Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| "Рабби Акива говорил: Всевышний предвидел все, но человеку предоставил свободу выбора. Бог судит милосердно, однако совершенство человека и мироздания зависит от количества добрых деяний" Трактат "Авот", 3, 19
"Смотри, Я предложил тебе сегодня жизнь и добро и смерть, и зло, ибо заповедую Я тебе сегодня любить Бога, Всесильного твоего, идти путями Его, и соблюдать заповеди Его... Жизнь и смерть предложил Я тебе, благословение и проклятие. Избери же жизнь... (Дварим 30, 15 - 19).
Печальная реальность свидетельствует, к сожалению, что значительная часть евреев избрала явно не тот путь... Еврейские общины во всем мире снова стоят перед грозной опасностью ассимиляции. Как это уже многократно бывало ранее, часть их членов отказывается от своей религии, обычаев, традиций и культуры и стремится раствориться в окружающей среде. Причин тому много, но главная - в неверной реализации нашей свободы выбора.
Но свободны ли мы, есть ли у нас вообще это право выбора? Прежде, чем ответить на этот почти сакраментальный вопрос, попытаемся сформулировать, а что собственно есть свобода, в чем ее содержание и смысл. Не вдаваясь в тонкости философской терминологии, отметим, что, прежде всего, подразумеваем под свободой - свободу воли.
Проблема в том, свободен ли человек в своих действиях. Этим и обусловлена, в первую очередь, ответственность индивидуума за свои поступки. Если каждое действие детерминировано и предопределено, его нельзя поставить в вину или в заслугу.
Тема настоящей статьи - проблема свободы воли в иудаизме. Следует подразделять свободу внешнюю и свободу внутреннюю. Свобода политическая, экономическая, культурная, свобода вероисповедания, свобода перемещения и так далее - есть аспекты свободы внешней. Они определяются политическим строем, экономикой и обстоятельствами. Некоторые читатели воскликнут: "Если это так, то человек полностью несвободен. Каждый его шаг и мысль предопределены заранее. Если это верно, то свобода есть не что иное, как иллюзия, как выражение ограниченности человеческого познания мира. Вследствие этого с человека нельзя спросить за его неблаговидные поступки. Мораль и нравственность теряют всякий смысл и содержание".
Верующие евреи в отчаяние от всего этого не впадают, а резонно отвечают, что, действительно, они - рабы. Они провозглашают: "Мы - рабы, но рабы Его и только Его".
Жизнь, действия и помыслы человека полностью подчинены Всевышнему. Все, что случается с нами, происходит по Его и только Его воле. Он определяет каждый момент нашей жизни. Лишь в одном он дал нам полную свободу, свободу выбора и действия. Это относится к главному и определяющему фактору земной жизни. Это относится к вопросу страха перед Всевышним, веры в Него и любви к Нему. Он желает, чтобы в этом вопросе мы самостоятельно принимали решение. Он мог бы создать нас подобными ангелам. Но Он решил иначе: "И сказал Бог: создадим человека по образу Нашему, по подобию Нашему... И сотворил Бог человека по образу своему, по образу Божью сотворил его" (Брейшит 1, 26 - 27). Быть сотворенным по Его образу и подобию означает, прежде всего, обладать свободной волей.
Десятый и одиннадцатый из тринадцати принципов иудаизма, сформулированных Маймонидом и являющихся основой нашего мировоззрения, гласят: "10. Безоговорочно верю в то, что Творцу, благословенно имя Его, известны все дела людей и все их мысли, как сказано: "Сердца их всех сотворил Он, известны Ему все дела их" . 11. Безоговорочно верю в то, что Творец, благословенно имя Его, отвечает добром соблюдающим Его заповеди, и карает тех, кто их нарушает", На первый взгляд пункты эти противоречат один другому, так как всеведение Всевышнего предполагает предопределение Им всего происходящего, что в свою очередь делает невозможным проявление человеком дарованной ему свободы выбора. При этом всегда возникает мысль, а не обречен ли человек первоначально всегда действовать согласно и в соответствии со знанием и предопределением Божьим. Один из величайших еврейских ученых Маймонид поясняет: "Бог предвидит все события до их совершения и Его знание никогда не обманывает Его, а, следовательно, Он не может иметь меняющиеся знания и представления. Ему известно, что данный индивидуум должен родиться в данный момент, будет существовать в течение ограниченного времени, а затем прекратит свое существование. Этот факт вновь зародившейся жизни не является для Него чем-то новым, и новое существо было Ему известно еще до своего рождения" В этой связи Маймонид пишет, что факт познавания Богом событий в состоянии их "возможности", когда существование их относится еще только к области будущего, не меняет характера самой "возможности". Знание того, как может быть осуществлена одна из множества возможностей, не нарушает ее реализации.
