|
"Потому что Я Г-сподь, Б-г ваш, освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят" (Левит 11:44) "Ибо все народы пойдут – каждый во имя божества своего, а мы пойдем во имя Г-спода Б-га нашего во веки веков." (Миха 4:5) |
Шалом! Данный форум устроен по типу бейт-мидраш. Эта модель призвана помочь тем, кто желает изучать Тору и еврейскую мудрость, а учеников отличает стремление пополнить свои знания и найти им достойное применение. Люди данной категории не озабочены собственной репутацией или мнением большинства; их цель – сблизиться со Всевышним путем исполнения Его заповедей. Посещение «Бейт-Мидраш» не должно рассматриваться как место, где один человек обнажает духовную несостоятельность другого и претендует на исключительность собственного мнения. Суть общения и обучения – укрепление в праведности, исправление своего характера и, тем самым, участие в исправлении всего Мира (тикун олям). У нас приветствуются ноахиты (бней-Ноах); геры (прозелиты), принявшие официальный или неофициальный гиюр, или находящиеся на пути к этому; выходцы из христианства или иных религий и культов; караимы; иудействующие, а также все Б-гобоязненные, неравнодушные к Б-гу Авраама, Исаака и Иакова, к Торе и Иудейскому образу жизни. Добро пожаловать! |
Шаббат в первоисточниках
| |
M-SHULAM | Отправлено в: Суббота, 30 Мая 2009, 06:36 | Сообщение № 1 |
Фесвитянин-самбатианец
Сообщений: 1902
C нами с 20 Марта 2008
Откуда: Российская Федерация
Статус: Отсутствует
| ШАБАТ В ПЕРВОИСТОЧНИКАХ "Соблюдай день Шабата и храни его святым, как заповедал тебе Г-сподь, Б-г твой. Шесть дней трудись и делай всю работу твою, а седьмой день - Шабат, день Г-спода, Б-га твоего. Никакой работы не выполняй - ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни бык твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец в доме твоем, - чтобы раб твой и рабыня твоя могли отдыхать, как и ты. Помни, что рабом был ты в земле египетской, но Г-сподь, Б-г твой, вывел тебя рукой могучей и мышцею простертой. Поэтому и заповедал тебе Г-сподь, Б-г твой, соблюдать день субботний" (Дварим 5:12-15). Каждую неделю Шабат напоминает нам о Сотворении мира Это происходит 52 раза в году. Как только мы заканчиваем празднование Субботы, мы начинаем путь через шесть будних дней к следующей. Это постоянный цикл, и он является основой еврейского календарного года. Куда бы ни забросила тебя судьба, ты всегда услышишь эти слова Суббота, Шабат. Ты уже знаешь о традиции зажигания субботних свечей, о произнесении кидуша над вином и о благословении над золотистыми, святыми нашими еврейскими халами под белой вышитой салфеткой, украшающими субботний стол. И все же праздник Субботы часто представляется трудным и недоступным для понимания многим современным евреям. В чем состоит эта трудность? Во-первых, в отличие от других еврейских праздников, скажем, Песаха или Хануки, Шабат как бы не связан с историческими событиями Во-вторых, Шабат требует, чтобы мы полностью отказались от какой бы то ни было работы. Я думаю, что для того, чтобы преодолеть эти трудности, нужно познакомиться с традициями Субботы Проведя несколько раз Субботу у ваших знакомых, соблюдающих ее, вы почувствуете в Шабате не набор непонятных запретов, а возможность создать у себя в доме особую, ни с чем не сравнимую праздничную атмосферу, почувствовать, что такое онег Шабат - наслаждение субботним покоем и миром в доме. Как вы видели из приведенного выше текста, традиции Субботы берут свое начало от двух основополагающих событий древнего еврейского опыта. Они идут от Сотворения мира и Исхода евреев из Египта. Давайте разберемся, как же именно связаны они с этими событиями. Мы уже знаем, что Б-г создает мир за шесть дней. На седьмой день он отдыхает после совершения Своей творческой работы, после Сотворения мира Слово Шабат так и переводится - "передохнул", или "остановился" Б-г доводит процесс созидания до конца и создает седьмой день' это совершенно особый день, он сотворен специально для отдыха. Этот день является как бы вечным напоминанием нам о том, что в этот день Б-г закончил Свою работу и отдыхал; поэтому и мы, созданные по Его образу и подобию, не работаем в этот день. Он исполнен для нас особой значимости, святости, духовности, чтобы мы могли подумать о вечных и непреходящих ценностях, на что у нас, как правило, в будни не хватает времени. Почему для нас так важен факт, что Творец создал мир за шесть дней и отдыхал в день седьмой? Это значит, что мир не полностью принадлежит нам, и поэтому мы не вольны делать в нем только то, что мы хотим. Это значит, что все сотворенное, в том числе и мы сами, и наша жизнь, не является случайностью. Жизнь земли, природа, а следовательно, и человеческая жизнь - святы и имеют вполне конкретную цель. Великий урок, который дает нам Всевышний, отдыхая после Творения на седьмой день, состоит в следующем: даже Всемогущий Б-г должен был остановиться на мгновение, чтобы оглянуться, понять и оценить то, что Он сделал. Не напрашивается ли из этого урока такой вывод: если мы работаем без перерыва семь дней в неделю и так 52 недели в году, день за днем, - не значит ли это, что мы слишком уж самоуверенны, что этим мы как бы говорим: "Зачем мне нужно оценивать свою работу? Главное - это процесс работы". Но такое утверждение является ошибочным, а человек, даже очень творческий, утверждая подобное, неправ. Великий еврейский мыслитель Авраам Еошуа Гешель однажды сказал: "Труд - это ремесло, а отдых - искусство". Вам, выходцам из бывшего Советского Союза, лучше, чем другим, понятно зло, заключающееся б мысли, что человек реализует свой потенциал только в работе. В 20 столетии существовали два тоталитарных режима, имевшие целью уничтожить наш народ, - фашистский и советский. Оба эти режима провозгласили, что только работа приносит свободу и что человек выражает себя только в работе. Если бы тираны могли хоть на мгновение остановиться, и объективно оценить свою "работу" - то зло, которое они творят, а может быть, человеческая история не изобиловала бы напрасными кровопролитиями и бессмысленными жертвами... А наша святая Суббота говорит нам, что раз в неделю мы должны остановиться, как сделал это Б-г, чтобы оглянуться назад и посмотреть на плоды наших усилий, чтобы оценить то, что мы сделали. И поскольку к седьмому дню Всевышний закончил Творение, нам запрещены все виды работ, так или иначе связанные с творчеством. Я знаю, что многим моих современникам эти мысли покажутся слишком отвлеченными, и, честно говоря, опасаюсь, что, дойдя до этого места, вы не станете читать дальше. Поэтому мне снова хотелось бы напомнить вам, что я вам не чужой. Я - член вашей семьи. Отнеситесь к этому моему письму так, как вы отнеслись бы к письму от родственника, касающемуся истории вашей семьи, к письму о традициях вашей семьи, передающихся из поколения в поколение. Тора - это и ваша семейная реликвия. Поэтому, прошу вас, побудьте со мной еще немного и, по крайней мере, прочтите до конца это письмо. Рассказ о Сотворении мира записан в Торе, и вера евреев в то, что мир был создан Б-гом, положила начало множеству важнейших мировоззренческих принципов. Поскольку мы верим в то, что наш Создатель - Б-г, мы верим и в то, что существует сотрудничество между нами и Б-гом в сотворенном Им мире. Веря в то, что Б-г - Создатель, мы верим и в то, что Он нам заповедал. А Он повелел нам работать шесть дней в неделю, продолжая Его созидательную миссию, а в седьмой день - отдыхать. Мы продолжаем начатую им работу Творения, выполняя его заповеди - мицвот, в том числе и важнейшую из них - заповедь рождения детей. Только Всемогущий Б-г мог создать мир и гармонию в природе, и только человек - Б-жественное создание - может создать мир и гармонию в своем доме, в своем обществе. Вера в Б-жественное Сотворение мира обогатила наш мир заповедями о святости человеческой жизни. Текст, приведенный выше, - одна из десяти заповедей, которые даны нам в одной из пяти книг Торы - Дварим. Эта книга - учение, данное Б-гом и переданное Моше-рабейну еврейскому народу на берегах Иордана, -перед тем, как мы вошли в обещанную нам Б-гом Землю. Сам Моше, согласно Б-жественному замыслу, не вошел в Эрец Исраэль. Моше передает эти заповеди новому поколению, потому что все те, кто были в рабстве у египтян, умерли за время странствий по пустыне. Этому новому поколению передает Моше и заповедь соблюдения Субботы. Таким образом, Суббота связана не только с Сотворением мира, но также и с Исходом из Египта, когда вывел нас Всевышний "рукою могучей и мышцею простертой". Фараон хотел превратить еврейский народ в своих вечных рабов. Но когда кто-то называет человека своим рабом, это значит, что он устанавливает над ним свою власть. И если мы верим, что еврейский народ создан