MESHULAM | Отправлено в: Понедельник, 26 Декабря 2016, 06:57 | Сообщение № 1 |
Фесвитянин
Сообщений: 1188
C нами с 12 Октября 2006
Откуда: Российская Федерация
Статус: Отсутствует
| I. Подход Талмуда к чуду Хануки. Существует принципиальная разница между тем, как описывается праздник Ханука в Вавилонском Талмуде, и тем, как он предстает перед нами сквозь призму Книги Хашмонаим и доталмудических танаических сборниках. Согласно ВТ, суть Хануки заключалась в чуде с кувшинчиком масла и Меноре, так, как это описано в трактате Шабат лист 21Б: «Что такое Ханука? 25-ое Кислева – начало восьми дней Хануки. В эти дни не оплакивают умерших и не постятся, потому, что когда греки вошли в Храм, то осквернили все масло, которое там находилось. А когда власть Хашмонаим окрепло и они победили, то нашелся только один кувшинчик с маслом, запечатанный печалью Первосвященника, и было в нем масла достаточно только на один день горения, но произошло чудо, и зажигали от него восемь дней. На следующий год эти дни сделали праздничными, постановив читать в них Галлель и благодарения». И это все, что говорит Вавилонский Талмуд о сути праздника, а в Иерусалимском Талмуде нет вообще никакого упоминания о причине установления Хануки. В трактате Рош га-Шана (24Б) и в некоторых другим местах ВТ дает описание того светильника, который сделали Хашмонаим, войдя в Храм: «Это были железные вертела, которые покрыли цинком; когда разбогатели – сделали их из серебра; еще больше разбогатели – сделали их из золота». РаШИ комментирует: «Когда они одержали победу над греками и изгнали их из Иерусалима, и очистили Храм, они были бедны и не могли сделать ее из золота». Но этого описания первой, второй и третьей Меноры не достаточно, чтобы сформировать историко-духовный смысл праздника Ханука. Отсюда ясно лишь, что ту Менору, которая до этого стояла в Храме, похитили греки, как это описывается в Книге Хашмонаим (Кн.1, 1, 23): «И в наглости своей вошел (Антиох) в Святой предел, и забрал золотой жертвенник, и Менору, и все ее сосуды, … и разрубил их (на части)». И поэтому Хашмонаим зажигали светильник, собранный из железных вертелов. II. Пять вопросов по поводу взгляда Талмуда на Хануку. Пять вопросов возникают у нас при рассмотрении подхода Талмуда, который видит в чуде с кувшинчиком масла едва ли не единственный повод для установления праздника Хануки в последующих поколениях. 1. Похожее чудо с маслом происходило в Храме каждый день, вплоть до конца жизни Шимона-Цадика. Так об этом говорит трактат Шабат (22Б): «ВНЕ ЗАВЕСЫ СВИДЕТЕЛЬСТВА В ШАТРЕ ОТКРОВЕНИЯ ДОЛЖЕН СТАВИТЬ ЕГО АГАРОН ОТ ВЕЧЕРА ДО УТРА ПРЕД БОГОМ ВСЕГДА: ЭТО - ВЕЧНОЕ УСТАНОВЛЕНИЕ ДЛЯ ВСЕХ ПОКОЛЕНИЙ ВАШИХ» (Ваикра 24:3) – Что такое «Свидетельство»? Сказал Рав: это западная свеча, которую наполняют маслом так же, как и остальные свечи, и с нее начинал зажигать, и ее заканчивал». РаШИ комментирует: «Так же, как и остальные свечи»- для одной свечи определили пол-лога масла для длинных ночей в период Тевета, и когда зажигает в короткие (летние) ночи – то же количество зажигает. Но не меньше, чтобы не погасла свеча в ночи Тевета, ведь Тора сказала: «С вечера до утра…». «И с нее начинал зажигать» - свечи вечером. «И ей же заканчивал» - очищение свечей, (поскольку) эта свеча горела целые сутки, и он (коген) не очищал ее до самого вечера». Учили мы в Тосефте на трактат Сота (13:7): «Все время, пока Шимон га-Цадик был жив, западная свеча горела постоянно, а когда он умер, вошли и увидели, что она погасла, и с тех пор временами она горела целые сутки, а временами гасла». И так же мы учили в трактате Йома (39А): «Сорок лет исполнял Шимон га-Цадик (обязанности Первосвященника)… и западная свеча горела (всегда), после него – временами горела, а временами гасла». РаШИ комментирует: «И западная свеча горела (всегда)»- уже после того, как гасли остальные свечи, не смотря на то, что с нее начинал зажигать вечером». Таким образом, мы видим, что до конца жизни Шимона га-Цадика западная свеча продолжала светить целые сутки, не смотря на то, что ее наполняли маслом так же, как