[ Новые сообщения · Правила поведения · Участники · Поиск по темам · RSS лента ]
"Потому что Я Г-сподь, Б-г ваш, освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят" (Левит 11:44)
"Ибо все народы пойдут – каждый во имя божества своего, а мы пойдем во имя Г-спода Б-га нашего во веки веков." (Миха 4:5)
Шалом! Данный форум устроен по типу бейт-мидраш. Эта модель призвана помочь тем, кто желает изучать Тору и еврейскую мудрость, а учеников отличает стремление пополнить свои знания и найти им достойное применение. Люди данной категории не озабочены собственной репутацией или мнением большинства; их цель – сблизиться со Всевышним путем исполнения Его заповедей. Посещение «Бейт-Мидраш» не должно рассматриваться как место, где один человек обнажает духовную несостоятельность другого и претендует на исключительность собственного мнения. Суть общения и обучения – укрепление в праведности, исправление своего характера и, тем самым, участие в исправлении всего Мира (тикун олям).

У нас приветствуются ноахиты (бней-Ноах); геры (прозелиты), принявшие официальный или неофициальный гиюр, или находящиеся на пути к этому; выходцы из христианства или иных религий и культов; караимы; иудействующие, а также все Б-гобоязненные, неравнодушные к Б-гу Авраама, Исаака и Иакова, к Торе и Иудейскому образу жизни. Добро пожаловать!
Книга Мириам Исраэли Страна Аслана. Еврейский секрет Нарнии. "Хроники Нарнии" сквозь призму иудейского мировоззрения


Страница 1 из 11
Бейт-мидраш / Дом учения » ЕВРЕЙСКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ » Семейная Гармония - Шлом-Байт » О целибате с точки зрения иудаизма
О целибате с точки зрения иудаизма
ГалилеянкаОтправлено в: Пятница, 16 Сентября 2011, 20:10 | Сообщение № 1

Администратор
Сообщений: 5451
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
Мой комментарий: это общие сведения, касающиеся отношения иудаизма к безбрачию. Существует, однако, множество жизненных ситуаций когда, по каким-либо причинам, человек не имеет возможности вступить в брак. К таким людям, я полагаю, нижеследующее не относится.

***

Недельная глава «Итро» начинается словами: «И услышал Итро, жрец мидьянский, тесть Моше, обо всем, что сделал Бог для Моше и для Израиля, народа Своего, что вывел Господь Израиля из Египта. И взял Итро, тесть Моше, Циппору, жену Моше, после отослания ее, И двух сыновей ее, из которых имя одному Гершом, потому что сказал: пришельцем стал я в земле чужой; А имя другому Элиэзер, ибо Б-г отца моего мне в помощь и избавил меня от меча Паро. И пришел Итро, тесть Моше, и сыновья его, и жена его к Моше в пустыню, где он расположился станом у горы Божией. И дал знать Моше: я, тесть твой Итро, иду к тебе, и жена твоя, и оба сына ее с нею. И вышел Моше навстречу тестю своему, и поклонился, и целовал его, и спросили друг друга о благополучии, и вошли в шатер» (18:1-7).

Из этих слов явствует, что на протяжении долгого времени Моше жил без жены, что некоторые пытаются связать с его особой религиозной миссией. Между тем даже эти экзотические комментарии далеки от того, чтобы такое воздержание однозначно приветствовать. Так, возмущение Мирьям ("разве только с Моше говорил Господь, ведь и с нами Он также говорил" Бемидбар 12:1), некоторые объясняют именно тем, что отослав Ципору, Моше вообразил себя более приближенным к Всевышнему, чем другие пророки.

