[ Новые сообщения · Правила поведения · Участники · Поиск по темам · RSS лента ]
"Потому что Я Г-сподь, Б-г ваш, освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят" (Левит 11:44)
"Ибо все народы пойдут – каждый во имя божества своего, а мы пойдем во имя Г-спода Б-га нашего во веки веков." (Миха 4:5)
Шалом! Данный форум устроен по типу бейт-мидраш. Эта модель призвана помочь тем, кто желает изучать Тору и еврейскую мудрость, а учеников отличает стремление пополнить свои знания и найти им достойное применение. Люди данной категории не озабочены собственной репутацией или мнением большинства; их цель – сблизиться со Всевышним путем исполнения Его заповедей. Посещение «Бейт-Мидраш» не должно рассматриваться как место, где один человек обнажает духовную несостоятельность другого и претендует на исключительность собственного мнения. Суть общения и обучения – укрепление в праведности, исправление своего характера и, тем самым, участие в исправлении всего Мира (тикун олям).

У нас приветствуются ноахиты (бней-Ноах); геры (прозелиты), принявшие официальный или неофициальный гиюр, или находящиеся на пути к этому; выходцы из христианства или иных религий и культов; караимы; иудействующие, а также все Б-гобоязненные, неравнодушные к Б-гу Авраама, Исаака и Иакова, к Торе и Иудейскому образу жизни. Добро пожаловать!

  • Страница 1 из 1
  • 1
Смысл запрета хамеца в праздник Песах
ГалилеянкаОтправлено в: Среда, 28 Марта 2012, 23:56 | Сообщение № 1

Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
Каждый еврейский праздник является благоприятным временем для исправления тех или иных черт характера или приобретения хороших качеств души. Не является исключением и Песах. Поговорим здесь о двух качествах, связанных с двумя заповедями Песаха. Известно, что до Песаха надо очистить весь дом от квасного — «хамца», а в первую ночь Седера есть особая заповедь — съесть «кезайт» мацы.

Хамец, как пишут наши книги, символизирует гордыню, высокомерие — גאוה . Это видно и на глаз — посмотрите, как поднимается, разбухает тесто, если дать ему постоять. Тогда оно превращается в хамец. Вспомните, как выглядят люди, думающие, что они лучше других. Освобождая свой дом от последних крошек хамца, мы должны очистить и свое сердце от заносчивости и высокомерия по отношению к другим людям. В Песах мы едим мацу — «хлеб бедности», состоящий только из двух самых необходимых компонентов — муки и воды. Все остальное, что добавляется в хлебное тесто — дрожжи, сахар, соль, всевозможные химикаты (в некоторых сортах современного хлеба может содержаться до 60 (!) составляющих) — это излишества, предназначенные для того, чтобы сделать хлеб вкуснее и мягче.

Каждый человек состоит из двух частей — Б-жественной бессмертной души и тела. В этом отношении все равны. А все остальное, что у нас есть — таланты, деньги, положение в обществе — дано нам Вс-вышним, для того, чтобы мы поднимались духовно. Если же человек начинает гордиться своим превосходством над другими, он, не замечая того, духовно падает, и выходит, что все полученное только повредило ему.

В Песах у нас есть возможность подумать о том, что мы представляем собой на самом деле, и для чего нам дано все, что мы имеем. И помочь себе таким образом избавиться от гордыни.

