Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| «И вот законы, которые ты положишь перед ними...» — обращается Всевышний к Моше, повелевая научить весь народ мишпатим—законам, регулирующим взаимоотношения между людьми. (Законы, которые определяют обязанности человека по отношению к Творцу, называются хуким — «постановления».) Стремление строить свою жизнь в соответствии с моральными принципами и соотносить свои поступки с нравственными основами заложено в самой природе человека, как сказано в Коэлет (7:29): «Ибо сделал Всесильный человека прямым». У всех людей положительное начало, черпающее свои силы непосредственно из энергии души, которая напрямую связана с Б-гом, во много раз мощнее, чем желание во что бы то ни стало удовлетворить свои страсти или получить выгоду, порождаемое материальной оболочкой, скрывающей Б-жественную волю, мудрость и добро. Тот, кто получил элементарное воспитание, способствовавшее раскрытию его положительного начала, тот, кого не запутали с самого детства ложными теориями или отрицательными примерами, дав ему убедительные, но в корне неверные обоснования для совершения плохих поступков, — скорее всего, будет стремиться поступать справедливо и идти по жизни прямо, повинуясь естественному для него желанию. А о тех, кто, несмотря на стремление души идти по правильному пути, поддается своей материальной оболочке, говорится в том же стихе из Коэлет: «...а они (люди) пускаются в многочисленные подсчеты» — исходят, прежде всего, не из того, что подсказывает им душа, а из того, что выгодно для них. «Боязнь греха в простом смысле этого слова заложена в природе каждого человека и позволяет ему естественно и просто воспринять и усвоить объективные нравственные принципы. У еврея же есть еще один инстинкт — отрицательное отношение к преступлениям, совершаемым против законов Торы, против всего того, что является «наследием Яакова». Но этот инстинкт раскрывается и начинает действовать только после того, как человек приложит усилия для изучения Торы... И нет у еврея никакой возможности жить естественной для него жизнью, пока не раскроется в полной мере его духовная природа» (Рав Кук, Гилхот тшува, 6:3). Но у каждого человека, кроме желания поступать правильно и вести себя в полном соответствии с законом, также есть стремление сделать хотя бы в какой-то степени больше, чем от тебя требует формальный закон. И частный человек, и человеческое общество не могут, поставив перед собой цель во всем придерживаться четко установленных правил, не делать больше, чем требует формальный закон. Ибо подобная тенденция в обществе или подобные устремления частного человека непременно приведут к ошибкам и закончатся тем, что даже формальный закон не будет соблюдаться.
«Главная причина разрушения Йерушалаима заключалась в том, что мудрецы стремились исполнять букву закона и не делали ничего сверх того, что он требует от них» (Бава меция, 32). Поэтому и человек и общество должны стремиться к проявлению доброй воли как в законах, связывающих человека с человеком, так и в законах, связывающих человека и Всевышнего: сделать больше, приложить усилия даже там, где формальный закон не требует твоего вмешательства. В трактате Бава меция (83а) описывается следующий случай. Рабочие Раба бар Ханины разбили принадлежащую ему бочку с вином, и он забрал их верхние одежды, чтобы продать и возместить нанесенный ему убыток. В ответ на их требование вернуть одежду он сказал, что рабочий рассматривается как сторож, охраняющий имущество за плату и, следовательно, несущий ответственность за все пропажи или порчи, произошедшие по его недосмотру. Узнав об этом случае, Рава велел вернуть одежды. Раба удивился: он не мог поверить, что совершил ошибку в таком простом и очевидном случае и поступил не по закону. Но слово учителя — закон, и одежды были возвращены рабочим. Но когда он отказался выдать рабочим всю причитающуюся им сумму и удержал часть денег за нанесенный убыток, а Рава вмешался вновь и велел ему полностью рассчитаться с нанятыми им людьми, Раба не выдержал и спросил, на чьей стороне закон. «Закон на твоей стороне», — ответил Рава. И Раба понял, что мудрец Торы должен являться примером для других людей и поэтому не имеет права строить свои взаимоотношения с людьми на основе формального закона. В его поступках должны проявляться добрая воля, уступчивость и желание сохранить мир между людьми.
рав Яаков а-Леви Фильбер
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|