Далее в нашей недельной главе вроде бы опять же говорится о воздержании: «И сказал Господь Моше: пойди к народу и освяти его сегодня и завтра, и пусть вымоют одежды свои, Чтоб быть готовыми к третьему дню: ибо в третий день сойдет Господь пред глазами всего народа на гору Синай. И проведи границу для народа кругом, говоря: берегитесь восходить на гору и прикасаться к краю ее; всякий, кто прикоснется к горе, должен умереть. Да не прикоснется к такому рука, а камнями да будет он побит или застрелен; скот ли, человек ли, да не останется в живых. Когда же затрубит рог бараний, могут они взойти на гору. И сошел Моше с горы к народу, и освятил народ, и они вымыли одежды свои. И сказал он народу: будьте готовыми к третьему дню, не приближайтесь к женщине» (19:9-15).

Однако и этому требованию имеется совершенно постороннее - с моральной точки зрения – объяснение: в течение трех дней после супружеской близости женщина считается ритуально нечистой. Во всяком случае, именно такое объяснение дает Раши со ссылкой на трактат Шабат (86а).

Между тем если кто-то пожелает отыскать в Св.Писании подтверждение идеям целибата, то в других местах он не найдет даже и тех двусмысленных высказываний, которые имеются в нашей главе «Итро».

Воздержание от супружеской жизни никак не приветствуется также и в Устной еврейской традиции. Напротив, Талмуд содержит ряд радикальных высказываний прямо противоположного характера, как например: «Когда человек достигает 20-летнего возраста, то Всевышний спрашивает: когда уже этот человек женится, наконец?» или «Человек без жены - не человек».

Но в какой мере иудаизм далек от идеи целибата, особенно хорошо видно из истории с царем Хизкияу: «В те дни смертельно заболел Хизкияу; и пришел к нему пророк Йешаяу, сын Амоца, и сказал ему: так сказал Господь: "Сделай завещание дому твоему, ибо ты умрешь и не будешь жить". И повернулся он (Хизкияу) лицом к стене (храма), и молился Господу, говоря: Молю Тебя, Господи, вспомни ныне, что я ходил пред Тобою верно и всем сердцем, и делал я то, что угодно Тебе. И горько заплакал Хизкияу». (2 Малахим 20:1-3).

Гемара (Брахот 10) поясняет, что смертный приговор (причем и в сем мире, и в мире грядущем) был вынесен царю за воздержание от заповеди «плодитесь и размножайтесь». Хизкияу было открыто Духом Святым, что его дети будут вероотступниками, и он принял решение не производить их на свет вовсе. Именно это решение подвигло Всевышнего к тому, чтобы отнять у Хизкияу жизнь. Приговор этот, впрочем, был отменен после того, как царь одумался.

Безбрачие и эсхатология

Отношение христиан к вопросу брака и продолжения рода, как известно, долгое время оставалось другим. Целибат с самого начала показался христианам самым богоугодным видом аскезы, вплоть до того, что основатель ордена редемптористов Альфонсо Лигуори говорил: "Согласно древнему закону, евреи были народом, избранным Богом, в отличие от египтян. Согласно же новому закону, избранники Бога монахи, в противоположность светским людям".

Но как вообще в христианском сознании могла зародиться эта никак не подтвержденная Писанием идея? Очень часто евреи обвиняют христиан в антагонистическом противопоставлении духа и материи. Эта оценка совершенно ошибочна. В основе христианства лежит именно вера в воскресение плоти, и христиане наравне с иудеями всегда спорили с гностиками, действительно видящими в теле темницу души, а в материи – смерть в ее предельно чистом выражении.

Разумеется, немало повлияли на отношение к целибату общие платонические установки христианских теологов. Так, Флоровский следующим образом представляет учение св. Григория Богослова, для которого различие полов не относится к образу Божию, ибо не может быть возведено к Первообразу. "Посему, - заключает Григорий, - устроение естества нашего есть некое двоякое: одно, - уподобляемое естеству Божественному, и другое, - разделяемое на разные полы". Это второе "устроение" соединяет человека с природой бессловесной и скотской... Для человека, созданного по образу Божиему, не было и нужно разделение на полы, ибо размножение совершалось бы тем же недоведомым способом, "каким ангелы возросли до множества..." Только в грехопадении, выпадая вообще из равноангельского состояния, человек, утрачивает и этот образ бесстрастного размножения».

