Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| (из книги Е. Свирский – И. Стессель " Вне диалога - пропасть")
– Ефим, лично я всегда любила праздники, и, по правде сказать, не так уж существенно было, что праздновать. Кто помнил, что "1 Мая – День международной солидарности трудящихся"? Праздновали приход весны, отдыхали от будней, пели, танцевали... Еврейские праздники в чем-то совершенно иные: они не позволяют просто расслабиться, просто веселиться. В них есть как бы второй план, какая-то скрытая требовательность...
– Это, безусловно, так. Для советского человека, например, в празднике вполне приемлема простая обрядность. Для религиозного человека не может быть только внешней стороны праздника. Для него неотъемлемо то, что стоит за торжеством. Поэтому любой наш праздник – явление весьма непростое, и воспринимать его следует в двух плоскостях: как историческую память, сохранившую в народе то или иное событие, и ту духовную работу, которую мы интенсивно производим именно в праздничные дни. Возьмите Пурим. Очень сложный праздник. Веселый и в то же время чрезвычайно глубокий. Вообще о еврейских праздниках.
Есть в иврите такое понятие: моэд. Оно переводится как свидание во времени. Что это значит? Время, как известно, движется не линейно, а по спирали. Это признает и современная физика. Духовная энергия, которая приходит во время какого-то великого события, каждый раз возвращается на новом витке. Понимаете?
– Приблизительно.
– Ну, смотрите, Рош-ходеш – праздник начала лунного месяца – стимулирует данный вид духовной энергии раз в месяц, шабат – каждую неделю. В дни же праздников мы получаем уникальную возможность духовного роста, которая связана именно с этим днем. Песах – время для работы над духовным освобождением, Йом Кипур – день духовного очищения...
Пурим – праздник, символизирующий победу над биологическим антисемитизмом, и в то же время Пурим – это праздник, свидетельствующий, что случайность в жизни евреев – это звено в цепи закономерностей. Аман – враг евреев – задумал их уничтожить. Но возникает ряд невероятных совпадений: у мудрого Мордехая есть племянница, красавица Эстер, которая победила на "конкурсе красоты" и пришлась по сердцу персидскому царю. Мордехай нечаянно подслушивает: стражники царя готовят на него покушение. Эстер предупреждает царя, еще ряд "совпадений" и "случайностей" – и Амана повесили на виселице, сооруженной им для Мордехая. А Мордехая награждают... Это историческое событие заставляет задуматься о двух проблемах – о природе антисемитизма и о роли случайности в судьбе народа.
Еврейская драма состоит в том, что мы часто считаем: антисемитизм – явление преодолимое, оно определяется перечнем претензий к нам, и, если мы найдем способ эти претензии удовлетворить, проблема ненависти отпадет сама собой. Например, люди считают: все дело в зависти к уму, к деньгам, к положению евреев. Как будто антисемиты любят глупого и бедного еврея. Или распространенное заблуждение: мы не такие, как все. Нам нужно перестать быть "не такими", и тогда... Что "тогда", спрошу я вас? В Германии евреи в свое время выдвинули девиз: "быть евреем дома и немцем на улице". Они очень старались стать немцами. Они даже воскресенье сделали шабатом. В результате антисемитизм приобрел новую, куда более опасную форму. Он перестал питаться религиозной ненавистью, он стал расовым. "Бойся еврея, – обращались немецкие националисты к соотечественникам. – Мы уже не знаем, кто еврей, кто не еврей. Они женятся на наших дочерях, они ходят в наши церкви. Бойся еврея..." И немецкий, и советский опыт – красноречивая иллюстрация к бессмысленности попыток ассимиляции. Это возможно для отдельных индивидуумов, но не для народа.
К сожалению, многие из нас настолько ассимилированы, что, столкнувшись с тысячелетними традициями своего народа, чувствуют себя на дороге изгнания. И мне это очень больно.
