[ Новые сообщения · Правила поведения · Участники · Поиск по темам · RSS лента ]
"Потому что Я Г-сподь, Б-г ваш, освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят" (Левит 11:44)
"Ибо все народы пойдут – каждый во имя божества своего, а мы пойдем во имя Г-спода Б-га нашего во веки веков." (Миха 4:5)
Шалом! Данный форум устроен по типу бейт-мидраш. Эта модель призвана помочь тем, кто желает изучать Тору и еврейскую мудрость, а учеников отличает стремление пополнить свои знания и найти им достойное применение. Люди данной категории не озабочены собственной репутацией или мнением большинства; их цель – сблизиться со Всевышним путем исполнения Его заповедей. Посещение «Бейт-Мидраш» не должно рассматриваться как место, где один человек обнажает духовную несостоятельность другого и претендует на исключительность собственного мнения. Суть общения и обучения – укрепление в праведности, исправление своего характера и, тем самым, участие в исправлении всего Мира (тикун олям).

У нас приветствуются ноахиты (бней-Ноах); геры (прозелиты), принявшие официальный или неофициальный гиюр, или находящиеся на пути к этому; выходцы из христианства или иных религий и культов; караимы; иудействующие, а также все Б-гобоязненные, неравнодушные к Б-гу Авраама, Исаака и Иакова, к Торе и Иудейскому образу жизни. Добро пожаловать!

  • Страница 1 из 1
  • 1
Бейт-мидраш / Дом учения » ЕВРЕЙСКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ » Праведность - Цедек » Следовать путями Всевышнего
Следовать путями Всевышнего
swet2110Отправлено в: Пятница, 09 Ноября 2018, 16:38 | Сообщение № 1

Постоянный участник
Сообщений: 217
C нами с 05 Сентября 2018
Откуда: Российская Федерация
Статус: Отсутствует
Дважды в своей истории человечество почти добивалось совершенства. 

Первый раз это случилось, когда в Ган Эдене (райский сад) был создан первый человек, Адам - «продукция» самого Всевышнего. 

Второй - в период Исхода из Египта, когда народ Израиля получил Тору на горе Синай. Если бы тогда народ не совершил тяжкий проступок, сделав золотого тельца, наше существование, скорее всего, не было бы сегодня таким, к которому мы с вами привыкли. Всевышний ввел бы народ в Грядущий мир. 

Эта идея отражена в Талмуде (Иевамот). 

Период счета омера - время работы над своими качествами. "Тикун мидот" - "исправление качеств, присущих каждому из нас" - одно из важнейших положений еврейской традиции. 

Мы предлагаем вашему вниманию статью живущего в Иерусалиме рава Носона Вайса, посвященную тому, каким образом нужно действовать, чтобы использовать это время максимально эффективно. 

Когда Змей вступил в контакт с Хавой (в русских переводах Ева), - говорит в тексте этого листа рабби Йоханан (величайший Учитель Талмуда в Эрец Исраэль, 3-й век), он внедрил в человеческую натуру порок. Когда еврейский народ стоял у горы Синай, он был от этого порока очищен. 

Духовная чистота Адама до того, как он ослушался Всевышнего, ограждала его и от Змея, и от малаха Смерти. И вот евреи стояли у подножия горы Синай и восстановили это состояние - состояние духовной чистоты. Теперь они вновь могли претендовать на бессмертие. Но этому помешало изготовление золотого тельца - деяние, аналогичное проступку Адама. 

Отметим, что эти два «поворотных» в истории еврейского народа проступка имеют еще одно общее свойство: оба были совершены из желания полнее контактировать с Творцом. 

Адам знал, что еще больше приблизиться к Всевышнему он может, подражая Ему, имитируя открывшиеся черты Всевышнего. В этом и состоит одна из основных заповедей Торы - «следовать Его путями». 

Змей соблазнил Адама, сказав, что тот, кто съест плод от Дерева познания Добра и Зла, будет подобен Всевышнему. В Торе об этом написано: «И сказал Змей жене - умереть не умрете. Но знает Всевышний, что в день, в который отведаете его, откроются глаза ваши, и вы будете, как великие, знающие добро и зло» (Берешит). 

Желание Адама приблизиться ко Всевышнему было так велико, что он был не в состоянии сопротивляться соблазну и нарушил запрет Всевышнего, преграждающий ему путь к цели. 

Создание золотого тельца явилось реализацией того же желания. Тора сообщает: стоило Моше не вернуться в то время, в которое ожидал его народ, люди сразу же собрали золотые украшения и пустили их в переплавку, придав литью форму тельца. 

Комментаторы объясняют, что эта ошибка произошла, потому что народ ожидал возвращения Моше с нетерпением. После встречи у горы Синай любовь народа к Нему была столько сильной, что люди не могли вынести отсутствие связи с Творцом, которая осуществлялась лишь в присутствии Моше. 

