[ Новые сообщения · Правила поведения · Участники · Поиск по темам · RSS лента ]
"Ибо Я - Господь Б-г ваш: освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят" (Левит 11:44)
"Ибо все народы ходят, каждый во имя своего бога; а мы будем ходить во имя Господа Б-га нашего во веки веков" (Мих.4:5)
Шалом! Данный форум устроен по типу бейт-мидраш. Эта модель призвана помочь тем, кто желает изучать Тору и еврейскую мудрость, а учеников отличает стремление пополнить свои знания и найти им достойное применение. Люди данной категории не озабочены собственной репутацией или мнением большинства; их цель – сблизиться со Всевышним путем исполнения Его заповедей. Посещение «Бейт-Мидраш» не должно рассматриваться как место, где один человек обнажает духовную несостоятельность другого и претендует на исключительность собственного мнения. Суть общения и обучения – укрепление в праведности, исправление своего характера и, тем самым, участие в исправлении всего Мира (тикун олям).

У нас приветствуются ноахиты (бней-Ноах); геры (прозелиты), принявшие официальный или неофициальный гиюр, или находящиеся на пути к этому; выходцы из христианства или иных религий и культов; караимы; иудействующие, а также все Б-гобоязненные, неравнодушные к Б-гу Авраама, Исаака и Иакова, к Торе и Иудейскому образу жизни. Добро пожаловать!
Книга Мириам Исраэли Страна Аслана. Еврейский секрет Нарнии. "Хроники Нарнии" сквозь призму иудейского мировоззрения


Страница 1 из 11
Бейт-мидраш / Дом учения » ЕВРЕЙСКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ » Знание и Мудрость - Даат ве-Хохма » Вера есть знание, основанное на опыте, и доверие, (основанное на этом знании)
Вера есть знание, основанное на опыте, и доверие,
ГалилеянкаОтправлено в: Пятница, 08 Марта 2013, 16:32 | Сообщение № 1

Администратор
Сообщений: 5415
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
Как же человеку найти верную дорогу на запутанных земных путях? Ведь лишь немногие мудрецы и праведники достигли такого уровня душевной чистоты, что их ведет та самая нить, связующая сознание с Высшим миром. Для того, чтобы не заблудиться, у нас есть путеводитель - Тора и заповеди. И как душа не может согрешить без посредства тела, так и выполнить заповедь она способна только с его помощью.

У каждого Б-жьего создания есть духовная задача в этом мире, и потому человек так дорожит своей земной жизнью, хотя душа его жаждет возвращения к своему Источнику. Просьба о продлении наших дней - это просьба дать нам возможность продолжать творить, действовать, пока мы еще не попали в мир будущий, мир, в котором уже нет места для созидания. Почему говорят: «Лучше один час раскаяния и добрых дел в этом мире, чем целая жизнь в мире грядущем» (Авот, 4:17)? Потому что этот мир - мир работы, а будущий - мир воздаяния, 'и тот, кто по-настоящему служит Всевышнему, жаждет работы, а не платы.

Задача души - освятить тело. Цель Торы и заповедей - не преодолеть материальный мир, а освятить, одухотворить его.

Христиане знают, что будущий мир - мир духовный, но они не поняли сущности земного мира. По их представлениям, он источник зла. Поэтому христиане не дорожат «земной юдолью», их мечта - мир грядущий.

Попытаемся понять, к чему же стремится наша душа. Свои утренние благословения еврей начинает словами: «Г-сподь! Душа, которую Ты даровал мне, чиста...». В этих словах содержится очень глубокий смысл. Душа человека чиста всегда, чиста так же, как в тот момент, когда он получил ее в дар от Всевышнего, - если только он сам ее не запачкал. Это также означает, что даже у самого закоренелого грешника в душе теплится чистая, яркая искорка, раздув которую, он может исправиться. Языческие философы искали и не нашли точку опоры, чтобы перевернуть земной шар, - но одна-единственная искорка Б-жественного света может стать точкой, опираясь на которую, можно перевернуть всю свою жизнь. Часто человек даже не подозревает о сокровенных глубинах своей души, и тогда с Небес ему посылают намек, который помогает душе проснуться. Всевышний любит каждого еврея и ждет его возвращения, как отец ждет своего сына, ушедшего в дальние страны.

