|
"Потому что Я Г-сподь, Б-г ваш, освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят" (Левит 11:44) "Ибо все народы пойдут – каждый во имя божества своего, а мы пойдем во имя Г-спода Б-га нашего во веки веков." (Миха 4:5) |
Шалом! Данный форум устроен по типу бейт-мидраш. Эта модель призвана помочь тем, кто желает изучать Тору и еврейскую мудрость, а учеников отличает стремление пополнить свои знания и найти им достойное применение. Люди данной категории не озабочены собственной репутацией или мнением большинства; их цель – сблизиться со Всевышним путем исполнения Его заповедей. Посещение «Бейт-Мидраш» не должно рассматриваться как место, где один человек обнажает духовную несостоятельность другого и претендует на исключительность собственного мнения. Суть общения и обучения – укрепление в праведности, исправление своего характера и, тем самым, участие в исправлении всего Мира (тикун олям). У нас приветствуются ноахиты (бней-Ноах); геры (прозелиты), принявшие официальный или неофициальный гиюр, или находящиеся на пути к этому; выходцы из христианства или иных религий и культов; караимы; иудействующие, а также все Б-гобоязненные, неравнодушные к Б-гу Авраама, Исаака и Иакова, к Торе и Иудейскому образу жизни. Добро пожаловать! |
Разные интерпретации пасхальной песенки Хад Гадья
| |
Louiza | Отправлено в: Пятница, 10 Августа 2012, 08:27 | Сообщение № 1 |
Участник
Сообщений: 1318
C нами с 22 Июня 2009
Откуда: Украина
Статус: Отсутствует
| Козленок и семеро волков Кончается Пасхальный седер. Вы устало откинулись на спинку стула: голова кружится от четырех бокалов вина, а в желудке камнем давит наспех пережеванная маца - “месть фараона”. Время - за полночь, глаза слипаются. И тут до вас доносится незатейливая песенка: “Отец козленочка купил, два целых зуза заплатил. Козлик, козлик”. Причем здесь козлик? Какое отношение он имеет к седеру и вообще к Песаху? Оказывается, имеет. Причем, не только, чтобы развлечь детей и не дать им заснуть за столом. В популярной пасхальной песенке “Хад гадья” скрыт глубокий смысл. Написанная на арамейском языке и включенная в Агаду, по-видимому, в конце 16 века, она аллегорически прослеживает всю мировую историю. Но вначале перескажем ее простой “детский” текст. Отец купил козленка за два зуза . Пришла дикая кошка и съела козленка, которого купил отец за два зуза. Пришла собака и загрызла кошку, которая съела козленка, которого купил отец… Пришла палка, и забила собаку… Пришел огонь и сжег палку… Пришла вода и погасила огонь… Пришел бык и выпил воду… Пришел мясник, и зарезал быка… Пришел ангел смерти и убил мясника… Пришел Б-г и поразил ангела смерти… Козлик, козлик. Комментаторы учат, что эти десять куплетов “Хад Гадья” соответствуют десяти царствам, которые правили и еще будут править от зарождения мира до его конца. Вот эти царства в хронологическом порядке: Б-г перед Сотворением мира; Вавилон, возглавляемый царем Нимродом; Египет; Израиль до разрушения Первого Храма; Вавилон, возглавляемый Навуходоносором; Персия и Мидия; Греция и Македония; Рим; Машиах; Б-г в гордом одиночестве.
“Козленок, которого отец купил за два зуза…” До начала всего сущего Б-г был единственным владыкой. Ему принадлежало первое царство. Козленок - это Авраам-авину, которого “отец” (Б-г) “приобрел” за два зуза. Когда вы что-то покупаете, это значит, что уплаченные вами деньги равноценны приобретенной вещи. Авраам был равен “стоимости” двух зузов - неба и земли, всего Творения, потому что именно он впервые открыл и признал Творца. Авраам был столпом Творения и его символом. Недаром он считается основоположником всех трех монотеистических религий.