Еврейский историк, живший во времена разрушения Первого Храма, Иосиф Флавий, повествуя о различных религиозных течениях в иудаизме, писал: "Фарисеи слывут точными толкователями Закона... Они ставят все в зависимость от Бога и судьбы и учат, что хотя человеку предоставлена свобода выбора между честными и бесчестными поступками, но что и в этом участвует предопределение судьбы... Саддукеи... совершенно отрицают судьбу и утверждают, что Бог не имеет никакого влияния на человеческие деяния, ни на злые, ни на добрые. Выбор между добром и злом предоставлен вполне свободной воле человека, и каждый по своему собственному усмотрению переходит на ту или иную сторону (Иудейская война 2, 8, 14).
В двадцатом веке нашей эры Рабби Йосеф Соловейчик пишет в своей работе "О раскаянии", что Вера и Знание составляют фундамент, на который опирается напряжение, охватывающее все существо человека, порожденное Богоданным фактором свободы выбора. Свобода воли порождает в человеке чувство ответственности.
Скромнейший из еврейских мудрецов Гиллель говорил: "Если я - здесь, то все - здесь". И это слово "я" показывает нам, что без осознания своего "я" пробуждение свободы воли в человеке невозможно. Отсюда знаменитое высказывание того же Гиллеля: "Если я не за себя, то кто же за меня?"
По мнению наших мудрецов, сознание свободы выбора дает человеку ощущение значимости (но ни в коем случае - гордыни), чувство обязанности действовать так, как если бы от тебя зависела судьба всего мира. Каждое твое действие и поступок в этом случае является судьбоносным для всего человечества, ибо может подвинуть его в сторону добра или в сторону зла. В Талмуде по этому поводу сказано: "Человек всегда должен считать себя наполовину грешным, а наполовину - праведным; и весь мир - наполовину грешным, а наполовину - праведным. Если он выполняет одну из Заповедей, он заслуживает благословения, ибо тем самым он склоняет чашу весов в свою пользу и в пользу всего мира. Если он нарушает заповедь, да помогут ему Небеса, то тем самым он изменил равновесие в худшую сторону и для себя, и для всего мира" (Кидушин 40б). Свобода выбора автоматически предполагает наличие в мире не только добра, но и зла. Но, по мнению Маймонида, зло само по себе не существует, а является ни чем иным, как отсутствием неких положительных качеств. Естественно, что проблема зла тесно связана с вопросом о Божественном Промысле. Опровергая систему взглядов Аристотеля, отрицавшего руководство Богом отдельным лицом, Маймонид доказывает, что вера во всеведение Богом отдельных частностей не противоречит вере в Его единство и неизменность.
Маймонид указывает также и на то, что люди неточно применяют термин "знание", что приводит к предположению, что для Божественного знания необходимы те же условия, что и для знания человеческого. А между тем, нет никакой между ними аналогии. Божественное знание абсолютно непонятно и недоступно человеческому разуму. Рабби Й. Соловейчик разъясняет, уточняет и подчеркивает, что Маймонид считал, что смысл слова "знать" означает для человека - постоянно и непрерывно осознавать свою ответственность. Он пишет: "Перефразируя Маймонида, можно сказать: нам заповедано осознавать, что существует свобода выбора, которая делает человека ответственным за свои действия и поступки". Необходимо отметить, что существует также мнение, что Маймонид первоначально предполагал сформулировать четырнадцать принципов иудаизма, включив в них пункт о свободе выбора пути, но потом отказался от такого решения.
Доказывая существование свободы выбора на основе цитат из Святого Писания, Маймонид особо выделяет следующую идею: "Мы должны знать об этом не только потому, что мы преданы принципам Веры, но и благодаря ясным доказательствам, предоставляемых нам мудростью". Тем самым великий еврейский мудрец и ученый говорит нам, что человек должен испытывать радость от того, что ему дана свобода. Человек первоначально устроен так, что он склонен забывать навязанные ему извне условия и твердо помнит теории или законы, открытые им самим в глубине своего сердца и в недрах своей души.