Один советский солдат, еврей, служил в Афганистане во время войны. Однажды он шел по тропинке, и вдруг из-за кустов навстречу ему поднялась кобра. Солдат замер на месте. Кобра тоже стояла неподвижно, но стоило ему шевельнуться, как она начинала угрожающе раскачиваться. Так продолжалось четыре часа. За это время вся жизнь прошла перед глазами солдата, он вспомнил, что он еврей, и все, что слышал о иудаизме, и решил: если останется в живых, то вернется к вере своего народа. И тогда кобра вдруг уползла. Добравшись до части, он обнаружил, что все его товарищи убиты - афганцы совершили налет на базу. Солдат понял, что кобра не случайно оказалась на его пути. Он сдержал свое обещание - вернувшись из армйи, стал соблюдать заповеди Торы.

Основное свойство души - это вера. Она - высший дар, которого удостоился человек вместе с жизнью. Нет человека, который не верил бы в Б-га, потому что его душа чувствует свой Источник. Во время Шестидневной войны четырехлетний мальчик, не получивший никакого еврейского воспитания, сын активиста левой антирелигиозной организации, вдруг сказал своему отцу: «Папа, не бойся, Всевышний хранит нас!».

И на недоуменный вопрос: «Откуда ты это взял?» - ответил: «Я знаю». Это знала его душа...

Испокон веков люди верили, что Б-г сотворил мир. Даже идолопоклонство основано на потребности души в вере. Особенно сильна эта потребность у евреев (ибо еврейская душа помнит момент получения Торы от Самого Творца). Поэтому те из нас, кто живут в отрыве от традиций своего народа, никогда не находят душевного покоя, бесконечно ищут своего Б-га. Недаром столь многие евреи примыкают к разным сектам и религиозным течениям во всех странах мира.

Говоря об особой потребности еврея в вере, об избранности еврейского народа, мы подразумеваем, что Б-г избрал наш народ для высокой цели. Действительно, приложив усилия, еврей может достигнуть более высокого духовного уровня, чем нееврей. Но это означает прежде всего более строгую ответственность сына Израиля за все свои поступки, более строгое наказание за пренебрежение своей духовной миссией. Потому и грехи, совершенные евреями, наказываются строже, чем прегрешения представителей других народов. Когда нееврей хочет принять иудаизм, ему прежде всего объясняют, что он должен взять на себя особые обязательства пред Б-гом.

В книге «Дерех эц гахаим» Раби Моше-Хаим Луццатто (1707-1747) говорит, что Тора - это истинный свет, тот особый свет, который Всевышний дал народу Израиля. Другие народы могут достичь мудрости с огромным трудом, ощупью пробираясь в темноте. А еврейская мудрость - это отблеск света самой Торы. Как свет солнца, проникая в окна, озаряет весь дом, так свет Торы озаряет душу человека, помогая ему понять и себя, и все тайны мироздания. Душа еврея похожа на тлеющий уголек - стоит подуть на него, как он ярко вспыхнет. И это не просто метафора - мы ведь уже говорили, что душа еврея содержит искры Б-жественного света.

Такими же искрами Б-жественного света являются двадцать две буквы еврейского алфавита, прообразы которых находятся в высших мирах. Оттого святость нисходит на все Священное Писание, на все святые тексты - свитки Торы, тфилин, мезузы... Если в свитке Торы искажена хоть одна буква, Б-жественный свет, нисходящий на него, меркнет.

«Учение Торы - превыше всего», - сказано мудрецами. Еврей, изучающий Тору, дает выход Б-жественному свету, заключенному в буквах. И он изливается в мир. Чем больше, глубже, серьезнее евреи учат Тору, тем больше Б-жественного света попадает в наш мир и исправляет его.

Требуется пояснить, что мы вкладываем в понятие веры, поскольку это понятие является ключевым. Для людей, говорящих по-русски и воспитанных рядом с русской (а значит, христианской) культурой, вера, согласно известному определению, начинается там, где кончается знание. Таким образом, вопрос верить или не верить - вне компетенции разума. Не имеет значения, согласуются ли постулаты веры со здравым смыслом, ведь здравый смысл основан на опыте, т. е. на знании.

Такого понятия веры в еврейском языке нет. Слово эмуна (вера) образовано от корня, означающего «обучать, воспитывать, тренировать». Вера есть знание, основанное на опыте, и доверие, основанное на этом знании. Тора требует от нас не веры (в христианском значении), а именно знания. Не случайно евреи - единственный народ, у которого в любые времена грамотность была всеобщей. Следует заметить, что уникальное отношение к учению в еврейском обществе отнюдь не объясняется любовью к учебе как таковой. Изучение Торы подразумевает наполнение жизни полученным знанием, ибо Тора дана нам, чтобы жить. В Торе знание начинается и идет от веры. Еврейское мышление неразрывно связано с верой. Сказано: «Основа мудрости - трепет пред Г-сподом; станут мудрыми те, кто исполняет волю Его» (Тегилим, 111:10).

