|
"Потому что Я Г-сподь, Б-г ваш, освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят" (Левит 11:44) "Ибо все народы пойдут – каждый во имя божества своего, а мы пойдем во имя Г-спода Б-га нашего во веки веков." (Миха 4:5) |
Шалом! Данный форум устроен по типу бейт-мидраш. Эта модель призвана помочь тем, кто желает изучать Тору и еврейскую мудрость, а учеников отличает стремление пополнить свои знания и найти им достойное применение. Люди данной категории не озабочены собственной репутацией или мнением большинства; их цель – сблизиться со Всевышним путем исполнения Его заповедей. Посещение «Бейт-Мидраш» не должно рассматриваться как место, где один человек обнажает духовную несостоятельность другого и претендует на исключительность собственного мнения. Суть общения и обучения – укрепление в праведности, исправление своего характера и, тем самым, участие в исправлении всего Мира (тикун олям). У нас приветствуются ноахиты (бней-Ноах); геры (прозелиты), принявшие официальный или неофициальный гиюр, или находящиеся на пути к этому; выходцы из христианства или иных религий и культов; караимы; иудействующие, а также все Б-гобоязненные, неравнодушные к Б-гу Авраама, Исаака и Иакова, к Торе и Иудейскому образу жизни. Добро пожаловать! |
"Кто ты, ближний мой?"
| |
Галилеянка | Отправлено в: Среда, 18 Мая 2011, 10:35 | Сообщение № 1 |
Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| Тора приказывает: «Люби ближнего твоего, как самого себя» (Ваикра 19:18). Сказал раби Акива: «Это - важнейший принцип Торы» (Иерусалимский Талмуд, трактат Бейца).
Чужеземец пришел к Шамаю. Сказал ему: «Сделай мне гиюр, (приход нееврея к еврейству через изучение и выполнение законов Торы), чтобы ты научил меня всей Торе, пока я стою на одной ноге». Прогнал его Шамай палкой длиной в локоть, что была у него в руке. Пришел к Гилелю: «Сделай мне гиюр». Сказал ему Гилель: «Не делай ближнему того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе. В этом — вся Тора. Остальное — разъяснение. (Учи) и тогда будешь знать». (Вавилонский Талмуд, Шабат 31а).
Слова Гилеля относятся ко всем, в том числе и к Шамаю. Кто они, эти люди?
Гилель (112 г. до н. э. - 8 г. н. э.) - величайший ученый и мудрец, глава Сангедрина, высшего духовного и законодательного органа, духовный вождь народа. Шамай - председатель Высшего суда, друг и постоянный оппонент Гилеля. Их споры отображены в Талмуде.
Итак, мы видим, что Шамай, мудрец, т.е. – всем евреям пример, не совсем любит нееврея. Ведь только скотов прогоняют палками...
Любит ли язычника Гилель? О том, что он более вежлив – сомнений нет. Но он перефразировал повелительную заповедь «Люби…» на запретную – «Не делай..»! Он «ушел» от разъяснения, в чём соль Торы, кого же надо любить: еврею – еврея, а гою – гоя?!. Или любому из нас – всех людей матери земли?
Думаю, большинство наших мудрецов прошлого по всякому, но негативно, относились к неевреям. И сегодня имеется ветвь иудаизма, с презрением относящаяся не только к гоям, но и к другим евреям. Это Любавические хасиды, считающие, что они, как православные в христианстве, самые правые и самые славные в иудаизме.
Напомню - первый жесткий урок дал нам Господь ещё во 2 веке н.э., когда 24 тысячи евреев – единомышленников, учеников одного и того же учителя, рабби Акивы, были уничтожены за злословие, неуважение друг к другу. К сожалению, хасиды не поняли этого до сих пор. А жаль, история человечества склонна к повторению...
Прекрасный пример даёт нам Тора. Господь проказой наказал сестру Моисея, Мириам, естественно, еврейку, за то, что она «пилила» братца за брак с нееврейкой (Бемидбар 12:1-15). Но именно Ципора, жена, спасла его от смерти, когда сделала обрезание их второму сыну (Шмот 4:24-26). В отличие от жены, Моше, еврей, не понял, почему «разгневался» Творец.
