глубоком постижении Торы. В большей ревности в молитве, в улыбке, которой он сопровождает монету, подаваемую нищему.

В Талмуде (Йома, 76б) тому есть пояснения. И на тот же стих есть комментарий в трактате Бава Кама (72а). В книге Тания (гл. 7) «хлеб» и «мясо» выступают в этом контексте прототипами необходимости и желания. В таком контексте пирожное или яхта будут «мясом». Тогда как кусок мяса, съеденный ради того, чтобы душа не рассталась с телом, подпадает под категорию «хлеба».

В Торе сказано: «Когда расширит Б-г, Всесильный твой, пределы твои, как обещал… сколько угодно душе твоей ешь мяса».

Рабби Ишмаэл в Талмуде (Хулин,16б) дает этому следующее истолкование: «Изначально было запрещено есть “мясо желания” (босор таава); только после того как вошли они в Землю [Израиля], им было разрешено есть мясо, когда возжелают».

Рабби Акива (там же, 17а) истолковывает этот стих иначе. Он считает, что слова «когда расширит Б-г, Всесильный твой, пределы твои» указывают не на само позволение «сколько угодно душе твоей есть мяса». Нет, они указывают на сказанное далее: «зарежь из крупного и мелкого скота твоего, который дал тебе Б-г, как Я заповедовал тебе». Тем самым, согласно рабби Акиве «мясо желания» не только было разрешено есть в пустыне. Более того, было разрешено также есть мясо скота, забитого без соблюдения шхита, – предписанного Алохой способа забоя, обеспечивающего кошерность. Тогда как после вхождения Израиля в Святую Землю шхита стал обязательным условием.

При всем этом, глубинное значение закона, выводимого из интересующего нас стиха рабби Акивой, в сущности идентично закону, утверждаемому рабби Ишмаэлем. Шхита означает «продвижение вперед» согласно Талмуду (Кидушин, 82а). Забой животных в соответствии с данным от Б-га законом шхита делает возможным само «возвышение»: когда животное переходит из своего природного состояния в ту сферу жизни, где все подчинено служению Творцу. В пустыне применение закона о шхита ограничивалось теми животными, которых приносили в жертву на алтаре. Ибо только их можно было «возвысить» таким образом, чтобы соблюдались все требования закона.



Возвышение

Различия между пояснениями рабби Ишмаэля и рабби Акивы состоят лишь в одном. Рабби Ишмаэль считает: так как «возвышение» «мяса желания» в пустыне было невозможно, то употреблять его в пищу было запрещено. Тогда как рабби Акива настаивает на том, что это дозволялось, – пусть даже полное и правильное «возвышение» такого рода пищи и было тогда невозможно.

Для первого поколения в истории Израиля, осознавшего себя народом, то есть от момента получения Торы и постройки Шатра Собраний в Синайской пустыне до заселения Святой земли, единственное мясо, разрешенное евреям, – корбонойс. Это мясо животных, принесенных в жертву на алтаре. Употребление этого мяса в пищу было предписано мицвой. Тем самым «возвышение» происходило в силу того, что само поедание этого мяса было прямым исполнением воли Б-га.

Однако в пустыне евреи не обладали возможностью возвысить «мясо желания» – то, которое потреблялось в пищу ради наслаждения. Потому употребление всякого иного мяса, кроме мяса жертв, было запрещено. В самом деле, Тора говорит о том, что желавшие иного мяса, кроме мяса жертв, подвергались порицанию и наказанию. Об этом прямо сказано в 11-й главе книги Торы Бемидбар и в комментарии Раши на стихи 7, 8 главы 16 другой книги Торы – Шмойс.

Лишь после того как Б-г «расширил пределы» Израиля, дав ему право на определение «святой» при слове «земля», евреи стали способны освящать даже те области жизни, которые принадлежат всецело материальному. И то, что было прецедентом еврейской истории, стало также прецедентом истории человечества. Изначально человеку было даровано право есть «всякую траву семеноносную, которая на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, семеноносный» – сказано в Брейшис (1:29). Только после потопа, когда мир был наделен большей духовностью, чем ранее, Б-г сказал Ноаху: «все движущееся, что живет, будет вам для еды» (там же, 9:3).

Соответственно, мудрецы Талмуда (Псохим, 49б) говорят, что «низкому человеку запрещено есть мясо». Человеку даровано право пользоваться всем тем, что существует в мире, и подчинять этот мир себе. Однако же это – право, данное на определенных условиях. Предполагается, что человек будет внимателен к духовной сущности Б-жьих созданий. И что он сам послужит им, приобщив их жизни, причастной священному. Только осознание духовного горизонта дает человеку истинное право наслаждаться жареным куском мяса.





Утешайся Господом, и Он исполнит желание сердца твоего.
 
sofiya111Отправлено в: Понедельник, 03 Июня 2013, 20:49 | Сообщение № 3

Постоянный участник
Сообщений: 142
C нами с 11 Января 2013
Откуда: Российская Федерация
Статус: Отсутствует
Подскажите,как сливать кровь из рыбы?
 
ГалилеянкаОтправлено в: Понедельник, 03 Июня 2013, 22:17 | Сообщение № 4

Администратор
Сообщений: 5431
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
Цитата (sofiya111)
Подскажите,как сливать кровь из рыбы?
Кровь рыб не считается кровью, однако не все рыбы - кошерны, а только те, у которых есть и чешуя и плавники. Рыба (с чешуей и плавниками) считается кошерной сразу же после того, как ее выловили из воды.


Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
Бейт-мидраш / Дом учения » ЕВРЕЙСКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ » Законы Питания - Кашрут » Мясо и кровь (басар вэ-дам)
Страница 1 из 11
Поиск:
Функции форума
Ленточный Вариант Форума  |  Правила поведения  |  Участники  |  RSS Лента  |  Поиск по Названиям Тем

Предупреждение: данный форум строго модерируем. Проводятся постоянные ревизии, чистки, а также удаляются устаревшие и потерявшие актуальность темы.

Цветовая маркировка групп: Читатель ~ Участник ~ Постоянный участник ~ Администратор

Поиск по всему сайту


Форум основан 1 июня 2006 г.
Хостинг от uCoz