Натаниэль | Отправлено в: Суббота, 24 Сентября 2011, 01:47 | Сообщение № 1 |
Участник
Сообщений: 668
C нами с 01 Сентября 2011
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| Обучая Моше, Всевышний произносит 13 качеств Милосердия. Вкратце остановимся на первых трех качествах, обсужденных ранее. Два раза произносится четырехбуквенное Имя (пасук вав): hа-шем, hа-шем. В тексте после "ваикра hа-шем" стоит вертикальная черточка, которая как бы разделяет эти Имена. По классическим комментариям Первое и второе Имя являются каждое отдельным качеством Всевышнего. Как объясняет Мальбим, первое Имя соответствует самому высокому уровню Сотворенного, тому, что называется мир "ацилут" - эманацией и соответствует качеству "хохма", а второе Имя соответствует более низкому уровню - "брия". Здесь уже есть место говорить о "тшуве" - то есть раскаяние сопровождается качеством понимания. "Хохма" не принимает этого. Как говорит мидраш, спросили у мудрости, что будет с человеком, который согрешил? И мудрость ответила: "согрешил, - значит должен умереть за свой грех". Глубокое свойство Сотворенного Мира состоит в том, что "ниже" - появляется возможность даже после греха сделать тшуву и продолжать жить. Следующее, третье качество, - "эль" - соответствует уровню "йецира". Акедат Ицхак сопоставляет эти качества, как соответствующие нашим праотцам и "эль" - это могущество, где милосердие может перекрыть качество правосудия, одолеть его, то есть это - Милосердие, как таковое.
"Рахум" и "ханун"
Дальше идут качества, которые соответствуют нижнему миру, и которым нет места в более высоких мирах, то есть - миру "свершений" - "асия". 4-ое и 5-ое качество - "рахум" и "ханун" очень часто называются в паре. Различие между ними состоит в том, что "рахум" можно отнести к телу; "рахум" - со стороны жалости, то есть можно проникнуться жалостью и сделать что-то хорошее. "Ханун" ("ноах маца хен беэйней hа-шем") - это то, что посылает милость, симпатию и поэтому относится к душе. "Рахамим" - это милосердие, а "рахум" - это тот, кто милует и жалует. Можно перевести так: "рахум" - это, если следовать объяснениям Мальбима, - жалеющий, а "ханун" - милующий. Акедат Ицхак дает здесь интересное добавление. Он говорит, что качество "рахум" соответствует качеству знания: "вспомнил Бог Свой завет с Авраамом"... "Рахум" - это то качество, которое проявилось в отношении Творца к евреям, когда они были в Египетском рабстве. Он отнесся к ним с состраданием. В начале книги Шмот, во второй главе, где рассказывается о страданиях египетского плена, говорится: "и увидел Бог сыновей Исраэля и "вайада элохим" - "и знал их Бог". "йада" - здесь очень важное слово. В отличие от предыдущего качества "эль", которое "арестовывает" качество Правосудия, то есть является такой силой, которая не дает проявиться Правосудию, "рахум" - превращает Суд в Милосердие. Это не значит, что Правосудие отменяется. Все качества Милосердия никак не отменяют Правосудия. При этом, "эль" - это то, что схватывает и не дает действовать, а "рахум" - это то, что превращает Суд в милость, в Милосердие. То, что "Бог увидел сыновей Исраэля" и "знал Бог" - это показывает, что "знание" и "милосердие" связаны между собой. Есть перевод слова "знание" на арамейский язык словом, сходным с "рахамим". Некая "аналогия" с русским языком - "по знакомству" (по блату). 5-ое качество - "ханун" происходит от слова "хинам" - "дать задаром". То есть хорошее отношение получают не за заслуги, а даром. Это качество не обозначает, что это дается "авансом". Дается именно задаром.
Ответ на вопрос: Начинает человек, конечно, с того, что получает "аванс", так как он "входит в игру" еще ничего не имея, чем платить. Затем, в посильном темпе, человек возвращает долг.
"Эрех апайм"
"эрех апайм" - 6-ое качество. Акедат Ицхак говорит, что тот, кого одолела болезнь, и он запутался в своих грехах и находится в очень низком состоянии, тот не может никак справиться, если его заставить оплатить счет полностью. В таком случае Всевышний "продлевает" Свой Гнев. "Продлевает" здесь следует понимать в смысле - "откладывает", поскольку Он гневается "одно мгновение". Почему здесь слово "гнев" - "аф" стоит во множественном числе? Мудрецы объясняют так, что есть две стороны - два разных гнева: один гнев - на злодеев, другой гнев - на цадиков.