Качество же, которое можно приобрести в Песах — это זריזות (зризут), расторопность. Рассмотрим написание слов «хамец» — חמץ и «маца» — מצה . Как видите, отличие между составляющими их буквами всего на одну черточку, которая, будучи короткой, создает букву ה , а удлинившись, превращает ее в ח . Маца получается из муки, которая была в контакте с водой не более 18 минут. В противном случае — это уже хамец. Отсюда мы учим, что так же бывает и с заповедями — מצות «мицвот», написание у которых такое же, как у «мацот». Говорят наши мудрецы — «если появилась возможность выполнить заповедь — не упусти ее!» — מצוה הבאה לידך אל תחמיצנה(мицва а-баа леядха аль тахмицна) — видите, они использовали слово, однокоренное с «хамец». Если человек не поспешил выполнить мицву, потом она может быть совсем бесполезной. Даже если он ее в конце концов выполнил, все равно его прохладное отношение к ней уменьшает заслугу доброго дела. Целеустремленность и расторопность же в исполнении заповедей именуется זריזות . Это качество полезно для всех, и хорошо известно, как его противоположность, ласково именуемая в России «лень-матушка», мешает и в служении Всевышнему, и в личной жизни (у тех, для кого это еще не одно и тоже). Ленивому плохо и на этом свете, и на том…

Как правило, за нашими праведниками и мудрецами всех поколений замечали, что даже в преклонном возрасте они были деятельны и даже стремительны, когда дело касалось исполнения воли Творца. Кому-то надо помочь, или отдалить от нарушения — они бежали! Например, рассказывают, как руководитель старого «ишува» в Эрец Исраэль, очень уважаемый рав Йосеф Хаим Зонненфельд זצוק""ל , спас однажды жителей города Иерусалима от нарушения запрета на хамец именно благодаря своему качеству «зризут». Однажды к нему пришел владелец крупной давильни оливкового масла, и попросил удостоверения о кашерности на Песах. Это был уважаемый и крупный торговец, и рав Хаим обещал ему как-нибудь проверить, какая обстановка на давильне — без этого нельзя выдать сертификат.

Какое же время выбрал рав для проверки? Когда весь город был засыпан снегом, и мало кто высовывал нос из дому, рав надел полушубок, поднял повыше воротник, и, стараясь быть неузнанным, отправился на давильню. Придя на давильню, рав обнаружил, что хозяин отсутствует (снегопад ведь), а работа кипит! И никто не присматривает за арабами-рабочими, которые носят свои обеденные питы по всей давильне! Естественно, никакого удостоверения ленивый владелец давильни не получил, а евреи знали — если рав подтвердил кошерность какого-то продукта — на него можно положиться!

Мирьям Климовская

В канун праздника Песах мы не должны ограничиться поисками хлебных крошек – «хамец» – в уголках квартиры. Каждый из нас должен очистить душу от самомнения и эгоизма, беспристрастно проверить свое отношение к людям... Мы не имеем права праздновать Песах до тех пор, пока хамец находится в наших владениях. В том числе – в душе и в сердце.

Пока хамец пребывает внутри нас, мы стараемся казаться лучше, чем на самом деле, заносимся и чванимся, на языке у нас иное, нежели на сердце. Пока мы не избавимся от хамеца, закон запрещает нам совершать заповеди, связанные с Песахом. Мы должны говорить как можно меньше – ведь наши дети с полным правом могут не поверить нашим словам, почувствовав, что они не вполне соответствуют действительности. Мы не должны громко славить Всевышнего – ведь Он может разгневаться, услышав неразумные слова. Недаром в Торе сказано: "Ни из какой заквасы и ни из какого меда не должны вы воскурять огнепалимую жертву Г-споду" (Ваикра, 2,11). Ведь хамец делает с нашим сердцем то же, что и с тестом – раздувает его, делает его заносчивым и неискренним.

Тот, кто хочет достойно выполнить заповедь Пасхального Рассказа, восславить Всевышнего и обратиться в Нему, должен истребить весь хамец прежде всего в своем сердце, очистить сердце и уста от любого обмана, от любой непорядочности. Тогда сын воспримет его рассказ, а Всевышний услышит его молитву и восхваления. Тогда уста его произнесут то, что будет на сердце, тогда и можно будет исполнить заповедь: "Чем больше будем мы рассказывать – тем лучше".

