[ Новые сообщения · Правила поведения · Участники · Поиск по темам · RSS лента ]
"Потому что Я Г-сподь, Б-г ваш, освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят" (Левит 11:44)
"Ибо все народы пойдут – каждый во имя божества своего, а мы пойдем во имя Г-спода Б-га нашего во веки веков." (Миха 4:5)
Шалом! Данный форум устроен по типу бейт-мидраш. Эта модель призвана помочь тем, кто желает изучать Тору и еврейскую мудрость, а учеников отличает стремление пополнить свои знания и найти им достойное применение. Люди данной категории не озабочены собственной репутацией или мнением большинства; их цель – сблизиться со Всевышним путем исполнения Его заповедей. Посещение «Бейт-Мидраш» не должно рассматриваться как место, где один человек обнажает духовную несостоятельность другого и претендует на исключительность собственного мнения. Суть общения и обучения – укрепление в праведности, исправление своего характера и, тем самым, участие в исправлении всего Мира (тикун олям).

У нас приветствуются ноахиты (бней-Ноах); геры (прозелиты), принявшие официальный или неофициальный гиюр, или находящиеся на пути к этому; выходцы из христианства или иных религий и культов; караимы; иудействующие, а также все Б-гобоязненные, неравнодушные к Б-гу Авраама, Исаака и Иакова, к Торе и Иудейскому образу жизни. Добро пожаловать!

  • Страница 1 из 1
  • 1
Христиане ищут "славы и чести". А нужно ли это искать?
ГалилеянкаОтправлено в: Среда, 05 Сентября 2018, 23:08 | Сообщение № 1

Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
Станислав Ежи Лец однажды сказал: "Голодный до славы сожрет и человека в самом себе".

Пристало ли праведнику стремиться к славе, пусть даже к "духовной" и возвышенной? Я уже частично касалась этого вопроса в теме о "венце славы", а здесь мне хотелось бы сфокусироваться конкретно на стремлении к славе, а также выяснить значения греческого и еврейского аналогов термина "слава".

Контекст большей части мест в НЗ где упоминается др.-греч. термин "δόξα" (докса - "слава"), подразумевает "славу Божью" (вопрос лишь в том, какой бог имеется в виду) или "славу Иисуса"... Впрочем, не это сейчас главное. Я хочу обратить внимание на те места, где речь идет именно о людской славе, к которой стремятся адепты христианства, и которая, якобы, их ожидает в обозримом будущем.

Наиболее ярко эта идея нашла свое отражение в 8 главе послания к римлянам.

8:17 "А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться".
8:18 "Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас".
8:21 "что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих".
8:30 "А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил".

Но есть и другие места:

1кор. 2:7 "но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей",
2кор. 3:18 "Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа".
2кор. 4:17 "Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу",
Фил. 1:11 "исполнены плодов праведности Иисусом Христом, в славу и похвалу Божию".
1Пет. 5 1 "Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться"
1Пет. 5:4 "и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы".
Рим. 2:7 "тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, — жизнь вечную;"

Итак, христиане действительно ищут славы. И не только её. Еще они ищут "великого воздаяния": Евр. 10:35 "Итак не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние". А также уверены в том, что именно они будут судить мир (1кор. 6:3)...

С какой бы стати Б-гу прославлять определенную группу людей, которая даже не признает Его (ЙХВХ) Б-гом?!.. Ладно, того факта, что христиане - великие фантазеры, никто не отменял.

О какой вообще славе речь? Древнегреческий термин "докса" означает: 1. блеск, сияние, яркость 2. слава, честь, величие. Примечательно, что у Эсхила и Платона, в определенном контексте, это слово могло означать "плод воображения, видение, призрак, мнимое знание". Хотя в НЗ акцент делается именно на чести, блеске и сиянии.

Безусловно, здесь кроется желание христиан занять место Израиля, не прилагая при этом никаких угодных Б-гу усилий. Дело в том, что еврейский аналог "славы" - это "тиферет" ("красота", "великолепие", "слава"). Слово это не простое. Тиферет - это одно из Десяти видов воздействий Творца. Это один из основных "каналов", качеств, посредством которых Творец руководит миром.

