[ Новые сообщения · Правила поведения · Участники · Поиск по темам · RSS лента ]
"Потому что Я Г-сподь, Б-г ваш, освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят" (Левит 11:44)
"Ибо все народы пойдут – каждый во имя божества своего, а мы пойдем во имя Г-спода Б-га нашего во веки веков." (Миха 4:5)
Шалом! Данный форум устроен по типу бейт-мидраш. Эта модель призвана помочь тем, кто желает изучать Тору и еврейскую мудрость, а учеников отличает стремление пополнить свои знания и найти им достойное применение. Люди данной категории не озабочены собственной репутацией или мнением большинства; их цель – сблизиться со Всевышним путем исполнения Его заповедей. Посещение «Бейт-Мидраш» не должно рассматриваться как место, где один человек обнажает духовную несостоятельность другого и претендует на исключительность собственного мнения. Суть общения и обучения – укрепление в праведности, исправление своего характера и, тем самым, участие в исправлении всего Мира (тикун олям).

У нас приветствуются ноахиты (бней-Ноах); геры (прозелиты), принявшие официальный или неофициальный гиюр, или находящиеся на пути к этому; выходцы из христианства или иных религий и культов; караимы; иудействующие, а также все Б-гобоязненные, неравнодушные к Б-гу Авраама, Исаака и Иакова, к Торе и Иудейскому образу жизни. Добро пожаловать!
Книга Мириам Исраэли Страна Аслана. Еврейский секрет Нарнии. "Хроники Нарнии" сквозь призму иудейского мировоззрения


Страница 1 из 11
Бейт-мидраш / Дом учения » ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ТВОРЦОМ И ЛЮДЬМИ » Евреи и Народы » «Лучших из гоев убей...» (Почему нужно хорошо знать Писания)
«Лучших из гоев убей...»
LouizaОтправлено в: Суббота, 10 Сентября 2011, 19:06 | Сообщение № 1

Участник
Сообщений: 1318
C нами с 22 Июня 2009
Откуда: Украина
Статус: Отсутствует
«Лучших из гоев убей...»

Эту цитату я обнаружила на форуме, как цитату из Талмуда, но без указания трактата и страницы. Для тех, кто не в курсе: «гойим» по-еврейски это «народы» (во мн. ч.; ед. ч. «гой» — народ). Когда библейские пророки говорят о язычниках, они часто говорят: «народы», в отличие от Израиля, который называется «единым народом», «народом Божиим», «святым народом» и «народом Моим». Отсюда, в более поздней литературе евреев словом «гой» (в ед. числе) стали обозначать каждого в отдельности язычника, каждого нееврея. Технически в этом обозначении нет ничего оскорбительного: просто «человек из народов». Однако в присутствии чужого евреи не станут пользоваться этим словом: как бы не подумал чего-то нехорошего.

На моем рабочем компьютере установлены две мощные поисковые программы, с помощью которых можно найти любое слово или словосочетание в обоих талмудах (существует «Вавилонский», и более ранний «Иерусалимский». Это две отдельные школы Талмуда). Одна программа разработана в университете Бар-Илан (Рамат-Ган, Израиль), другая продается компанией Davka Corp. Обе программы содержат весь Талмуд вместе с основными комментариями, включая тексты, которые были изъяты из печатных изданий Талмуда из-за средневековой цензуры. Я достаточно свободно читаю по-древнееврейски и по-арамейски, иногда пользуясь словарями для малопонятных слов.

Задала в поиске интересующую меня фразу. Ничего не найдено. Попыталась задать отдельные слова. Опять: ни один из ответов не похож на приводимую цитату. А текст довольно интригующий: призыв убивать лучших из «гоев», словно змей! Когда бы, в какую эпоху эти слова ни были сказаны, все равно поражает, даже как-то колет, будто копьем в грудь.

Позвонила рабби, к которому я хожу на лекции. Прошу встречи. «По какому делу?» — Объясняю: вот, такой вопрос, не смог ли бы разъяснить.

— «Нет времени...», — говорит он тихим голосом.

— У Вас есть время выслушивать всех ваших прихожанок-евреек, но для меня у Вас совсем нет времени!

(А я, между прочим, дружу с его женой).

— У них проблемы насущные: воспитание детей, семья, общинные дела, а у Вас проблемы, которые Вас лично не касаются. У Вас «проблемы» либо эсхатологического характера, либо мистического и абстрактно-философского. Ничего конкретного. А это может подождать...

