[ Новые сообщения · Правила поведения · Участники · Поиск по темам · RSS лента ]
"Потому что Я Г-сподь, Б-г ваш, освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят" (Левит 11:44)
"Ибо все народы пойдут – каждый во имя божества своего, а мы пойдем во имя Г-спода Б-га нашего во веки веков." (Миха 4:5)
Шалом! Данный форум устроен по типу бейт-мидраш. Эта модель призвана помочь тем, кто желает изучать Тору и еврейскую мудрость, а учеников отличает стремление пополнить свои знания и найти им достойное применение. Люди данной категории не озабочены собственной репутацией или мнением большинства; их цель – сблизиться со Всевышним путем исполнения Его заповедей. Посещение «Бейт-Мидраш» не должно рассматриваться как место, где один человек обнажает духовную несостоятельность другого и претендует на исключительность собственного мнения. Суть общения и обучения – укрепление в праведности, исправление своего характера и, тем самым, участие в исправлении всего Мира (тикун олям).

У нас приветствуются ноахиты (бней-Ноах); геры (прозелиты), принявшие официальный или неофициальный гиюр, или находящиеся на пути к этому; выходцы из христианства или иных религий и культов; караимы; иудействующие, а также все Б-гобоязненные, неравнодушные к Б-гу Авраама, Исаака и Иакова, к Торе и Иудейскому образу жизни. Добро пожаловать!
Книга Мириам Исраэли Страна Аслана. Еврейский секрет Нарнии. "Хроники Нарнии" сквозь призму иудейского мировоззрения


Страница 1 из 11
Бейт-мидраш / Дом учения » ЕВРЕЙСКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ » Праздники и Даты - Хагим у-Моэдим » Пребывающие в Царстве (к Рош а-шана)
Пребывающие в Царстве
ГалилеянкаОтправлено в: Вторник, 15 Сентября 2015, 13:45 | Сообщение № 1

Администратор
Сообщений: 5421
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
В отличие от других еврейских праздников Рош ха-Шана считается универсальным праздником, имеющим отношение ко всему человечеству. "Самый важный ритуал праздника - это обряд трубления в шофар. Голос шофара - символ коронации, провозглашения Всевышнего царем над мирозданием", - пишет рав Эли Коган. В основе главной христианской молитвы "Отче Наш" та же идея: "...да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе. ...ИбоТвое есть Царство и сила и слава во веки".
Наверное и пессимисты, и атеисты в общем-то не без оснований заметят: "Если Б-г - Царь мироздания, то, соответственно, всё мироздание - Его царство. Любое царство подразумевает жизнь по законам этого царства. Возможна ли земная жизнь по законам Б-жьим? С момента дарования Торы прошли тысячелетия, а воз, как говорится, и ныне там. Где там? Да похоже, в египетском рабстве, которое еврейские мудрецы назвали рабством греха"...
Конечно по земным меркам, если царь, то у него есть царство, в котором преобладающее большинсто живет по его законам. Последствия неповиновения хорошо известны... Но сопоставимо ли подобное с той, недосягаемо-недоступной земным царям, изначальной свободой выбора, которую Всевышний дал человечеству? Однозначно, нет. Поэтому, как мне кажется, имеет место довольно странная и противоречивая, на первый взгляд, особенность. Действительно, Творец является Единственным Подлинным Царем всего мироздания. Но Царство Его не единое однородное целое. Оно состоит из миллиардов постоянно возникающих и уходящих царств, потому что каждое царство - это конкретный земной человек. "Каждый человек - это микрокосм, модель всего творения. Устанавливая гармонию между своей Б-жественной душой и своей материальной жизнью, он привносит гармонию между небом и землей", - утверждал Менахем Мендл Шнеерсон.

