Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| "Книга Эстер - книга противоречий. Она изобилует алогичными, даже просто абсурдными событиями, совпадениями, игрой случая. ...ситуации внезапно полностью меняются на противоположные" - пишет рав Пинхас Полонский. Думаю, разгадка этого заключена в еврейском названии этой книги. "Мегилат Эстер". "«Мегила» - от слова «разворачивать, раскрывать», а «Эстер» – от слова «скрывать»", - объясняет рав Зеев Дашевский. Получается, само название подразумевает раскрытие сокрытого. Более того, наличие "сокрытого" объясняет, на мой взгляд, почему в Пурим (праздник, установленный в память о событиях книги Эстер) принято надевать маски. А что если непредсказуемый случай лишь открывает то, что скрывает маска и его результат нежданно-негаданно проявившаяся закономерность? Падает маска - обнажается подлинный человеческий облик, проясняется ситуация, свершится то, что должно свершиться. "Нет ничего случайного. Случайность - это то, что недоступно видению" - утверждает Михаэль Лайтман. Думаю, события Пурима являются подтверждением этого, поскольку, несмотря на обилие граничащих с чудом случайностей все персонажи Пурима не сделали ничего противоестественного или неожиданного. Их поступки закономерны и объяснимы.
События
Царь Ахашверош закатывает грандиозный пир и на седьмой день беспробудного пьянства посылает за царицей Вашти, "чтобы показать народам и сановникам красоту ее" (1:11). Но она не явилась. Довольно странно. Каждой женщине приятно, когда ею восхищаются. Как рассказывает Мидраш, царь решил показать гостям царицу в царской короне, но без одежды. Скажете, пьяная выходка? Думаю, нет. Закономерность. То ли сознательно, то ли подсознательно царь хотел прилюдно унизить царицу. Почему? Рав Зеев Дашеский рассказывает: "Ахашверош, согласно традиции, был заведующим конюшнями у её отца Бельшацара (Валтасара). Он был из захудалого персидского рода; и кто он был по сравнению с ней – правнучкой самого великого Невухаднецара?" Ахашверошу давно хотелось "избавиться от неё, потому что невозможно всё время чувствовать, что ты маленький муж при большой жене; понятно, что ему хотелось почувствовать себя настоящим царем". "И сказал царь мудрецам, ведавшим былое, – ибо таков был обычай царя – (советоваться) со всеми теми, кто знал закон и право: Как по закону поступить с царицей Вашти, за то что не исполнила она повеления царя Ахашвероша (1:13;15). И тогда Мемухан ("специалист") оказал царю огромную услугу в ликвидации царицы. В Мидраше говорится, что Мемухан - это Аман, очень ловко обосновавший сколь велико и непростительно "преступление" строптивой царицы, в результате которого "жены станут пренебрегать своими мужьями". Поэтому пусть "царь передаст ее царский сан другой, которая лучше ее" (1:17;19). В общем, благодаря "аргументированной" речи Амана, Вашти была казнена. Итак, две сорванные маски: царь стремиться избавиться от царицы. Аман становится соучастником этого. Через несколько лет в результате брачного конкурса новой царицей становится еврейская девушка Эстер, спасшая в последствии вместе с Мордехаем еврейский народ от полного истребления. Почему при огромном количестве претенденток именно Эстер стала царицей? Оказалась самой красивой? Повезло? Счастливая случайность? Думаю, нет. Она завоевала расположение главного царского евнуха и следовала его советам: "И когда пришла очередь Эстер идти к царю, не просила она ничего, кроме того, о чем сказал ей Эйгай, царский евнух, страж жен. И понравилась Эстер всем видевшим ее" (2:15). Получается не красота, а ум, умение правильно расставлять приоритеты и завоевывать расположение нужных людей помогли ей стать царицею. Значит, и ее безошибочно-верные действия для спасения еврейского народа не были случайностью. Как рассказывает Мидраш, благодаря Эстер, напомнившей супругу, что даже у могущественного Невухаднецара был еврейский советник (пророк Даниэль), Мордехай становится советником царя и раскрывает готовящийся против того заговор, о котором через Эстер сообщает царю. Случайно ли? Думаю, нет. Проявившиеся впоследствии на посту премьер-министра его недюжинные возможности государственного деятеля помогли ему в запутанных лабиринтах внутридворцовой жизни правильно понять происходящее. Забегая вперед, следует отметить, что именно это могло быть причиной поспешности, с которой Аман желал повесить Мордехая. Уж очень неудобен ему был слишком много замечающий и понимающий советник. Мало ли чего еще насоветует царю. После раскрытия заговора, несмотря на бесценную услугу Мордехая, "возвеличил царь Ахашверош Амана, и вознес его, и положил ему место выше всех тех сановников, которые были при нем" (3:1). Непонятно, нелогично получается. Если царь хотел расплатиться с Аманом за содействие в ликвидации Вашти, то отчего сразу же не сделал этого? Почему это произошло только после раскрытия заговора? Полагаю, причина в следующем. Заговорщиками, собирающимися убить царя, были два царских евнуха, которые "озлились и замыслили наложить руку на царя