Б-гом, то мы понимаем, что только Б-г имеет власть над ним. Поговорим подробнее о запрещении работать в Шабат и том, чего именно нельзя делать в Субботу. Мы знаем, что в седьмой день Б-г прекращает свою созидательную работу. Следовательно, и мы, созданные по Его образу и подобию, должны прекратить созидательный труд. Наши мудрецы в Мишне называют тридцать девять видов работ, запрещенных в Шабат. Вот этот отрывок из Мишны. "Основных работ сорок без одной: сажать, работать граблями и лопатой, срезать, связывать (в снопы), молотить, веять, выбирать (солому), молотить, просеивать, месить, печь, стричь (шерсть), отбеливать, вычесывать, красить, мотать, вытягивать, скручивать в нити, делать две петли, прясть, разделять две нити, связывать (в узлы) и развязывать, сшивать (прокалывать стежки), распарывать (чтобы сшивать), ловить оленя, закалывать и свежевать, засаливать, убирать останки, очищать его (от шерсти), нарезать, писать две буквы, вытирать две буквы (чтобы писать по стертому), строить, тянуть, тушить, разжигать, работать молот ком и переносить из одного помещения в другое а вот сорок без одной основных работ." Теперь давайте разберем этот текст Мишны. Очевидно, что виды работ выбраны не случайно. Условно их можно разбить на пять категорий. Попробуйте это сделать, а потом сравните ваши результаты с принятыми в еврейской традиции. Итак, еврейская традиция выделяет пять категорий работ, которые запрещено производить в Субботу: первая - работы, связанные с процессом приготовления еды, (запрещены многие виды работ - от обработки почвы, посадки зерен или растений до термической обработки - непосредственного приготовления еды); вторая - работы, связанные с процессом изготовления одежды (запрещены все виды работ - от стрижки животных до отрывания нитки при пришивании к одежде рукавов); третья- действия связанные с письмом; четвертая - работы, связанные со строительством (запрещены все виды работ - от работы с молотком до изготовления укрытий); пятая - действия, связанные с освоением пространства, (в частности, перенос предметов с места на место). Ясно, что внутри каждой категории есть множество запрещенных видов работ, и каждый конкретный случай требует внимательного рассмотрения, пока вы не научитесь отличать запрещенные в Субботу действия от дозволенных Антропологическое определение цивилизации включает в себя четыре компонента. Цивилизация определяется как возможность людей быть вовлеченными в следующие занятия: приготовление пищи, изготовление одежды, подготовку укрытия и освоение пространства (под освоением пространства мы имеем в виду выбор и организацию места в окружающей среде). Все они охватываются перечисленными в Мишне видами работ. Теперь обратите внимание на интересный момент: для еврейского народа цивилизация немыслима без письменности - способа передачи информации из поколения в поколение. Б-г создал мир и гармонию в природе. И Он же является постановщиком спектакля под названием "Цивилизация". Мы признаем и принимаем Его как Творца и хранителя гармонии в мире, Его ведущую роль в созданном Им театре жизни, а раз в неделю, в Субботу, мы демонстрируем Ему наше приятие и повиновение, отдавая Шабат, как Он повелел, Г-споду, Б-гу нашему. Ведь это Его театр, и все мы вовлечены в созданный Им сценарий жизни. Он - Самый Великий Режиссер, а мы -лишь статисты на Его сцене. Разве не естественно для статистов выполнять требования Режиссера? Вот мы и выполняем Его требования, и если Он один день в неделю велит нам приостановить развитие цивилизации, мы это делаем. Напомним еще раз основные признаки цивилизации: еда, одежда, письменность, строительство и освоение пространства. Работы, связанные с развитием цивилизации, как раз и являются теми действиями, которые, по замыслу Творца, еврей не должен производить в Субботу. ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ I. Задачи обучения Ученики должны: 1. Понять, что Шабат неизменно отмечают каждую неделю. 2. Осознать, что Шабат - особый день. 3. Понять роль Шабата в судьбе нашего народа. 4. Познакомиться с заповедями Субботы. 5. Выучить субботние песни. 6. Выучить новые слова, связанные с Шабатом. II. Где впервые в Торе встречается текст, связанный с Шабатом? Первое упоминание о Шабате мы находим в Торе , где описан седьмой день Творения: "И благословил Б-г день седьмой и освятил его, ибо в этот день отдыхал Б-г от всей работы Своей, которую совершил Он, созидая". (Берешит 2:3) III. Шабат - святой день. Как было сказано ранее, этот день назван святым - Шабат а-кадош. Остальные дни недели называют - будний день (йом холь). Для того чтобы хранить святость этого дня, необходимо понимать значение слова кадош. Корень его на иврите означает выделять, потому что этот день выделен из других дней, т. е. не похож на остальные дни недели. IV. Что должны знать ученики о Шабате? Прежде всего нужно рассказать им о том, с чего начинается субботняя трапеза дома, - о кидуше. Очень важно подчеркнуть, что часть Субботы евреи проводят в синагоге. И дома, и в синагоге соблюдаются определенные заповеди (мицвот) и особые обычаи. И наконец, очень важно научить детей тщательному выполнению субботних обычаев, а для этого нужно знать, как готовиться к Субботе, что такое кабапат Шабат - наступление Субботы, что делать вечером перед наступлением Субботы, утром и днем в Субботу, как проходят субботние молитвы. V. Сложность обучения традициям Шабата Шабат приходит к нам в конце каждой недели. Это основа основ нашей религии. Тем не менее соблюдают Субботу далеко не все евреи. Сложность обучения традициям Шабата - в том, что необходимо создать у детей постоянное ощущение чего-то особенного, необычного, заложенного в еврейской неделе. Другими словами, возникает проблема, как сделать Шабат неотъемлемой частью жизни детей в течение всего года? Это - серьезная задача, с которой сталкиваются учителя еврейских школ в диаспоре. Перед ними стоит вопрос - как добиться того, чтобы в сознании детей жило постоянное ощущение радости по поводу наступления прекрасного праздника Субботы. VI. Над какими вопросами следует подумать, планируя занятия по теме? * Объяснить детям смысл понятия отдохновение - менуха. * Привлечь семьи учеников к участию в проведении Шабата. * Разъяснить необходимость соблюдения Шабата в семье. * Передать особую атмосферу этого дня. VII. План изучения темы 1. Помогите каждому ученику подготовить все необходимое для Шабата: вино или виноградный сок и халы, подсвечники и свечи, бокал для кидуша, вышитую салфетку для халы, а также приборы для авдалы. коробочку с ароматными специями, витую свечу, бокал, виноградный сок или вино. Позаботьтесь о том, чтобы родители тоже познакомились с назначением этих предметов. 2. Подготовьте рисунки или фотографии о различных субботних обычаях. Предложите детям расположить эти рисунки в правильной последовательности: зажигание субботних свечей - адлакат нерот, наступление Шабата - кабалат Шабат, молитвы, благословение детей, кидуш, омовение рук - нетилат ядаим, субботняя трапеза и т.д. - до авдалы. 3. Придумайте и изготовьте игру (например, лото на тему Шабата), которая помогла бы детям запомнить названия различных предметов и их назначение. 4. Испеките с детьми субботнюю халу и отделите от нее маленький кусочек. 5. Игра "Что здесь лишнее?" Используя рисунки, слова или предметы, предложите детям определить, что не относится к изучаемой теме 6. Спланируйте специальный курс о Шабате для родителей: а) первое занятие можно провести для детей и родителей раздельно; б) затем организуйте несколько совместных занятий; в) соберите всех участников для совместного проведения Субботы - с зажиганием свечей, кидушем, благословением А-моци, субботними трапезами и пением субботних песен. 7. Организуйте выставку, посвященную Шабату. Ее можно назвать, например, так: "Шабат - Орам во времени": ребята могут сделать рисунки на тему Шабат а-кадош; изготовить все необходимое для Шабата - вышить салфетку для халы или субботнюю скатерть, сделать коробочку для благовоний - бесамим, подсвечник для авдалы, рисунки, лепные украшения, подсвечники и т.д. Позаботьтесь о посетителях вашей выставки: это могут быть ребята из других школ, родители и друзья ваших учеников и т.