Теперь мы ясно понимаем, что поиски хамеца вечером 14-го Нисана – это абсолютно необходимое условие Пасхального Рассказа, произносимого вечером следующего дня. Недаром мы едим мацу не только 15-го Нисана, в день праздника, но все семь дней, когда читается полный Галлелъ – славословие Всевышнему. (Хасидус)


Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
ученикОтправлено в: Четверг, 29 Марта 2012, 01:20 | Сообщение № 2

Постоянный участник
Сообщений: 428
C нами с 16 Августа 2007
Откуда: Российская Федерация
Статус: Отсутствует
спасибо
 
НатаниэльОтправлено в: Четверг, 29 Марта 2012, 01:32 | Сообщение № 3

Участник
Сообщений: 668
C нами с 01 Сентября 2011
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
Спасибо!!!
Пейсах - праздник всех праздников, особенный день в жизни тех кто доверяется Всевышнему.


Всё то,что проходит рядом
Всё то,что пролетает вновь
Может искру свою оставить
И зажечь светильник вновь
Главное не стать слепым
Главное не стать глухим
Главное увидеть Б-га
И всё то,что строится Им.
 
ХульдаОтправлено в: Среда, 04 Апреля 2012, 22:17 | Сообщение № 4

Участник
Сообщений: 428
C нами с 20 Сентября 2009
Откуда: Латвия
Статус: Отсутствует
Quote (Галилеянка)
Качество же, которое можно приобрести в Песах — это זריזות (зризут), расторопность. Рассмотрим написание слов «хамец» — חמץ и «маца» — מצה . Как видите, отличие между составляющими их буквами всего на одну черточку, которая, будучи короткой, создает букву ה , а удлинившись, превращает ее в ח .


חמץ מצה


Рав Реувен Куклин.

А-Шла (глава Бо) пишет, что различие между словами маца и хамец заключается в следующем: в букве hэй в слове маца палочка справа не доходит до вершины буквы, а оставляет «выход», а в букве хэт в слове хамец палочка доходит до конца. Талмуд (трактат Менахот 29 б) говорит, что «выход» в букве hэй символизирует возможность выхода из этого мира в мир будущий. Такая возможность существует, только когда у человека есть йецер а-тов («доброе стремление», «стремление к добру», которое символизирует маца). Йецер а-ра же («дурное стремление») отупляет человека окончательно, не оставляя ему возможности совершить раскаяние и удостоиться будущего мира — на это «намекает» буква хет, которая закрыта со всех трёх сторон, «не оставляет выхода». Говорят мудрецы в трактате Йома (39а), что, совершая грех, человек (духовно) тупеет.

Почему буква хэт стоит в начале слова, а буква hэй в конце? Это можно объяснить, опираясь на слова книги Зоар (глава Трума). Зоар говорит, что дурное стремление приходит к человеку без какой-либо подготовки, в отличие от стремления доброго. Поэтому в слове хамец буква хет стоит в начале слова, «намекая»: духовное безумие приходит внезапно, без подготовки. Буква hей же стоит в конце слова, поскольку для того, чтобы получить долю в грядущем мире, необходима духовная подготовка.

Quote (Галилеянка)
Тот, кто хочет достойно выполнить заповедь Пасхального Рассказа, восславить Всевышнего и обратиться в Нему, должен истребить весь хамец прежде всего в своем сердце, очистить сердце и уста от любого обмана, от любой непорядочности.


Утешайся Господом, и Он исполнит желание сердца твоего.
 
ГалилеянкаОтправлено в: Вторник, 26 Марта 2013, 11:38 | Сообщение № 5

Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
Закваска и хамец символизируют гордыню, которая разрушает душу человека. Дата и способ уничтожения квасного служат важным уроком для всех нас.

