[ Новые сообщения · Правила поведения · Участники · Поиск по темам · RSS лента ]
"Потому что Я Г-сподь, Б-г ваш, освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят" (Левит 11:44)
"Ибо все народы пойдут – каждый во имя божества своего, а мы пойдем во имя Г-спода Б-га нашего во веки веков." (Миха 4:5)
Шалом! Данный форум устроен по типу бейт-мидраш. Эта модель призвана помочь тем, кто желает изучать Тору и еврейскую мудрость, а учеников отличает стремление пополнить свои знания и найти им достойное применение. Люди данной категории не озабочены собственной репутацией или мнением большинства; их цель – сблизиться со Всевышним путем исполнения Его заповедей. Посещение «Бейт-Мидраш» не должно рассматриваться как место, где один человек обнажает духовную несостоятельность другого и претендует на исключительность собственного мнения. Суть общения и обучения – укрепление в праведности, исправление своего характера и, тем самым, участие в исправлении всего Мира (тикун олям).

У нас приветствуются ноахиты (бней-Ноах); геры (прозелиты), принявшие официальный или неофициальный гиюр, или находящиеся на пути к этому; выходцы из христианства или иных религий и культов; караимы; иудействующие, а также все Б-гобоязненные, неравнодушные к Б-гу Авраама, Исаака и Иакова, к Торе и Иудейскому образу жизни. Добро пожаловать!
Книга Мириам Исраэли Страна Аслана. Еврейский секрет Нарнии. "Хроники Нарнии" сквозь призму иудейского мировоззрения


Страница 1 из 11
Бейт-мидраш / Дом учения » ЕВРЕЙСКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ » Милосердие - Хесед » Наш путь - спасение через любовь (р. Берл Лазар)
Наш путь - спасение через любовь
ГалилеянкаОтправлено в: Пятница, 27 Июля 2012, 14:14 | Сообщение № 1

Администратор
Сообщений: 5418
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Присутствует
Берл Лазар

У нас существует обычай, введенный много веков назад знаменитым каббалистом Ицхаком Лурия. Каждый день перед молитвой мы произносим следующую фразу: «Я принимаю на себя заповедь любить ближнего, как самого себя». Раввин Лурия учит, что, только соблюдая обязательство любви к ближнему, мы можем быть уверены, что Б‑г услышит нашу молитву и ответит на наши просьбы.

Заповедь любви к ближнему, конечно, очень важна для каждого еврея. Однако возникает неизбежный вопрос: в чем связь между этой заповедью и молитвой? Ведь молитва – это то, что происходит между человеком и Б‑гом. Какое отношение к ней имеет любовь к ближнему – то, что определяет отношение человека к другим людям?

На этот счет есть одна история из жизни Алтер Ребе. Однажды в Йом Кипур он проводил коллективную молитву в синагоге. Вдруг ему стало известно, что на другом конце местечка женщина рожает и некому ей помочь. Алтер Ребе, ни слова не сказав молящимся, снимает талит, выходит из синагоги и бежит через все улицы в дом роженицы. Когда он туда пришел, оказалось, что необходимо срочно вскипятить воду, чтобы обмыть новорожденного и мать. Ребе нарубил дров, затопил печь, поставил на нее котел с водой, – в общем, сделал все, что сказала акушерка. И только когда вся работа была выполнена, вернулся в синагогу.

Разумеется, ученики Алтер Ребе и другие жители местечка, молившиеся в синагоге, были поражены странным поведением своего учителя. Они не могли понять, как можно прервать такое важное дело, как молитва, да еще в Йом Кипур. На их вопросы Ребе ответил, что молитва, конечно, очень важна и исполнение заповедей тоже, но самое важное – помочь другому человеку, попавшему в трудную ситуацию. Ради спасения человека можно и нужно нарушить любую заповедь, можно и нужно даже прервать молитву в праздник! При этом наши мудрецы определили, кто должен взять на себя нарушение заповеди: эта ответственность лежит на самом уважаемом человеке в общине, он должен пойти и помочь ближнему сам, а не перепоручать эту миссию кому-нибудь другому. Сначала ему нужно совершить доброе дело – и только потом молиться.

Впрочем, слова основателя Хабада только частично отвечают на вопрос, который мы поставили. Понятно, что любовь к ближнему – самая важная заповедь, и выполнять ее нужно в первую очередь, даже если приходится откладывать другие заповеди, даже если ради этого нужно прервать молитву. Но у нашего вопроса есть и другой аспект: какая связь между исполнением заповеди любви к ближнему и молитвой?