Но от меня не так легко отмахнуться. В школу скромности меня не определяли. : )))

— Что значит «лично не касаются»? А вдруг меня какой-нибудь еврей возьмет, да убьет, следую указу Талмуда?

— (Смеется:) А Вы, что же, считаете себя лучшей из «гоев»?

— Нет, не считаю, но если убьют «лучшего из гоев», то я могу оказаться на очереди.

— На обсуждение таких вопросов нужно много времени...

— Полчаса.

— На разбирательство уйдет как минимум полтора часа.

— Мы поставим будильник, и я ровно через полчаса уйду.

– Когда Вы хотите придти?

– Я буду у Вас через тридцать-сорок минут.

Сказала и не подумала: мне же еще переодеться надо, чтобы выглядеть прилично. Хватаю бумагу, карандаш, магнитофон в сумочку, оглядываюсь, как бы чего не забыла. Перед выходом гляжу в зеркало. Может косынку накинуть? Ладно, обойдемся, не замужем я. Ну все, бегом «на свидание».

На улице мокрый снег бьет в лицо, непогода. Зонтик не сообразила взять. Волосы мокнут... Бегом. Заскакиваю в сабвей.

У рабби в кабинете уютно, тепло. Все стены заставлены книгами. Встречает радушно, предлагает сесть.

— Я понимаю, что Вам преподавать Талмуд женщинам не положено. Но я читала, что жены выдающихся каббалистов сами изучали Талмуд, и это вроде бы поощрялось. К тому же я не-еврейка, и на это у Вас тоже есть какие-то ограничения?

— В старину подавляющее большинство женщин были необразованными. Поэтому в законе говорится, что если их обучать тонкостям талмудических прений, они могут научиться лукавить. Но это не распространялось на жен каббалистов, которые сами были очень мудрыми и очень набожными женщинами. Что касается не-евреев, изучающих Тору, то в комментарии мидраша на книгу Числа говорится, что «идолопоклонники, готовящиеся к принятию иудаизма, и изучающие Тору, подобны Первосвященнику» (Бемидбар рабба, 14:1). С другой стороны, просто язычникам Тору изучать нельзя, ибо она называется «наследием общества Иакова» (Втор. 33:4). Но он может изучать все, что в Торе имеет к нему отношение. В частности, великий кодификатор Моисей Маймонид пишет, что преподавать Св. Писание христианам можно, потому что они верят в принятый нами текст (textus receptus), и, если они узнают, что написано в нашем Писании, то они обратятся. Но это не относится к мусульманам. Кроме того, из Талмуда не-еврей может изучать те части, которые имеют отношение к нему, как не-еврею. Законы Ноевы, нравоучительные вещи, и т.п.

Цитата, о которой Вы говорите, не из Талмуда. Она относится скорее к разряду толкований Писания, а Священное Писание можно и нужно преподавать всем, начиная с детских лет, в том числе и женщинам, и не-евреям.

Этой цитаты нет ни в Вавилонском, ни в Иерусалимском Талмуде. Она содержится в небольшом трактате «Софрим» («Книжники»). Этот трактат не относится ни к Вавилонскому, ни к Иерусалимскому Талмуду, а является одним из «внешних», т.е. неканонических трактатов. Об этом пишет Комментарий Тосафот (см. Талмуд, тр. Песахим, 40б, «Авал»).

— А чем неканонический трактат отличается от канонического? К тому же, какая разница, это канонический, или неканонический трактат? Ведь речь идет о призыве к убийству.

— Разница в том, что канонизированные трактаты Талмуда прошли большую редакцию. Прежде, чем они были канонизированы, их просматривали многие мудрецы, так что они являются коллективным творением и заключительным словом всего собрания мудрецов. Неканонические трактаты – это то, что кто-то один из учеников, или мудрецов записал. Это на его ответственности, и придираться к словам мы не можем. Так вот, в трактате «Софрим» есть такое наставление: «Учил рабби Шимон бар Йохаи: «Хорошего из идолопоклонников ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ убей, хорошему среди змиев сокруши мозг» (дословный перевод). Перевод должен быть не «Лучшего из гоев», а «хорошего среди идолопоклонников».

— Но что это меняет? Если будет сказано «лучший», то это может быть один, а «хороших» ведь много?