Смысл запрета хамеца в праздник Песах (Шмот 12:15)

Тем, «кто любит Б-га и размышляет о Его Имени», подобает жить так, чтобы все дни их были исполнены блага и чтобы ни один из них не пропал даром и уж тем более не прошел во зле. И чтобы нам это стало понятно, Б-г сотворил мир за шесть дней, в которые создал и небо, и землю, а в Седьмой день покоился и отдыхал. Человек тоже должен понять и запомнить, что ему отведено семьдесят лет жизни, которые он ни в коем случае не должен растратить напрасно, а посвятить обдуманным и совершенным деяниям, подобным деяниям его Творца.

Шесть дней творения символизируют первые шестьдесят лет жизни человека, и эти годы он должен посвятить материальному миру. А в седьмой день, то есть, в последние десять лет жизни, ему следует оставить будничное и направить усилия лишь на достижение близости к Б-гу. Это и значит: «А в седьмой день покоился…» — в седьмой день, в конце пути, следует оставить дела и обрести покой в духовном мире.

Поэтому, когда Б-г избрал Израиль, чтобы быть Ему «драгоценным народом», Он провел их при выходе из Египта тем же путем, которым проходит зародыш в чреве матери. То есть, их существование и развитие как народа в египетском изгнании напоминало существование и развитие ребенка до рождения. И как ребенок не может родиться на свет без боли и тяжелых родовых схваток, которые переживает мать, до тех пор удерживавшая его в себе, так и египтяне претерпели многочисленные и великие страдания.

Знатоки естественных наук давно уже заметили, что четыре времени года соответствуют эпохам человеческой жизни. Весна похожа на детство — время развития, подъема и роста. Лето — время юности и взрослости, когда человек твердо стоит на ногах. Осень — время старения, когда сил становится все меньше. А зима — это дряхлость и полная потеря физических сил. Поэтому выход из Египта был приурочен к весеннему месяцу нисану, названному «главой и началом месяцев» в честь того, что в этот месяц начались наши дни и наши годы. В этом месяце наш народ как бы родился, открыл глаза и начал понимать и постигать.

А запрет хамеца символизирует отказ от материальных стремлений, влияющих на нас так же, как закваска на тесто. Ведь закваска и хамец, кислое тесто, — это принятый символ злого начала, которое наши мудрецы всегда называют «закваской в тесте». Тора ведь тоже запрещает приносить в жертву «всякую закваску и всякий мед» и тоже потому, что закваска прямо обозначает злое начало в человеке. Мед же — символ сладкой жизни и материальных наслаждений, непременных спутников злого начала. Поэтому стих говорит: «И всякий, кто ест хамец — будет отсечена душа его…», — то есть, злое начало уничтожает душу и отрезает от основы.

Уничтожение хамеца Тора назначает на 14-е число месяца, чтобы показать, что в первые тринадцать лет жизни человека не наказывают за преступления ни в Вышнем суде, ни в земном, но на 14-м году жизни он должен принять на себя иго заповедей и уничтожить в своей душе злое начало.

Мишна, обсуждая эту тему, говорит еще яснее: «Накануне 14-го ищут хамец при свете свечи», — под которой здесь понимается человеческая душа, согласно сказанному в стихе «Свеча Б-га — душа человеческая», и при свете этой свечи ищут хамец, то есть, выискивают злое начало, чтобы отделить его от себя. Наши мудрецы предупреждают, что огонь этой свечи не должен быть слишком сильным, чтобы не сгорел весь дом, то есть, чтобы тело не погибло, лишившись всякой материальной поддержки. Но он и не должен быть слишком слабым, потому что тогда невозможно будет рассмотреть все щели и трещины, заметить все тайные грехи.