д. Было бы очень хорошо, если бы на выставке звучали красивые субботние мелодии. VIII. Пантомима Предложите детям игру: пусть они изобразят различные субботние обычаи. Зрители должны догадаться, что означает та или иная пантомима. IX. Словарь Эрев шабат - вечер Субботы. Это понятие включает в себя время подготовки к Шабату в пятницу, а также - вечер пятницы. Оно передает нам ощущение ожидания праздника - Субботы. Нерот - свечи. Обычно мы зажигаем две свечи, приглашая Шабат в дом примерно за сорок минут до захода солнца. Кидуш - благословение над вином. Произносим благословение (браху) над вином в пятницу вечером и утром в Субботу перед второй трапезой (сеудой). А-моци - благословение на хлеб. Произносим это благословение перед тем, как отведать халу за субботним столом. Оно заканчивается следующими словами: "... а-моци лехем мин а-арец" (дающий произрасти хлебу из земли). Хала - особый хлеб, который едят в Субботу. На субботний стол кладут две халы - в память о том, что Б-г посылал двойную долю мана на Субботу во время странствий евреев по пустыне. Этого хватало на всю Субботу. Онег шабат - наслаждение Субботой. Семья и гости проводят Субботу вместе, наслаждаются вкусной едой, поют субботние песни (змирот), вместе учатся и отдыхают. Шомер шабат - человек, соблюдающий законы Шабата. Сидур - молитвенник, используемый в Шабат. Авдала - буквально: "разделение". Шабат заканчивается особым ритуалом авдала, символизирующим отделение Субботы от будней. X. Дома Организуйте субботнюю трапезу для семей учеников вашего класса. Создайте родительский совет, чтобы подготовиться к этому. После сеуды проведите субботний урок на тему недельной главы (парашат а-шавуа). Следует порекомендовать детям детскую литературу о Шабате, чтобы родители могли читать ее вместе с детьми по Субботам. Эта эмоциональная поддержка поможет родителям органично ввести Шабат в жизнь семьи. ОБРАЗЦЫ УРОКОВ На этих уроках мы рассмотрим несколько общих тем. 1. Кдуша - свойство еврейского народа и важнейшей заповеди Шабата. 2. Единственный путь знакомства с Шабатом - это соблюдение его. 3. Шабат объединяет евреев всего мира. Урок 1. Основные темы этого урока - Время и Кдуша. Шабат - это день, который освящает всю неделю. Часть урока будет посвящена традициям эрев Шабат и кабалат Шабат. На этом уроке дети узнают, как встречают Царицу Субботу в еврейских домах во всем мире. Урок 2. На уроке дети узнают, как происходит праздничная субботняя молитва в синагоге, и познакомятся с молитвой "Шма, Исраэль". Урок 1 ШАБАТ Ученики должны на этом уроке: 1. Узнать, что в неделе есть будни (йомей холь) и суббота (Шабат). 2. Узнать, как мы встречаем Субботу и как отделяем ее от остальных дней недели. 3. Познакомиться с понятием кдуша и Шабат а-кодеш. 4. Познакомиться с понятием онег Шабат. 5. Познакомиться со всем необходимым для проведения Субботы и выучить на иврите слова: свечи, подсвечники, бокал для кидуша, виноградный сок или вино, хала, салфетка для халы, белая скатерть. Этапы урока 1. Вернитесь к первому разделу пособия. Предложите детям вместе рассмотреть страницу календаря. Спросите: - Как называются дни недели на иврите? - Что означают цифры в названиях дней? - Что вы видите на этом календаре? - Какие символы изображены здесь? Что они означают? .- Как вы думаете, зачем они здесь? В календаре указано время зажигания субботних свечей и о парашат а-шавуа. Спросите: Почему эта информация приведена в пятницу и субботу? Существует особый день недели, который называется Шабат. Он начинается в пятницу вечером с адлакат нерот (зажигания свечей), продолжается в субботу, когда мы читаем парашат а-шавуа (недельную главу из Торы) и заканчивается в субботу вечером с наступлением темноты церемонией авдала. 2. Шабат - особый день недели. Как мы делаем этот день особенным? Спросите: - Какие еще особые дни есть в году? Дни рождения, годовщины свадьбы родителей, праздники - каждый из них мы отмечаем по-особому. Это дни, когда мы собираемся за праздничным столом, получаем или дарим подарки. Таким образом, мы придаем особое значение этим дням. Вернитесь на страницу Шабата. Прочтите диалог Милы и Лени и рассмотрите с детьми картинки. 3. Шабат - это святой день для всех евреев. Существует традиция, выделяющая Субботу из обычных дней недели. Покажите ученикам подсвечники со свечами, бокал для кидуша, свечу для авдалы, салфетку для халы, сидур и белую праздничную скатерть. А теперь давайте подготовим стол для Шабата и посмотрим, как вечер пятницы превратится в Шабат а-кодеш. Накройте стол. 4. Прочитайте рассказ "Самый сладкий звук". Можно предложить детям разыграть этот сюжет. Момент, когда женщина зажигает субботние свечи и произносит браху - это волшебный момент, во время которого шум и хаос внезапно превращаются в покой, потому что наступил Шабат. Задайте ученикам следующие вопросы: - Что подумал каждый из вас, когда услышал, что женщина зажгла субботние свечи? - Чему учит нас эта история? - Разве может тишина стать звуком? Зажигание свечей - это знак того, что начинается Суббота. Существуют и другие ритуалы, выделяющие Шабат среди других дней недели. Во время кидуша дети в классе по-настоящему почувствуют наступление Шабата, который они обычно проводят дома. После кидуша все делают нетилат ядаим и произносят соответствующую браху. После этого они должны произнести благословение а-моци - перед тем, как попробуют субботнюю халу. 5. Задайте ученикам вопрос: - Кто знает, что означают слова кдуша или кадош. Обсудите основные моменты прошлого урока: что такое свиток Торы, где он хранится, как выглядит, когда открывают арон а-кодеш, почему мы целуем свиток и т.д. Тора свята для нас (кдоша) и Шабат - святой день (кадош). Существуют субботние обычаи, которые помогают выделить этот день из будничных, чтобы все почувствовали, что день этот свят. Задайте вопрос: - Что свидетельствует о святости Шабата? Дети могут ответить: праздничная атмосфера дома, зажженные свечи, белая скатерть и халы на столе, накрытые красивой салфеткой, нарядная одежда, кидуш, праздничная молитва в синагоге, змирот во время праздничной трапезы Разучите с детьми змирот. Урок 2 УТРО ШАБАТА В СИНАГОГЕ Цели 1. Повторить, что такое кабалат Шабат. 2. Познакомить учеников с тем, как проводят Шабат в синагоге. 3 Принять участие в утреннем кидуше в синагоге Подготовьте все необходимое для субботнего стола. Если это возможно, принесите также свиток Торы. Необходимые материалы бумага, фломастеры или цветные карандаши. Подготовьте большой лист бумаги и фломастеры - для работы над таблицей. Первая графа таблицы будет называться Кабалат Шабат дома; вторая графа - Шахаритв синагоге; третья - Минха, четвертая - Маарив, пятая - Авдала Этапы урока 1. На прошлой неделе мы провели вместе с вами Шабат. Вам понравилось? Вы почувствовали, что такое онег Шабат? Вы помните, как мы встретили Царицу Субботу! Дети перечисляют: зажигали свечи, сделали кидуш, ели халы, пели змирот и т.д. Запишите все, что вспомнили дети, в таблице в графе "Вечер пятницы". Предложите детям поместить на стол эти предметы. Задайте вопрос: - Помните ли вы какие-нибудь змирот? Предложите детям еще раз спеть их. 2. Продолжение В субботу утром Шабат продолжается. Каким образом мы освящаем его утром? Выслушайте предложения учеников и продолжайте: - Как правило, мы проводим Шабат дома. Но Шабат - это праздник, объединяющий всех евреев, поэтому мы проводим его вместе с общиной. В синагоге в этот день тоже царит особенная, праздничная атмосфера. В этот день принято устраивать кидуш в синагоге по торжественным случаям - по случаю свадьбы, рождения детей, брит-мила, бар-мицва и т.д. Покажите детям Сидур и передайте его по кругу, чтобы все могли его рассмотреть. Сидур - это сборник молитв. В нем собраны все молитвы - будничные и субботние, а также молитвы на праздники, поминальные молитвы и т.д. Сидуром пользуются евреи во всем мире: в Америке, в Израиле, в России, во Франции, Индии и Италии - все они имеют такую книгу. Молитвы в ней написаны на иврите и переведены на другие языки, чтобы помочь людям лучше понять их. В этой книге есть ежедневные молитвы и праздничные - для Шабата и других еврейских праздников. Прочтите одну из субботних молитв и произнесите ее вместе с детьми. 3. Найдите в Сидуре молитву "Шма, Исраэль!". Напишите на доске слова этой молитвы и покажите детям, где она помещена в Сидуре. Произнесите молитву "Шма, Исраэль!" медленно, предложив детям повторять ее за вами слово в слово. Повторите ее несколько раз до тех пор, пока дети не запомнят слова "Шма". "Шма" - свидетельство того, что еврейский народ верит в Единого Б-га. Поскольку эта молитва очень важна, она произносится ежедневно, а не только в Субботу и праздники. 4. Покажите ученикам рисунки с изображением субботней молитвы в синагоге. Объясните, что в синагоге люди произносят молитвы и читают Тору. Начните выполнение поделок к Шабату. Это может быть "Набор для Шабата". Учитель сам решит, с каким заданием могут справиться его ученики. Набор для Шабата Каждый ребенок начинает изготавливать необходимые предметы для проведения Шабата дома: подсвечники, салфетку для халы, бокал для кидуша. Пока ребята работают, дайте им послушать кассету с записью субботних песен. 