Евреи смотрят на мир через «призму» веры, и наша мудрость - это «трепет пред Г-сподом». Это совершенно необычный способ мышления. Еврей живет верой и, чтобы жить этой жизнью, недостаточно только знания. Нужно вложить много сил, много постоянной ежеминутной тренировки, которая длится от первого вздоха при рождении и до последнего вздоха при смерти. Исполнять волю Всевышнего - это постоянная напряженная работа.

Мы верим, что Всевышний вывел нас из Египта, что мы получили святую Тору у Синайской горы, что все сказанное в Письменной и Устной Торе - это правда. Мы верим, что все заповеди, которые мы исполняем, дал нам Б-г.

Иудаизм не имеет ничего общего со слепой верой. В одной притче рассказывается, как некий нерелигиозный еврей пришел к раввину и с вызовом заявил:
- Я не верю в Б-га!
- Я тоже, - спокойно ответил раввин.
- Ты? - удивился гость. - Но ты же раввин!
- Да, - подтвердил раввин, - я не верю в такого бога, в которого ты не веришь, в такого бога, которого ты представляешь себе. Для чего нужна вера? Чтобы знать, как служить Творцу. Вера - это отношение между нами и Б-гом.

Кроме веры, есть у человеческой души и другие качества. В каждом из нас живет потребность любить другого и неприятие ненависти и насилия. У каждого есть чувство красоты, чувство совершенно иррациональное, поскольку оно не имеет никакого практического применения. Не случайна и наша любовь к природе чудесные пейзажи напоминают душе Землю в том виде, в каком она была создана Б-гом.

Что быстрее всего? Свет, ответит каждый. Луч света преодолевает 300 ООО км в секунду. Но есть нечто еще более стремительное - это мысль человека. Сотни тысяч лет добирается луч до ближайшей галактики. Мысль же может оказаться там в одно мгновение. С такой же скоростью она проникает и в другой мир, недоступный для материальных объектов. Мысль не ограничена временем и расстоянием, так же как и безграничен Творец. И это неудивительно, ведь мысль - продукт сознания человека, иначе говоря, души. А душа, как мы знаем, принадлежит к высшим мирам.

В каждой душе живо стремление к справедливости и желание «быть хорошим». Даже самый закоренелый преступник испытывает угрызения совести и старается найти оправдание своим злодеяниям. Многие из наших великих учителей считали, что огонь Гейнома - это огонь стыда, который сжигает нас за наши грехи.

Душа чувствует не только постоянную связь с Создателем, но и истинный порядок мира, поэтому она так откликается на все заповеди Торы. Человек в глубине души нуждается в руководстве, в границах и запретах. Известный психолог д-р Дрейкурс, изучая детскую психологию, писал, что «ограничения дают ощущение безопасности и делают возможным нормальную деятельность в общественных рамках». Когда мы чувствуем себя в безопасности? Когда знаем, что нас кто-то защищает и что мы поступаем правильно. Следуя путями Творца, мы находимся под Его защитой. И выводит нас на эти пути душа, подобно тому, как птица находит дорогу к родному гнезду.

Евреи верят в воскрешение мертвых, которое произойдет при наступлении царства будущего мира - гаолам габа. Об этом говорится во втором благословении молитвы «Амида» (или «Шмонэ-эсрэ»;), которую каждый еврей должен читать три раза в день. В еврейской традиции есть два основных подхода к тому, что будет с душами, когда все мертвые вернутся к жизни. Один принадлежит Рамбаму, другой - Рамбану. Согласно мнению Рамбама, когда человек умирает, душа его переходит в гаолам габа, называемый так потому, что он является продолжением нашего мира. Душа продолжает в нем жизнь, которую, будучи «одетой в тело», вела в этом мире. Грядущий мир представляет собой исключительно духовную субстанцию. Воскрешение же мертвых есть, согласно этому мнению, лишь временное возвращение души в физический мир бытия. Произойдет это, возможно, для того, чтобы праведники увидели, в буквальном смысле, глазами - мир Машиаха. Затем они снова вернутся в духовный мир.