Значит, иудаизм уже был в её душе. И, значит, Всесильному всё равно, еврей ты или эфиоп, Он требует - выполняй заповеди и будешь и здоров, и защищён!..
Так кто же всё-таки ближний, кого нужно любить сильнее, кого – нежнее, а кого – поменьше?
Сначала дадим слово простому еврею. Самый ближний в духовном плане – это Бог. В духовно-плотском (а я считаю, что эти понятия неразрывно связаны, если вопрос касается человека), ближе всех человеку его родители, жена, дети, другие родственники. Затем – люди твоей веры, (еврею – иудей, арабу - мусульманин). Затем – люди, которые сотворили тебе добро – начиная от учителей и кончая копейкой, от чистого сердца отданной бедному. Затем – все остальные. Градация любви между ними – в цифровом значении неопределённая – может ли нищий любить равнодушного родственника больше, чем незнакомого человека, который неоднократно оказывает ему помощь? Но это де-факто. И здесь можно спорить.
Например, наша традиция утверждает, что любить мудреца, раввина нужно больше, чем своих родителей.
Возражать - бесполезно. Но давайте подумаем, кто придумал эти постулаты. Конечно, мудрецы. Какие? А те же, которых теперь нужно уважать!
Вопрос не по теме, но в тот же глаз – кто придумал, что решения мудрецов предыдущего поколения практически нельзя отменять решением последующих мудрецов?
А те же, предыдущие! А зачем? А затем, чтобы их мысли стали непререкаемыми, безошибочными, чтобы их не ругали, если был промах.
Но мы то сегодня знаем, сколько у них было неточностей, и как игнорировали эти указания такие мудрецы, как, например, Рамбам, Рамбан и Раши!
В последние столетия появились идеи всеобщей любви в некоторых ветвях иудаизма. Это – представители современного иудаизма, реформаторы, консерваторы, прогрессивные евреи.
Процитирую слова Лео Бека, замечательного мудреца прогрессивного иудаизма, прошедшего через ужасы фашистского концлагеря: «Звание «ближний» - неотъемлемое достояние каждого человека... Человек является нашим ближним согласно воле Господа. Не вследствие нашего согласия или великодушия, не в результате какого-либо общественного соглашения или судебного постановления стал он нашим ближним. Он таков по воле Единого Бога, и потому никому не дано лишить его этого звания или умалить его значение. Ближний может требовать от нас соблюдения прав человека в силу самого факта его рождения на свет — эти права дарованы ему Богом. Данная человеку заповедь «поступать справедливо и любить дела милосердия», заповедь, которую от нас требуется соблюдать, призвана регулировать наше поведение по отношению к ближнему. Свой долг Богу мы должны уплатить, главным образом, Его детям. Вся сумма возложенных на нас Творцом обязанностей реализуется в сфере наших отношений с другими людьми: отношение к ближнему свидетельствует о том, насколько сильна в нас любовь к Богу, о том, действительно ли мы служим Ему с радостью».
И, как короткое заключение по «костяку» статьи, - ещё раз повторю прекрасные слова нашего Раввина Александра Духовного, увязавшего ответ на главный стих Торы комплексов Творец-человек и человек-человек в виде взаимосвязи «нет?» и заключительного – «ДА!»: «Бог не спросит, был ли ты евреем. Он спросит – был ли ты человеком?»..
P.S. Я не агитирую за современный иудаизм. Любой член нашей Общины подтвердит, что когда он в первый раз приходил к нам «на разведку», ему предлагали осмотреться, и обязательно ещё раз сходить «на молитву» в Запорожскую синагогу, религиозно оккупированную Любавическими хасидами. Человек сам, сознательно должен сравнить и принять решение, ведь даже один раз увидеть – великое дело.
Думаю, что сегодня не секрет, почему Господь наказывает нас холокостами и другими карами – в большинстве своём мы, евреи, не любим остальных людей мира. И чтобы этого больше не повторялось, все Раввины, всех ветвей иудаизма обязаны, во-первых, сами искренне полюбить других людей, и, во-вторых, учить нас всех тому же.
И другой истинной идеологии нам просто не дано. Ведь Творец – один, и Он - Духовный Отец каждому человеку земли.