– Ефим, давайте остановимся чуть подробнее на поводах и причинах антисемитизма. Всегда ли они вступают в противоречие? Да, есть глобальная причина неприятия еврейства, но это больше болезнь нееврейского мира, чем еврейского. Но на житейском уровне часто работает "повод", и этот повод мы порой сами создаем, разве не так?
– Причина антисемитизма глубинная, неискоренимая, решившая раз и навсегда: отношения евреев с миром заключаются в том, что евреи дали миру (именно они) важнейшие понятия – веру в Единого Б-га, существование абсолютной морали, равенство прав людей, любовь к ближнему. Слишком высоко поднята планка требований, и, не желающий ей соответствовать, мир отвечает ненавистью. Что же касается житейского, так сказать бытового, антисемитизма, то чем, по вашему мнению, евреи провоцируют антисемитизм?
– Ефим, я не уверена, что права стопроцентно... Но если народ настаивает на своем избранничестве и в то же время сам часто не на высоте, оказываясь подверженным тем же порокам, что и остальные люди, это не может не раздражать. Как-то нелегко доказывать, что избранничество – лишь более тяжелая ноша, чем у других, а в остальном мы – просто люди...
– Согласен. Точно так же, как нерелигиозный еврей убежден, что у верующего мораль должна быть неизмеримо выше, чем у него, секулярного, неевреев возмущает, когда еврей оказывается ничем не лучше его самого. История свидетельствует: есть около 70 народов, декларирующих свое избранничество. Это и русский народ-богоносец, это и немцы, и японцы. Но только к еврейскому избранничеству мир относится с полной серьезностью.
Поэтому еврейским ответом на антисемитизм может быть только одно – не стараться быть такими, как "все", а пытаться стать такими, какими мы должны быть, – народом морали, светом для других народов. Тора говорит: если мы несем свет в мир, в нем становится много света, а антисемитизм не может поднять голову. Если мы нарушаем мораль, мир обволакивает тьма, и низы "правят бал".
Вот уже 2000 лет евреи находятся между двумя разрывающими народ идеями: ассимиляцией – уходом от себя – и возвращением в еврейство. Эта борьба продолжается и сегодня...
– Ефим, я наверно выскажу мысль, которую многие воспримут как кощунство. Израиль способствует ассимиляции. Что значит заявление: мы не евреи, мы – израильтяне? Достаточно распространенное заявление. Между прочим, по свидетельству одного крупного социолога, проводившего опрос среди репатриантов, многие респонденты признавались, что в Израиле перестали чувствовать себя евреями.
– Именно так. В этом начало конфликта большей части религиозных людей и государства. В Израиле отказались от еврейского характера государства.
– Это произошло вместе с отказом от идиш?
– Нет, это произошло, когда поставили задачу сделать евреев таким же народом, как все. А Израиль таким же государством, как все.
– Ефим, в начале разговора вы сказали, что Пурим – день, когда пристало задуматься о роли случайности в жизни евреев...
– В истории народа, действительно, многое видится удивительным, и каждое чудесное происшествие вполне можно воспринять как случайное, но когда случайностей слишком много, здравомыслящий человек приходит к выводу, что во всем этом есть система.
Мы не будем сейчас углубляться в исторические реминисценции, но "случайностью" можно назвать многие счастливые повороты в судьбе евреев и тот, который мы празднуем в Пурим.
А война в Персидском заливе – ведь она прекратилась именно в Пурим! А 39 "скадов", упавших на Тель-Авив? 39 ударов кнута полагалось когда-то за нарушение Торы...