Поскольку хамец символизирует злое начало, Б-г повелел удалить его из нашего дома и из нашего тела на все семь дней праздника, то есть, на все дни нашей жизни, составляющие семьдесят лет, поскольку число «семь» с очевидностью указывает на годы жизни человека, делящиеся на семь десятилетий. Поэтому и хупа, свадебное торжество, длится семь дней, чтобы «в день свадьбы его и в день сердечной радости его» человек вспомнил бы, что таких семилетних циклов в его жизни осталось не так уж много. Дней женской нечистоты тоже семь, и семь дней должно пройти от рождения ребенка до исполнения заповеди обрезания; семь дней продолжалось служение милуим, освятившее Мишкан и коэнов, и семь дней продолжается траур. Из семи дней состоит неделя, из семи лет — цикл шмиты, а через семь шмитот наступает йовель (юбилейный год). И у всех этих семидневных и семилетних повторений только одна задача: напомнить человеку об ограниченности числа дней и лет его бренной жизни, чтобы побудить его продвигаться по своему пути, руководствуясь мудростью, разумом и здравым смыслом.

Получается, что и запрет хамеца и закваски в семь дней праздника Песах имеет своей главной целью напомнить евреям, что каждый из них в дни своей жизни, которых в среднем семьдесят лет, должен выбросить из души, отменить в ней злое начало и мерзкие страсти.

Издательство Швут Ами


Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
ГалилеянкаОтправлено в: Вторник, 26 Марта 2013, 11:54 | Сообщение № 6

Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
Чем плох хамец и хороша маца?
Интервью с Главным раввином С.-Петербурга М.-М. Певзнером

Уйти из личного рабства

- Рав Певзнер, события Песаха произошли более трех тысяч лет назад. Какое отношение они имеют к сегодняшнему дню?

- Конечно же, мы в вами не были в Египте, не находились в рабстве. Зато Избавление может быть для нас абсолютно реальным. На духовном уровне Песах – это возможность для каждого из нас совершить исход из собственного «дома рабства». Как объясняет учение хасидизма, Египет – это не только точка на земном шаре, но и состояние духа. Ивритское название Египта, «Мицраим», созвучно слову «мейцарим» – «теснины, границы». Получается, что на личном уровне исход из Египта – это выход за пределы своих естественных границ. Ваше личное «рабство» может проявлять себя тысячью разных способов. Один не может побороть гнев, другой – алчность, третий – лень. Урок Песаха в том, что следует бороться, дабы обрести свободу, избавиться от любых внешних принуждений и ограничений.

Исход из Египта, произошедший 3000 лет назад, был не более чем физическим освобождением, лишь первым шагом на пути к обретению свободы духовной. Сегодня, устраивая Седер, мы пробуждаем в себе эту заложенную в нас силу – пробиться сквозь внешние ограничения. На самом деле, мы празднуем не то, что произошло 3000 лет назад. Наоборот! То, что произошло 3000 лет назад, было счастливым событием, открывшим для нас тот потенциал свободы, который может быть реализован сегодня.

Хамец как символ тягомотины

- Почему такие cтрасти вокруг хамеца? Его ищут по всему дому, его сжигают, его продают… Зачем? И почему надо есть мацу?

- Хамец, поднимающийся и увеличивающийся в размерах во время заквашивания теста, символизирует воспаленный эгоизм, гордость и самомнение. Плоская маца, напротив, является символом смирения и самоотверженности. Именно поэтому Тора называет мацу «хлебом бедности»: ведь бедный человек смиренен, ему не свойственно высокомерие.

Хамец также является воплощением лени. Ведь, чтобы тесто взошло, хозяйка надолго оставляет его стоять в покое. Напротив, для того, чтобы изготовить мацу, нужна энергия и неустанный труд: весь процесс изготовления мацы должен занять не более 18 минут. Иначе тесто заквасится и станет хамецом. Маца преподает нам важнейший урок: «Не ленитесь! Ценна каждая секунда!» Маца воплощает собой бережное отношение ко времени, а хамец – это символ «тягомотины».

Уверенность вместо наглости

- Если хамец – это такая гадость, почему же он запрещен только в Песах? Может быть, следует совсем отказаться от него?