Ответ на вопрос: Гнев на цадиков очень нужен. Злодей - он и есть злодей, а с цадиков спрашивается гораздо больше. Мудрецы говорят, что из двух первых Имен - "hа-шем", "hа-шем", первое - до того, как человек согрешил, а второе - после греха. Понятно, что Милосердие нужно после того, как человек согрешил, но зачем нужно Милосердие до греха? Вроде бы все хорошо. Есть разные ответы на этот вопрос. Рав Менахем Мендель говорит, что человеку до того, как он согрешил, очень нужно Милосердие для того, чтобы он не возомнил о себе слишком много, потому что самодовольство - есть самый страшный грех. Для того чтобы не допустить человека до этого греха, нужно очень много Милосердия. Есть известный хасидский рассказ про основателя хасидизма Баал Шем Това. В видении своем он увидел, что в неком месте живет его антипод, то есть - полная его противоположность. Он поехал туда, попросился к этому человеку на ночлег и стал за ним наблюдать. Этот человек прекрасно принял незнакомого гостя: отвел ему комнату, накормил, был очень внимателен. Баал Шем наблюдал, как он вставал ночью, помолился и делал все, как полагается. Рано утром он пошел в Синагогу, навестил нескольких больных, раздал цдаку. Баал Шем никак не мог понять - что же это за антипод? Затем этот человек вернулся домой, делал еще что-то хорошее, сел заниматься Торой и, подняв глаза к Небу, сказал: "как я хорош!"
Ответ на вопрос: Нельзя так говорить, что человек нагрешил достаточно и поэтому все - безнадежно. Есть первое Имя, если человек "сковырнулся" дальше, то - есть второе Имя и т.д. И все качества Милосердия, без которых в этом мире невозможно прожить, - это как бы "костыли", которые нас удерживают от того, чтобы безвозвратно упасть. По контексту мы сейчас приближаемся к Йом Кипуру и именно в этот день были даны эти качества Прощения. Если вернуться на 10 дней назад к Рош-hа-Шана, то стоит подумать о том, что же мы празднуем в Рош-ха-Шана, поскольку Тора причислила этот день именно к праздникам (йом тов). Известна история про евреев, которым удалось вернуться из вавилонского плена. Они стояли во дворе 2-го Храма и слушали, как Эзра и Нехемия читали и объясняли им Тору и это было в Рош-hа-Шана. Народ слушал и плакал. И сказали им руководители: "не плачьте, потому что веселье Всевышнему - ваша крепость". "Не плачьте" - сказано не потому, что нет оснований плакать. Оснований - больше чем достаточно. Единственное спасение состоит в том, чтобы радоваться. В этом - вся философия праздника Рош-hа-Шана. Кроме того, в этом состоит реалистический подход к нашему положению в мире. Праздник Рош-hа-Шана - это юбилей Сотворения человека, завершение Сотворения мира. Мы чествуем этот мир и человека в нем и устраиваем праздник. На иврите есть интересный оборот, который используется только в применении к Рош-hа-Шана: "йом тов шэрош-hа-шана". Ни про один другой праздник так не говорят. Нельзя себе представить, что так можно сказать, например, про Песах, так как Песах - это и есть "йом тов". Когда сказано "шэ", то это значит, что в Рош-hа-Шана есть еще что-то другое, кроме праздника. Есть спор между школой Гилеля и Шамая по поводу очень сложной проблемы: что человеку лучше - то, что он Сотворен или было бы лучше, чтобы он не был Сотворен. После долгих споров согласились с тем, что было бы лучше, чтобы он не был Сотворен, но теперь, когда он уже Сотворен - тут уж ничего ни поделаешь. Получается, что праздник Рош-hа-Шана выглядит, если представить это очень краткой картинкой, так: Сотворенный человек обнаружит себя на проволоке, протянутой над пропастью. Первая его естественная реакция: "куда меня поместили?" Задача состоит в том, чтобы, приплясывая, пройти по этой проволоке. Если в этом случае он скажет: "как я хорош!", это еще не страшно, как нет ничего плохого в том, что Пушкин говорит: "Ай да Пушкин!". Потому что в этих случаях человек говорит: "как я хорош" в качестве соисполнителя и это - нормально. В рассказанном ранее случае с Баал Шем Товом его "антипод", произносил такие слова, глядя в Небо и как бы призывая Его в свидетели своих заслуг. При этом надо помнить, что только приниженность - это тоже нездоровое состояние. Сердце человека должно возвышаться на путях к Всевышнему. Он должен гордиться своей ролью, и если он хорошо играет, то неплохо иметь капельку гордости из-за этого. Скромность же состоит в том, чтобы даже исполнение этой роли не приписывать себе. Таким образом, мы видим, что положение человека в этом мире - это праздник, который возникает из вопля ужаса: "куда я попал?" А поскольку "уже попал", то не остается больше ничего, как только "протанцевать" свою роль достойным образом.
