Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| Прощальная речь Моше потрясает всех. Расставание с благословением на устах – лучшее из расставаний: «И вот благословение, которым благословил Моше, человек Всесильного, сынов Израиля перед смертью своей» («Дварим», 33:1). Моше благословляет каждое колено Израиля в соответствии с его отличительными чертами, а в заключение – весь народ: «И будет жить Израиль в безопасности, обособленно (бадад); источник Яакова в стране хлеба и вина, а небо его источает росу. Счастлив ты, Израиль! Кто подобен тебе, народ, спасаемый Богом, щитом и помощником твоим? Он – меч величия твоего, и покорны будут тебе враги твои, а ты станешь попирать высоты их» (там же, 33:28,29).
Обратим внимание на слово, которое в контексте благословения кажется странным: «обособленно». Почему Моше благословил еврейский народ на обособленность? Ведь это слово, определившее бесчисленные трудности на протяжении всей нашей истории, унижения из-за отличия нас от других народов, скорее подходит для проклятия…
Мидраш представляет обособленность евреев как реальность, играющую иногда положительную, а иногда отрицательную роль, но всегда характеризующую еврейский народ: «Сказал Раба со слов раби Йонатана: “Молвил Святой, благословен Он: ‘Я сказал: и будет жить Израиль в безопасности, обособленно; источник Яакова в стране...’”» – сейчас, когда вы согрешили, будет ваше жилище обособленно, как сказано: «Как одиноко сидит столица…» («Эйха», 1:1). Ѓа-Нацив писал в «Эмек ѓа-давар»: «Так должен выглядеть весь народ, и воля Всевышнего в том, чтобы народ вел себя таким образом, как сказано в песни “Ѓаазину”: “Бог один (бадад) водил его, и нет с ним божеств чужих” («Дварим», 32:12)».
Воля Всевышнего состоит в том, чтобы еврейский народ жил обособленно и не смешивался с другими народами, и тогда его уделом должны были стать покой и почет. Когда же Израиль поступил вопреки воле Творца, его обособленность приняла иную форму: народы мира стали презирать его и пренебрегать им, и вот – «одиноко сидит столица»…
Действительно, еврейский народ отличен и отделен от других народов. Его задача – сохранить свою обособленность, ибо она – функциональна, она необходима для того, чтобы Израиль выполнил свою задачу в мире. Грех евреев, которые пытались ассимилироваться, привел к обособленности иного рода, к боли и страданиям. Моше благословляет евреев на то, чтобы их обособленность была, словно «источник Яакова», – обособленностью народа, чистого сердцем и служащего Всевышнему.
«Тору заповедал нам Моше, наследие общины Яакова» (33:4).
Ни один еврей не способен самостоятельно исполнить все заповеди Торы. Ведь среди них есть такие, которые относятся исключительно к коганим, другие — лишь к левиим или к царю и т.д. Но если все евреи осознают свою взаимную ответственность и любят свой народ, то весь Израиль рассматривается как единый цельный организм, и тогда любая заповедь, выполненная каждым евреем в отдельности, расценивается Творцом так, словно каждый из евреев исполняет все заповеди Торы! Об этом и сообщает нам этот стих: «Тору заповедал нам Моше, наследие общины Яакова». Тора может быть для нас вечным наследием, и ее можно исполнить всю полностью только всей «общиной Яакова», когда все евреи сплочены, словно единое тело.
«...украшает [Г-сподь] смиренных помощью» («Тегилим», 149:4) — Б-г посылает Свою помощь лишь тем, кто ее достоин: «смиренным», т.е. праведникам.
(Из хасидских источников).
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|