- Исход из Египта стал началом рождения нашего народа, завершившимся у горы Синай. Поэтому, с точки зрения духовного служения, в Песах мы находимся в самом начале пути. На этом этапе важнее всего – избавиться от гордыни и эгоизма. Ведь, если вы полны собой, вы не можете принять в себя ничего другого. Но на более «продвинутых» стадиях ощущение своего «я» уже становится необходимым. Будучи правильно ориентированным, оно приводит не к наглости, а к уверенности. Именно поэтому в праздник Шавуот, который наступает через 7 недель после Песаха, хамец не только не запрещен – он заповедан. Жертва, приносившаяся в Храме в Шавуот, должна была включать в себя хамец.

Гордость сама по себе не плоха. Все зависит от того, как она применяется. Просто в Песах мы учимся избавляться от «негатива», связанного с гордостью. А когда Песах заканчивается и урок усвоен, мы можем вновь с чистой совестью есть хамец.


Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
jonnblazeОтправлено в: Пятница, 19 Июля 2013, 08:44 | Сообщение № 7

Участник
Сообщений: 1
C нами с 19 Июля 2013
Откуда: Канада
Статус: Отсутствует
Sages in Tractate Yoma (39a), which committed the sin of man (spiritual) grows dull. Why is the letter hat stands in the beginning of the word, and the letter Hei at the end?

pass 4 sure [url=http://www.pass4sure.com/]pass 4 sure[/url]
web hosting reviews by envisionwebhosting [url=http://www.envisionwebhosting.com/]web hosting reviews by envisionwebhosting[/url]
 
ГалилеянкаОтправлено в: Пятница, 19 Июля 2013, 15:25 | Сообщение № 8

Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
jonnblaze, шалом. По этому поводу рав Куклин дал разъяснение (надеюсь, Вы читаете по-русски):

Шалом. Объясните, пожалуйста. В словах «хамец» и «маца» две буквы одинаковые (мем-цади), а две буквы отличаются друг от друга как по положению в слове, так и по значению. Объясните это. Спасибо за ответ. Дмитрий

Вы задаёте интересный вопрос. А-Шла (глава Бо) пишет, что различие между словами маца и хамец заключается в следующем: в букве hэй в слове маца палочка справа не доходит до вершины буквы, а оставляет «выход», а в букве хэт в слове хамец палочка доходит до конца. Талмуд (трактат Менахот 29 б) говорит, что «выход» в букве hэй символизирует возможность выхода из этого мира в мир будущий. Такая возможность существует, только когда у человека есть йецер а-тов («доброе стремление», «стремление к добру», которое символизирует маца). Йецер а-ра же («дурное стремление») отупляет человека окончательно, не оставляя ему возможности совершить раскаяние и удостоиться будущего мира — на это «намекает» буква хет, которая закрыта со всех трёх сторон, «не оставляет выхода». Говорят мудрецы в трактате Йома (39а), что, совершая грех, человек (духовно) тупеет.

Почему буква хэт стоит в начале слова, а буква hэй в конце? Это можно объяснить, опираясь на слова книги Зоар (глава Трума). Зоар говорит, что дурное стремление приходит к человеку без какой-либо подготовки, в отличие от стремления доброго. Поэтому в слове хамец буква хет стоит в начале слова, «намекая»: духовное безумие приходит внезапно, без подготовки. Буква hей же стоит в конце слова, поскольку для того, чтобы получить долю в грядущем мире, необходима духовная подготовка.

С уважением, Реувен Куклин


Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
Функции форума
Ленточный Вариант Форума  |  Правила поведения  |  Участники  |  RSS Лента  |  Поиск по Названиям Тем

Предупреждение: данный форум строго модерируем. Проводятся постоянные ревизии, чистки, а также удаляются устаревшие и потерявшие актуальность темы.

Цветовая маркировка групп: Читатель ~ Участник ~ Постоянный участник ~ Администратор

Поиск по всему сайту


Форум основан 1 июня 2006 г.
Хостинг от uCoz