и остальные свечи. Перед нами то же самое чудо, что произошло в Хануку, где свечи горели дольше, чем позволяло количество масла, содержащегося в найденном кувшинчике. И хотя Хашмонаим жили много позднее, чем Шимонга-Цадик, но ведь и после его смерти западная свеча периодически горела целые сутки. И если это чудо было привычным, почему же тогда мудрецы Израиля видели в том, что произошло в Хануку, явление столь необычное и важное, что это привело их к решению установить в память об этом чуде праздник на восемь дней? 2. Еще один вопрос по поводу подхода Талмуда: даже если считать, что чудо с кувшинчиком масла было великим и редким событием, выходящим за рамки природы, все равно этого было бы недостаточным поводом для установления восьмидневного праздника. Самым грандиозным и впечатляющим чудом в еврейской истории, нарушающим законы природы, было рассечение Красного моря, когда народ Израиля находился в беде, море преграждало дорогу, а враг преследовал их по пятам. В этот час евреи стояли в растерянности и не знали, что предпринять, как об этом говорит Мидраш Раба, но даже это великое чудо не стало поводом для установления специального праздника. В последний день праздника Песах, когда произошло рассечение моря, читают обычный сокращенный Галлель, как и в холь га-моэд Песаха, как объясняет нам Талмуд в трактате Арахин (10А). 3. Как сообщает нам трактат Пиркей Авот (5:5) и трактат Йома (21А), во Втором Храме (святость которого была слабее, чем Первого) постоянно происходило десять чудес, и не было установлено специального праздника в память какого-либо из них. 4. Тяжело понять, почему Хашмонаим, и последующие Мудрецы придавали такую важность чуду с Менорой. Ведь согласно галахе, зафиксированной в Иерусалимском Талмуде, трактат Шкалим (4:2), отсутствие Меноры не задерживает принесение жертв. Там описывается спор рабби Меира и Мудрецов: по мнению рабби Меира, наличие стола с хлебами предложения, Меноры, жертвенников и завесы перед Святая Святых делают невозможным принесение жертвоприношений, но согласно мнению Мудрецов, жертвоприношения задерживает только отсутствие медного умывальника и его основания. И если даже отсутствие самой Меноры не препятствует принесению жертв, то невозможность зажечь на ней свечи в течение восьми дней из-за отсутствия чистого масла, не должна была задерживать освящение Храма и нового жертвенника, и принесение постоянных жертв. 5. В Талмудах вообще не упоминается о военных победах и подвигах Хашмонаим в войне против греков и евреев-эллинизаторов. Как полная противоположность описанию праздника во вставке «Аль га-нисим» в молитве Амида, которая, скорее всего, была составлена членами Великого Сангедрина или Танаим и Мудрецами эпохи Второго Храма, в которой сказано: «В дни Матитьягу, сына Йоханана, героического Первосвященника из семьи Хашмонаев, и его сыновей; …Ты же в великой милости Своей, помог народу Твоему в дни беды его. Ты защитил его, покарал врагов и отомстил им за их нечестивые дела. Ты предал сильных в руки слабых, многих в руки немногих, нечистых в руки чистых сердцем, виновных в руки невинных. Ты предал нечестивых в руки тех, кто остался верен Твоей Торе. И этим явил Ты свое величие и святость Твою всему миру, добывая для народа Твоего, Израиля, великие победы и чудесное избавление к этому дню …". Эта молитва, которую согласно галахе, необходимо произносить в дни Хануки три раза в день, а так же в «Биркат га-мазон», фокусируется именно на военных победах Хашмонаим и на их чудесном значении, и совершенно игнорирует чудо с кувшинчиком масла. Эта вставка, на первый взгляд, противоречит тому, что сказано о чуде с кувшинчиком масла в Талмуде, согласно которому это чудо воплощает в себе весь смысл Хануки. РаМБаН, комментируя слова из благословения Яакова«Да не отойдет скипетр от Йегуды»(Берейшит 49:10), объясняет: Мишна и Талмуд игнорируют победы Хашмонаим потому, что их потомки нарушили завещание праотца Яакова, который запретил назначать царей из любого другого колена, включая колено Леви. Но эта причина не достаточна для объяснения всех