“Пришла дикая кошка и съела козленка…” Кошка называется здесь “шунра”. Вторым царством стал Вавилон. Вавилонская башня, которую строил царь Нимрод, находилась в долине Шинар. На святом языке это название может означать: “сонэ ра”, злобный ненавистник. Нимрод ненавидел Б-га и еще больше - Его посланника на земле Авраама. Нимрод бросил Авраама в огненную печь, но случилось чудо: Авраам вышел живым из печи, после чего стал совершенно другим человеком.
“Пришла собака и загрызла кошку…” Известна поговорка: “Как пес возвращается на место, где его стошнило, так и глупый повторяет свою глупость”. Ярким примером такого глупца был фараон, правитель Египта. Несмотря на казни, постигавшие его страну, он продолжал упрямиться - не отпускал евреев. “Калба”, собака, символизирует третье царство - Египетскую империю, которая “загрызла” вавилонскую “кошку”. Египет затмил Вавилон, хотя между ними не было прямой военной конфронтации. Поэтому собака только “загрызла”, но не “съела” кошку.
“Пришла палка, и забила собаку…" Палка - это посох Б-га, которым Моше “бил” упрямых египтян. По его воле посох превратился в змею и проглотил все посохи египетских чародеев. Моше простер свой посох над Нилом, превратив речную воду в кровь. Посох, сломивший могущество фараона, символизирует четвертое царство - царство Израиля. Придя в Эрец-Исраэль и построив Храм, еврейский народ стал жить спокойно под посохом - царским скипетром Иегуды. Но затем пришел огонь…
“Пришел огонь и сжег палку…” Когда евреи отошли от Торы и предались грехам, с неба ударил огонь. Огненный лев прожег завесу, отделявшую внутреннее помещение Храма от Святая святых. На земле этот огненный лев принял образ Вавилонского царя Навуходоносора, который сжег скипетр Иегуды. Вавилон стал орудием Б-жественного правосудия, покаравшего избранный народ. Навуходоносор спалил дотла Иерусалимский храм и увел евреев в рабство. Огонь страшен, но только не для воды.
“Пришла вода и погасила огонь…” Могущество шестого царства - Персии и Мидии - переливалось через край, как морские воды во время прилива. Эти воды “погасили” Вавилон. Пророк Иермиягу сравнивал Мидию с бурным потоком: “Их голоса ревут, как море”. Впрочем, этого “рева” хватило ненадолго…
“Пришел бык и выпил воду…” Таурус, бык - астрологическая сила, управляющая судьбой Греции. В еврейской философии Греция ассоциируются с духовным мраком, как сказано во втором стихе Пятикнижия: “И земля была пуста и нестройна, и тьма покрывала бездну”. Греки пытались набросить пелену мрака на глаза евреев. Они утверждали, что мы утратили связь с Творцом из-за греха поклонения Золотому тельцу, сыну быка. Они говорили: “Напишите на бычьем роге, что нет вам доли у Б-га Израиля”. Этот бык Греции и Македонии “слизал” воду Персии-Мидии.
“Пришел мясник, и зарезал быка…” Греческий бык пал от рук римского мясника. Ни одна другая нация не пролила так много крови, как Рим. Царство, основанное Ромулом и Ремом, духовными преемниками Эсава, который появился на свет “красным и мохнатым, как плащ пастуха”, поклонялось богу войны Марсу. Красный цвет стал господствующим в символике многих стран-преемниц Римской империи. Рим символизирует власть материализма. Он вобрал в себя все достижения физического мира и высокомерно отверг духовность. Мы до сих пор находимся под влиянием римской культуры.
“Пришел ангел смерти и убил мясника…” Перед эпохой Машиаха мир будет охвачен смятением. Естественный порядок вещей перевернется. В Талмуде сказано, что старики будут кланяться молодым; уродство объявят красотой, а подлинную красоту отвергнут; варварство станет эталоном культуры, а над истинной культурой будут насмехаться. Стяжательство и страсть к материальным накоплениям будут непрерывно усиливаться. В конце концов, “общество потребления” разовьет такие аппетиты, что не сможет их удовлетворять. Так в недрах римской цивилизации зародится “ангел смерти”, и он начнет крушить кровавого “мясника”. Но именно из этой гниющей среды пробьется “росток Давида”. Над землей пронесутся три мировые войны, которые окончательно сотрут грань между добром и злом. А затем возникнет царство Машиаха.