И все же даже эти рассуждения гностическими никак не назовешь: иудаизм хотя в определенной мере и возводит половое различие к «Первообразу», все же прекрасно различает между сотворением «по Его образу» и воспроизведением «по роду их». Невольно создается впечатление, что тяготение христиан к целибату обусловлено исходной ориентацией этой религии на «последние времена», спровоцировано словами ведомого на казнь Иисуса: «Дщери Иерусалимские! не плачьте обо мне, но плачьте о себе и о детях ваших. Ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие!» (Лук 23:28). Эти, предвещающие бедствия слова, были поняты в конце концов в отрыве от всяких бедствий: блаженны неплодные!

Если еврей видит историю длящейся, то христианин – в основе своей свершившейся. Исходно христианин – это представитель последнего поколения человечества, а тот, кто воздерживается от деторождения, не просто оказывается последним в своем роду, он знаменует конец истории, он сопряжен с последним смыслом. Монастыри – это, таким образом, островки, на которых собираются сыны последнего часа, только они - истинные Ученики.

Излишне говорить, что эти общие соображения по поводу «конца истории» в еще меньшей мере способны отменить заповедь «плодитесь и размножайтесь», чем данное Духом Святым прозрение, что порожденный тобою сын не получит удела в мире грядущем. По-еврейски, история – это «толдот», то есть «родословная». Иными словами, пока не протрубил судный шофар, продолжение рода, деторождение – это базовая человеческая заповедь, которую никому не дано отменять.

На протяжении веков христианская цензура тщательно следила за тем, что бы талмудическое изречение «Человек без жены - не человек» преподносилось в трансформированной форме: «Еврей без жены - не еврей», но правда состоит в том, что заповедь «плодитесь и размножайтесь» распространяется именно на все человечество. Остается только добавить, что в лице протестантизма христианство в значительной мере преодолело свой родовой эсхатологический комплекс и перешло к более подлинному богопочитанию, вернулось к религиозному опыту, более приближенному к еврейской традиции.

Арье Барац


Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
RecalcitrantОтправлено в: Пятница, 14 Июня 2013, 17:38 | Сообщение № 2

Постоянный участник
Сообщений: 466
C нами с 07 Декабря 2012
Откуда: Российская Федерация
Статус: Отсутствует
Если христиане впадали в одну крайность ("женщина-сосуд дьявола",обязательность целибата и прочая лабуда), то иудеи в другую.Ибо постановили мудрецы,что "мужчина,не имеющий жены-не человек"!

Кто не видит суеты мира,тот суетен сам.

Отредактировал/а: Recalcitrant - Пятница, 14 Июня 2013, 17:42
 
ГалилеянкаОтправлено в: Пятница, 14 Июня 2013, 20:18 | Сообщение № 3

Администратор
Сообщений: 5451
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
Цитата (Галилеянка)
«Человек без жены - не человек».
Цитата (Recalcitrant)
не человек

вообще-то, не так, а вот как: "не может считаться полноценным человеком". Несмотря на то, что лично для меня этот тезис также не совсем приемлем, его можно "оправдать", если взглянуть с объективной позиции, не вдаваясь в частности. Кстати, там же, в трактате Йевамот 62б сказано, что "муж должен любить свою жену, как самого себя, а уважать больше, чем самого себя".

Цитата (Recalcitrant)
Если христиане впадали в одну крайность ("женщина-сосуд дьявола",
насколько мне известно, так считают прежде всего мусульмане.


Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
RecalcitrantОтправлено в: Суббота, 15 Июня 2013, 08:30 | Сообщение № 4

Постоянный участник
Сообщений: 466
C нами с 07 Декабря 2012
Откуда: Российская Федерация
Статус: Отсутствует
Если человек старается следовать "путями" Всевышнего, не состоя в браке, можно ли назвать его неполноценным человеком?  Разве иудеи с их учением о  "гилгуле" не делают бессмысленной супружескую жизнь? И в исполнении ли "пру урву" смысл жизни человека?

Кто не видит суеты мира,тот суетен сам.
 
ГалилеянкаОтправлено в: Суббота, 15 Июня 2013, 11:25 | Сообщение № 5

Администратор
Сообщений: 5451
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
Цитата (Recalcitrant)
Если человек старается следовать "путями" Всевышнего, не состоя в браке, можно ли назвать его неполноценным человеком?
я же говорю, если рассматривать вопрос в частности - то конечно нет, нельзя назвать. Но если говорить глобально - то что было бы, если бы каждый вдруг захотел жить один, и институт брака вообще перестал существовать? Так что это палка о двух концах.

Цитата (Recalcitrant)
Разве иудеи с их учением о "гилгуле" не делают бессмысленной супружескую жизнь?
каждый человек приходит для исправления своих собственных недостатков, и для этого, имхо, ему необходимо побывать во многих качествах, в том числе, вероятно, и мужем, и женой, и одиноким.

Цитата (Recalcitrant)
И в исполнении ли "пру урву" смысл жизни человека?
нет конечно. Эта конкретная заповедь была дана первым людям, которым действительно следовало наполнять Землю. Сейчас же ее можно рассматривать как возможность воплотить души, ожидающие прихода сюда для исправления и совершенствования. О смысле жизни можно прочитать здесь.


Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
RecalcitrantОтправлено в: Суббота, 04 Января 2014, 17:45 | Сообщение № 6

Постоянный участник
Сообщений: 466
C нами с 07 Декабря 2012
Откуда: Российская Федерация
Статус: Отсутствует
Если собрать все, что по поводу отшельнической жизни и самоограничений пишет р. Бахья ибн Пакуда в одной из самых популярных еврейских книг по этике Ховот hа левавот ("Заповеди сердец"), то мы получим следующее утверждение: есть люди, которых сердце ведет к отшельнической жизни,-и для них это правильно; но как способ достижения праведности аскеза бессмысленна: люди путают причину и следствие, полагая, что праведники достигли праведности в отшельничестве своем, тогда как на самом деле они пришли к отшельничеству путем праведности.

Кто не видит суеты мира,тот суетен сам.
 
ГалилеянкаОтправлено в: Суббота, 11 Января 2014, 00:46 | Сообщение № 7

Администратор
Сообщений: 5451
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
Цитата Recalcitrant ()
но как способ достижения праведности аскеза бессмысленна
безусловно, ведь из Торы и ее заповедей мы можем понять, что праведность это прежде всего правильные взаимоотношения человека с окружающими (Б-г, люди, животные). Легко быть праведным наедине с самим собой... Однако праведность всегда должна проявляться в определенных поступках по отношению к другим.

Возвращаясь к теме, можно отметить, что ничто так не испытывает нашу праведность на прочность, как семья. Поэтому, не удивительно, что каждый второй, наверное, брак на планете рано или поздно распадается...


Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
Бейт-мидраш / Дом учения » ЕВРЕЙСКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ » Семейная Гармония - Шлом-Байт » О целибате с точки зрения иудаизма
Страница 1 из 11
Поиск:
Функции форума
Ленточный Вариант Форума  |  Правила поведения  |  Участники  |  RSS Лента  |  Поиск по Названиям Тем

Предупреждение: данный форум строго модерируем. Проводятся постоянные ревизии, чистки, а также удаляются устаревшие и потерявшие актуальность темы.

Цветовая маркировка групп: Читатель ~ Участник ~ Постоянный участник ~ Администратор

Поиск по всему сайту


Форум основан 1 июня 2006 г.
Хостинг от uCoz