Рабби Й. Соловейчик пишет убедительно и ясно: "Ни на минуту мы не должны забывать о принципе свободного выбора, так как он был дан человеку не только извне или по традиции; принцип этот - часть процесса самопознания. И он должен всегда оставаться частью нашего "я". Свободный выбор - это знание того, что человеку дано создавать миры и разрушать миры".
Величайший еврейский праведник и ученый двадцатого века Менахем Мендл Шнеерсон подробно рассматривает проблему свободы выбора в одноименной главе своей книги (М. М. Шнеерсон "Уроки Торы", т.3. Москва, издательство "Лехаим", 2004). Он констатирует, что строки Пятикнижия, приведенные в начале статьи, несут в себе, как уже писал Маймонид, основополагающий принцип иудаизма, на котором зиждется все здание "Законы Торы" и каждая отдельная заповедь. М. М. Шнеерсон пишет: "Но если человеку дарована свобода выбора, то как мы можем быть уверены, что в конце концов он изберет добро? Разве "свобода выбора" не означает, что мы можем выбрать нечто иное?" Наш духовный наставник поясняет, что, делая выбор, индивидуум может обладать различными степенями свободы. Существует три уровня выбора: вынужденный выбор, случайный выбор и сущностный выбор.
На самом нижнем уровне вынужденный выбор определяется внешними факторами. Это, в первую очередь, качества избираемого объекта и тот интеллектуальный и эмоциональный багаж, который мы приобрели в нашей предыдущей жизни. Есть один только критерий, по которому подобный "выбор" вообще можно считать выбором. Это - наличие более чем одного объекта выбора. Мы выбираем один набор влияний, предпочитая его другому. Примеры: пить чай или кофе, покрасить забор в зеленый или белый цвет? Несмотря на то, что мы выбираем якобы свободно, над нами довлеют внешние условия и обстоятельства: нам нравится кофе, а приличия требуют чая; вы предпочли бы белый цвет изгороди, но она пачкается быстрее... Наш выбор был продиктован победой тех или иных влияний. Вряд ил это - воплощение свободы.
Второй уровень - выбор свободный от принуждения. Здесь отсутствуют факторы, которые могли бы осознанно или неосознанно повлиять на наше конкретное решение. Здесь также имеются два или более объектов, из которых мы и можем выбирать. Это, вообще, делает возможным выбор. Необходимо понять, что при выборе на этом уровне не личность его совершает, а отдельные проявления ее сущности. Пример: нам равно безразличны вкус кофе и светские приличия, а белое и зеленое - это просто две банки с краской. Преимущества того или иного выбора для нас не имеют значения. Мы сделали выбор таким, а не иным только потому, что мы его сделали. Мы как бы мысленно бросили кости Выбор нами сделан. Но в какой мере мы участвовали в этом выборе всей своей сущностью?
На третьем - самом высоком уровне есть только одна возможность выбора - свободный выбор, исходящий из самых глубин нашей сущности, из самых глубин нашего естества. Всякий выбор чем-то обусловлен: рациональной причиной или интуитивным озарением неизвестной природы. Но подлинный выбор, свободный выбор - это тот выбор, при котором образ действий только и исключительно определяется сущностью человека. Пример: выбор между жизнью и смертью, выбор между свободой и рабством, выбор между решениями иметь детей или нет ... Наша истинная сущность - вот, что побуждает нас выбрать жизнь, свободу, отцовство, материнство:
"Естественно, такой выбор мотивирован рациональными причинами. Но это - не внешние причины и относятся они не к "внешним" для вас обстоятельствам... "Причина" такого выбора - вы. Ибо что есть "жизнь", как не желание быть? И что есть свобода, как не возможность выразить ваши наиболее глубинные потенции? И что такое дети, как не продолжение вас самих?.. Главный критерий свободы выбора не - "не обусловлено ли это?", но - "чем это обусловлено?"