Есть и другие синонимы "славы" на иврите, но мне хотелось бы остановиться именно на понятии "тиферет".

В Парашат Шавуа "Ваякхель" написано:

"Отыскать в еврейских источниках обсуждение темы прекрасного совсем непросто. Тем не менее само понятие красоты в иудаизме присутствует. Более того, красота - "тиферет" - это даже не просто одно из десяти божественных качеств, это качество центральное, качество, с которым непосредственно соприкасаются все остальные сфирот. Причем существенно, что именно Иаков, т.е. народ Израиля, признается выразителем этого божественного качества "тиферет". Что же это за категория, считающаяся синтезом двух других: милости, проявившейся в Аврааме, и суда, проявившегося в Ицхаке? Словосочетание "Красота Израиля" - "Тиферет Исраэль" широко используется в традиции ("С неба на землю низринул красоту Израиля" Эйха 2.1). Р. Йегуда-Лейб из Праги (Магараль) даже написал целую книгу под таким названием "Тиферет Исраэль". Однако о "прекрасном" там не говорится ни слова - эта книга целиком посвящена дарованию Торы. Само же название Магараль заимствует из трактата Талмуда "Брахот", где сказано: "Прекрасное - это дарование Торы". На первый взгляд, этот ответ напоминает собой все те ответы, которые были отвергнуты Сократом в диалоге "Гиппий больший". Например: "Прекрасное - это прекрасная девушка". Ведь "если прекрасная девушка - замечает Сократ - это прекрасное, тогда она и есть то, благодаря чему прекрасное будет прекрасно". Такое заключение выглядело нелепым. Между тем даже его нельзя до конца отвергнуть. Фрейд заметил бы, что этот ответ не напрасно пришел на ум Гиппия первым. Ведь согласно Фрейду все прекрасное действительно прекрасно именно прекрасностью девушки, согласно его теории во всем прекрасном просматривается именно сексуальность. Но тогда тем более справедливо признать, что для иудея во всем прекрасном просматривается Тора, а еще точнее, Даровавший ее: Прекрасное - это дарование Торы, т.е. акт любви Всевышнего к своему народу, наивысшее раскрытие божественной личности. Так что все прочие божественные качества будут центрироваться относительно этого. По мироощущению иудаизма все прекрасное прекрасно сопричастностью Всевышнему: прекрасные предметы, прекрасные речи, и тем более прекрасные люди, все они прекрасны лишь присутствием в них Творца, наличием в них искры божественного света. И здесь особенно хорошо видно отличие просвещенного Торой человека, сына завета, от человека естественного. Мы видим, что с одной стороны Сократ распознает прекрасное во всех предметах. Но с другой он честно признается, что не постигает - что это за "что-то", что делает их прекрасными. "Само по себе" прекрасное Сократу неведомо. То же самое касается и добродетели, которой, как устанавливает Сократ в диалоге Протагор, "нельзя научить". Иными словами, естественный человек обладает живой совестью, но не знает ее источника. В то время как сын завета не только обладает совестью, но имеет дело с ее источником во вне. Но именно потому, что сыны завета имеют дело с источником всякой реальности, именно потому, что они имеет дело с "Прекрасным самим по себе", они даже не замечает самого вопроса, они не замечает ту красоту, которая существует в отрыве от Всевышнего и которой оказываются так сильно захвачены народы. Причем в данном случае речь идет не только о древних народах, но и о народах современных, хорошо знакомых с Торой.