5. Спойте с детьми Шабат шалом... Затем предложите детям сделать то, что делают в синагоге все евреи: закрыть глаза и произнести Шма, Исраэль! Объясните им, что глаза закрывают, чтобы сконцентрировать внимание на словах молитвы и не думать ни о чем другом. После "Шма" расскажите ребятам недельную главу из Торы - парашат а-шавуа. Каждая из историй, описанных в Торе, является частью истории еврейского народа, то есть нашей с вами общей истории. Закончив рассказ, дайте ребятам выпить виноградного сока из бокала для кидуша и угостите их печеньем. Урок 3 АВДАЛА Цели 1. Повторить обычаи, соблюдаемые в лейл-Шабат (вечером в пятницу) и в субботу утром. 2. Познакомить учеников с церемонией авдала - разделением между Субботой и буднями. 3. Изготовить предметы, используемые в Шабат и на исходе Субботы (моцаей Шабат), которые помогут ребятам закрепить в памяти пройденное. Для проведения авдалы необходимо иметь: витую свечу, спички, бокал для кидуша, коробочку для ароматных специй (бесамим) Этапы урока 1. Продолжайте работать над таблицей, которую вы начали заполнять Повторите с детьми все, что вы узнали о лейл-Шабат. Затем предложите детям догадаться, что должно быть внесено во вторую часть таблицы "Утро Субботы в синагоге. Шахарит". Повторите с детьми все относящееся к разделу о том, что происходит по Субботам в синагоге: евреи собираются в синагоге для молитв, для изучения Торы, для произнесения кидуша, для того, чтобы быть вместе со своей общиной. 2. В таблице есть еще две части, которые нужно заполнить: - Как продолжается Шабат после утренней службы в синагоге? Выслушайте ответы детей и обсудите их. Вопросы: - Установлены ли определенные часы для еды? - Когда происходит вторая трапеза в Субботу? - Как проводят время между молитвами и трапезами? (Шабат продолжается, и нельзя делать многое из того, что мы делаем в будни.) Заполните графу из таблицы "Полдень Субботы. Минха". 3. Давайте еще раз рассмотрим страницу Шабата. О каких предметах мы еще не говорили (плетеная свеча, коробочка для специй, бокал)? Эти предметы используют для церемонии авдала. Вспомните ваш день рождения. Что вы чувствовали после того, как отпраздновали его с семьей и друзьями? Хотелось ли вам немножко продлить этот день? Думали ли вы, ложась спать, о том, как продлить особое ощущение этого дня? Что можно сделать, чтобы это произошло? Такое же ощущение возникает у людей во время Шабата. Когда Суббота подходит к концу, мы вспоминаем о начале новой недели. Родителей ждет работа, а дети должны возвращаться в школу. Хотим мы этого или нет, мы начинаем думать обо всем, что нам предстоит сделать в течение новой недели. Шабат - прекрасный день, день, так не похожий на все остальные дни. Нам хочется, чтобы он еще немного продлился! Но вот Суббота заканчивается, и мы хотели бы не просто сказать этому дню "До свидания!", а расстаться с ним как-то иначе, по-особому. Шабат - день, который начинается с того, что мы зажигаем субботние свечи, произносим кидуш и А-моци на субботнюю халу. Этот день и заканчивается особенным образом. Вечером, когда становится темно, происходит церемония авдала - отделение Шабата от будней, и мы прощаемся с ним до следующей недели. 4. Напомните детям рассказ "Самый сладкий звук". Если бы король Эйфо Ма-зе был с нами, он, вероятно, был бы удивлен тем, что существует и другой особый звук - звук окончания Шабата. Давайте попробуем услышать его. Станьте в круг и не произносите ни слова. Достаньте плетеную свечу, бокал для кидуша и коробочку для благовоний. Выключите свет в комнате. Зажгите свечу и предложите одному из детей высоко поднять ее. Затем произнесите браху (благословение для авдалы) и передайте коробочку со специями по кругу, чтобы каждый ребенок мог вдохнуть аромат специй. Поднимите руки вверх, протягивая их к свету свечи. Научите детей, как произносить приветствие "Хорошей вам недели": "Шавуа тов.'" - на иврите и "Агутэ вох!" - на идиш. Теперь спойте вместе песню. - Что бы сказал об этой традиции Эйфо Ма-зэ и его советники? 5. Заполните графу "Шабат заканчивается" в таблице так, как преложат дети. Повесьте таблицу в классе. В этой таблице должны быть слова на иврите и на русском. Если дети захотят, они могут украсить ее орнаментом или рисунками. захотят, они могут украсить ее орнаментом 6 Продолжайте работу над поделками. Эта работа должна помочь закрепить пройденное. ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ Леня: На прошлой неделе мы встречали гостей. К нам приехали из Израиля тетя с дядей. Мила: И двоюродные братья - Илья и Игорь - приехали тоже. Леня: Да. Но теперь их зовут Элияу и Ицхак. Это их еврейские имена. Мила: Наверное, вам интересно, что они нам привезли. Леня: Мы получили сразу два подарка: Сидур на иврите с русским переводом и бокал для кидуша. Мила: В Шабат мы впервые воспользовались этими подарками. Элияу и Ицхак, показали нам благословения в сидуре, и мы вместе произнесли их. Потом я пила виноградный сок из бокала для кидуша. Леня: Теперь мы всегда в Шабат будем пользоваться своими подарками. Бокал из Израиля очень красивый, и он очень нравится нам. ЧТО ТАКОЕ ШАБАТ? Шабат - это основа нашего национального наследия. Шабат мы отмечаем не в память о каком-то историческом событии, как, скажем, Песах. В этот день мы не празднуем победу над нашими врагами, как в Пурим или на Хануку. Это не такой праздник, который мы отмечаем раз в году с присущими ему особыми традициями. Шабат приходит к нам в конце каждой недели. Он начинается в пятницу вечером и заканчивается в субботу вечером. Это происходит каждую неделю; пятьдесят два раза в году повторяются приготовления к этому замечательному дню. Разумеется, у этого дня есть присущие ему особые обычаи и ритуалы. Но тем не менее каждый Шабат приносит нам что-то свое. Это совершенно особенный, святой день. И каждый раз после проведенного по всем правилам Шабата мы чувствуем себя обновленными, замечательно отдохнувшими и с новыми силами возвращаемся к своим повседневным обязанностям в течение недели. ЧТО МЫ ПРАЗДНУЕМ В ШАБАТ? Из Торы мы знаем, что Всевышний шесть дней творил мир, а на седьмой день отдыхал, т.е. на седьмой день был Шабат. Таким образом, Шабат связан с историей создания мира. Он напоминает нам о том, что Б-г дал Тору только еврейскому народу, и таким образом выделил наш народ и заповедал нам быть святым народом на все времена. И святость субботы напоминает нам об этом. Перед наступлением Шабата женщины зажигают свечи и говорят благословение на них. А после того, как мужчины приходят из синагоги, вся семья собирается за празднично накрытым столом с белоснежной скатертью. Принято, чтобы родители перед трапезой благословляли своих детей. На столе - свежевыпеченные халы и виноградное вино для кидуша. Мужчина наливает вино или виноградный сок в бокал для ' "Барух эта Адонай Элоэйну Мэлех а-олам борэ при а-гафэн" "Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, сотворивший плод виноградной лозы" Слово кидуш - ивритское слово, означающее "выделение", "освящение". ЧТО ТАКОЕ СВЯТОСТЬ ШАБАТА? После кидуша мужчина поднимает халы, традиционно покрытые красивой вышитой салфеткой, и произносит благословение на хлеб. После этого все делают нетилат ядаим и приступают к праздничной трапезе. Это не простой ужин или обед, а освященная традицией трапеза, за которой не принято говорить о повседневных делах. Дети обычно рассказывают парашат а-шавуа, а глава семьи часто комментирует какой-нибудь отрывок из Торы. За столом принято петь субботние песни, змирот. Никто никуда не торопится, вся семья после трудной недели собралась вместе, и все наслаждаются покоем, вкусной едой, напитками и интересной беседой. Таким образом, мы чувствуем, что этот день отличается от других дней недели. Есть много заповедей, которые говорят нам о том, как мы должны подготовиться к Шабату, то есть о том, что мы должны сделать. Есть также особые заповеди, которые говорят нам о том, какие действия в Шабат являются запрещенными. Все это отделяет Шабат от других дней недели, и делает его святым - Шабат а-кодеш. Существует много галахот - еврейских религиозных законов о том, что разрешено делать во время Шабата, а что запрещено. СИНАГОГА В пятницу вечером, в субботу утром и днем мужчины отправляются в синагогу. Субботние молитвы также отличаются от будничных. Во время шахарит - утренней молитвы из арон а-кодеш достают свиток Торы и читают парашат а-шавуа, недельную главу. Часть молитвы читает кантор, а часть - молящиеся вместе с кантором. Молитвы в синагоге являются неотъемлемой частью Шабата. Вы только представьте себе - все евреи во всем мире в одно и то же время читают одни и те же молитвы! Таким образом, каждый человек чувствует себя частицей одного целого - нашего народа. Это уникальная возможность для каждого еврея почувствовать себя членом одной большой семьи - еврейской общины.