Мы можем понять их чувства: примерно то же самое мы испытываем по отношению к тем, кого любим. В разлуке с любимыми мы считаем дни до встречи с ними. Но если эта встреча оказывается под сомнением, это причиняет нам невыносимую боль. Представьте, что вы не можете связаться с близким человеком ни по телефону, ни по почте. И вот возникает шанс создать канал связи с ним. Не сомневаюсь, что вы заплатили бы за это любые деньги.… 

Так же, как ошибка Адама, проступок, связанный с созданием золотого тельца, был попыткой приблизиться ко Всевышнему. И «злонамеренность» обоих проступков состояла в том, что эти попытки были преждевременными. 

Но если обе ошибки и в самом деле были результатом возвышенного стремления приблизиться к Творцу, почему же они оцениваются как большой грех? Что плохого в том, что желание Адама быть похожим на Всевышнего оказалось слишком сильным? Что страшного в том, что еврейский народ предпринял собственный поиск каналов связи с Творцом, опасаясь, что эта связь нарушена? 

Ключ к ответам на поставленные вопросы находим в концепции, которая в нашей традиции носит название «мидот» (множественное число от слова мида; в приблизительном переводе с иврита - «качество», «свойство», «мера»; точного аналога в других языках не имеет). Это одна из основополагающих концепций в еврейском мировоззрении. 

Главная цель, для чего Всевышний посылает человека в наш мир, говорил Виленский Гаон (рабби Элиягу из города Вильно; Литва, вторая половина 18-го века; назван Гаоном - почетнейший титул - за исключительные знания всех разделов Торы и праведность), работа над собой, иначе говоря, над мидот (Эвен Шлема). 

Любое наше взаимодействие с этим миром, подчеркивает еврейская традиция, должно быть измерено. Представьте ситуацию: А оскорбил Б. Б переполняет чувство гнева. Б не может контролировать свои чувства, но в состоянии контролировать свою реакцию. 

У Б есть несколько поведенческих альтернатив: 

- он может в ответ оскорбить А; 

- может ударить его или даже убить; 

- может вызвать А на дуэль;. 

- он может, наконец, проглотить свою обиду и удалиться. 

Если Б не научился контролировать себя, он выберет ту линию поведения, которая будет соразмерна степени его возмущения и максимально позволит ему выразить чувства по отношению к А. Но большинство людей, в той или иной степени, умеют контролировать себя. Поэтому вероятность того, что пострадавший ударит или убьет обидчика - невелика. К тому же, общество обладает системой законодательства, которая ограничивает теоретические опции поведения Б…. 

В нашем примере Б умеет себя контролировать и выберет стиль поведение в рамках, установленных обществом, в котором он живет. Но это не имеет никакого отношения к проявлению его мидот. Чтобы реально повести себя, выражая персональные мидот, Б не должен выбирать вариант поведения из тех, что описаны выше. Для этого ему следует спросить себя: что сделал бы в подобной ситуации Всевышний? И смоделировать свое поведение в соответствии с вероятной реакцией Творца. 

Соотнесение сложившейся ситуации с Волей Творца, пишет Рамбам (великий Учитель, комментатор Мишны и составитель полного кодекса еврейских законов Мишнэ Тора; Испания - Египет, 12 век), - основа «методики» выполнения одной из центральных позитивных заповедей Торы, предписывающей следовать путями Всевышнего. 

Всевышний милостив и милосерден, разъясняют наши Учителя внутреннее содержание этой заповеди, так же и мы должны быть милостивы и милосердны. Всевышний - кадош (возвышенный), значит, и мы должны быть кедошим (возвышенными). 

Еврейские пророки, подчеркивает Рамбам, выделяли такие черты Творца, как милосердие, долготерпение, справедливость, совершенство, всепрощение, могущество.… Для того, в основном, чтобы показать нам, какие позитивные качества характера нам нужно в себе развивать, насколько это возможно. 

Важно помнить, что мы осуществляем связь с Творцом не в тот момент, когда обращаемся к Нему со своими просьбами и выражаем перед Ним свои эмоции и устремления - пусть даже самые благородные и возвышенные. Мы реально контактируем с Ним, следуя Его путями и исполняя Его заповеди. 

Однако вернемся к Адаму, который был творением рук самого Всевышнего и, естественно, испытывал желание быть похожим на Него. Это желание было заложено в нем. Оно не было результатом его методической, вдумчивой работы над собой. Поэтому несдержанное, необузданное проявление спонтанных чувств, даже такой возвышенной натуры, как Адам, имеет в глазах Всевышнего не большую ценность, чем любые человеческие эмоции. Эти эмоции не «соизмерялись», не контролировались обязательством следовать путями Всевышнего. 

Если бы Адам действовал, проявляя истинные мидот, если бы он соизмерял свои действия с желаниями Творца, он никогда не попытался бы приблизить свой образ к образу Всевышнего, совершая что-то против Его Воли. 