“Отнимет Б-г у смерти меч, спешивший мясника упечь, что на убой вола обрек, который выпил ручеек, гасивший яркий огонек, тот самый, что дубинку сжег, свалившую ту псину с ног, за то, что на кота насел, который козлика заел”. В конце дней Вс-вышний удалит из людских сердец духовный яд и уничтожит мировое зло - “ангела смерти”. Как говорил пророк Иешаягу, люди разучатся воевать. Б-г сотрет слезы с каждого лица и вернет себе Царскую мантию. Круг замкнется. В мире воцарятся счастье и гармония.
“Хад гадья, хад гадья!” Смешная детская песенка в конце Седера. Простая рифмовка, отгоняющая сон. Но как много в ней смысла: вся панорама мировой истории, от края до края. ======================== >a name="1.">* Зуз - серебряная монета весом 4,8 грамма
Нахум Пурер
Я могу только предоставить Вам информацию. Убеждения Ваши Вы должны формировать сами.
|
|
| |
Louiza | Отправлено в: Пятница, 10 Августа 2012, 08:32 | Сообщение № 2 |
Участник
Сообщений: 1318
C нами с 22 Июня 2009
Откуда: Украина
Статус: Отсутствует
| Зря козленка скушал кот
Ни у кого нет лишнего времени. Ни у меня – писать длинные посты, ни у вас – их читать. Поэтому даю в конспекте.
По поводу недельного раздела Корах. Сверх-тема: живи мирно. Тема: не устраивай споры. Под-тема: в чужие споры не вмешивайся.
Песня "Хад Гадья". Хит, исполняемый на Седер Песаха.
В песне поется о том, как кот съел ягненка, которого за два зуза купил папа. Пришел пес и покусал кота. Палка побила пса. Огонь сжег палку. Вода погасила огонь. Бык выпил воду. Резник зарезал быка. Ангел смерти убил резника. Всевышний наказал ангела смерти.
Вопрос. Если кот зря съел ягненка (לא כדין) – он нарушитель, верно? Тогда пес, покусав кота, поступил с ним правильно и справедливо (כדין). Но палка, побив пса, поступила несправедливо. И тогда огонь поступил справедливо, вода поступила несправедливо, бык поступил справедливо, резник – несправедливо, ангел смерти – справедливо, Всевышний несправедливо! – Ой, что это у нас получилось? Нехорошо как-то.
В чем дело? Как решить это противоречие?
А вот как. Кот поступил несправедливо – это очевидно. Но псу не надо было вмешиваться, ибо он не "мститель за кровь" (גואל דם). И тогда палка поступила справедливо, его побив. (Палка выступила орудием Всевышнего, она не вмешивалась в чужой спор. "Спор" велся как бы только между ягненком и котом.) Огонь – несправедливо, вода – справедливо, бык – несправедливо, резник – справедливо, ангел смерти – несправедливо, Всевышний правильно, т.е. справедливо (ура!).
** **
То же самое с египтянами! Всевышний присудил евреев к рабству (сказав об этом Аврааму в пророческом видении). И что, неужели теперь получается, что египтяне не были виноваты, когда сделали их своими рабами?
Были! Ибо не должны были вмешиваться в чужое дело – между Всевышним и евреями!
** **
Эту басню про "Хад Гадья", говорят, рассказал раби Йонатан Айбишиц тем людям со стороны, которые вмешались в его спор с другими мудрецами. Спор сперва велся на вполне допустимом уровне – пока они не вмешались.
Все это было нами обнаружено в тексте статьи рава Тувьи Фройнда, где он привел отрывок из "Бен Иш-Хай" с комментариями мудрецов на песню "Хад Гадья". И рассказано в нашем видео-уроке под названием "Без спора " на Толдот.
р. Реувен Пятигорский
Я могу только предоставить Вам информацию. Убеждения Ваши Вы должны формировать сами.
|
|
| |
| |