Ахашвероша" (2:21). Может это были преданные Вашти евнухи, крайне недовольные расправой над ней и воцарением пользующейся покровительством главного евнуха Эстер? Кроме того, у казненной Вашти, учитывая ее родословную, вполне могли быть знатные и влиятельные сторонники, желающие поквитаться с безродным выскочкой Ахашверошем и нанявшие евнухов-убийц. Я думаю, что после заговора царь впал в состояние панического страха и решил наделить большим полномочиями своего подельника Амана в надежде, что он со свойственными ему хитростью и коварством справится с врагами царя. Как объясняют психологи, находясь под воздействием панического страха человек может не отдавать себе отчета в происходящих событиях и в своих собственных поступках. Вероятно поэтому эмоционально неустойчивый, как все алкоголики, царь начинает совершать глупейшие ошибки. Он, продолжая безмерно задабривать Амана в надежде на его помощь и защиту, усугубляет ситуацию. Мало высокой должности, так когда Аман просит его согласия на уничтожение всего еврейского народа, он не только сразу соглашается, так еще "И снял царь перстень свой с руки своей, и отдал его Аману", дающий ему право действовать от имени Ахашвероша" (3:10). Разумно ли, зная о коварстве и патологической жестокости человека, столь запросто расправившегося с непокорной царицей и стремящегося истребить целый народ, наделять его практически неограниченными полномочиями? Плюс непонятное поведение Эстер, позвавшей его к себе на пир, но непременно с вместе с Аманом. Неужели они с царицей сговорились против него? От страха и неопределенности на него нападает бессонница. Случайно ли среди ночи он принимается изучать "памятную книгу летописи" (6:1)? Вряд ли. Он, на мой взгляд, пытается отыскать там информацию о заговорах и ответ на вопрос, что делали цари в подобных ситуациях. Там он находит запись о разоблачении заговора Мордехаем и решает немедленно осыпать милостями и приблизить проявившего бдительность и преданность советника. Случайность? Нет, еще одна сорванная маска, показывающая насколько труслив и непоследователен "могущественный" царь. Полагаю, теперь ему очень хочется, заручившись поддержкой Мордехая, избавиться от Амана. Поэтому его приказ немедленно повесить Амана якобы за попытку изнасилования царицы (7:8), что однозначно не соответствовало действительности, также не случайность, а закономерность. Теперь еще одна важнейшая "случайность". Узнав о предстоящем истреблении евреев, Мордехай велит Эстер "пойти к царю, чтобы молить его о милости и просить его за народ свой" (4:8). Но оказывается, что она "не звана была к царю вот уже тридцать дней", а всем, "которые придут незваными во внутренний двор к царю - смертная кара; только тот, кому протянет царь свой золотой скипетр, тот останется в живых" (4:11). Но Эстер идет к супругу и мало того, что "простер царь к Эстер золотой скипетр", так еще и сказал: "В чем просьба твоя? Хоть полцарства проси, - и оно тебе будет дано" (5:2-3). С чего бы такая милость, такая щедрость? Вновь случайность? Очередное сумасбродство царя? Полагаю, вновь закономерность. О раскрытом Мордехаем заговоре царь узнал от Эстер. Вероятно, он рассчитывал получить от нее ценную информацию. Кстати, нельзя не упомянуть, что в результате нависшей над евреями угрозы, длительное время скрывавшей свою национальность Эстер, пришлось признаться, что она еврейка. Итак, еще одна сорванная маска. Случайность ли это? Полагаю, не единожды подтвержденная историей еврейского народа закономерность. Когда грозит поголовное истребление свою национальность скрыть невозможно. Еврейские корни находят даже у тех, кто про них и сам толком не знает. Итак, кажущиеся игрой случая внезапные повороты пуримского сюжета, срывая маски с главных персонажей, обнажают неизбежное и закономерное. Почему происходит подобное?
Предопределенность
Преобладающее большинство людей носит различные по степени прозрачности маски. Их может быть сразу несколько. Есть люди, у которых для каждого человека, для каждой ситуации припасена соответствующая маска. К маскам привыкают настолько, что они уже не воспринимаются, как нечто инородное. Появляется уверенность, что именно маски помогают достигать желаемого, быть успешными, влиять на события... И вдруг нежданные, никак не предполагаемые обстоятельства срывают маску. В трактате "Пиркей Авот" сказано: "Все предопределено Всевышним, но человеку предоставлена свобода выбора" (3:19). Странное, на первый взгляд, сочетание: предопределенность и свобода выбора. А может свобода выбора в том, что каждый волен скрывать под маской всё, что считает нужным, а предопределение - это установленные Всевышним время и обстоятельства сбрасывания маски? Но если так, почему же в "Мегилат Эстер" Всевышний ни разу не упоминается? Что же всё-таки означает столь много определяющий "случай"? "Случай - это псевдоним Б-га, когда он не хочет подписаться Своим Собственным Именем" - очень точно заметил Анатоль Франс. Лучше не забывать об этом...
Е.Деревянченко
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|