Качества Милосердия являются теми подпорками, которые не дают человеку пропасть сразу, они, не отменяя "игры" и всей этой "эквилибристики", тем не менее, позволяют не сорваться после первой же неудачи. Итак, "эрех апайм" - это тот случай, когда следовало бы наказать человека, но это наказание не следует немедленно, а откладывается в надежде, что человек может быть за это время сделает тшуву, а тогда это уже ему начинает засчитываться, как полностью или частично понесенное наказание.
Ответ на вопрос: Есть ли предел терпению? Если речь идет об одном человеке или группе лиц, то, безусловно, есть предел терпению. Естественно, что эта "система" не гарантирует, что будет без конца откладывать наказание. Конец, безусловно, есть. Мы знаем, что бывают приговоры, когда чаша переполняется, и никакие откладывания не работают. В случае, когда речь идет о народе Израиля в целом, можно сказать, что здесь нет никакой границы, потому что нам заранее сообщен ответ, что народ Израиля не уничтожим. В этом и состоит завет Всевышнего с Авраамом. Это - договор довольно необычный. Он является как бы односторонним сообщением. Авраам ничего не обязуется делать по этому договору. Все ему говорит Всевышний: "Знайте, что вы будете пришельцами, что 4-ое поколение выйдет и т.д.". Комментаторы обсуждают странность такого договора, когда одна сторона все обещает, а другая - не берет на себя никаких обязательств (в отличие от того, что было на Синае, когда евреи взяли на себя обязательства и сказали: "все, что скажет Всевышний - сделаем" и сказали "нэасэ внишма"). Комментаторы говорят, что это похоже на то, что царь вызывает к себе бригадира, дает ему поручение сделать какую-то работу, но не говорит: "Если сделаете хорошо, я вас награжу" (что было бы нормально), а говорит: "Вот вам работа, вы можете исполнять ее как хотите, я вас предупреждаю, что вы ее в любом случае выполните отлично, а я вас еще награжу по-царски, потому что ответственный за работу получаюсь я один". То есть получается, что им заранее сказано, как бы они ни работали - плохо, хорошо ли, - они выполнят работу на отлично. Трудно слишком углубляться в эту философию, но понятно, что для Всевышнего "развертка во времени" - является всего лишь одним из параметров и, поскольку Он - Милосердный, то у него проявляется вся гамма реакций: жалость и т.д. Ясно, что человек, более изящно выполняющий свой "танец на проволоке" вызывает реакцию у Всевышнего, хотя "реакция" Всевышнего - это вещь относительная (ничего не прибавляет и не убавляет).
"Рав хесед и Эмет"
"Рав хесед" - это 7-ое качество. Акедат Ицхак относит это качество к тем, у кого оказались в равновесии их заслуги и провинности. Мы знаем, что когда в Рош-hа-Шана начинается Небесный Суд, то если у человека превысили заслуги, то он немедленно записывается в "Книгу Жизни", а если же превысили, измеренные на сложных Небесных весах, - провинности, то он немедленно попадает в "Книгу Смерти". Если же заслуги и провинности человека находятся на Небесных весах в равновесии, как это происходит у большинства людей, среди которых оказывается относительно мало, как абсолютных цадиков, так и безнадежных грешников, то Он тогда добавляет доброты, чтобы получился перевес в сторону заслуг.
"Эмет" - это 8-ое качество. "Эмет" обозначает не просто то, что он не говорит неправды. "Эмет" - от слова "имут" - верность данным обещаниям. Если Он обещал, то Он точно выполнит это обещание. В этом смысле противоположностью "эмет" является не столько "шекер" - "ложь" (это было бы слишком грубо), а слово "казав", которое обозначает то, что опровергает, подводит, то есть, как бы подводит то, на что ты рассчитывал и полагался. Так называется также пересыхающая речка. В Псалме говорится: "Коль хаадам козве" - "каждый человек подводит". На обещания человека положиться нельзя, а на обещания Творца - можно. Поэтому - это отдельное качество - "эмет": Он надежен и точно выполнит то, что обещал.