Лучше говорить в пустоту, чем оставить ложь без ответа. Думай головой, а не Новым Заветом.
|
|
| |
M-SHULAM | Отправлено в: Суббота, 30 Мая 2009, 06:36 | Сообщение № 2 |
Фесвитянин-самбатианец
Сообщений: 1902
C нами с 20 Марта 2008
Откуда: Российская Федерация
Статус: Отсутствует
| ОКОНЧАНИЕ ШАБАТА Шабат заканчивается в субботу вечером церемонией, называемой авдала, что означает "разделение", то есть мы как бы отделяем Шабат от будней. Во время авдалы мужчина напивает вино в бокал для кидуша, а женщины или девочки держат зажженную плетеную свечу. Мужчина говорит особое благословение над вином, над ароматными травами и над огнем свечи. Мы прощаемся с чудесной субботой и снова возвращаемся к нашим будням И авдала облегчает нам этот переход. Шабат - это праздник духа, и поэтому даже в бедной синагоге в этот день царит торжественность и святость. И это не удивительно, потому что Шабат является как бы частичкой олам а-ба, грядущего мира, когда все дни будут наполнены покоем и миром. Вот почему в Шабат мы приветствуем друг друга словами Шабат шалом! Рассказ для чтения в классе САМЫЙ СЛАДКИЙ ЗВУК Жил-был на свете король, который очень любил задавать разные вопросы. Он задавал так много вопросов, что его прозвали за это король Эйфо Ма-зэ (Где и что это). Каждый день он начинал с того, что собирал всех своих советников и озадачивал их новым вопросом Потом они, естественно, очень долго обсуждали этот вопрос со всех точек зрения, потом принимались обдумывать ответ. Где-то в конце дня ответ был готов, и обычно король был удовлетворен. Вопросы короля Эйфо Ма-зэ были самые разнообразные и, конечно, очень глубокомысленные, потому что королю положено размышлять о том, как устроен мир. Он спрашивал, например: "Где самый глубокий в мире снег? Какова высота самой высокой горы? Сколько различных видов рыб живет в океанах? Какая из специй самая ароматная?" Как видите, на эти вопросы не так-то просто ответить Очень часто ответы на вопросы короля невозможно было найти даже в книгах. И вот однажды король спросил своих советников' "Какой самый сладкий в мире звук?" Глубоко задумались советники и в конце дня предложили ему сразу несколько ответов. Вот они: песня матери, когда она баюкает своего ребенка; голос птицы в лесу, мелодии флейты, звуки арфы. Но на этот раз король Эйфо Ма-зэ был недоволен этими ответами. Поэтому он решил объявить конкурс на самый лучший ответ. Король даже издал специальный указ, в котором предлагал всем жителям королевства принять участие в этом конкурсе Победителю была обещана очень большая награда. И вот вскоре на конкурс съехались музыканты со всех концов королевства Каких только музыкальных инструментов не привезли они с собой! Их вдохновляла надежда услышать похвалу из уст самого короля, а кроме того, они были очень не прочь получить обещанную награду. Съехалось также много певцов и сочинителей музыки, - все они подготовили чудесные мелодии и песни. В день конкурса площадь перед дворцом заполнилась музыкантами и зрителями. Король Эйфо Ма-зэ сидел на троне, установленном на балконе дворца. Оттуда ему все было отлично видно и слышно. Он устроился поудобнее, оглядел собравшихся -и милостиво разрешил начинать конкурс. Солнце только что проснулось и послало на площадь свои первые теплые лучи. И вместе с ними раздались первые звуки музыки. Это были звуки трубления в рог; мелодия была нежная и чистая и очень подходила этому чудесному утру. Король благосклонно внимал, но все же ему казалось, что это не совсем то, - может быть, есть звуки еще более сладкие. И как бы в ответ на его сомнения вступили скрипки. Ах, что это была за музыка! Невозможно передать словами ее прелесть и очарование! Казалось, что все вокруг поет и улыбается. Король Эйфо Ма-зэ тоже улыбался, но он еще не подал знака, что получил ответ на свой вопрос. Конкурс продолжался. Концерт затянулся до вечера. Король и советники пощипывали бороды и покачивали головами в такт музыке. Они все ждали, что вот-вот раздастся самый сладкий в мире звук - и это будет ответ на вопрос короля, и тогда они смогут пойти пообедать. Но время шло и они стали уже сомневаться, что он вообще существует -самый сладкий в мире звук. Тогда они предложили, чтобы все музыканты одновременно заиграли на всех своих инструментах, но, знаете, это было уже что-то невообразимое. У короля даже разболелась голова, но что он мог поделать? Ему так хотелось найти самый сладкий звук на свете! Но где же, где же он? Уже стало темнеть, когда к балкону короля подошла женщина. Она махнула рукой, чтобы привлечь к себе внимание. Площадь была переполнена сладкими звуками, но, поскольку все они звучали одновременно, это была какая-то какофония. Король, заметив женщину, подал знак приостановить игру музыкантов и спросил: - Чего ты хочешь, добрая женщина? Где твой инструмент? Как ты думаешь, где он - самый сладкий звук на звуке? Женщина молча достала две свечи и поставила их перед собой на низкую каменную ограду. Все смотрели на нее с изумлением. Затем она зажгла свечи, прикрыла глаза ладонями и тихо произнесла: "Барух ата Адонай Элоэйну Мелех А-олам, ашер кидшану ве-мицвотав ве-цивану леадлик нер шель шабат." Когда она открыла глаза, удивительная тишина, мир и покой наполнили площадь перед дворцом. Король Эйфо Ма-зэ взглянул на нее и сказал: "Добрая женщина, почему ты так долго не приходила? Как назвать то, что я слышу сейчас?" Женщина ответила: "Простите меня, Ваше величество, но я не могла раньше зажечь свечи. Только что наступил Шабат, и Вы услышали его наступление". Король Эйфо Ма-зэ в задумчивости оперся о трон. Прошла головная боль. Советники короля пощипывали бороды и улыбались. Каждый из них почувствовал, как сладкий звук тишины и покоя наполняет мир. Они поняли, что ответ найден. Какая же это была радость для всех! Потому что и впрямь тишина и покой Шабата есть самый чистый и сладкий звук на свете. Шабат шалом! Амен! Переложение рассказа "Самый сладкий звук" из книги Молли Кон "Кто знает, что такое десять?" Источник
Лучше говорить в пустоту, чем оставить ложь без ответа. Думай головой, а не Новым Заветом.
|
|
| |
viktoria_ING | Отправлено в: Среда, 12 Января 2011, 22:16 | Сообщение № 3 |
Участник
Сообщений: 62
C нами с 18 Декабря 2010
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| Что не следует делать в шабат В книге Шмот. В 35-й гл., в связи с воздвижением Мишкана, сказано: «Шесть дней может совершаться работа, а день седьмой будет для вас свят – днем полного покоя, посвященным лишь Г-споду; всякий, кто в день этот работает, будет предан смерти. Не зажигайте огня в день субботний – где бы ни жили вы». Какие же это 39 видов работ запрещенных Торой для совершения в Шаббат? 1. Производство пищи: 1.1. пахать 1.2. сеять 1.3. жать 1.4. вязать снопы 1.5. молотить 1.6. веять 1.7. перебирать 1.8. просеивать 1.9. молоть 1.10. месить (тесто) 1.11 варить (или печь хлеб); 2. Изготовление одежды: 2.1. стричь 2.2. прочесывать 2.3. отбеливать и красить (шерсть) 2.4. прясть 2.5. расправлять нити 2.6. устанавливать продольные нити в ткацком станке 2.7. ткать 2.8. распускать ткань 2.9. завязывать и развязывать узлы 2.10. кроить 2.11. шить и рвать (распарывать); 3. Строительство жилища и разведение огня: 3.1. строить и разрушать в целях новой постройки 3.2. зажигать и тушить 3.3. производить завершающий удар 3.4. переносить ноши из частного владения в общее; 4. Писание букв, изготовление красителей и материалов для письма: 4.1. писать и стирать написанное 4.2. ловить (охотиться на животных) 4.3. убивать 4.4. снимать шкуру 4.5 дубить и скоблить ее. Источники: на иврите на хасидском сайте о шабате
"Возьми все это у меня и за меня же рассуди... ..и услыхав за ними глас любви, ответил Ты, и рухнули преграды" КЧ ОСОЗНАЮ СЕБЯ КАЖДЫЙ МИГ ВЕЧНОСТИ В СВЕТЕ, ЛЮБВИ, ГАРМОНИИ, ПОКОЕ
Отредактировал/а: viktoria_ING - Пятница, 14 Января 2011, 11:29 |
|
| |
viktoria_ING | Отправлено в: Пятница, 14 Января 2011, 11:02 | Сообщение № 4 |
Участник
Сообщений: 62
C нами с 18 Декабря 2010
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| Поскольку в Торе есть только два два упоминания о субботе 1. в книге Шемот в главе Итро "помни день субботний" 2. и в пятой книге, в пятой главе, где уже даны все 10 заповедей, там "соблюдай день субботний" Так вот и задались вопросом "где?" что именно соблюдать. Нашли и выделили те часть работ, которые запрещены делать в субботу, когда строили Мишкан. И эти 39 работ из Торы. Позже добавили "толадот" и "гзарот" то есть ограда к закону, чтобы, видимо, подстраховаться, чтобы закон соблюдения не нарушался. И на сегодня существует еще как "лё ба руах ашабат", то есть не принято. Есть правила, когда можно нарушить субботу - это для спасения жизни человека и помощь животному. И еще рассматривают, чтобы точно знать, нарушают закон или "гзарот" только постановления мудрецов. Лучше, конечно, чтобы не закон. Ну пока так.