По мнению Рамбана, аолам аба (грядущий мир) - это тот физический мир, каким он будет после воскрешения мертвых, мир, в котором душа вновь обретет свою телесную оболочку. Того же взгляда придерживается большинство кабалистов, основываясь на сказанном в книге «Зогар». Согласно этому мнению, целостная личность представляет собой единение тела и души, и поэтому полное восприятие Б-жественного света так же невозможно без тела, как невозможно оно и без души. Воскрешение мертвых - это конечное воздаяние человечеству, и оно станет началом царства грядущего мира.

Желание жить присуще каждому человеку, даже тому, кто хочет покончить с собой. У евреев это желание очень сильно - по статистике они чаще представителей других народов обращаются к врачам, и сама профессия врача - «еврейская». Были периоды, когда медик должен был знать иврит, чтобы читать специальную литературу.

Известно, что еврейское учение считает самоубийство величайшим грехом. Человек не вправе сам решать, когда ему закончить свой земной путь, когда возвратить Всевышнему Его драгоценный подарок - живую душу. Это подтверждается впечатлениями «свидетелей» - тех пациентов д-ра Р.Муди, которые выжили после попытки самоубийства. Все эти люди отмечают, что проблемы, от которых они пытались убежать, не исчезали с освобождением от физического тела. Один из них сказал так: «Если вы оставляете здесь измученную душу, то и там будет то же самое». Некоторые утверждают, что пробыли в другом мире довольно долго, и это было наказанием за «нарушение правил», за то, что они самовольно пытались«освободиться от своего  предназначения в этой жизни». Другие рассказывали, что когда они находились в состоянии клинической смерти, они получали намек на то, что самоубийство - жестокий акт, сопровождаемый суровым наказанием.

В последние годы в мире ведутся споры о том, вправе ли врачи прекратить жизнь тяжело больного, испытывающего страдания от своего недуга и обреченного на смерть. Часто невыносимыми страданиями (моральными или физическими) оправдывают и самоубийство. Еврейская вера категорически запрещает применять любой насильственный способ прекращения жизни человека, даже если он сам на это согласен. Мы помним, что есть люди, которые приобретают место в будущем мире за один час. Вправе ли человек отнять у кого то или даже у самого себя этот час, главный час в его земной жизни?

Для примера можно вспомнить одну хасидскую притчу.
Один тяжело больной человек решил покончить с собой, чтобы избавиться от страданий. Но перед этим он пришел посоветоваться к цадику. Цадик вел в это время урок в йешиве и сказал этому человеку: «Подожди меня, я скоро освобожусь». Гость сел на скамейку и незаметно заснул. И приснился ему сон, будто он умер и предстал перед Высшим судом. И стоят рядом с ним весы, по которым определится, что он заслужил - огонь Гейнома или будущий мир. И вот выступает ангел-обвинитель, рассказывает о его проступках, и грехи переполняют одну чашу весов. Затем выходит ангел-заступник и говорит: «Но зато он страдал!». И другая чаша наполняется мучениями, их все больше, они почти уже уравновесили чашу с грехами - и вдруг кончились! «Еще, еще мучений!» - в отчаянии закричал человек и проснулся. Теперь ему хотелось поговорить с цадиком совсем о других вещах...

А сколько несчастных совершают самоубийства под влиянием настроения, в ситуациях отнюдь не безвыходных! Они отнимают у себя не только награду в будущем мире, но и радости этого мира. Автор этой книги не может забыть, как на одной свадьбе к нему подошла мать жениха и сказала: «Знаете, ровно год назад, день в день, он пытался покончить с собой от несчастной любви к этой девушке. А сегодня он на ней женится». Эта история должна послужить уроком для тех, кого недостаток веры может привести к необратимому поступку. Ибо что есть самовольное лишение себя жизни, как не неверие в пути Справедливого Судьи?

По материалам istok.ru


Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
Бейт-мидраш / Дом учения » ЕВРЕЙСКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ » Знание и Мудрость - Даат ве-Хохма » Вера есть знание, основанное на опыте, и доверие, (основанное на этом знании)
Страница 1 из 11
Поиск:
Функции форума
Ленточный Вариант Форума  |  Правила поведения  |  Участники  |  RSS Лента  |  Поиск по Названиям Тем

Предупреждение: данный форум строго модерируем. Проводятся постоянные ревизии, чистки, а также удаляются устаревшие и потерявшие актуальность темы.

Цветовая маркировка групп: Читатель ~ Участник ~ Постоянный участник ~ Администратор

Поиск по всему сайту


Форум основан 1 июня 2006 г.
Хостинг от uCoz