ВЛ www.levi-vs.narod.ru/055kto.html
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|
|
| |
Галилеянка | Отправлено в: Среда, 18 Мая 2011, 21:07 | Сообщение № 2 |
Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| "Возлюби ближнего своего, как самого себя" Одно из удивительных предписаний Торы - "... и возлюби ближнего своего, как самого себя" (Ваикра, 19:18) Эта заповедь - логическое завершение целой цепочки предписаний, регламентирующих взаимоотношения между людьми. "Не обирай ближнего твоего, и не грабь, не задерживай у сеья на ночь заработка наемника твоего до утра. Не злословь глухого и перед слепым не клади препятствия и бойся Бога твоего. Я - Господь. Не совершайте несправедливости на суде, не будь снисходителен к нищему и не угождай знатному: по правде суди ближнего своего. Не ходи сплетником в народе своем; не оставайся равнодушным к крови ближнего твоего: Я Господь. Не питай в сердце твоем ненависти к брату твоему; увещевай ближнего твоего и не понесешь за него греха. Не мсти и не храни злобы на сынов народа твоего, и возлюби ближнего своего, как самого себя. Я - Господь. " (Ваикра, 19:13-19) Тора начинает эту заповедь с запрета - запрета мстительности и злопамятности, затем переходит к предписанию - возлюбить ближнего как самого себя. Тора повелевает устранить все чувства, мешающие братской любви. Заповедь "возлюби ближнего как самого себя" - кульминация этого отрывка. Этот отрывок завершает первую часть недельного раздела Торы "Кдошим" ("Будьте святыми"), в котором говорится о том, каких являний не должно быть во взаимоотношениях между людьми. За немногими исключениями почти все заповеди данного раздела имеют форму запрета. Заповедь о любаи к ближнему - это предписание, то есть - требование положительного действия, а не просто отказ от отрицательных поступков. Один из величайших мудрецов Мишны, рабби Акива, сказал, что в этой заповеди - вся суть Торы (Сифра Кдошим, 4:12). С его точки зрения, все остальные заповеди - производные от нее, ее детализация. Давайте попытаемся проанализировать два запрета, предшествующих этой заповеди: "не питай в сердце твоем нанависти к брату твоему" и "увещевай ближнего твоего". По мнению некоторых комментаторов, первая заповедь предполагает работу над своими чувствами, то есть, искоренение из своего сердца ненависти и необрожелательства по отношению к другому. Не маскировку их, когда в сердце сохраняется ненависть, прикрытая маской любви и дружбы. Нет, в такой комедии нет ровно никакого смысла. Другое дело, если человек предпринял максимальное усилие, чтобы понять другого - в этом есть польза и для себя, и для него. Тогда создаются условия для выполнения второй заповеди - увещевать ближнего, совершающего недостойные поступки. Есть и другое мнение комментаторов: оба высказывания - две части одной и той же заповеди. Если еврей причинит тебе зло, не таи обиду глубоко в себе, накапливая ненависть против этого человека. Скажи ему прямо в глаза, попытайся объяснить обидчику всю недостойность его поведения. Тогда и только тогда ты сможешь сохранить хорошие с ним отношения. Примером может служить история с Йосефом и его братьями, возненавидевшими младшего брата за его сны. Наши мудрецы подчеркивают, что братья не лицемерили, говорили правду, какая была на сердце. Величайший комментатор Торы РАМБАМ подчеркивает: тот, кто кто ненавидит в своем сердце другого еврея, нарушает запрет Торы: "не питай в сердце твоем нанависти к брату твоему", но только до того момента, пока не высказал ему свою обиду. Если же высказал - исполнил заповедь "увещевай ближнего твоего". Если же слова ненависти высказаны другому только с целью напомнить ему о совершенном прегрешении, то нарушается запрет "не мсти и не помни зла". Тут же нарушается заповедь "возлюби ближнего своего как самого себя". Заповеди, предписывающие любовь В Торе трижды сказано "возлюби": "Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, всей душой твоей и всем существом твоим" (Дварим, 6:5) "Словно коренной житель страны, словно один из вас пусть будет для вас пришелец, проживающий вместе с вами, и люби его как самого себя" (Ваикра, 19:34) "Возлюби ближнего своего как самого себя" О какой любви здесь говорится? Вспомним заповедь о