Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| Сколько этим эпизодом ни занимаюсь, вечно нахожу в нем что-нибудь новое.
Сегодня готовился к видео-уроку на Толдот.ру. Тема – "Не лукавить!". Запрет Торы на притворство и лицемерие.
Запрет учим из намека в стихе (раздел "Трума", Шмот 25:11) про ковчег Храма: "И покрой его чистым золотом. Изнутри и снаружи покрой его".
Раши на этот стих: об этом сказал Рава: мудрец, который внутри не таков, как снаружи, – не мудрец.
Самый лучший талмудический пример – из трактата "Брахот" (лист 28). В нем говорится, что рабан Гамлиэль, будучи духовным руководителем еврейского народа, однажды объявил: запрещено входить в Дом учения тому, кто не такой снаружи, как внутри. Т.е. он лицемеров не допускал до изучения Торы.
Когда его свергли с поста руководителя и вместо него назначили раби Элазара бен Азарья, убрали от входа в Дом учения прислужника и внесли в зал 400 скамеек для новых учеников.
Рабан Гамлиэль очень расстроился (и тем, что его свергли, и тем, что убрали прислужника) и подумал: "Неужели (ндБ) я мешал тому, чтобы евреи учили Тору".
И было небом дано ему увидеть во сне белые бочки с черной землей внутри. Мол, ты правильно поступал. И сам Талмуд пишет в этом месте: но это было не так.
Эту последнюю фразу, вроде бы, надо понимать так, что он поступал неправильно, когда не впускал лицемеров в зал.
А сон ему был показан, чтобы успокоить. И он успокоился. (Как видим, чтобы помочь человеку, можно немного слукавить.)
* * *
Но вот какое есть интересное объяснение всему эпизоду.
Когда Талмуд сказал, что "это не так", он имел в виду, что не было там никаких учеников-лицемеров.
Задает вопрос раби Меир из Промышлян (или как называлось это местечко?): разве небо может обмануть – даже если хочет успокоить?!
Нет, конечно! Просто, когда рабан Гамлиэль объявил, что запрещено входить в Дом учение тому, кто не такой снаружи, как внутри, многие мудрецы отказались входить, ибо подумали: "Разве я такой снаружи, как внутри? Разве во мне нет ни тени лицемерия?" И остались снаружи.
А когда вход открыли для всех, внутрь вошли и те, кто на самом деле был такой снаружи, как внутри.
Получается, что, когда показали рабану Гамлиэлю сон с бочками, тем самым ему намекнули, что при нем внутрь прошли как раз лицемеры.
* * *
А вот еще тема. Уже сказали, что, когда убрали прислужника от дверей Дома учения, вошло так много учеников, что пришлось расставить 400 новых скамеек.
Но откуда прислужник знал, кого впускать, а кого не впускать? Разве он мог читать мысли людей?
Адмор из Садигуры отвечает: нет, просто прислужник закрыл дверь на засов и никого не впускал, вообще никого! И лишь те, кто со всей силой стремился пройти внутрь, туда попадали.
Так, в другом месте Талмуда рассказывается о великом мудреце Илеле: когда он был юношей, его тоже не впустили – и он сидел снаружи, рядом с вентиляционной трубой – во время холода и снегопада. Только по тени в окне (когда внизу стало совсем темно) люди заметили, что там кто-то замерзает снаружи.
Вывод: тот, кто старается пройти внутрь всеми силами – даже путем страдания – тот достоин учиться в Доме учения.
* * *
И последнее замечание – уже от меня самого. Сказано, что не впускали тех, кто не такой внутри, как снаружи.
Но ведь злодеи тоже одинаковы внутри и снаружи! Неужели их впускали?
Ответ: да (это мое мнение), ибо главное – не впустить лицемера. Ведь, если человек не лицемер, он всегда при помощи Торы может (если захочет) исправить свои качества.
Вывод: бойтесь не злодеев, а лицемеров!
Впрочем, мудрецы вместе с раби Элазаром бен Азарья считали, что даже лицемерам можно позволить изучать Тору. Пусть исправляются.
рав Реувен Пятигорский
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|