"Возьми все это у меня и за меня же рассуди... ..и услыхав за ними глас любви, ответил Ты, и рухнули преграды" КЧ ОСОЗНАЮ СЕБЯ КАЖДЫЙ МИГ ВЕЧНОСТИ В СВЕТЕ, ЛЮБВИ, ГАРМОНИИ, ПОКОЕ
|
|
| |
Галилеянка | Отправлено в: Пятница, 14 Января 2011, 11:08 | Сообщение № 5 |
Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| Цитата viktoria_ING Поскольку в Торе есть только два два упоминания о субботе не поняла... %)
1. Исх.16:23 И [он] сказал им: вот что сказал Господь: завтра покой, святая суббота Господня; что надобно печь, пеките, и что надобно варить, варите [сегодня], а что останется, отложите и сберегите до утра. 2. Исх.16:25 И сказал Моисей: ешьте его сегодня, ибо сегодня суббота Господня; сегодня не найдете его на поле; 3. Исх.16:26 шесть дней собирайте его, а в седьмой день - суббота: не будет его в [этот день]. 4. Исх.16:29 смотрите, Господь дал вам субботу, посему Он и дает в шестой день хлеба на два дня: оставайтесь каждый у себя, никто не выходи от места своего в седьмой день. 5. Исх.20:8 Помни день субботний, чтобы святить его; 6. Исх.20:10 а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; 7. Исх.20:11 ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его. 8. Исх.31:13 скажи сынам Израилевым так: субботы Мои соблюдайте, ибо это - знамение между Мною и вами в роды ваши, дабы вы знали, что Я Господь, освящающий вас; 9. Исх.31:14 и соблюдайте субботу, ибо она свята для вас: кто осквернит ее, тот да будет предан смерти; кто станет в оную делать дело, та душа должна быть истреблена из среды народа своего; 10. Исх.31:15 шесть дней пусть делают дела, а в седьмой - суббота покоя, посвященная Господу: всякий, кто делает дело в день субботний, да будет предан смерти; 11. Исх.31:16 и пусть хранят сыны Израилевы субботу, празднуя субботу в роды свои, как завет вечный; 12. Исх.35:2 шесть дней делайте дела, а день седьмой должен быть у вас святым, суббота покоя Господу: всякий, кто будет делать в нее дело, предан будет смерти; 13. Исх.35:3 не зажигайте огня во всех жилищах ваших в день субботы. 14. Лев.16:31 это суббота покоя для вас, смиряйте души ваши: это постановление вечное. 15. Лев.19:3 Бойтесь каждый матери своей и отца своего и субботы Мои храните. Я Господь, Бог ваш. 16. Лев.19:30 Субботы Мои храните и святилище Мое чтите. Я Господь. 17. Лев.23:3 шесть дней можно делать дела, а в седьмой день суббота покоя, священное собрание; никакого дела не делайте; это суббота Господня во всех жилищах ваших. 18. Лев.23:32 это для вас суббота покоя, и смиряйте души ваши, с вечера девятого [дня] месяца; от вечера до вечера празднуйте субботу вашу. 19. Лев.23:38 кроме суббот Господних и кроме даров ваших, и кроме всех обетов ваших и кроме всего [приносимого] по усердию вашему, что вы даете Господу. 20. Лев.24:8 в каждый день субботы постоянно должно полагать их пред Господом от сынов Израилевых: это завет вечный; 21. Лев.25:2 объяви сынам Израилевым и скажи им: когда придете в землю, которую Я даю вам, тогда земля должна покоиться в субботу Господню; 22. Лев.25:4 а в седьмой год да будет суббота покоя земли, суббота Господня: поля твоего не засевай и виноградника твоего не обрезывай; 23. Лев.25:6 и будет это в продолжение субботы земли [всем] вам в пищу, тебе и рабу твоему, и рабе твоей, и наемнику твоему, и поселенцу твоему, поселившемуся у тебя; 24. Лев.25:8 И насчитай себе семь субботних лет, семь раз по семи лет, чтоб было у тебя в семи субботних годах сорок девять лет; 25. Лев.26:2 Субботы Мои соблюдайте и святилище Мое чтите: Я Господь. 26. Лев.26:34 Тогда удовлетворит себя земля за субботы свои во все дни запустения [своего]; когда вы будете в земле врагов ваших, тогда будет покоиться земля и удовлетворит себя за субботы свои; 27. Лев.26:35 во все дни запустения [своего] будет она покоиться, сколько ни покоилась в субботы ваши, когда вы жили на ней. 28. Лев.26:43 тогда как земля оставлена будет ими и будет удовлетворять себя за субботы свои, опустев от них, и они будут терпеть за свое беззаконие, за то, что презирали законы Мои и душа их гнушалась постановлениями Моими, 29. Чис.15:32 Когда сыны Израилевы были в пустыне, нашли человека, собиравшего дрова в день субботы; 30. Чис.28:9 А в субботу [приносите] двух агнцев однолетних без порока, и в приношение хлебное две десятых части [ефы] пшеничной муки, смешанной с елеем, и возлияние при нем: 31. Чис.28:10 это - субботнее всесожжение в каждую субботу, сверх постоянного всесожжения и возлияния при нем. 32. Втор.5:12 Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его, как заповедал тебе Господь, Бог твой; 33. Втор.5:14 а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему. Не делай [в оный] никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни раба твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец твой, который у тебя, чтобы отдохнул раб твой, и раба твоя, как и ты; 34. Втор.5:15 и помни, что [ты] был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний.
Это только в Торе, Пятикнижии. А есть еще упоминания в остальных Писаниях и Пророках.
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|
|
| |
viktoria_ING | Отправлено в: Пятница, 14 Января 2011, 11:12 | Сообщение № 6 |
Участник
Сообщений: 62
C нами с 18 Декабря 2010
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| Quote А что же все 6 дней можно нарушать заповедь "НЕ убивай!" и только в Субботу запрещено убивать? И можно ли назвать этот параграф (4.3) "видом работ"? Странный это какой-то параграф в списке у нее. Да. Был такой случай. Поскольку в субботу никто не пользуется телефоном и тем более не смотрит телевизор, то как-то арабы решили напасть в такой день на Израиль. Ну и напали... А в Израиле армия состоит из гражданского населения, то автобусы и машины подъезжали к синагогам, забирали мужчин и везли защищать. Да, нарушали субботу, но для спасения жизни. Кстати, прошу помощи, я не помню как это война называлась. Или война ссудного дня или однодневная война?
"Возьми все это у меня и за меня же рассуди... ..и услыхав за ними глас любви, ответил Ты, и рухнули преграды" КЧ ОСОЗНАЮ СЕБЯ КАЖДЫЙ МИГ ВЕЧНОСТИ В СВЕТЕ, ЛЮБВИ, ГАРМОНИИ, ПОКОЕ
Отредактировал/а: viktoria_ING - Пятница, 14 Января 2011, 13:12 |
|
| |
viktoria_ING | Отправлено в: Пятница, 14 Января 2011, 11:18 | Сообщение № 7 |
Участник
Сообщений: 62
C нами с 18 Декабря 2010
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| Спасибо Галилеянка, а я так сказала, потому что так преподают, может потому чтобы меньше вопросов было, да чтобы и люди запомнили то, что главнее.
На сегодня жертвоприношения считаются как ежедневное чтение молитв, в частности утреннее накладывание тфилина мужчинами. А сдаку (пожертвования) деньгами дают. Кто выбирает для этого малоимущие семьи, кто просто в синагогу приносит, а крупные фирмы отдают в интернаты, школы, вобщем находят куда... Ну если вера в Б-га есть можно и без Мишкана и субботы соблюдать и жить по Торе. В Израиле это легко. (Если хочешь сам, конечно, этого )
"Возьми все это у меня и за меня же рассуди... ..и услыхав за ними глас любви, ответил Ты, и рухнули преграды" КЧ ОСОЗНАЮ СЕБЯ КАЖДЫЙ МИГ ВЕЧНОСТИ В СВЕТЕ, ЛЮБВИ, ГАРМОНИИ, ПОКОЕ
Отредактировал/а: viktoria_ING - Пятница, 14 Января 2011, 11:25 |
|
| |
Жора | Отправлено в: Воскресенье, 16 Января 2011, 02:03 | Сообщение № 8 |
Участник
Сообщений: 202
C нами с 26 Марта 2010
Откуда: Украина
Статус: Отсутствует
| Quote (viktoria_ING) На сегодня жертвоприношения считаются как ежедневное чтение молитв, в частности утреннее накладывание тфилина мужчинами а вы попробуйте это доказать с помощью Торы. Quote (viktoria_ING) Преподают те, кто соблюдает и живет по Торе. наверное вы ошибаетесь-- если вы имеете в виду равинов - так они живут по тому учению что вышло с вавилона и по книге Тания..... а вы недумали о том что вы и сами без помощи равинов потихоньку разберетесь читая Писания?