Ожидая возвращения Моше у подножия горы Синай, еврейский народ, по сути, повторил ошибку Адама. 

Всевышний вывел сынов Израиля из Египта, совершил ради них чудеса, кормил их в пустыне маном и дал им Тору. Естественно, люди поднялись на очень высокий духовный уровень. Любовь ко Всевышнему, взаимодействие с Ним стали неотъемлемыми составляющими их повседневной жизни. И вот, когда народ Израиля выразил свою эмоциональную привязанность к Творцу, не сдерживая себя, не фильтруя выражение своих чувств через призму мидот, этот эмоциональный всплеск не нашел одобрения в глазах Всевышнего. 

Многие из нас неверно понимают роль развития мидот. И в этом главная причина ошибок, которые люди допускают, стараясь установить более тесные отношения с Творцом... 

Как установить и упрочить связь с Творцом? 

Многие из нас имеют об этом в корне неверное представление, полагая, что все наши усилия, приложенные в этом направлении, бессмысленны до тех пор, пока мы не ощутим эмоциональную близость к Нему в своих молитвах. С другой стороны, естественным образом возникает вопрос: если Всевышний заинтересован во всем, что с нами происходит, почему Он не приближает меня к Себе, почему не пробуждает во мне вдохновение своим Присутствием? 

Чтобы ответить на эти вопросы, вспомним историю о войне короля с амалекитянами. Шауль одержал победу в этой войне и взял в плен короля амалекитян - Агага. Всевышний через пророка Шмуэля передал правителю сынов Израиля повеление - уничтожить «все, что у него (у Амалека)». Однако Шауль не послушался Творца, поступил вопреки Его Воли - сразу не уничтожил Агага и оставил лучших особей скота амалекитян. 

Когда пророк Шмуэль потребовал объяснений, Шауль сказал: «...от Амалека пригнали их, пощадил народ лучших особей мелкого и крупного скота, чтобы совершать приношения Всевышнему твоему; а остальное мы истребили». «Почему же ты не послушался гласа Всевышнего, устремился к добыче и зло совершил пред очами Его?», - спрашивает пророк. И Шауль со всей искренностью отвечает: «…Слушался я гласа Всевышнего и отправился в путь, куда Он послал меня, и привел Агага, вождя Амалека, а амалекитян - разгромил. Но взял народ лучшее из добычи, из мелкого и крупного скота, из заклятого, чтобы совершить приношение Всевышнему твоему в Гилгале».

Шауль искренне верил, что повеление Всевышнего невозможно нарушить, оставив лучший скот, чтобы использовать его в качестве объектов приношения Ему. Да, Всевышний велел уничтожить - «все». Но Шауль не чувствует за собой вины - ведь он просто «откорректировал» приказ, причем - во Имя Творца, желая как можно лучше выполнить Его задание. И вот что сказал ему пророк Шмуэль в ответ: «...неужели приношения столь же желанны Всевышнему, как и послушание гласу Его? Ведь послушание лучше приношений; повиновение - лучше тука овнов». 

В чем же, собственно, суть разногласий между пророком Шмуэлем и Шаулем? 

Для Шауля победа в войне с Амалеком была высшим выражением эмоциональной связи между Всевышним и народом Израиля. Когда народ захотел сохранить отборный скот для приношений Творцу, Шауль расценил это как достижение цели всей военной кампании. 

Но пророк Шмуэль знал, что цель всех заповедей Творца - привить правильные мидот. Без этого невозможно достичь истинных духовных высот. И получается, что Шауль не совсем отчетливо понимал, в чем состоит суть и задача заповедей. 

Тело и душу человек получает от Всевышнего. И только характер он должен выработать в себе сам. 

Лишь мидот - уникальное сочетание эмоций и разума - человек может развить в себе собственными усилиями, используя свое право на свободу выбора. Более того, с помощью мидот каждый человек находит свой путь выполнения заповеди «Вэалахта бидрахав» - следовать путями Всевышнего. 

Контакт с Творцом на взаимной основе возможен только через мидот человека. Мимолетное вдохновение, испытанное при достижении духовных высот, как и все в нашем мире - временно. 

А Тора ведет нас к вечности! 

Владимир Коган
 
Бейт-мидраш / Дом учения » ЕВРЕЙСКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ » Праведность - Цедек » Следовать путями Всевышнего
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
Функции форума
Ленточный Вариант Форума  |  Правила поведения  |  Участники  |  RSS Лента  |  Поиск по Названиям Тем

Предупреждение: данный форум строго модерируем. Проводятся постоянные ревизии, чистки, а также удаляются устаревшие и потерявшие актуальность темы.

Цветовая маркировка групп: Читатель ~ Участник ~ Постоянный участник ~ Администратор

Поиск по всему сайту


Форум основан 1 июня 2006 г.
Хостинг от uCoz