Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| Рав Хаим Фридлендер
Сказали наши мудрецы: «Назначение мудрости – возвращение к Всевышнему и добрые дела» (Брахот, 17а). Другими словами, конечная цель постижения мудрости – развить и улучшить нравственность человека.
Несомненно, нет зла в том, что человек пользуется мудростью, чтобы облегчить и сделать более приятной свою материальную жизнь, но не это главное в мудрости, и не в этом ее цель. Мудрость, которая улучшает и совершенствует лишь внешнее окружение человека, но не его душу – не достигает своей цели и не считается мудростью. Более того – она причиняет ущерб и разрушение.
В отсутствие морали достижения науки служат злу. Мы видим это в наше время – в эпоху непрерывно множащихся научных достижений и открытий, которыми мы пользуемся и чьих полезных сторон не отрицаем. Но стал ли сегодня род человеческий счастливее? Стал ли он более утонченным и моральным, чем до всех этих научных открытий?
Нет сомнения, что ответ на этот вопрос – нет. Наоборот! Важнейшая часть научных разработок имеет военное предназначение. После открытия атомной энергии она была в первую очередь использована для убийства и разрушения. Также огромные научные и финансовые средства, вкладываемые в исследование космического пространства, имеют целью установление контроля над космосом, чтобы облегчить себе захват власти над земным шаром. Использование всего этого на благо человечества остается лишь делом второстепенным.
Таким образом, оказывается, что достижения науки используются ради зла. Это происходит по простой причине: все время, пока человек не исправляет свои качества, он пользуется мудростью и наукой для того, чтобы в максимальной мере удовлетворить свои нечистые вожделения и устремления. И потому, если подвести итог влиянию достижений науки на счастье и благополучие человечества, он оказывается отрицательным. Благородный идеал… и печальный конец. Любые придуманные человеком благородные идеалы (или положительное мировоззрение) могут быть успешно реализованы только тогда, когда проводящий их в жизнь человек возвышен и морально совершенен.
Например, в коммунистическом учении есть вроде бы хорошие [исходные] идеи, такие, как содействие благу бедняков и недопущение того, чтобы богачи сверх меры эксплуатировали рабочих. И действительно, от имени рабочих масс отняли у богачей их имущество, но из-за того, что делавшие это были людьми испорченными, образовалась новая прослойка вождей-богатеев, властвовавших над народом – от имени новой идеологии, но ради удовлетворения своих вожделений. По сути ничего не изменилось, а только лишь сменились богачи-эксплуататоры.
Такой была война Греции против иудаизма. Ведь мировоззрение Греции – власть человеческой мудрости и разума, и только их одних, даже когда люди, стоящие у власти – испорченные, и используют мудрость ради зла. В то же время мировоззрение еврейства Торы основано на том, что Всевышний дал нам Тору и мудрость, чтобы мы улучшали и доводили до совершенства наши душевные качества.
Мудрость – причина и гордыни, и скромности. Таким образом, с одной стороны, у мудрости есть сила привести человека к страху перед Небесами и к добрым делам, а с другой – есть опасность, что из-за нее человек дойдет до гордыни и отдаления от Всевышнего. Поясним это. Сказали наши мудрецы: «То, что мудрость сделала короной на голове своей, скромность сделала каблуком для подошвы обуви своей, как сказано: “Начало [буквально: голова] мудрости – страх перед Г-сподом” (Теилим, 111:1), и сказано: “Пята скромности – страх перед Г-сподом” (Мишлей, 22:4)» (Йерушалми, Шаббат, 1:3; см. также Шир а-Ширим Раба, 1:9). «Начало (замысел) мудрости – страх перед Г-сподом» – это означает, что первая и окончательная цель постижения мудрости – привести человека к страху перед Ним. Другими словами, начиная овладевать мудростью, человек должен осознавать, что конечная и истинная цель его в этом – обретение страха перед Небесами.
А с другой стороны, мудрость может привести человека к гордыне и заносчивости, поскольку, по природе вещей, человек, превосходящий других в мудрости, или более крупный и важный ученый, больше гордится, говоря самому себе: «Вот, я открыл новые вещи! До чего же велики моя мудрость и возможности! И хотя я пока не все открыл – несомненно, через какое-то время я познаю все тайны Творения!»
