елизавета | Отправлено в: Вторник, 21 Августа 2018, 14:58 | Сообщение № 1 |
Постоянный участник
Сообщений: 10
C нами с 21 Мая 2015
Откуда: Германия
Статус: Отсутствует
| О любви к Б-гу
О любви к Б-гу сказано много важного и верного. Но зачастую это воспринимается как нечто чрезмерно возвышенное, приукрашенное, оторваное от земных реалий. А ведь та любовь, которую требует Всевышний - проявление приземленное, адресованное животному человеческому началу. Более того, любовь, как известно, относится к сфере чувств. Но повеление любить Б-га обращено не к чувствам, а к разуму, что дает реальную возможность анализировать, искать, удостовериться собственным разумом заслуживает ли Твой Б-г твоей любви или нет? Желаешь ли следовать исходящему от Него? Б-г дает человеку реальную возможность самому определять в какой степени Он нужен Своему творению. Всевышний желает не слепой, фанатичной, а осознанной, вдумчивой, порождающей тягу к познанию любви человека. Естественным человеческим проявлением является стремление быть, как можно ближе к объекту своей любви. Чем сильней любовь, тем сильней это стремлениее. Поэтому "расстояние" между человеком и Б-гом устанавливает не Б-г, а человек. Не в этом ли одно из свидетельств подлинности изначальной свободы человеческого выбора?
Завершающая Тору книга "Дварим": "И призвал Моше весь Исраэль, и сказал он им: Слушай, Исраэль, законы и правопорядки, которые изрекаю во услышание вам сегодня; и изучайте их, и старайтесь исполнять их" (5:1). Стремление исполнять какие-либо требования в значительной мере зависит от отношения к тому, от кого они исходят. Поэтому далее звучит повеление: "И люби Господа, Б-га твоего, всем сердцем твоим, и всей душой твоей, и всем достоянием твоим" (6:5). Б-г велит любить Самого Себя? Почему? Предлагаю рассмотреть несколько аспектов этого повеления. Раши обращает внимание на следующие. ""Люби" - исполняй Его веления из любви. Не сравнить исполняющего из любви с исполняющим из страха. Служащий господину своему из страха покинет его, если (господин) станет слишком утруждать его, и пойдет своим путем". Действительно, у служащего из-за страха - главное желание сбросить с себя это давящее, угнетающее ярмо. Можно ли исренне любить набрасывающего ярмо? ""Всем сердцем твоим". В слове две буквы "бет" указывают на два побуждения: доброе и дурное, "всем сердцем твоим" означает: двумя побуждениями твоими". Полагаю это подразумевает две души человека - животную и Б-жественную.
То, что Б-жественная душа "любит" Всевышнего естественно и закономерно. Повеление "любить Б-га" адресовано животной душе человека. Если бы Всевышний обращался к Б-жественной (Своей частице, "вдунутой" в ставший человеческой плотью "прах земной"), это было бы фактически любовью к Самому Себе.
Способно ли животное начало любить Б-га? Полагаю, способно, поскольку оно обладает разумом. Более того, это является одним из существенных гарантов гармоничного сосуществования плотского и духовного человеческих начал. Любовь к Б-гу в немалой степени связана не с чувствами, а с разумом животного начала? Приведу несколько доказательств этого. Обратимся к наследию выдающегося еврейского философа средневековья Рамбама."С точки зрения Рамбама, путь к выполнению заповеди любить Б-га включает в себя углубленный анализ Его заповедей, а также размышление над Его действиями в природе. Целью этого является интеллектуальное постижение Творца. Человек наслаждается познанием Б-га, и это наслаждение лежит в основе любви. Повеление любить Г-спода обращено не к эмоциям; оно направлено на интеллектуальную деятельность, в результате которой в человеке зарождается чувство любви к Б-гу", - подчеркивает известный исследователь наследия Рамбама профессор Ицхак Тверский. И главное благо этого, на мой взгляд, в том, что зарождается это столь высокое благотворное чувство в обладающем множеством пороков животном человеческом начале. Почему?
Известный израильский профессор Йосеф бен-Шломо со ссылкой на Рамбама пишет: "Что же касается уникальности человека по отношению к животным, то здесь возникает вопрос: не является ли интеллект понятием количественным, а не качественным. И если интеллект есть и у животных, тогда в чем же принципиальное отличие человека? Ясно, что у животных нет речи, которая выявляет способность к условному абстрактному мышлению. И все же животные тоже обладают интеллектом. Разум человека просто очень высокая степень развития этого интеллекта, но разница между ними лишь количественная. Человек не отрывается от природы, он остается частью природы, и его интеллект есть лишь высшая ступень развития того же интеллекта, что есть и у животных". Как это связано с любовью к Б-гу?