Ведь мы не похожи на многих других,которые ходят повсюду,торгуя Божьим посланием за плату....2 Кор.2гл.17ст.
|
|
| |
viktoria_ING | Отправлено в: Воскресенье, 16 Января 2011, 23:09 | Сообщение № 9 |
Участник
Сообщений: 62
C нами с 18 Декабря 2010
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| Соблюдение шабата (Мой конспект. Конечно там много чего, просто мало чего выделила, выделила для себя. Для тех, кому тоже интересно. Во всяком случае для тех, кто тоже хочет соблюдать законы...) Вобщем 39 малахот: 1. Вспашка (также запрещены игры на земле, работа с землей и уборка жесткой щеткой. Мягким веником заметать можно). 2. Посев. 3. Уборка урожая. 4. Сноповязание. (На вопрос "а можно ли делать из волос резинкой "хвостик" - можно))) 5. Молотьба. 6. Веяние. 7. Отбор зерна (но если ставят на стол фрукты или овощи, выбирать из тех, что есть, можно) 8. Просеивание. 9. Помол. (Нельзя так же прием таких лекарств, но.. при "пикуах нефеш" - опастность для жизни, то можно. Так же мелко не режут салат, нельзя на терке, к сыру это тоже относится.) 10. Замешивание теста. 11. Выпечка (позже сказали что уточнят ) 12. Стрижка. (Вобщем это касается ногтей, волос... но пачку печенья для еды можно) 13. Отбеливание. (Стирка, выведение пятен... Хотя вывешивать уже стиранное белье можно, но запретили по причине "марит аин" - видение глаза, то есть вдруг сосед увидит и подумает что стирали в шабат, вобщем чтобы не сбивать с толку) 14. Смешивание сырья (не еды, тоже катушку наматывать нельзя) 15. Крашение (пищевые красители можно, только если это на еду вот сейчас - смешали-поели) 16. Прядение. 17. "меясеах" 18. "осе бейти ярим" 19. "орэг" слово с буквой алеф, чтобы не думали на слово "убивать" ( Три ткацкие операции, сегодня в жизни их не делают...) 20. Разделение на нити. 21. Завязывание узлов. 22. Развязывание узлов. 23. Шитье. 24. Разрыв тканей, или уже сшитого... 25. Установление ловушек ( но свое домашнее животное например на прогулке ловить можно если оно убежало) 26. Забой скота (тараканов убивать тоже нельзя) 27. Обдирать шкуру. 28. Отделывать кожу (также запрещено маринование рыбы и мяса). 29. Скабление (тут так же запрет на использование твердого мыла и зубной пасты, вобщем в шабат переходим на жидкое мыло и такую же зубную пасту) 30. Разметка. 31. Раскрой материала (так же заточка карандаша, нелья так же вырезать картинку, или заметку из газеты). 32. Писание (тоже печатание и даже литье букв..) 33. Стирание ( сюда тоже относится если вы разрываете обертку , то чтобы не порвалось там где буквы) 34. Строительство (нельзя 1) ремонт, 2) соединять детали, 3) все что касается создание формы) 35. Разрушение построенного. 36. Зажигание огня (света, машины, убавление огня, перенос, но что удивительно на поезде и метро можно, также можно если поездка длительная и началась не в шабат, оплата - бумажный проездной, или если это делает за тебя тот кто не соблюдает) 37. Гашение огня. 38. Завершающий удар (тоже - придавать окончательный вид изделию, починка.. Также исключены музыкальные интрументы как те что машинально настраиваешь, ну чтобы не было соблазна и все остальные тоже "исур гурэв" общий запрет. Петь хором можно, как и мужчинам так и женщинам, даже всем вместе. Слушать одну поющую женщину, так же и петь женщине одной - нельзя) 39. Перенос из одного владения в другое. Получается, что даже ключ от квартиры носить нельзя. Но! В Израиле раввинат освещает каждый город, то есть делает "эрув" , создает ограждение и в пределах населенного пункта все как на одной территории. Это делается потому что люди сами заинтересованы в соблюдении заповедей, и естественно, все делается для этого). Вобщем лекция была всем интересна.
"Возьми все это у меня и за меня же рассуди... ..и услыхав за ними глас любви, ответил Ты, и рухнули преграды" КЧ ОСОЗНАЮ СЕБЯ КАЖДЫЙ МИГ ВЕЧНОСТИ В СВЕТЕ, ЛЮБВИ, ГАРМОНИИ, ПОКОЕ
|
|
| |
Deniska | Отправлено в: Понедельник, 17 Января 2011, 13:40 | Сообщение № 10 |
Постоянный участник
Сообщений: 255
C нами с 27 Августа 2007
Откуда: Российская Федерация
Статус: Отсутствует
| Quote Просто Луна нам показывает ежемесячно в какой день месяца она появляется на Небосводе - это Новолуние, а значит в этот день Он поместил Луну на Небосводе Земли. Не совсем верные рассуждения. Новолуние вовсе не означает "новую луну", или когда она появляется. Луна всегда на небе, не зависимо от того, видим мы ее или нет. И никуда она не заходит и не выходит. А новолунием принято считать промежуток времени, когда луна полностью закрывается тенью земли. Так что мешало сотворить луну так, чтобы первый ее день был вовсе не "новолуние" (когда Земля не закрывала Луну от Солнца). Это мог быть любой день. Даже полнолуние. Так что это была уже середина месяца в таком случае....
Тот, кто «верен до конца» выбранному пути, доказывает лишь то, что думать способен один раз. В начале. Зато каковы принципы!
|
|
| |
Андрей(ка) | Отправлено в: Понедельник, 17 Января 2011, 17:39 | Сообщение № 11 |
Постоянный участник
Сообщений: 223
C нами с 26 Января 2008
Откуда: Украина
Статус: Отсутствует
| Quote (viktoria_ING) Мой конспект. Спасибо, интересно было ознакомиться. Но мое понимание такое - нужно учиться самому различать, используя как наглядный пример то, что в Писании, что можно в субботу делать, а что нельзя. Иначе количество правил и толкований будет множиться бесконечно, и все равно желающий найти лазейку в них - найдет ее. Вот это, на мой взгляд - явные перегибы.Quote (viktoria_ING) ( сюда тоже относится если вы разрываете обертку , то чтобы не порвалось там где буквы) Quote (viktoria_ING) Получается, что даже ключ от квартиры носить нельзя. Но! В Израиле раввинат освещает каждый город, то есть делает "эрув" , создает ограждение и в пределах населенного пункта все как на одной территории. Я извиняюсь за прямоту, но людям свойственно иногда искуственно создавать препятствия (гипертрофировать), а затем доблестно их преодолевать. Остальные пункты я нахожу правильными. Но нужно, повторюсь, вырабатывать глобальное понимание. Так вижу. Если кого задел - простите.
Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою. Пр.21:23
|
|
| |
Андрей(ка) | Отправлено в: Понедельник, 17 Января 2011, 17:49 | Сообщение № 12 |
Постоянный участник
Сообщений: 223
C нами с 26 Января 2008
Откуда: Украина
Статус: Отсутствует
| Quote А это было в 4-й день работы Бога. И это было Новолуние, потому что месяц только что появился в этот день вообще. А что, Вы точно удостоверены, что те "дни" это именно обычные земные дни (сутки)? Я например, в этом не уверен... Очень интересно, как они отсчитывались до момента в Быт.1:14 ? (я тоже люблю пускать мыльные пузыри - они очень красивы, но в конечном счете к сожалению, лопаются. главное, не делать этого духовно...)
Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою. Пр.21:23
|
|
| |
Хульда | Отправлено в: Понедельник, 17 Января 2011, 20:34 | Сообщение № 13 |
Участник
Сообщений: 428
C нами с 20 Сентября 2009
Откуда: Латвия
Статус: Отсутствует
| Quote (Deniska) Это мог быть любой день. Даже полнолуние. Я тоже больше склоняюсь к такому мнению, что было полнолуние. [BibleQuote]15. И да будут они светилами в пространстве небесном, чтобы светить на землю. (Брейшит 1)[/BibleQuote] Когда евреи выходили из Египта, было полнолуние, 14 нисана. Им было легче идти, Луна освещала им путь. [BibleQuote]"Соблюдай день Шабата и храни его святым, как заповедал тебе Г-сподь, Б-г твой. Шесть дней трудись и делай всю работу твою, а седьмой день - Шабат, день Г-спода, Б-га твоего. Никакой работы не выполняй - ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни бык твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец в доме твоем, - чтобы раб твой и рабыня твоя могли отдыхать, как и ты. Помни, что рабом был ты в земле египетской, но Г-сподь, Б-г твой, вывел тебя рукой могучей и мышцею простертой. Поэтому и заповедал тебе Г-сподь, Б-г твой, соблюдать день субботний" (Дварим 5:12-15).[/BibleQuote] Полнолуние - это такая фаза Луны, когда Солнце, Земля и Луна находятся примерно на одной линии. Когда они все находятся на одной линии, то наступает лунное затмение. Почему бы Творцу было не выстроить светила небесные "по линеечке"?