Он достал с полки книгу, в которой текст сопровождается английским переводом и примечаниями. Заглянула в примечания, и спрашиваю:

— Вот здесь говорится, что Шимон бар Йохаи жил во времена восстания Бар-Кохбы против Рима (132—135), и он лично преследовался римлянами, поэтому он это сказал.

— Нет, такое объяснение, строго говоря, неприемлемо. Толкования мудрецов следуют строго Писанию и не обращены на какое-то определенное время, и не диктуются личными симпатиями или антипатиями. Они действуют всегда, когда возникает ситуация, подобная той, о которой здесь говорится. Можно допустить, что рабби Шимон бар Йохаи отвечал кому-то на вопрос: «Не будет ли это грехом убивать хороших не-евреев, которые служат в Римских легионах?» Ведь среди римлян того времени были т.н. «чтущие Бога», или «боящиеся Бога», которые уже отказались от идолопоклонства. Вот и возник у кого-то из солдат Бар-Кохбы конкретный вопрос, а можно ли их убивать?

— Но кому же это не ясно, что во время войны не разбираются кто среди солдат противника плохой, а кто хороший. Если его не убивать, то он ведь убьет тебя. И христиане между собой вели много войн, и убивали друг друга, хотя принадлежали к одной и той же вере.

— Да, но вот у глубоко религиозного еврея мог возникнуть вопрос: «А какое право я имею его убивать, ведь он же не идолопоклонник?» Нечто подобное было во времена Маккавейской войны: были глубоко религиозные евреи, т.н. «хасидеи», которые, не зная закона, отказывались воевать в субботу. Здесь, в трактате «Софрим» рабби Шимеон добавляет (в качестве объяснения): «...хорошему среди змиев сокруши мозг!» Здесь подразумевается проклятие, данное Змию: «...и вражду Я положу между... семенем твоим и между семенем человека]... он] будет поражать тебя в голову...» (Бытие, 3:15).

— Причем же тут змий? «Хороший» среди не-евреев — змий?

— Согласно иудейскому закону, как библейскому, так и талмудическому, еврей отвечает за принадлежащих ему животных. Животное, умертвившее человека, подлежит смерти, но если оно имеет хозяина, то это должно делаться через суд. Среди опасных животных выделяется ядовитая змея, о которой говорится, что даже если она приручена и имеет хозяина, ее умерщвляют без суда (Вав. Талмуд, Сангедрин, 15б). В этом аналогия: когда он является опасным, как на войне, его умерщвляют, не разбираясь. Это может служить и наставлением для солдат в современных условиях, например, в израильской армии. Представим себе палестинского юношу или мальчика, которому кто-то заморочил голову, что если он станет шахидом, то попадет сразу в рай. Он-то сам не виноват, виноваты те, кто его послал. И вот он вместе с взрывчаткой приближается к людному месту, и остановить его нет возможности. Остается только стрелять по нему. А виноваты в его смерти те, кто его послал, а не те, кто его убил.

Или другой пример. В жилом здании находится штаб-квартира террористической организации, которая планирует массовые убийства. Арестовать их невозможно: они вооружены, и готовы сами умереть. Но в том же здании находятся совершенно невинные люди. Как быть? Рабби Шимон говорит: убей! А что делать с невинными людьми: они ведь хорошие? Их вина состоит в том, что они прямо или косвенно поддерживают теракты, или относятся с терпимостью к террору, или зная, что в данном здании готовят теракты, прикрывают их.

Более подробно это поучение рабби Шимона бар Йохая приводится в сборниках мидрашей (толкования мудрецов на тексты Св. Писания) Мехилта и Танхума. Эти книги также не являются частью Талмуда, а лишь содержат древние толкования мидраша на Св. Писание. Толкование рабби Шимона приводит и наиболее известный комментатор рабби Шломо Ицхаки (Раши, 1035-1100) в своем комментарии на книгу Исход (14:7).

— Ну, Раши вообще-то пользовался уважением даже христианских богословов. В частности, величайший католический экзегет францисканский теолог Николай де Лира (1270-1349) в своем комментарии на Библию постоянно ссылается на Раши. А Николай де Лира был наиболее влиятельным не только среди католических богословов: на него ссылались и Лютер и английский реформатор Джон Уиклиф...