В реальной жизни все три уровня свободы выбора - есть три аспекта одного и того же феномена. Феномен этот - есть ни что иное, как выбор образа жизни, который каждый из нас сотни раз день производит. Очень часто мы ориентируемся из соображений внешнего слоя нашей способности выбирать. Бывают и такие моменты, когда внешний слой исчезает как шелуха, и тогда мы соприкасаемся с более глубинными и более свободными измерениями выбора... Но бывают и такие моменты, когда в выборе участвуют наиболее глубокие стороны нашего существа, составляющие и выражающие его подлинное "я". Отсюда становится более понятной уверенность Торы в том, что евреи изберут жизнь и "добро". На самом низком уровне мы выбираем жизнь как следование путем Торы, соответствующим наиболее полезному образу жизни, ибо видим, как Тора улучшает характер человека, устанавливает справедливые социальные отношения между людьми, наполняет нашу жизнь смыслом и целью. Мы выбираем добро ради его достоинств.
Но бывают времена, когда, по словам пророка Ирмиягу: "Путь нечестивых благоуспешен". И тогда, по словам другого пророка Ишайи: "Тьма покроет землю и мрак - народы". В эти времена ослабевает наша чувствительность к духовным наградам за исполнение Божественной воли. Тогда выбор добра совершается на более высоком уровне. Это - выбор, лишенный мотиваций и соображений какой - либо выгоды. Главное в нашем выборе - "слепая" вера в Бога и понимание необходимости выполнения Его воли. В обоих случаях существовало две возможности: добро и зло. Но на третьем, самом высоком уровне нет никакой иной возможности, как выбрать добро.
М.М. Шнеерсон пишет: "Наша подлинная индивидуальность как избранного народа Божьего срывает все вторичные, наносные имиджи и свободно переносит обязательство недвусмысленного исполнения Божественной воли в нашу повседневную жизнь... Еврей абсолютно уверен в том, что настанет время, когда сущностная истина всякого живого существа проявится и изберет жизнь. Это не противоречит концепции "свободы выбора" ибо это выражает ее, и выражает, притом, с максимальной полнотой".
В своих комментариях к Торе главный раввин Британской империи доктор Й. Герц писал: "Еврейская этика основывается на постулате о возможности свободного выбора, из которого неизбежно следует, что каждый человек отвечает за свои поступки. Мудрецы Талмуда говорят: "Все в руках Небес, кроме трепета пред Небесами" (Комментарии к главе "Дварим", Пятикнижие Моисея). Раввин Герц поясняет, что Творец оставляет в своем распоряжении все, что связано с внешними условиями и обстоятельствами, предоставляя человеку самому управлять своими желаниями, которые определяющим образом зависят от наличия или отсутствия у субъекта трепетного страха пред Всевышним. Человеку самому выбирать: выработает ли он в себе привычку ориентироваться на ощущение постоянного и всеобъемлющего Божественного Присутствия или постарается погасить его в глубине своей души. В первом случае человек будет жить и действовать, осознавая в каждый момент своей жизни, что Ему известно все: и дела и мысли. Во втором случае индивидуум считает на основе ложных своих представлений, что никто не видит его деяний, они никому неизвестны, а потому - дозволено все.
Если человек стремится к постижению Божьего Промысла, Всевышний помогает ему в этом. Когда человек стремится забыть о трепете пред Небесами, Творец вначале мешает ему, создавая внешние обстоятельства, препятствующие совершению преступлений. Если же грешник упорствует, Всевышний перестает мешать ему. Если человек превращается в злодея, Творец даже начинает помогать ему, превращая его в орудие наказания других грешников.
Выбор, таким образом, совершается в глубинах сознания человека. Человек, в определенном смысле, создает сам себя и свою жизнь. И только от него зависит, станет ли его микрокосм пространством, в котором царит порядок, закон и единство, или он превратится в хаос, наполненный беспорядком и темнотой. Человек не может изменить внешние условия, но обстоятельства эти в конечном итоге ставятся Всевышним в прямую и непосредственную зависимость от поведения человека и состояния его души: "Я Господь, Бог твой, Бог - ревнитель, карающий за вину отцов детей до третьего и четвертого рода тех, которые ненавидят Меня. И творящий милость до тысячных родов любящим меня и соблюдающим заповеди Мои" (Шмот 20, 5, Пятикнижие Моисея).
