Quote (Галилеянка)
При обсуждении этой темы нельзя не вспомнить заповедь Торы: «...и возлюби ближнего своего, как самого себя». Известный еврейский мудрец I–II вв. рабби Акива сказал: «Это великое правило Торы», а также: «Достичь этого уровня возможно только в отношениях [мужа] с женой». Насколько я понимаю, рабби Акива имеет в виду, что Тора обязывает нас строить отношения с Богом и всеми его творениями — в особенности с женой — на основе любви
Сегодня, к своей великой радости, нашла книгу "Математическая теология", и как ни странно, по теме этой статьи, приведу главу из этой книги. «Пять – это пять книг Торы (Пятикнижия)»
Пятикнижие и пятидушие
Тора – это Пятикнижие, а именно: Берешит (Бытие), Шмот (Исход), Ваикра (Левит), Бемидбар (Числа) и Дварим (Второзаконие).
Иными словами, согласно иудейскому видению, природе числа ПЯТЬ наиболее близко соответствует именно Тора; или что то же самое - Закон Всевышнего определенным образом связан в первую очередь с пятеркой, символизируется ей.
В самом деле, ведь деление Торы на книги относительно условно. И если Всевышний решил скомпоновать главный «труд Своей жизни» в пять свитков, а не, скажем в шесть или в четыре, то значит за этим стоит свой смысл.
Попытаемся же проникнуть в значение числа пять. Прежде всего следует отметить, что число пять соответствует центру и четырем сторонам света, что в частности проявляется в расположении станов двенадцати колен при выходе из Египта. Они были распределены именно на пять лагерей. Как это описывается в Бемидбар (2.3), в центре располагалось колено Леви, впереди к востоку станы колена Иегуды, Иссахара и Звулуна; к югу Рувена, Шимона и Гада; к западу Эфраима, Менаше и Биньямина и к северу Дана, Ашера и Нафтали.
В книге «Дерех Хаим» (стр 90) Магараль отмечает, что Пять книг Торы соответствуют пяти душам, как сказано в трактате Шабат (104.б): «Исход души подобен сожжению Торы».
О каких душах идет речь? Иудейская традиция учит о пяти душах - нефеш, руах, нешама, хайя, йехида. (НаРаНХаЙ), которые в лурианской каббале связываются с пятью парцуфим Адама Кадмона.
Вот как характеризует эти пять душ Гершом Шолем: «Нефеш соответствовала животной душе, происходящей от четырех стихий, руах — разумной душе, а нешама - божественной искре, "части Бога Всевышнего", происходящей из сфиры Бина (Разум) божественной плеромы. "Зогар" (XIII в.) добавил еще души хайя и йехида, относящиеся к глубочайшим и тончайшим уровням бытия. Постепенно эти души стали восприниматься именно как уровни развертывания духовного существа человека, причем уровень душ хайя и йехида считался доступным для редких избранных. Остальные же лишь обладают этими душами как бы потенциально, и они находятся за пределами сферы самосознания профанической личности. Или, другими словами, сознание профанических личностей не развертывается на тех уровнях, на которых оно могло бы быть названо "хайя" и "йехида". Высшей душой лурианская каббала считает душу, происходящую из уровня йехида сефиры Кетер (Венец, Корона) мира ацилут. Это душа Машиаха (Мессии)».
+ Scholem G. The Meaning of the Torah in Jewish Mysticism // On the Kabbalah and Its Symbolism. P. 77-86; Idem. Kabbalah. P. 579-583.
В этой связи уместно упомянуть также и то, что число Пять упоминается в «Перкей Авот» как некий урезанный миньян, то есть кворум: «Раби Халафта бен Доса из села Анания говорил: В среде десятерых занимающихся Торой пребывает Шехина, как сказано «Бог стоит в общине Божией», то же относительно пятерых, как сказано: «Он основал союз на земле». То же и с тремя, ибо сказано «Среди судий он творит суд» (Перкей Авот (3.7).
Комментируя эту мишну, Магараль пишет в отношении ПЯТИ: «Один не относится к счету, и начало счета ведется от двух. Таким образом в двух имеется то, чего нет в одном. Но два – это именно пара, а три непарное число, и потому говорится, что два - это начало счета четных чисел, а три - начало счета нечетных чисел… Число же пять включает в себя четные и нечетные, так как в числе пять имеется число два и число три» (+ Магараль «Дерех хаим» стр 124-125 ).
В данном случае Магараль следует за пифагорейцами, для которых единица числом не считалась, и соответственно число пять также оказывалось символом брака (между четным и нечетного).
Но при этом пять характеризуется также еще и тем, что оно обладает двойной спаренностью: с одной стороны пять представляет собой внутреннюю пару, а с другой создает пару с иной внешней по отношению к себе пятеркой, формируя совершенное число - Десять.
Действительно, Десять заповедей распределены по пять на двух скрижалях, а пять душ человека объединяются с пятью душами своей жены, как сказано «неженатый человек – не человек» (Ибамот 63.а). Иными словами, перечисленные выше пять душ приобретают себе еще пять, когда мужчина вступает в брак. Пять душ мужа и пять душ жены создают пару. Тем самым полное число совершенного человека – это десять душ.
Итак, число пять не только внутренне (подобно правой и левой сторонам), но и внешне (подобно мужу и жене) более правильно рассматривать и осмысливать в паре, т.е. в паре с другой пятеркой, а тем самым в контексте Десятки.
Но чему составляет пару Тора, пять книг Торы? Разумеется Преданию. Письменная Тора составляет пару с Торой Устной. ПЯТЬ книг Торы находятся в союзе с ШЕСТЬЮ разделами Мишны.
(От себя) Ну, и естественно, всё это должно строиться на любви. 5 любящих душ мужа + 5 любящих душ жены!
Вот где гармония!
Quote (Галилеянка)
Так же и человечество в целом постепенно учится любви, пока не придет к всеобщей гармонии. И тут, вновь обращаясь к словам рабби Акивы, скажем, что начинать надо с семьи.