— Вот, что сказано в упомянутых комментариях:

«Написано: [Фараон] взял шестьсот колесниц отборных и все колесницы Египетские (Исход, 14:7). А откуда они взяли всех этих животных, которые тащили эти колесницы? Если ты скажешь, что [кони] были от египтян, то ведь написано: «и вымер весь скот египетский» (9:6). Если же ты скажешь, что [эти кони] были фараоновы, то ведь сказано: «...И Рука Божья будет на скоте твоем [фараона], который в поле, на конях, на ослах, на верблюдах...» (9:3). Если же ты скажешь, что эти животные были от евреев, то ведь сказано: «...пойдут и стада наши с нами, не останется ни копыта...» (10:26). Следовательно, эти [кони] были от тех «рабов фараона, которые убоялись слова Господня, и] поспешно собрали рабов своих и стада свои в дома» (9:20). Получается, что «боящиеся слова Господня» из рабов фараона и были преткновением для Израиля. Отсюда рабби Шимон бар Йохаи говорил: «Хорошему из змей сокруши мозг, а достойного («кашер») среди египтян убей!» (См. Мехильта; Мидраш Танхума, изд. Бубера; Раши).

— Но здесь цитата, можно сказать, совсем другая. Речь идет не о «гоях» вообще, а о египтянах, и не сказано «тов ше-ба-гойим» (хорошего из народов), а «кашер ше-би-мицраим» (достойного среди египтян). И обе версии принадлежат одному и тому же рабби Шимону? Кроме того, в этой версии отсутствует самое главное: здесь отсутствуют слова: «ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ»! Не кажется ли Вам, что в такой форме это лицензия на убийство?

— Наоборот, слова учителей требуется приводить с предельной точностью. Здесь, однако, возможно, что рабби Шимон бар Йохаи является автором обеих версий. Он мог, например, ответить одному из солдат Бар-Кохбы согласно первой версии из трактата «Софрим», а во время проповеди в синагоге он мог дать полное толкование, которое является второй версией Мидраша Мехилта. Каждая версия была записана другим слушателем. В комментариях Мехилты, Танхумы и Раши египтяне сравниваются со змеями. Но это не «открытие» рабби Шимона бар Йохая! Это прямо написано в Псалмах: «Ты силою Твоею море расторг, Ты головы ЗМИЕВ сокрушил в воде» (Пс. 74(73):13). Под «змиями» в этом стихе подразумеваются египтяне, погибшие в Чермном море.

— Ну, и что это сравнение объясняет?

Змий, по своей природе, остается опасным хищником, даже если его приручили. На это и намекает рабби Шимон бар Йохаи: если ты видишь «хорошего» египтянина, который «убоялся Бога», не верь! Эти «богобоязненные» египтяне и предоставили фараону своих чудом уцелевших коней, и сами пустились в погоню за сынами Израилевыми, когда фараон «запряг колесницу свою и народ свой взял с собою; и взял шестьсот колесниц отборных и все колесницы египетские, и начальников над всеми ими» (Исход, 14:6-7). Они знали, что идут войной против Бога! Поскольку то были ВСЕ КОЛЕСНИЦЫ египетские, то для них требовалось огромное количество коней и всадников, и поставляли все это фараону те самые «богобоязненные» египтяне.

Однако в Мехилте и в Мидраше Танхума уже не сказано «во время войны». Поскольку в обоих текстах говорится о египтянах и о той войне, которая происходила в Чермном море, уже не нужно подчеркивать, что убивать можно только «во время войны». Это и так ясно. Зато в трактате «Софрим», где не говорится о египтянах, а об идолопоклонниках вообще, подчеркивается: «во время войны».

На самом же деле, во время исхода из Египта не Израиль воевал с египтянами, а Сам Бог: «Бог будет воевать за вас, а вы будьте спокойны» (Исход, 14:14). Возникает вопрос: когда ЛЮДИ ведут войну, они не могут разбирать, кто из врагов «достойный», а кто нет, поэтому убивать приходится всех. Но Бог может. То почему же ОН умертвил «достойных египтян»?» На это дает ответ рабби Шимон бар Йохаи. Египтян Писание сравнивает со Змием, который является олицетворением зла, поэтому и Сам Бог — Верховный Судья — с ними поступает, как это установлено для Змия: «Он] будет поражать тебя в голову...» (Бытие, 3:15)! Здесь не дается право на убийство, ибо речь идет о египтянах того времени, о том, что уже было, очень давно. Поэтому и не надо предупреждать, что убивать можно только «во время войны». Мехилта и Танхума – это не сборники законов, это лишь комментарии на Тору. Поэтому здесь слова рабби Шимона приводятся лишь в качестве комментария к тексту.