любви к Всевышнему "всем сердцем твоим, всей душою твоею, всем существом твоим". Это означает тщательное соблюдение заповедей, ибо только это является выражением любви к Нему. Талмуд (Шабат, 31а) приводит такой случай: к Шамаю, одному из величайших мудрецов эпохи Мишны, пришел нееврей и попросил его научить его Торе, пока тот стоит на одной ноге. Шамай разгневался и прогнал его. Тогда он пошел к другому великому мудрецу - Гиллелю - с той же просьбой. Гиллель сказал: "Не делай ближнему своему того, что ненавистно тебе самому. Это - Тора, а все остальное - комментарий. А теперь иди и учись". Почему Гиллель воспринял вопрос нееврея всерьез, а Шамай - нет? Причиной была любовь к человеку, свойственная Гиллелю. Она выражалась в стремлении избавить его от всего дурного, неправильного и неверного, и дать как можно больше в ту минуту, когда в этом есть потребность. Именно это - стремление избавить от дурного - самая суть любви. Если не можешь ничего дать ближнему своему, хотя бы не причиняй ему страданий. Как только люди научатся этому - не причинять друг другу страданий, - они придут и к пониманию более сложных заповедей Торы. Если этот нееврей поймет заповедь "Не делай ближнему своему того, что ненавистно тебе", он поймет и остальные заповеди Торы, которые, по мнению Гиллеля, - только производные от этой важнейшей заповеди. Отсюда - прямой путь к признанию источника этих заповедей - Всевышнего. Сказано в "Пиркей Авот": "Рабби Элиезер говорит: "Пусть честь твоего товарища будет тебе так же дорога, как твоя собственная" (2:10) Комментарии "Авот де-рабби Натан" поясняет: "Рабби Элиезер хочет сказать: так же, как каждый чувствителен к оказываемым ему почестям, в той же мере нужно ценить почести, оказываемые другим. И точно также, как он не хочет, чтобы о нем разносилась дурная слава, он не должен желать, чтобы о его товарище рассказывалось дурное". (15:1) Та же мысль выражена в Пиркей Авот (2:12): "Пусть достояние твоего товарища будет тебе так же дорого, как твое собственное" Это означает, что так же, как каждый радуется своему достоянию, следует радоваться достоянию ближнего, и не завидовать ему. РАМБАН подчеркивает: слова "как самого себя" - это критерий исполнения заповеди, то есть, нельзя оставить некую область, в которой еврей будет считать себя выше другого, и он не может завидовать богатству другого - это может привести его к мысли, что этим богатством мог бы обладать он сам. Суть заповеди о любви к Всевышнему Социальные законы Торы основаны на представлении об ответственности каждого из нас друг перед другом. Это проливает свет на внутренний смысл заповедей о помощи ближнему: запрет давать деньги в рост и предписание давать цдаку - пожертвования. То есть, нельзя причинить ближнему вред, а с другой стороны, надо активно помогать ему. Пророк Ишайяhу говорит: "Делись своим хлебом с голодным, и несчастных бедняков в дом свой введи; если увидишь нагого - одень его, и от родных своих не отворачивайся" (58:7) "Я - Господь" Такими словами заканчивается изложение многих заповедей в Торе. Смысл их таков: знайте и помните, от кого вы получили свои заветы. Знайте, кто следит за тем, как вы исполняете их, и кто готов наградить вас за выполнение или наказать за их нарушение. www.daat.ac.il
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|
|
| |
Натаниэль | Отправлено в: Среда, 30 Мая 2012, 19:27 | Сообщение № 3 |
Участник
Сообщений: 668
C нами с 01 Сентября 2011
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| Мы все стремимся к Истине, и каждый из нас может вполне иметь наличие ошибок по тому или иному вопросу, кто больше, кто меньше, по той причине, что человек, по своей сути, является "сосудом искажения". Именно из-за этого, крайне, необходимо каждому, лично иметь личную! связь с Всевышним, без всякого какого-либо посредничества! , чтобы этих <<искажений>> было как возможно меньше, а то <<искажение>> одного "сосуда" наслаивается на <<искажение>> другого сосуда и тогда получается общее <<искажение>> в геометрической прогрессии.Поэтому не удевительно сегодня видеть столько заворотов, приворотов, стремлений не к Любви, а к манипуляциям, запугиваниям, доменированиям, власти, стремлению быть богами, вершителями судеб людей на Земле.