Таким образом, иудаизм считает, что хотя судьба человека предопределяется Богом, в нравственном отношении человек свободен. Талмуд пишет, что заслуги человека ставят его ближе к Божеству. Изначально заложенную в человеке склонность ко греху (злое начало) можно преодолеть только посредством напряжения своей воли и добрыми делами. По мнению наших мудрецов, человек рождается с заложенными в нем плохими наклонностями "ецер гара" и по мере взросления и зрелости обретает предрасположение к "ецер гатов" - к добрым наклонностям. Люди должны изучать себя и стремиться противостоять дурным наклонностям или использовать их для получения в конечном итоге эффекта добра. Пример: если богач желает также и прославиться, то пусть он это делает через большую цдаку (пожертвования и благотворительность) и обретает таким образом имя и славу филантропа.
Всевышний поставил перед евреями конкретную задачу: быть народом - пионером, ведущим и направляющим все остальные народы к Единому Богу. Методика решения задачи - в Торе, способ решения задачи - в неуклонном выполнении всех заповедей, предписанных Торой. ЕСЛИ МЫ ДОБРОВОЛЬНО ВОЗЛАГАЕМ НА СЕБЯ РЕШЕНИЕ ЭТОЙ ЗАДАЧИ И КАЖДОДНЕВНО ДЕЛАЕМ ЭТО, МЫ СВОБОДНЫ ВНУТРЕННЕ, СВОБОДНЫ ДУХОВНО. Эту свободу не может подарить, дать или предписать никто из смертных. Эту свободу можно лишь завоевать в ходе труднейшей борьбы с самим собой. Каждый индивидуум, каждая личность побеждает свои искушения и идет по пути благочестия самостоятельно. Каждый волен в главном. А уж в зависимости от того, какое при этом принимается решение и какие предпринимаются действия, происходит все остальное.
Человек создан "по подобию Б-га". Это значит, что он наделен свободной волей в совершенствовании своей души и в деле установления на земле справедливого общества. А это и есть смысл и содержание жизни каждого человека и, прежде всего, еврея. Реализуется свобода нашей воли через выполнение системы мицвот - повелений, заповедей. Идея мицвы сообщает и придает смысл всем нашим действиям. Мы поступаем так, а не иначе, не потому, что так принято, предписано юридическими или нравственными законами, а потому, что уверены, что, поступая в соответствии с заповедями, мы выполняем волю Всевышнего. Система заповедей - мицвот дает нам общую жизненную ориентацию и конкретные указания. Система мицвот всеобъемлюща. Она регламентирует наши отношения с Б-гом, с другими людьми и с окружающей средой. Она указывает нам верный путь на сложной дороге жизни. Выполнение мицвот дает нам внутреннюю свободу. СТЕПЕНЬ НАШЕЙ СВОБОДЫ ПРЯМО ПРОПОРЦИОНАЛЬНА СТЕПЕНИ ВЫПОЛНЕНИЯ НАМИ МИЦВОТ. ВЕРА В ЕДИНОГО Б-ГА - СВОБОДА. ВЕРА В ИДОЛА - РАБСТВО.
Идолами были и могут быть: Золотой Телец, многочисленные божества соседей - язычников, древнегреческие и древнеримские боги, древнегреческая культура, призрак коммунизма, деньги, призрачные свободы либеральной атеистической философии, разного рода идеологии и так далее, и тому подобное. Опасность попасть в рабство велика и актуальна. Стоит нам, к примеру, поверить во всемогущество денег, как мы тут же становимся их рабами. Точно определить, насколько набожен, а следовательно - свободен, каждый из нас, может только Всевышний. Ориентировочно оценить состояние народа можно из личного опыта и доступной информации. Косвенным показателем мизерной степени свободы, скажем, Синагогальной Общины Кельна, членами которой авторы имеют честь быть, насчитывающей около пяти тысяч членов, является то, что на субботние Б-гослужения регулярно приходят менее ста человек, а утренняя ежедневная молитва, требующая наличия десяти мужчин, часто не может состояться из-за отсутствия необходимого кворума-миньяна. Есть много причин и поводов к этому, но, в конечном счете, все упирается в один простой и ясный вопрос каждого из нас к самому себе:
"Боюсь ли я Всевышнего, верю ли я во Всевышнего, люблю ли я Его?" Все остальное - следствие!
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|