— Между прочим, известно, что египтяне в древности поклонялись змеям. Некоторые гностические ереси даже Христа отождествляли со Змием, который восстал против «Ветхозаветного Бога». И даже в наше время в Египте относятся к змеям, как к священным животным...

— Да, этим также объясняется, почему Моисей, придя к фараону, в качестве первого знамения превратил свой жезл в змея. Но это отдельный разговор.

В сравнении египтян со змием есть еще один момент. Змий сумел соблазнить Адама и Еву потому, что он был «хитрее всех зверей полевых» (Быт 3:1). Фараон также пользуется хитростью: «Перехитрим же его (Израиля), чтобы он не размножался» (Исх 1:10). Египтяне поработили сынов Израиля хитростью, ибо первоначально они были свободными и уважаемыми гражданами, которых сам фараон пригласил поселиться в Египте, в земле Гошен. Как и во всех рассказах и наставлениях учителей, здесь тоже содержится урок человеку в его работе над самим собой: Змий – это «Лукавый», который внутри самого человека толкает его на нечестивые поступки. «Вражду Я положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову» (Быт 3:15). Никаких компромиссов с «Лукавым» у человека быть не должно: его следует поражать «в голову» — сокрушать его ухищрения и лукавство...

— Скажите, а все, что Вы говорите, это есть где-нибудь в иудейских книгах, где можно было бы почитать?

— О да. Об этом пишут Маарал из Праги, Любавичский Ребе, и мн. др.

На улице мокрый снег бил в лицо, голова, волосы промокли, но на душе было тепло. С сердца свалился тяжелый камень. Заходя в метро подумала: а что если всю эту беседу выложить на форуме? Ведь все уже готово, надо только быстренько все отпечатать. А интересно, что скажут антисемиты? Знаю, что скажут, и уже говорили: «Эти иудеи вместо Бога поклоняются диаволу, вот он и учит их хитрости. Из любой ловушки выкрутятся». И словно молния голову пронзила другая мысль: «Итак храните и исполняйте их: ибо в этом мудрость ваша и разум ваш ПРЕД ГЛАЗАМИ НАРОДОВ...» (Второз. 4:6).

Лариса Савельева


Я могу только предоставить Вам информацию. Убеждения Ваши Вы должны формировать сами.
 
M-SHULAMОтправлено в: Суббота, 10 Сентября 2011, 19:36 | Сообщение № 2

Фесвитянин-самбатианец
Сообщений: 1902
C нами с 20 Марта 2008
Откуда: Российская Федерация
Статус: Отсутствует
Quote (Louiza)
Эту цитату я обнаружила на форуме, как цитату из Талмуда

Видимо, имелся в виду этот форум.


Лучше говорить в пустоту, чем оставить ложь без ответа.
Думай головой, а не Новым Заветом.
 
ГалилеянкаОтправлено в: Суббота, 10 Сентября 2011, 20:23 | Сообщение № 3

Администратор
Сообщений: 5418
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Присутствует
Louiza, замечательно. Огромное спасибо, давно искала подобный материал. Тут даются ответы на многие важные вопросы. Слава Б-гу!!


Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
ГалилеянкаОтправлено в: Суббота, 10 Сентября 2011, 22:50 | Сообщение № 4

Администратор
Сообщений: 5418
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Присутствует
Ограбить гоя, в другом месте повторяет талмуд, позволительно [Baba m. f. 111, 2]: "и не притесняй работника из твоих братий, исключая иноплеменников".