ГЛАВНОЕ ЛЮБИТЬ ВСЕВЫШНЕГО ВСЕМ СЕРДЦЕМ И ДУШОЮ !!! ЕСТЬ ЖИЗНЬ ЕСТЬ СМЕРТЬ, ИЗБЕРИ ЛУЧШЕ ЖИЗНЬ !!!
ЗА КАЖДЫМ ЧЕЛОВЕКОМ ЕСТЬ ПОЛНОЕ ПРАВО ВЫБОРА !
МЫ МОЖЕМ ТОЛЬКО ПОПЫТАТЬСЯ НАСТАВИТЬ, НАПРАВИТЬ, УТЕШИТЬ, СДЕЛАТЬ НАЗИДАНИЕ. ВОЕВАТЬ, ДОКАЗЫВАТЬ, СТРЕМИТСЯ К ПЕРВЕНСТВУ - ЭТО СУГУБО ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР, ТОГДА КАК У ВСЕВЫШНЕГО УЖЕ ДАВНО ВСЁ В ПЕРВЕНСТВЕ И В ПОЛНОЙ ПОБЕДЕ.
Всё то,что проходит рядом Всё то,что пролетает вновь Может искру свою оставить И зажечь светильник вновь Главное не стать слепым Главное не стать глухим Главное увидеть Б-га И всё то,что строится Им.
|
|
| |
Deniska | Отправлено в: Четверг, 31 Мая 2012, 13:44 | Сообщение № 4 |
Постоянный участник
Сообщений: 255
C нами с 27 Августа 2007
Откуда: Российская Федерация
Статус: Отсутствует
| Я даже думаю, что просто отношение к ближним, с которыми ты сталкиваешься часто и ежедневно реально отражают тот уровень любви, которого ты достиг. Человек стремящийся к совершенству безусловно будет помогать и ближним и не очень, всем кому он в силах помочь. Да и вообще, мне как-то странно, когда прежде чем помочь, надо задумываться, а ближний он или дальний, а пойдет это мне в зачет или не пойдет ...
Но если человек отдает всего себя посторонним людям без остатка, а те кто живет рядом с ним обделены, то грошь цена такой любви. Это не любовь. Любовь всегда преобразовывает человека и делает его лучше. А заметить, лучше человек или хуже могут только ближние ...
Тот, кто «верен до конца» выбранному пути, доказывает лишь то, что думать способен один раз. В начале. Зато каковы принципы!
|
|
| |
Натаниэль | Отправлено в: Четверг, 31 Мая 2012, 13:59 | Сообщение № 5 |
Участник
Сообщений: 668
C нами с 01 Сентября 2011
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| Quote (Deniska) Я даже думаю, что просто отношение к ближним, с которыми ты сталкиваешься часто и ежедневно реально отражают тот уровень любви, которого ты достиг. Человек стремящийся к совершенству безусловно будет помогать и ближним и не очень, всем кому он в силах помочь. Да и вообще, мне как-то странно, когда прежде чем помочь, надо задумываться, а ближний он или дальний, а пойдет это мне в зачет или не пойдет ...
Но если человек отдает всего себя посторонним людям без остатка, а те кто живет рядом с ним обделены, то грошь цена такой любви. Это не любовь. Любовь всегда преобразовывает человека и делает его лучше. А заметить, лучше человек или хуже могут только ближние ...
!!!!!
Quote (Louiza) Вы слышали , что сказано : "Люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. (Матф. 5:43 )
Опровержение : Это грубое извращение Еврейской Библии , где сказано :
Люби ближнего твоего как самого себя ( Левит 19:18 )
но нет ни одного слова о ненависти к врагу.
Дело в том, что БЕЗРАЗЛИЧИЕ является одной из сторон НЕНАВИСТИ, а сегодня мы очень хорошо можем констатировать безразличие даже к своим единокровным, не говоря уже о гоим.
МНОГОЕ, ЧТО ПРОЩАЕТ ВСЕВЫШНИЙ ЕВРЕЯМ, НО НЕ ПРОЩАЕТ НЕНАВИСТИ К ДРУГ ДРУГУ !