"Рамбам придает познанию религиозную ценность. По его мнению, выполнение заповеди "И возлюби Г-спода Б-га своего" неразрывно связано с познанием. Чем всестороннее и глубже познание Б-га, тем подлинней любовь к Нему. Иными словами, Рамбам основывает понятие любви к Б-гу на разуме. Рамбам видит источник веры в разумном осознании Б-га". В рассматриваемой заповеди Торы говорится, что любить Творца следует "всем достоянием твоим". Наверное кроме помощи нуждающимся подразумевается "общественное достояние", означающее совокупность творческих произведений, то есть продукт деятельности интеллектуального потенциала. Постижение Творца,будь то религиозные источники, литература или искусство, создает духовно-интеллектуальную сокровищницу человечества.
Во Имя Небес
Наши учителя называют заповедь "Люби ближнего" - главным (золотым) правилом иудаизма. Не вступает ли заключающася в постижении и объяснении Окровений Б-жьих любовь к Нему в противостояние с любовью к человеку? Ведь интеллектуальная деятельность, как и любая другая, также порождает соперничество и конкуренцию, напоминающие зачастую соревнования: иногда по бегу, иногда по боям без правил? Но возможно ли подобное в еврейской религии? Полагаю если такое происходит, то это уже не еврейская религия. Главный еврейский турнир - это спор во Имя Небес. Выдающийся деятель иудаизма ХХ в. Менахем Мендл Шнеерсон подчеркивал: "Спор во имя Небес не может быть разрешен. Этот спор длится бесконечно - пока душа человеческая осваивает различные аспекты Б-жественной истины".Тут и старт сугубо индивидуальный, и конкретного финиша нет и быть не может - Учение неисчерпаемо. Более того, деятельность предшественников помогает пришедшим позже. Изучая духовное наследие, вдумываясь в него, всегда есть реальная возможность понять, сформулировать и нечто свое.
Может создаться впечатление, что любовь к Б-гу доступна только раскрывающим и объясняющим смысл Слова Б-жьего, а остальные не способны испытывать ее? Способны. Одним проявлений их любови к Б-гу, является, на мой взгляд, не только соблюдение законов, исполнение ритуалов, изучение религиозных источников, но и отношение к тем, с помощью которых люди постигают смысл Священных Текстов.
Полагаю, в повелении любить Всевышнего имеет место разрешение нескольких существенным проблем религиозной жизни:
1. Забота о тех, кто посвятил свою жизнь изучению и распространению исходящего от Всевышнего. Отношение к знатокам Учения значительной мере демонстрирует в какой степени оно нужно людям, то есть их отношение к Б-гу. Рав Зеев Гершензон подчеркивает: "Особое отношение, которое должно быть у еврея к тем, кто посвятил значительную часть своей жизни изучению Торы и воли Всевышнего (т.е. к "ученым евреям" - "талмид-хахамам") - т.к. такой человек становится "носителем Торы" (в той степени, насколько он действительно талмид-хахам), и обижая такого человека - обижают в первую очередь не самого человека, а Тору (и "отпечаток" Всевышнего)".
2. Любовь - самый прочный и надежный стимул объединения, поскольку он доброволен и вызван внутренними побуждениями. Именно любовь к Б-гу, как ни что иное способствует подлинному единству народа, формированию его облика.
Кусающийся осел
Если говорить начистоту, то любовь к Б-гу порождает не только положительные чувства и проявления. Она, на мой взгляд, более всего прочего бесит еврейских антисемитов. Бывают ли такие? Увы, сегодня их немало...
"Все начинается, как правило, с равнодушия к многовековым традициям своего народа, к его духовным идеалам и основным ценностям. На смену такому равнодушию приходит отчуждение, от которого - всего один шаг и до ненависти ко всему еврейскому. В свою очередь, ненависть порождает лживые обвинения в адрес всего, чем дорожит наш народ в течение тысячелетий. Это и есть - антисемитизм. Иначе такое воинствующее противостояние определенной части евреев собственным традициям - не обозначишь", - объяняет наш современнник рав Элиягу Эссас. Если есть "ненависть ко всему еврейскому", то, разумеется, она распространяется и на тех, от кого исходит подлинно "еврейское".
Полагаю именно в этой внутриеврейской ненависти смысл упоминаемой в Талмуде беседе одного из величайших мудрецов Израиля рабби Акивы (около 50–135 гг.) с его учениками.
"Сказал раби Акива: "Когда я был "ам hа-арец" (неуч), я говорил - кто бы мне дал мудреца, искусал бы я его, как осел". Сказали ему его ученики: "Почему ты говоришь "как осел", а не как собака?" Ответил им: "Потому, что осел, когда кусает, ломает кости, а собака не ломает"". Неужели агрессивное невежество настолько безобразно и разрушительно?
"Больше ненависть со стороны невежественных евреев к ученым, чем ненависть со стороны гоев к Израилю", - подчеркивает Талмуд. Эта ненависть воинствующих невежд, на мой взгляд, и есть еврейский антисемитизм, являющийся по своей сути "кусающимся ослом". Что поделать? У каждого явления нашего мироздания обязательно есть неотступно сопровождающий своего антипода противоположный партнер. Наверное противоположным партнером любви к Б-гу оказалось явление, именуемое "кусающимся ослом". Как сказано в Талмуде: "Все во власти Небес, кроме почтения перед Небесами"...
Е. Деревянченко
|
|
| |