Все это случайности? Вот свидетельство женщины, о которой рассказано в книге Сэма Веффера "Ракеты, маски, чудеса": когда завыла сирена, к ней пришли соседки и пригласили переждать атаку у них, поскольку пожилой женщине одной оставаться в такое время нехорошо. Они вышли из ее дома, и через несколько секунд, когда они еще были на пути к соседнему дому, раздался взрыв, и оба дома были уничтожены, но люди остались невредимыми. Можно рассказать тысячи подобных историй, но многие как-то небрежно относятся к очевидному. Поскольку я психотерапевт, меня нисколько это не удивляет. Все получается совсем, как в анекдоте: еврею рассказывают, что человек упал с 10-го этажа и остался жив. Он говорит – случайность... Через какое-то время вновь сообщают: этот же человек упал с 10-го этажа и остался жив. Отвечает – случайность. "Слушай, – говорят ему, – в третий раз тот же человек упал с 10-го этажа и остался жив". И слышат: " Ну, это уже привычка!" Все объясняется довольно-таки просто: та часть в нас, которая на явные чудеса реагирует как на случайность, это и есть Амалек...
– Ефим, тогда скажите, почему счастливая "случайность" не спасла 6 миллионов невинных, которые погибли в газовых камерах? Трудно смириться с мыслью, что это было наказание целого народа...
– Я не хочу уходить от разговора о Катастрофе. В то же время это отдельная, большая и болезненная тема. В двух словах могу сказать следующее. Очень часто, когда спрашивают, как Б-г мог допустить это, люди делают подтасовку: рассматривают смерть как атеисты, как последнее, конечное явление, а обращаются к Б-гу: как стало такое возможным?
Но если есть реальный Б-г, не выдуманный, а создавший человека, значит, есть душа, которая не умирает, и значит, смерть не последнее, не бессмысленное событие, и рождение не является началом жизни... Понимаете? Тогда все должно рассматриваться в иной системе координат. И вопрос должен был бы звучать иначе: почему Б-г позволил, чтобы ушли к нему 6 миллионов людей именно в это время?
– Ефим, на это есть ответ?
– Есть. Но все положения нужно доказывать. Я думаю, что у нас будет возможность обстоятельней поднять эту тему. К тому же желающие могут приходить на семинары, которые я веду, и задать все вопросы, которые их волнуют.
– Давайте вернемся к празднику Пурим. Кстати, может, вы сумеете объяснить, почему евреи, которые вообще-то не очень склонны к алкоголизму, да и иудаизм пьянство не очень приветствует, должны напиваться в этот праздник до "чертиков", то есть так, чтобы не видеть разницы между "да благословен ты, Мордехай" и "будь ты проклят, Аман"...
– Смысл традиции в том, чтобы подтвердить еще раз: и зло, в конечном счете, тоже ведет к добру. Зло – часть мира, связанная с его конечностью. Помните, у Гете Мефистофель говорит: "Я часть той силы, которая творит добро, все время желая зла". При этом полного детерминизма нет – у человека всегда есть свобода выбора.
– Чтобы это понять, нужно выпить?
Ортодоксальный еврей выпивает 50 г спиртного, чтобы расслабиться. Затем он должен найти в себе антисемита, а после того как нас замечательно встретили, это совсем не трудно, и выпить еще граммов 100. А уж потом нужно серьезно заняться Амалеком. Пить следует до того состояния, пока смело не сможешь сказать Амалеку в себе: ты говоришь, что мир конечен и единствен, что не может быть личного контакта с Создателем? Посмотри: мир расплывчат, предметы теряют очертания и уходят в бесконечность, а мне, при всех машкантах и никайонах, хорошо. Нельзя достичь такого блаженства без личного контакта с Создателем...
И тут, друзья мои, стоит остановиться. Ведь мы пьем, чтобы острее чувствовать жизнь, а не для того чтобы от нее уйти...
– Понятно, Ефим. Инструкция по выпивке, думаю, будет многими принята на вооружение с благодарностью. А какими еще действиями следует отметить праздник Пурим?
– В Пурим важно делать пожертвования бедным, посылать подарки знакомым... Праздничный обед тоже мицва. В Пурим читают "Мегилат Эстер", рассказывающую о событиях, которые произошли когда-то в персидском царстве Ахашвероша и которые происходят сегодня, спустя 2000 лет.
– Что ж, Ефим, нашим читателям пожелаем победы над Амалеком в себе.
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|