Здесь может быть несколько объяснений. Самое простое основано на том, что цель молитвы – возбуждение в человеческой душе любви к Б‑гу. Но может ли такая молитва быть искренней, если любовь к Отцу не сопровождается любовью к Его детям? Ведь если вы, например, скажете какому-то человеку: «Я тебя люблю, но терпеть не могу твоих детей», ответ будет очевидным: «Нет, ты не любишь меня, ведь ты не любишь тех, кто мне дороже всего на свете».

Второе объяснение, более глубокое. В молитве мы не просто говорим, что любим Б‑га и благословляем Его, но также просим Его защитить нас от невзгод, дать то, что нам необходимо. По сути, наши отношения в молитве близки к отношениям детей с отцом: дети любят родителей и одновременно зависят от них, отец любит детей и одновременно воспитывает их. А что такое воспитание? Это создание связи между хорошим поведением и хорошим результатом. Если дети ведут себя хорошо, отец всегда их поощрит, если они демонстрируют плохое поведение, отец в воспитательных целях не даст им того, о чем они просят. А главное желание отца – чтобы его дети дружили, любили друг друга, помогали друг другу. В этом состоит и желание нашего небесного Отца. Недаром история учит, что самые страшные беды поражали наш народ из-за «беспочвенной ненависти», из-за распрей между евреями. Ясно, что отсутствие любви к ближнему – самый большой порок в глазах Б‑га, соответственно, любовь к ближнему – главное достоинство. Недаром в конце «18 благословений» – молитвы о даровании мира – мы просим Б‑га: «Благослови нас, всех вместе, в благосклонности Твоей». Почему не просто «благослови нас», зачем надо специально добавлять «всех вместе»? Да именно потому, что для нашего небесного Отца важно, чтобы мы были «все вместе» – спаянные взаимной любовью и всегда готовые помочь друг другу. Тогда благословение сильней, и Б‑г обязательно даст нам то, чего мы просим.

Есть история о Цемах Цедеке, третьем Любавичском Ребе. Во время изучения Торы он часто обращался к душам своих покойных отца и деда и просил их вразумить его и подсказать решение того или иного сложного вопроса. И вот в какой-то момент он заметил, что его мистическая связь с предками прервалась: он изо всех сил пытался ее восстановить, много молился, но результата не было.

И вот как-то раз Цемах Цедек пришел на молитву в синагогу, к нему подошел один еврей и попросил денег в долг. Речь шла о сравнительно небольшой сумме, но Ребе и ее не имел при себе. «Сейчас я проведу молитву, потом схожу домой и принесу деньги, – сказал Ребе, – подожди часа полтора». С этими словами он погрузился в молитву. Но вдруг в голову ему пришла мысль: «Сегодня рыночный день, этот еврей, наверное, просил денег в долг, чтобы купить необходимое для своей семьи. Если ему придется ждать полтора часа, все хорошее на рынке уже раскупят!» Цемах Цедек прервал молитву, побежал искать того еврея, привел его к себе домой, дал запрошенную сумму и вернулся в синагогу. И только он надел талит и приступил к молитве, как тут же почувствовал возвращение связи с душами своих отца и деда. С тех пор эта связь его уже не покидала.

***

По существу, когда мы любим ближнего, мы тем самым делаем хорошо самим себе. Прежде всего потому, что любовь – прекрасное чувство: когда мы полны любви, когда отстраняем от себя негатив, злые мысли, мы чувствуем себя счастливыми. Вроде бы каждый должен стремиться любить ближнего. Но на деле это получается не у многих. Возникает вопрос: почему?

Чтобы найти ответ, надо разобраться, что мешает человеку любить ближнего. Ни один человек не скажет: «Я не люблю ближнего, хотя он хороший человек». Тем более ни одному человеку в голову не придет сказать: «Я не люблю ближнего, потому что я плохой». Практически каждый уверен, что именно он-то и любит ближнего. Даже люди, которые совершают жестокие действия, прибегают к насилию, часто убеждены, что действуют «во благо». Жестокий отец говорит, что поднимает руку на ребенка, «чтобы тот слушался», – и уверен, что детям такое «воспитание» на пользу. Я уж не стану говорить о политических деятелях радикального толка, убежденных, что цель оправдывает средства и можно построить счастье людей на костях других людей. В ХХ веке нашей стране, к сожалению, пришлось пережить большие горести и принести много жертв на алтарь «любви к простому человеку», которой гордился коммунистический режим.