Но если тот ученый – человек, преданный истине, он признает, что каждое новое научное открытие не решает проблем. Хотя оно и решает какие-то из них, в результате открытия всегда возникают новые проблемы, о которых раньше ничего не знали. Например, с помощью новой системы телескопов ученые открывают в звездной системе многие новые вещи, о которых раньше не знали, и тем самым получают ответы на разные вопросы. Однако эти самые открытия пробуждают еще больше новых вопросов, на которые нет ответа. Итак, если только ученый правдив перед самим собой, то чем больше тайн Творения он открывает, и чем больше возникает перед ним вопросов, тем больше он признает за этим чудесным мирозданием руку великого Творца, а с другой стороны – также ограниченность своего разума и постижения, и в еще большей мере приобретает качество скромности, как сказал мудрец: «Цель знания – знать, что мы не знаем» («Бхинат Олам», 13:45). Другими словами, тот, чья мудрость невелика, ошибочно думает, что в силах человеческого разума ответить на все вопросы и преодолеть все трудности. Но чем больше мудрости приобретает человек, тем больше он признает, как малы его познания и как велика мудрость со всеми отраслями ее, которую он не в силах постичь. Мудрость эта – мудрость Творца всего, «впечатанная» в Его Тору и Его Творение.
Таким путем человек, преданный истине, с помощью мудрости приходит к признанию Творца и к устранению себя перед Ним – к страху перед возвышенностью и величием Его. И это – истинная цель мудрости, как сказано: «Начало мудрости – страх перед Г-сподом». «Пята скромности – страх перед Г-сподом»Как уже говорилось, страх – это вершина и корона мудрости; но достижение этой ступени – страха – через мудрость сопряжено с трудностями и опасностями. В то же время о скромности сказано: «Пята скромности – страх перед Г-сподом» (Мишлей, 22:4), то есть страх – это «каблук у подошвы обуви скромности». Другими словами, если человек приобрел лишь немного скромности, так что ее можно сравнить с «пяткой» [на иврите «пятка» – то же слово, что и «каблук»], которая является низшей и низменной частью тела, и он ступает пяткой своей только первые шаги в приобретении душевного качества скромности, то он сразу же достигает ступени страха перед Всевышним – ибо что может воспрепятствовать в этом человеку, который признал Творца и боится Его, если не гордыня?
Почему же и как она препятствует? Гордец использует свою мудрость, как и другие свои достоинства, чтобы гордиться все сильнее, и думает о себе: «Вот, я – открывающий, и знающий, и мудрый, и т. п.» Но в глубине сердца он знает и чувствует, что если он признает существование Творца, Его всемогущество и Его наблюдение и управление, то против своей воли поймет, что вся его мудрость и все, что есть у него – от Творца, как сказано: «Ибо Г-сподь даст знание, из уст Его – мудрость и разумение» (Мишлей, 2:6). Он почувствует, насколько он мал напротив Творца, и насколько же уменьшится тогда его «Я»! И потому гордыня не позволяет открыть Творца в Творении – и делает невозможными веру и страх перед Всевышним.
С другой стороны, скромному человеку легко признать и открыть Творца, поскольку он осознает свою незначительность, и потому не будет ему тяжело самоустраниться перед величием Творца. Наоборот! Чем больше открывает он чудес Творения и наполняет себя мудростью, тем больше осознает мудрость Творца и Его величие и поднимается в своем страхе перед Ним. Таким образом, скромному легче достичь ступени страха, и мудрость для него – средство, помогающее достичь ступени страха перед величием Всевышнего.
Гордыня и скромность – корень борьбы между Грецией и Израилем. Сказанное выше объясняет нам суть борьбы между мудростью Греции – мудростью человеческой, построенной на власти разума и видящей в разуме «все» [то есть, не видящей ничего, кроме него], и мудростью Израиля – Торой Всевышнего. Ибо корнем извращенного мировоззрения греков среди всех душевных качеств была гордыня, дающая человеку ощущение, будто он, благодаря своим уму и способностям, всемогущ, и тем самым отрывающая его от веры во Всевышнего – Того, Кто действительно всемогущ.
В противоположность этому, мудрость Торы основана на таком душевном качестве, как скромность, и на устранении себя перед возвышенностью и величием Всевышнего, ибо основа принятия нашей Торы – подчинение себя Его воле, состоящей в том, чтобы мы изучали Тору и исполняли заповеди – даже тогда, когда мы тех или иных вещей не понимаем.
Против этого самоустранения народа Израиля перед волей Всевышнего и воевали греки, как обладатели человеческой мудрости – против носителей мудрости Б-жественной. И за это жертвовали своей жизнью Хашмонаим – чтобы мудрость Торы возобладала над мудростью греков; и потому воздал им за это Всевышний и «предал злодеев в руки занимающихся Торой».
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|