тех вопросов, которые мы подняли выше. III. Пять обоснований разным заповедям Хануки. Источник, из которого Талмуд позаимствовал рассказ о Хануке, находится в Мегилат Таанит[1]. Но там чудо с кувшинчиком масла приводится только как одна из четырех причин установления Хануки, и сразу после этого рассказа Мегила спрашивает: «А почему установили восемь дней Хануки? … Во времена греческого царства вошли Хашмонаим в Храм, и восстановили жертвенник, и побелили его известью, и сделали для него инструменты, и это продолжалось восемь дней. А почему зажигают свечи? Во времена греческого царства вошли Хашмонаим в Храм, и в их руках – семь железных вертелов, и покрыли их цинком, и зажгли на них светильники». Мы видим, что основная тема Мегилы – не чудо с маслом, а обновление и оснащение Храма, постройка нового жертвенника в замен оскверненного, походная Менора, и пр. Четвертый вопрос Мегилы: «И почему читают полный Галлель? Потому, что каждое избавление, которое Вс-вышний делает для народа, сопровождалось Галлелем, гимнами, восхвалениями и благодарениями, как сказано: «И ответили Галлелем и благодарением Вс-вышнему, ибо Он благ» (Эзра 3:11)». Тут тоже нет подробного упоминания о военных победах Хашмонаим, но, по крайней мере, нет и замалчивания этого аспекта Хануки. IV. Хашмонаим не придерживались принципа разделения между царской короной и венцом священничества. Было бы логичным предположить, что существует двойная причина игнорирования Мудрецами Израиля эпохи Второго Храма и далее военных побед Хашмонаим, сопровождавшихся чудесами. Как объяснял выше РаМБаН, начиная с третьего поколения, правители из рода Хашмонаим, т.е. от царя Янная и далее, сошли с пути «прушим», придерживавшимся Галахи, выводимой из Устной Торы, и присоединились к «цдуким», как это явствует из трактата Брахот 29А и Кидушин 66А, а так же потому, что нарушили завещание Яакова «Да не отойдет скипетр от Йегуды и законодатель – от чресл его, до тех пор, пока не придет Шило» (Берейшит 49:10). В дополнение к этому, согласно «конституционной» галахе, говорящей об обязательном разделении между священничеством и царской властью, как это сказано в Иерусалимском Талмуде, трактат Шкалим (6:1): «Не помазывают на царство священников, чтобы не нарушить принцип «Да не отойдет скипетр от Йегуды». А третье поколение Хашмонаим взяло себе сразу две короны – венец Первосвященника и корону царя. Как об этом рассказывает в «Истории иудейско-римской войны» Иосиф Флавий (Книга 1, гл.3, 1): «После смерти Йоханана его первенец Аристобул превратил княжескую всласть в царскую, и он был первым, который возложил на свою голову (царский) венец». И об этом же говорит великий комментатор Торы РаМБаН (там же): «И это было наказанием Хашмонаим, которые царствовали в эпоху Второго Храма и были праведниками и приверженцами Вс-вышнего, и если бы не они, то народ Израиля забыл бы Тору и заповеди. И не смотря на это, они понесли тяжелое наказание – четыре сына старого (Матитьягу) Хашмонаи, праведники, которые правили один за другим, со всем своим мужеством и победами, пали от рук своих врагов… И все были уничтожены за этот грех… из-за того, что царствовали, не будучи потомками Йегуды из рода Давида. И окончательно отняли скипетр и законодательную власть (у потомков Давида)… И еще, возможно, потому, что был на них еще один грех, ибо были они царями, не смотря на то, что были когенами,… и им было запрещено царствовать, а следовало лишь служить Вс-вышнему (в Храме)». V. Ханука как замена праздника Суккот. В Книге Хашмонаим мы находим совершенно иной смысл праздника Ханука, чем в Вавилонском Талмуде (Книга 1, 25, и Книга 2). Этот смысл очень напоминает тот, что содержится во вставке «Аль га-нисим» в молитве Амида. Ни в одной из двух книг Хашмонаим не упоминается чудо с кувшинчиком масла, а о зажигании Меноры сказано лишь семь слов: «И зажгли светильники на Меноре, чтобы осветить Храм». Вместо этого там детально описывается очищение Храма, разрушение оскверненного греками жертвенника, помещение его камней в служебных помещениях Храма, постройка нового жертвенника и его освящение. Есть довольно сильные различия между в Первой и Второй Книгами Хашмонаим. В Первой написано: «И было на двадцать пятый день девятого месяца, а это месяц Кислев, в 148-ом году (3597 год от С.