Quote (Louiza) Сравните вышеприведенные стихи со словами Иисуса
Врагов же моих тех,которые не хотели,чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и убейте предо мною (Лука (19:27 )
Можете еще посмотреть Лука ,14:26 и Матфея ,10:35-36.
не знаю и не хочу знать о том, что говорил "иисус", но Йешуа тут говорил о других вещах, совсем не касаясь о любви, о ненависти. В данном случае больше раскрывается вопрос Посвящения.
Всё то,что проходит рядом Всё то,что пролетает вновь Может искру свою оставить И зажечь светильник вновь Главное не стать слепым Главное не стать глухим Главное увидеть Б-га И всё то,что строится Им.
Отредактировал/а: Натаниэль - Четверг, 31 Мая 2012, 15:12 |
|
| |
Louiza | Отправлено в: Воскресенье, 03 Июня 2012, 18:39 | Сообщение № 6 |
Участник
Сообщений: 1318
C нами с 22 Июня 2009
Откуда: Украина
Статус: Отсутствует
| Quote (Галилеянка) Люби Бога в людях, которых Он создал». Талмуд О любви: речь идет не о физическом влечении, не о страсти, а о возвышенной Любви человека к Богу, которая проявляется через любовь к его созданиям. Божественный свет разлит во всей вселенной. Печать Бога присутствует везде - в каждой пылинке. И у Сатаны есть своя миссия в этом мире.
Любить Бога значит любить жизнь во всех ее проявлениях, быть жизнерадостным и незлобивым человеком. Нельзя любить только что-то одно - отдельного человека, отдельный народ, отдельное блюдо, отдельное животное или растение, отдельную профессию. Потому, что в таком случае, мы любим эту вещь саму по себе, не видя и не чувствуя за ней Бога. Возлюбив только что-то одно, мы создаем себе кумира, а это сродни идолопоклонству и является большим грехом. Сотворив себе любимого кумира, мы начинаем противопоставлять своего любимца всему остальному миру, вычленяем его из гармоничной мозаики мироздания. В итоге, мы фанатично любим что-то одно и равнодушно или неприязненно относимся ко всему остальному. Ни о какой божественной Любви в данном случае и речи быть не может.
Этого не случится, если мы научимся видеть лик Бога во всех его творениях и поймем что всё в мире одинаково достойно восхищения и любви. Например, любить человека, значит любить Бога в людях; любить Природу - любить Бога в Природе; любить женщину - любить Бога в женщине. Такая любовь чиста и бескорыстна, в ней нет ни капли эгоизма и она не требует взаимности. К этой любви совершенно неприменимы слова известного поэта: "То сердце не научится любить, которое не может ненавидеть". Наоборот, сердце, охваченное ненавистью, безгранично далеко от любви к Богу.
Суть Любви: Когда мы любим в людях Бога, то такой любовью можно делиться с людьми бесконечно; но стоит лишь полюбить самого человека, забыв о Боге, тогда делиться будет нечем – Любовь исчезнет и станет эгоизмом.
Я могу только предоставить Вам информацию. Убеждения Ваши Вы должны формировать сами.
|
|
| |
Louiza | Отправлено в: Суббота, 01 Сентября 2012, 08:57 | Сообщение № 7 |
Участник
Сообщений: 1318
C нами с 22 Июня 2009
Откуда: Украина
Статус: Отсутствует
| Quote (Галилеянка) "Возлюби ближнего своего, как самого себя"
Одно из удивительных предписаний Торы - "... и возлюби ближнего своего, как самого себя" (Ваикра, 19:18) Эта заповедь - логическое завершение целой цепочки предписаний, регламентирующих взаимоотношения между людьми. Надо отметить, что из-за неправильного понимания Устной Торы и цитирования лишь ее отдельных положений, в отрыве от общего контекста еврейской традиции, у нас зачастую возникает неправильное понимание многих вопросов, связанных с отношениями евреев и других народов.
Например, постоянный проблемный вопрос – есть ли в иудаизме принципы любви ко всем людям, в том числе и к неевреям?
Как известно, заповедь Торы гласит: «Возлюби ближнего своего, как самого себя» (Левит 19:18), – и при чтении Письменной Торы всем человечеством она воспринимается как великий моральный принцип любви ко всем людям, провозглашенный через еврейский народ почти три с половиной тысячи лет назад – в эпоху, когда другие цивилизации даже близко такого не предлагали.