Я или мы

Давая Моисею указания о возведении переносного Храма (Мишкана) Всевышний говорит: "Пусть сделают они Мне святилище, и Я буду обитать среди них" ("Шмот", 25:8). Наши учителя объясняют: "«и Я буду обитать» иврит: вешаханти. От этого слова образуется часто используемое в Талмуде и комментариях слово шхина – "«Б-жественное Присутствие»". Именно шхина является, на мой взгляд, ощущаемым действенным присутствием Царя в царстве каждого. Как она возникает и проявляется? "...человек веры должен встретиться с Б-гом на уровне личного завета, где он близок к Превечному и чувствует себя свободно в Его присутствии. ... конечное «я» встречается лицом к лицу с бесконечным «Он»", - говорил рав Соловейчик. Полагаю, на понятии "я" следует остановиться подробно.
Наши учителя подчеркивают, что в Рош ха-Шана человек, анализируя свои помыслы и поступки, стремится измениться к лучшему. Но предшествующие события, помыслы и поступки, извлекаемые уроки, принимаемые решения и т.п. у каждого свои. Искреннее раскаяние и обращение к Б-гу также сугубо индивидуальны. Почему же, говоря о Царстве, охватывающем всё мироздание, такую роль играет личная позиция каждого человека, то есть определяющим становится индивидуальное человеческое "я"? Царство Б-жье подразумевает неисчислимое множество людей. Значит, уместнее было бы понятие "мы", а не "я"? Увы, далеко не всегда. Понятие "мы" может быть как несомненным благом, так и крайне негативным фактором. Негативным оно становится тогда, претендуя на главенствующую роль, подавляет и преследует столь разные, непохожие, непредсказуемые человеческие "я". Зачастую многочисленное "мы" панически боится единичных "я". Бывают ситуации, "когда единство - признак слабости", - говорится в Талмуде. Поэтому, на мой взгляд, полноценное "мы" должно состоять из полноценных "я". Понятие "я" - первично. В противном случае понятие "мы" становится порождением животного человеческого начала. Подверждением этого являются, на мой взгляд, взаимоотношения Б-га и человека.

"Я - Г-сподь, Б-г твой"

В основе праздника Рош ха-Шана следующие заповеди Торы: "В седьмом месяце в первый (день) месяца будет у вас прекращение трудов, напоминание с трубным гласом, священное собрание. Никакой работы не делайте" (Ваикра 23:24-25). Но, непосредственно перед этим Всевышний, разумется не случайно, повторяет данную ранее заповедь: "И когда будете жать жатву на вашей земле, не убирай до конца края поля твоего, когда будешь жать, и опавшего при жатве твоей не подбирай; бедному и пришельцу оставь это" ("Ваикра", 23:22). Необходимо обратить внимание на следующий нюанс. О жатве говорится во множественном числе - она происходит в строгом соответствии с законами природы. Пришло время - и все убирают урожай. А о том, что следует оставить беднякам говорится уже в единственном числе - Всевышний обращается к каждому, видимо поэтому и не говорит, сколько именно надо оставлять. Доброта, сострадание, милосердие, являющиеся одной из основ законов Царя, сугубо индивидуальны. Кроме того, "напоминание с трубным гласом" должно напомнить о Синайском Откровении, когда Всевышний, несмотря на то что у подножия горы собралось около миллиона человек, обращался к каждому персонально. Основа основ, 10 Заповедей, начинаются словами: "Я - Господь, Б-г твой". Попытаюсь назвать одну из причин этого.