М.). И встали утром, и вознесли жертвы всесожжения на новом жертвеннике, как положено, и обновили жертвенник, в тот самый день, когда осквернили его неевреи. И праздновали освящение жертвенника восемь дней, и возносили жертвы всесожжения и благодарственные жертвы в радости сердец своих». В этом отрывке не приводится никакой причины тому, что праздник длился восемь дней. В отличие от этого, версия, присутствующая во Второй Книге Хашмонаим, приводит неожиданную причину восьмидневного празднования, и это придает Хануке совершенно иной смысл. Там написано следующее: «И это исходило от Вс-вышнего – Храм был очищен именно в тот день, когда осквернили его неевреи, и это был двадцать пятый день месяца Кислев. И праздновали они восемь дней, как дни праздника Суккот. И вспоминали прежние дни, когда праздновали Суккот в горах и пещерах, и бродили, как звери полевые, в пустошах. И взяли ветви ив приречных, и пальмовые ветви, и пели гимны восхваления и благодарности Вс-вышнему, Который послал им мужество и спасение, (чтобы они смогли) очистить Храм». Выходит из вышеприведенного отрывка, что праздник Ханука был установлен как замена праздника Суккот, который они не могли отметить с радостью как следует в предыдущие годы (из-за преследований), и приходилось им праздновать его в горах и пещерах. Скорее всего, в те годы они не могли так же выполнить заповедь о четырех видах растений в праздник Суккот, и поэтому они постарались восполнить эту заповедь в дни Хануки. Подтверждение связи между Суккотом и Ханукой мы находим так же в том, что в Хануку читают полный Галлель все восемь дней, чего нельзя сказать ни об одном другом празднике, кроме Суккота (включая Шмини Ацерет), как мы видим в Тосефте на трактат Сукка (3:2), и в Талмуде, трактат Таанит (28Б): «Есть (в году) восемнадцать дней и одна ночь, когда читают полный Галлель: восемь дней Праздника (Суккот), и восемь дней Хануки, и первый день и Песаха, ночь перед этим, и (первый) праздничный день Ацерета (Шавуот)». VI. Чудо с кувшинчиком масла как отрицание греческого философско-мифологического мировоззрения. Точку зрения Талмуда, видящего в чуде с кувшинчиком масла основной смысл праздника Ханука, можно объяснить тем, что Мудрецы Талмуда видели в этом чуде нечто, что отрицает и нивелирует философско-мифологическое мировоззрение греков, считающих, что огонь есть высшее начало, которое властвует в мире, и дает существование всему сущему. Как полагали Гиппас из Метапонта и Гераклит из Эфеса (древнегреческие философы, Vвек до н.э.), что начало сущего коренится в стихии огня («Метафизика 1» Аристотеля, гл. 3), поскольку огонь сжигает, властвует над всем, и пожирает все, и ничто не может устоять перед ним. Огонь всегда стремится вверх, а не вниз, как остальные элементы. И вот происходит чудо с кувшинчиком масла, и доказывает то, что уже было доказано в явлении горящего куста, как сказано: «И увидел (Моше), и вот – куст горит в огне, но не сгорает» (Шмот 3:2), т.е. огонь не смог уничтожить куст, не смотря на то, что обычно кустарник очень боится огня и легко сгорает. Так же и огонь Меноры не смог сжечь то небольшое количество чистого масла, которое налили в ее светильники. Отсюда доказательство тому, что, хотя огонь и представляет собой великую силу мироздания, сила эта не всемогуща, и она не в состоянии уничтожить дух. Именно духовная сила крылась в победах Хашмонаим, которые были немногочисленны по сравнению с греками и евреями-эллиннизаторами, но отличались высокой духовностью, что позволило им одерживать победы над превосходящими силами противника, представляющими силу огня. Это – реальное воплощение пророчества Зхарьи: «Не смелостью, и не силой – но лишь Духом Моим, сказал Г-сподь Воинств» (Зхарья 4:5). Автор: Рав Шломо Горен, зацаль
Перевод: рав Шломо Зелиг Аврасин
Источник
Рабство - в догмах, в заповедях - свобода (С)
|
|
| |