При этом, заглянув в галахические тексты, многие будут удивлены (и даже обескуражены), прочтя в них, что по галахе обязанность «любить ближнего» распространяется только на ближнего- еврея. (Антисемиты часто приводят это положение как якобы «доказательство расизма еврейского закона».)
Но дело в том, что галаха – это вовсе не «вся еврейская традиция». Это только часть традиции, которая говорит о законах, т.е. о моральном минимуме, но отнюдь не обсуждает этические максимы, цели и идеалы. Эти аспекты иудаизма обсуждаются в других его разделах – агаде, философии, каббале, хасидизме. И в них мы находим совсем другой подход к этой заповеди. Например, великий каббалист р. Хаим Виталь, ученик Аризаля, пишет в книге «Шаарей Кдуша», что «нельзя достичь духа святости (руах hа-кодеш), не любя все человечество, все народы».
Таким образом, хотя на уровне галахи (т.е. закона, минимальных обязанностей еврея) говорится об обязанности любить свой народ, праведник должен подняться гораздо выше «обязанностей», и идеал, к которому мы должны стремиться, состоит в том, чтобы любить все народы и все мироздание.
При этом важно отметить, что такое широкое понимание «любви к ближнему» совсем не означает тождество всех людей и народов и одинаковость отношения к ним. Оно предусматривает осознание себя частью единого, но многогранного целого, где индивидуум живет в семье, семьи складываются в сообщество, из сообществ складываются народы, объединяющиеся далее в человечество. Человечество – это не атомарное механическое объединение индивидуумов, а многослойная органическая система. А поэтому любовь к человечеству должна быть градуированной, а не однородной. Неслучайно заповедь сформулирована не «возлюби всех людей», а именно «возлюби ближнего» – т.е. тех, кто ближе, следует любить больше.
Но почему же закон галахи не обязывает любить всех людей? На это есть несколько причин.
Прежде всего, любовь к человечеству является таким принципом, к которому надо стремиться, но с которого нельзя начинать. Статус же галахического закона по самому своему смыслу является обязанностью, которую следует реализовывать в первую очередь, независимо от других заповедей и достигнутого уровня. В вопросе любви к человечеству это не так, и начинать с любви ко всем нельзя. Пока человек не любит свой народ, ему не следует стараться любить другие народы. Только если начальный уровень обязанности любви к ближнему уже пройден, реализован, – тогда можно идти выше и подниматься на уровень любви ко всему человечеству, к каждому человеку на земле (сохраняя при этом градуированность любви, т.е. любя ближних больше, чем дальних).
Кроме того, простое провозглашение принципа «любви ко всем» таит в себе серьезную опасность разрушительного воздействия на мир. Ведь «любить» это не только желать добра, относиться с симпатией. Любовь включает в себя небезразличие к другому, и оно весьма часто оборачивается желанием вмешатьcя в его жизнь, чтобы помочь ему.
Когда это любовь к своему народу, то такое активное участие в национальной жизни правильно и необходимо. Но ведь если человек любит другой народ, то он зачастую тоже начинает вмешиваться в его жизнь, не может оставить в стороне его проблемы. Однако у другого народа – иная ментальность, иное видение путей решения проблем. И поэтому такое вмешательство часто не только не будет положительным, но и может быть очень враждебно воспринято этим народом.
Отметим, что евреи и так по своему характеру очень склонны вмешиваться во все вокруг; и нам важно помнить, что наши попытки активного участия в жизни других народов весьма проблемны и далеко не всегда ведут к добру. Поэтому стоит переходить к стадии «любви к другим народам» только по достижении определенного уровня, удерживающего от излишнего вмешательства в их жизнь.
Еще один важный момент этой заповеди состоит в том, что на уровне индивидуума «ближние» – это окружающие его люди, но на общенациональном уровне «ближние» – это другие народы (см. Раши на Бытие 11:3). Наша любовь к ним реализуется на уровне общения народов, а не на уровне общения индивидуумов, и выражается в том, что мы, как народ в целом (а не как отдельные индивидуумы!), несем им Божественный свет, готовы помогать им продвигаться и делиться своим опытом.
р. Шерки
Я могу только предоставить Вам информацию. Убеждения Ваши Вы должны формировать сами.
|
|
| |
| |