В общем, кого ни спроси, все верят в то, что любят ближнего. Но в Торе сказано не просто «возлюби ближнего»: сказано «возлюби ближнего как самого себя». А что это значит – «как себя»? Как можно вообще любить другого человека «как себя»?

С точки зрения еврейской морали человек должен любить себя, это естественное его состояние. При этом человеку свой­ственно любить себя даже без особых причин! В Вавилонском Талмуде сказано: «Человек близок к самому себе, и нет человека, который сочтет себя злодеем». На первый взгляд эта мысль не слишком согласуется с нашими представлениями о том, что есть поступки хорошие и плохие, и человек часто совершает плохие поступки сознательно, а не просто «по недомыслию». На самом деле каждый человек всегда объяснит себе причины своих поступков в благожелательном духе, какими бы неправильными, плохими и даже отвратительными эти поступки ни были на самом деле. У каждого человека есть негативные стороны, у каждого есть негативные проявления. Но самому себе человек склонен прощать: просто потому, что он «близок к самому себе».

Очевидно, что принцип «люби ближнего как самого себя» – очень трудная для соблюдения заповедь. Возможно, даже самая трудная. Мудрецы Талмуда учат: «Суди ближнего своего только в хорошую сторону». Даже если ты убежден, что ближний поступил неправильно, ты должен найти оправдание: судить его точно так же, как судишь собственные поступки. Только так можно полюбить другого человека – не только те его черты, которые нравятся, но и его негативные стороны. «Да, я понимаю, что имярек иногда поступает плохо, и последствия этих его поступков отражаются на мне – но я все равно его люблю» – вот что значит по-настоящему выполнять заповедь любви к ближнему. Это очень сложно, но только когда мы можем любить так сами, мы вправе просить Б‑га любить нас, несмотря на то, что мы несовершенны, что в нас самих есть негативные стороны…

Вспомним историю про хасидского праведника по имени Мордехай Дубин. Однажды зимой его арестовали по ложному доносу, но потом, разобравшись, выпустили. Дело было в субботу: Мордехай опасался, что его заставят нарушить какую-нибудь из субботних заповедей, поэтому ждал в участке до вечера. Когда наконец он вышел на улицу, было уже темно, общественные места закрылись, люди от холода все попрятались по домам. Несчастный Мордехай Дубин пытался найти дом, где живут евреи, которые могли бы приютить его на ночь, но даже не у кого было спросить. Он долго бродил по заснеженным улицам и очень замерз. Наконец увидел дом, у двери которого прибита мезуза. Но время уже совсем позднее, ни одно окно в доме не освещено: жильцы явно легли спать. Мордехай долго стучал в дверь – никто не отзывался. Скоро холод его совсем пробрал, он почувствовал, что еще немного, и он просто сядет под дверью, закроет глаза и заснет до самого Б‑жьего суда…

Что же за чудо его спасло? Сам Мордехай Дубин потом рассказывал: «Когда сил совсем не осталось, когда я уже смирился с тем, что замерзну на улице, мне пришла в голову такая мысль: а что будет с тем евреем, который завтра утром выйдет за порог и увидит на своем крыльце мое мертвое тело?! Да он, несчастный, всю жизнь переживать будет, что не услышал и не открыл дверь! Не дай Б‑г, с ним самим еще что-нибудь случится от переживаний! Нет, я уж лучше через силу встану и продолжу стучать. Стучал-стучал – и в конце концов хозяин проснулся и впустил меня».

Вот это наш путь – спасение через любовь. Если бы этот человек думал только о себе, его бы ничего не спасло. И если бы он любил ближнего «как все», а не «как самого себя» – он тоже наверняка замерз бы под чужими воротами. Спасение пришло только потому, что человек оказался способен полностью сосредоточиться на интересах ближнего – того ближнего, которого он до сих пор и не знал… Он действительно возлюбил ближнего, как самого себя, – и Б‑г тут же послал спасение.


Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
Бейт-мидраш / Дом учения » ЕВРЕЙСКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ » Милосердие - Хесед » Наш путь - спасение через любовь (р. Берл Лазар)
Страница 1 из 11
Поиск:
Функции форума
Ленточный Вариант Форума  |  Правила поведения  |  Участники  |  RSS Лента  |  Поиск по Названиям Тем

Предупреждение: данный форум строго модерируем. Проводятся постоянные ревизии, чистки, а также удаляются устаревшие и потерявшие актуальность темы.

Цветовая маркировка групп: Читатель ~ Участник ~ Постоянный участник ~ Администратор

Поиск по всему сайту


Форум основан 1 июня 2006 г.
Хостинг от uCoz