Утешайся Господом, и Он исполнит желание сердца твоего.
Отредактировал/а: Жанна - Понедельник, 17 Января 2011, 21:40 |
|
| |
viktoria_ING | Отправлено в: Понедельник, 17 Января 2011, 20:51 | Сообщение № 14 |
Участник
Сообщений: 62
C нами с 18 Декабря 2010
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| Quote Вести отсчет надо с того дня, когда Он сотворять начал. А так как Первое Новомесячье было только в Четвертый День Творения, когда Он поместил Светило большее и Светило меньшее в пространстве Неба, то стало быть Четвертый День Творения, работы Бога - это первый День появления Луны и начало месяца (Новомесячье!). (Если честно, этот нюанс знают даже дети , потому что читают Тору на иврите.) Там есть "Вначале сотворил Б-г את небо и את землю"... И именно это сначала кажущаяся как приставка, на самом деле дает понять что Б-г сотворил от А до Я "небо", то есть вселенную, и от А до Я землю, то есть туда уже входили все планеты, спутники и все прочее твердое... Дальше уже как мы знаем: "Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Б-г да будет свет"... Вобщем зажег светила. А в четвертый день он просто сгруппировал те, что конкретно для нашей земли предусмотрел.
Опять же. мы соблюдаем шабат по категории Творений Бога, а не потому когда месяц и земля сблизились. Если начнет с 4-того дня тогда это уже получится язычество...
Quote (Андрей(ка)) А что, Вы точно удостоверены, что те "дни" это именно обычные земные дни (сутки)? Я например, в этом не уверен...
Вы правы. Человечеству нужна была семиричная система отсчета. Ну так Б-гу было угодно... Видимо, это одна из первых и главных заповедей.
"Возьми все это у меня и за меня же рассуди... ..и услыхав за ними глас любви, ответил Ты, и рухнули преграды" КЧ ОСОЗНАЮ СЕБЯ КАЖДЫЙ МИГ ВЕЧНОСТИ В СВЕТЕ, ЛЮБВИ, ГАРМОНИИ, ПОКОЕ
Отредактировал/а: viktoria_ING - Понедельник, 17 Января 2011, 20:57 |
|
| |
Хульда | Отправлено в: Вторник, 18 Января 2011, 00:13 | Сообщение № 15 |
Участник
Сообщений: 428
C нами с 20 Сентября 2009
Откуда: Латвия
Статус: Отсутствует
| Quote (Жанна) Когда евреи выходили из Египта, было полнолуние, 14 нисана. Им было легче идти, Луна освещала им путь. Хочу исправить свою ошибку: [BibleQuote]Двинулись они из Рамсеса в первый месяц, в пятнадцатый день месяца, на следующий день после того, как принесли пасхальную жертву, вышли сыны Израиля бесстрашно на глазах у всех египтян. (Бемидбар 33.3) [/BibleQuote] Но почему ночью, а не утром? Из Мицраима ночью. Но разве не днем вышли они, как сказано: "...на следующий день после (принесения) песах вышли сыны Исраэля... (на виду у всего Мицраима)" (Бамидбар 33, 3)? Однако (сказано так), потому что ночью Паро дал им дозволение уйти, как сказано: "И призвал он Моше и Аарона ночью и т. д." [Шмот 12, 31] [Сифре; Бpaxoт 9a]. (Паро - фараон)
Утешайся Господом, и Он исполнит желание сердца твоего.
|
|
| |
Галилеянка | Отправлено в: Вторник, 18 Января 2011, 18:41 | Сообщение № 16 |
Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| Главное - отдыхать в седьмой день, но не воскресенье, потому что он первый считается, если судить по израильской неделе. Хотя сам факт это отдых именно в седьмой день, который и назван шабат. Проблема что христианство превратило первый день в седьмой, и создало кроме теологической проблемы еще и физическую, ведь во всех странах воскресенье выходной.
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|
|
| |
viktoria_ING | Отправлено в: Вторник, 18 Января 2011, 23:20 | Сообщение № 17 |
Участник
Сообщений: 62
C нами с 18 Декабря 2010
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| Рав Моше Пантелят Царица Суббота Законы субботы Quote Написано в книге Шмот (31:12:13): «И сказал Всевышний, обращаясь к Моше: скажи сыновьям Израиля: только бы вы соблюдали Мои Субботы, ибо она (Суббота) – знак между Мной и вами во всех ваших поколениях. Чтобы вы знали, что Я – Всевышний, освящающий вас». Субботний покой - не способ отдыха в выходной день, а СВИДЕТЕЛЬСТВО ПЕРЕД ВСЕМИ ЛЮДЬМИ О ТОМ, ЧТО МИР СОТВОРЕН И У НЕГО ЕСТЬ ЦЕЛЬ! Quote (Жанна) Но почему ночью, а не утром? ...в Израиле есть такая фишка: вечер , после захода солнца уже называется "ночь". "Вечер" был пока солнце заходило. ...я тоже сначала доказывала что ночь это типа в 9 вечера и дальше... Но нет. В Израиле солнце зашло - всё - ночь! Quote (мина) Суббота-это ЗНАМЕНИЕ! Написано в книге Берешит: Quote И БЫЛИ ЗАВЕРШЕНЫ НЕБО И ЗЕМЛЯ СО ВСЕХ ИХ ВОИНСТВОМ. И ЗАКОНЧИЛ ВСЕВЫШНИЙ В СЕДЬМОЙ ДЕНЬ ТРУД, КОТОРЫМ ЗАНИМАЛСЯ, И ПРЕКРАТИЛ В СЕДЬМОЙ ДЕНЬ ВСЮ РАБОТУ, КОТОРУЮ ДЕЛАЛ. И БЛАГОСЛОВИЛ ВСЕВЫШНИЙ СЕДЬМОЙ ДЕНЬ, И ОСВЯТИЛ ЕГО, ИБО В ЭТОТ ДЕНЬ ПРЕКРАТИЛ ВСЮ СВОЮ РАБОТУ КОТОРУЮ, СОЗИДАЯ, ДЕЛАЛ. "Прекратив, подобно Творцу, работу в седьмой день недели, человек свидетельствует: этот мир однажды был создан и у него есть хозяин, Творец. Другими словами, наш мир существует не потому что подчиняется вечным и неизменным законам природы. Он был создан Высшей силой с определенной целью, и лишь она дает смысл всему творению. Таким образом, субботний покой - не что иное как АКТ ВЕРЫ! Рав Моше Пантелят Царица Суббота Законы субботы
"Возьми все это у меня и за меня же рассуди... ..и услыхав за ними глас любви, ответил Ты, и рухнули преграды" КЧ ОСОЗНАЮ СЕБЯ КАЖДЫЙ МИГ ВЕЧНОСТИ В СВЕТЕ, ЛЮБВИ, ГАРМОНИИ, ПОКОЕ
|
|
| |
Андрей(ка) | Отправлено в: Среда, 19 Января 2011, 12:34 | Сообщение № 18 |
Постоянный участник
Сообщений: 223
C нами с 26 Января 2008
Откуда: Украина
Статус: Отсутствует
| Quote (viktoria_ING) Таким образом, субботний покой - не что иное как АКТ ВЕРЫ!
Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою. Пр.21:23
|
|
| |
Андрей(ка) | Отправлено в: Четверг, 20 Января 2011, 19:35 | Сообщение № 19 |
Постоянный участник
Сообщений: 223
C нами с 26 Января 2008
Откуда: Украина
Статус: Отсутствует
| Я понимаю так - Творец желает вернуть своему творению (человеку) то состояние, которое имел Адам до грехопадения. У Адама не было в субботу жертвоприношений, хлебов на специальном столе и т.д. и т.п. Совершенная Жертва, на которую указывали прежние жертвоприношения, я верю, уже была принесена 2000 лет назад, и прообразы ее, совершаемые прежде, потеряли с этого момента свою актуальность. В Писании слова "на веки" не всегда обозначают "на все время существования вселенной". Я тоже на этом спотыкался. Поэтому не следует обвинять всех направо и налево, что мы не бежим табуном восстанавливать мишканъ. [BibleQuote] Матф.12:7 если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных
Ос.6:6 Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений.[/BibleQuote]
Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою. Пр.21:23
Отредактировал/а: Андрей(ка) - Четверг, 20 Января 2011, 19:38 |
|
| |
| |