Вот что на самом деле написано в этом месте Талмуда:

Бава Меция, Лист 111

Теперь Талмуд переходит ко второй теме главы — оплата работников.
Общее правило таково: работодатель обязан оплатить труд работника, взятого на определенный срок (к примеру, на день, на неделю и т.п), в течение дня, если работник завершил выполнение данного ему задания днем, или — одной ночи, если работа завершена поздно вечером (см. Ваикра, гл. 19, ст. 13 и Дварим, гл. 24, ст. 15).
Естественно, речь идет о том, что у работодателя есть деньги, и он оттягивает момент выплаты, нарушая закон Торы.
В задающей тему Мишне сказано то же самое, поэтому приводить ее текст нет необходимости.
Талмуд начинает анализ с “расщепления” ответственности. Допустим, работодатель говорит посреднику (агенту по найму рабочей силы): “Найми мне работников”. Агент договорился с работниками, сказав им: “Хозяин платит столько-то”. Тогда, если хозяин не оплатит их труд вовремя, он не нарушит закон Торы, касающийся сроков выплаты, ибо сам он работников не нанимал.
Также и посредник, который не произносил фразы “Я вам заплачу”, материальной ответственности не несет, ибо лично ему работники ничего не делают.
Такие ситуации сегодня — не редкость в Восточной Европе и странах СНГ, когда всевозможные фирмы по найму набирают строительных и сельскохозяйственных рабочих для работы в Германии, Франции или Израиле. Случается, что этим наемным работникам (гастарбайтерам) не с кого требовать оплату своего труда. И не потому, что кто-то скрылся (хотя и такое случается), но потому, что нет документа, фиксирующего договор между работодателем и работниками. А в посредничающей фирме говорят: мы себе никого не нанимали.
Как видим, Талмуд предусматривает такую ситуацию и выдвигает ее анализ на первый план при обсуждении Мишны. Представляется, что лет 100 назад трудно было по-настоящему осознать, насколько актуальна на все времена эта поднятая Талмудом проблема. Но наши Учителя смотрят на столетия и даже — тысячелетия вперед.
Здесь мне могут возразить: никто вперед не смотрел, просто Учителя описывали реальную жизнь своего времени.
Да, действительно, в какой-то степени это так. Но глубина их анализа, место в общей канве рассуждений указывают на то, что данной теме придается большое значение.
И вот, в наши времена, возникает проблема с гастарбайтерами.
Однако вернемся к нашей теме. Талмуд говорит: тот, кто, имея деньги, не платит работнику в день окончания работы, нарушает не одну, а сразу — шесть заповедей Торы: запрет удерживать долг (Ваикра, гл. 19, ст. 13); запрет на грабеж (там же); запрет задерживать зарплату (Дварим, гл. 24, ст. 14); повеление оплатить законченную работу до утра (Ваикра, гл. 19, ст. 13), требование заплатить в тот же день (Дварим, гл. 24, ст. 15), закон, по которому работодатель обязан оплатить работу до восхода солнца (там же).
Талмуд выдвигает вопрос: какая разница между удержанием долга (зарплаты) и грабежом? И отвечает: каждый день обещать работнику — “приди завтра, и я заплачу” — это удержание долга. Если же он скажет: “деньги у меня есть, но пока я не хочу их отдавать” — это грабеж.
Правда, Абайе (великий амора четвертого поколения) дает иное определение: тот, кто скажет работнику — “я никогда тебя не нанимал”, удерживает выплату; тот, кто говорит: “я тебе уже заплатил”, грабит работника.
Далее Гемара уточняет, что все эти законы касаются не только найма на работу, но и аренды животного или даже предметов (например, инструментов). За все это сознательно задерживать оплату запрещается.

ЧИТАТЬ другие опровержения по Талмуду


Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
LishmoaОтправлено в: Суббота, 10 Сентября 2011, 23:44 | Сообщение № 5

Участник
Сообщений: 47
C нами с 11 Ноября 2010
Откуда: Бельгия
Статус: Отсутствует
Louiza Спасибо, на всех уровнях.
Галилеянка Здравое учение.


Обвиняя Йешуа, научись и оправдать,
разрушая - созидать. Думай СВЕТЛОЙ головой.©
 
Бейт-мидраш / Дом учения » ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ТВОРЦОМ И ЛЮДЬМИ » Евреи и Народы » «Лучших из гоев убей...» (Почему нужно хорошо знать Писания)
Страница 1 из 11
Поиск:
Функции форума
Ленточный Вариант Форума  |  Правила поведения  |  Участники  |  RSS Лента  |  Поиск по Названиям Тем

Предупреждение: данный форум строго модерируем. Проводятся постоянные ревизии, чистки, а также удаляются устаревшие и потерявшие актуальность темы.

Цветовая маркировка групп: Читатель ~ Участник ~ Постоянный участник ~ Администратор

Поиск по всему сайту


Форум основан 1 июня 2006 г.
Хостинг от uCoz