Ответ на вопрос: Вопрос о том, как могут быть отменены обещания, волнует многих мудрецов. Рамбам говорит, что обещание никогда не отменяется, кроме тех случаев, когда объект катастрофически изменится. Согласно Рамбаму, если Всевышний пообещал что-то народу (не обязательно еврейскому) через пророка, то в том случае, если это обещание сулит наказание, например, как в случае с Ниневией, которой было обещано, что за плохое поведение она будет "перевернута", то в случае исправления (жители Ниневии сделали тшуву, например) наказание может быть отменено. Это не означает, что Он не выполнил своего обещания, то есть нарушил "эмет". Он просто откладывает наказание. Для Ниневии, в частности, наказание потом пришло, потому что их раскаяние было недолговечным. Таким образом, невыполнение обещания, переданного через пророка, которое предупреждает о бедах и наказаниях, не доказывает того, что пророк был ложный и не противоречит качеству Творца "эмет". Может быть, они стали вести себя лучше, может быть, Он решил по каким-то параметрам отложить наказание. Если же пророк пришел и передал народу хорошее обещание, то даже, если это обещание явно содержит условие, Всевышний никогда его не отменит. Если же Творец что-то обещает пророку, когда находится с ним один на один, то в этом случае Он может отменить обещание, даже, если оно хорошее, например, когда этот пророк оказался плохим. Рамбам специально разбирает трудность: чего же боится Яаков, если ему обещано? Он боится потому, что это обещание не - передать кому-то, а это - обещание личное и его Всевышний может отменить, не опасаясь, что это вызовет у людей недоверие.
Мальбим дает такие объяснения, сравнивая два качества (7-ое и 8-ое) - "рав хесед" и "эмет". "Эмет" означает исполнить обещание или поступить соответственно Суду: не судить по "кривде" и не оставить обещание неисполненным. "Хесед" - это дарование каких-то благ то ли потому, что человеку полагается, то ли потому, что обещано, то ли потому, что он просто нашел милость в глазах Творца и ему делается что-то хорошее из одной Доброты Творца. Например, такое "простое" событие, как Сотворение Мира не имеет никакого другого объяснения, кроме этого качества "рав хесед". Еще несотворенный мир не может вызывать никакой другой реакции, кроме Доброты, по которой Творец начал Сотворять его. Как сказано: "Олам хесед ибанэ" (в псалмах Давида).
9-ое качество: "Ноцер хесед леалафим". Значит - хранит. Мало того, что Он проявляет доброту по отношению к творению, Он может эту Доброту не излить целиком на данного человека, а хранить для последующих поколений. А именно: он помнит добрые дела отцов и вспоминает их сыновьям, у которых, может быть, своих заслуг нет или мало. Мудрецы говорят, что бывает так, что сыновья - ленивые, и если им от родителей не достанется наследства, то они плохо кончат. Поэтому эти ленивые сыновья "кушают" то, что они получили по наследству. Это - то качество, на которое напирает Моше, когда он просит прощение за грех тельца. По мидрашу, Моше как бы говорит: "Они нарушили начало заповедей (имеется в виду вторая заповедь - "не будет у тебя других Богов"), а Ты хочешь нарушить конец: "который помнит добро отцов до тысячного и двухтысячного поколения". Так что в этом эпизоде прямо и непосредственно проявляется это качество.
Ответ на вопрос: Четвертое поколение от Авраама это - поколение спустившихся в Египет. Соответственно, поколение Моше относится к тем, кто может рассчитывать на "заслуги отцов". В обсуждавшихся нами проблемах под "отцами" понимаются не только Авраам, Ицхак и Яаков, но и все "предки" данного человека и имеется в виду, что Он "помнит дела предков" человека - ему, а дела этого человека - его потомкам.
www.machanaim.org
Всё то,что проходит рядом Всё то,что пролетает вновь Может искру свою оставить И зажечь светильник вновь Главное не стать слепым Главное не стать глухим Главное увидеть Б-га И всё то,что строится Им.
Отредактировал/а: Натаниэль - Суббота, 24 Сентября 2011, 01:49 |
|
| |