Сотворение человека

Еврейская традиция утверждает, что в первый Рош ха-Шана был сотворен Адам. В этот же день произошли еще на два события. Вот их последовательность.
1. Сотворению первого человека предшествовало сотворение животных: "И сказал Б-г: Да произведет земля существа живые по роду их: скот, и гадов, и зверей земных. И создал Б-г животное земное по роду его, и скот по роду его, и все ползучее по роду его" ("Берешит", 1:24-25). Несмотря на огромное многобразие и специфические черты представителей животного мира, их способность чувствовать, кое-что понимать и проявлять определенную индивидуальность, четырежды повторяемое "по роду его (их)" означает, на мой взгляд, что для этого мира определяющим является понятие "они". Объединенные понятием"они", сами себя, как правило, называют "мы".
2. Человек единственный, кто был сотворен Всевышним индивидуально. "Как нет двоих похожих внешне, так нет двоих со схожими умом и характером", - сказано в Талмуде. Поэтому человеку должно быть присуще изначально заложенное Самим Всевышним ощущаемое, осознаваемое сугубо индивидуальное человеческое "я".
3. Всевышний дает человеку власть над всеми животными. Но крокодилом, удавом, тигром, волком и т.д. не очень-то покомандуешь. Самому бы уцелеть при встрече с ними. Как понимать эту библейскую аллегорию? Полагаю, она подразумевает власть над собственным животным началом. В Мидраше "Берешит раба" сказано: "Если человек достоин того, он властвует над зверем и скотом; если же не достоин, опускается ниже их, и зверь правит им". Получается, в первый Рош ха-Шана человеку была дана власть над собственным внутренним зверем и все последующие, празднуемые ежегодно Рош ха-Шана, должны напоминать об этом. Но, как следует из последовательности событий 6-го дня Творения, животное начало первично. Вот и старается оно с не ведающей сомнений и жалости звериной напористостью, зачастую маскируемой понятием "мы", подмять, подчинить, сломить недоступное, непонятное и потому мешающее ему "я". Получается, "мы" может быть уничтожающе-подавляющим, вынуждающим жить по законам стаи фактором. Старая пословица "С волками жить - по волчьи выть" не теряет актуальности. Поэтому Всевышний, опять же обращаясь к каждому, говорит: "Не следуй за большинством во зло и не высказывайся о тяжбе, искажая закон, лишь бы склониться к большинству" ("Шмот", 23:2).

"Но был один, который не стрелял"

Кто же этот единственный, не участвовавший в расстреле? Как известно, персонаж песни Владимира Высоцкого. Но нельзя не упомянуть, что обязательное присутствие одного "нестрелявшего" является давним, рассматриваемом в Талмуде еврейским законом: "Если члены Сангедрина единогласно вынесли обвинительный приговор, обвиняемого... отпускают на свободу" (Рав Ханох Лернер). Значит обязательно, чтобы хоть один из судящих нашел аргументы в защиту осуждаемого на смертную казнь. Если этого нет, судебное разбирательство считается проведенным не должным образом. Кроме того, "Даже ученик (не член суда), если, присутствуя на заседании, видит, что судья принимает неверное решение, и молчит, не высказывает возражений, он несет за это решение ту же ответственность, что и судья". Что же дает право и смелость поступать подобным образом? Что позволяет ощущать себя настолько независимым и свободным? Полагаю для многих - ощущаемое и осознаваемое присутствие в своем собственном мире Главного Царя мироздания.

Менахем Мендл Шнеерсон объясняет: "Плен начинается с веры в то, что вы малы, а мир велик. Поверив в это однажды, вы способны поверить, что он вас раздавит, и начинаете бояться этого. Вы готовы повиноваться ему, следовать за ним и становитесь его рабом. Бояться мира - значит отрицать Единственность его Создателя", то есть Царя Мироздания. Поэтому всем, которые несмотря на происходящее рядом, стараются жить законам Всевышнего, а, значит, пребывать в Его Царстве, как правило, удается избегать абсурдных, унизительных, бессмысленно и беспощадно ломающих ситуаций, когда имеющие реальную возможность стать звеньями Царства Истины, становяться безликими "ячейками" весьма несовершенного, порой лживого, порочного и разрушительного общества. Так может, не дожидаясь пока всё человечество захочет обрести Царство Б-жье, не возлагая главные надежды на окружающих, не оглядываясь на их реакцию, сделать свой личный выбор "Царя"? Не об этом ли каждый год в Рош ха-Шана напоминает человечеству звучание еврейского шофара, провозглашающего Всевышнего Единственныи Истиным Царем?

Е.Деревянченко


Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
Бейт-мидраш / Дом учения » ЕВРЕЙСКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ » Праздники и Даты - Хагим у-Моэдим » Пребывающие в Царстве (к Рош а-шана)
Страница 1 из 11
Поиск:
Функции форума
Ленточный Вариант Форума  |  Правила поведения  |  Участники  |  RSS Лента  |  Поиск по Названиям Тем

Предупреждение: данный форум строго модерируем. Проводятся постоянные ревизии, чистки, а также удаляются устаревшие и потерявшие актуальность темы.

Цветовая маркировка групп: Читатель ~ Участник ~ Постоянный участник ~ Администратор

Поиск по всему сайту


Форум основан 1 июня 2006 г.
Хостинг от uCoz