Священное Писание многое в жизни народов изменило. Сегодня многие европейские мыслители согласятся связать красоту с идеей личности, однако далеко не всегда Божественной. Многие европейцы могут сегодня согласиться с тем, что все прекрасное прекрасно присутствием личного начала, что вещи красивы в той мере, в какой в них светится какая-либо личность. В сфере искусства - это личность создавшего их мастера, в природной сфере - так или иначе понятая мировая душа. Красота природы мало замечается традиционным евреем. Если его все же поразит величественный закат или прекрасные цветы, то он прославит Бога, который создал в Своем мире "красивые творения, чтобы услаждать ими сынов человеческих". Но в европейской культуре, наравне с таким отношением, сохраняется и иное. Пристальное внимание к личности мастера или лику самой природы имеет место безо всякой связи с их Создателем. Поэтому в европейской культуре красота и нравственность находятся в достаточно сложных и напряженных взаимоотношениях. Не только божественная личность, но и взятый в отрыве от нее природный лик задает европейцу его эстетику. В результате человек европейской культуры всегда должен "подтягиваться" за внешними эстетическими критериями, должен им соответствовать, должен искать "формы". И соответственно сам европеец, для того чтобы состояться в качестве личности, непременно должен быть Мастером. Самоуважение европейским "безработным" дается трудно. В еврейской культуре тоже есть Бецалель, т.е. есть не только свой Пророк и Мудрец, но и свой боговдохновенный Мастер, однако в целом это направление показалось для еврейской культуры избыточным: уже для строительства Храма был привлечен иностранец, царь (?) Цора Хирам (Малахим I. 5.15?) (7:13-14). Израиль, предстоящий перед Создателем, имеет дело с "Прекрасным самим по себе", и именно поэтому он может позволить себе не замечать красоты природной, именно поэтому сам он - носитель качества красоты - может выглядеть сколь угодно невзрачным.

... «Тиферет Исраэль» - Краса Израиля – неотделима от выполнения заповедей, более того, по существу отождествляется с этим исполнением. Между тем в значительном числе случаев эта исполнительность никак не связана с человеческой нравственностью и вызывает из-за этого нарекания со стороны народов
".

Смею предположить, что где-то в глубине души авторы НЗ осознавали подлинный смысл "славы" как причастности к Б-жественному... Только вот эта причастность невозможна без послушания заповедям. Можно быть причастным "святой церкви" или самому богу-Иисусу, но все это - шелуха, ничего не стоящая, если нет причастности к Б-гу ЙХВХ и Его Торе.

Христиане готовы страдать на Земле исключительно ради того, чтобы после смерти обрести славу. Евреи же являют качество тиферет изучая Тору. Они не ищут собственной славы, и служат Всевышнему не ради воздаяния или облечения во славу. Именно их искреннее послушание Творцу делает их сопричастными проявляющейся славе Его. Духовному человеку нет необходимости стремиться к тому, чтобы когда-то в будущем "облечься славой", поскольку, живя по воле Всевышнего, он и так обладает этой славой, т.е. этой духовной красотой и величием, подобно всем великим еврейским праведникам и мудрецам.

Израиль не жаждет ни земной, ни "небесной" славы. Единственное желание евреев - это возможность беспрепятственно соблюдать Тору (без помех со стороны народов мира) на своей земле, и, исправляя себя, возвышать всё мироздание.

Пс. 115:1 "Не нам, ЙХВХ, не нам, но имени Твоему дай славу – ради милости Твоей, ради верности Твоей".


Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
anatol90Отправлено в: Четверг, 06 Сентября 2018, 17:03 | Сообщение № 2

Постоянный участник
Группа: христиане
Сообщений: 96
C нами с 28 Апреля 2011
Откуда: Российская Федерация
Статус: Отсутствует
Речь не о том чтобы стремиться к славе, быть в Царствии Небесном это и есть слава (радость).

2кор. 4:17 "Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу"


Отредактировал/а: anatol90 - Четверг, 06 Сентября 2018, 17:03
 
ГалилеянкаОтправлено в: Четверг, 06 Сентября 2018, 17:23 | Сообщение № 3

Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
Цитата anatol90 ()
быть в Царствии Небесном это и есть слава (радость).
что это за редефиниция такая? Слава ≠ радость. Это совершенно разные вещи. Слава = величие, великолепие, честь; + более осовремененные синонимы: популярность, известность, знаменитость, признание. Короче, слава христиан = "почивать на лаврах" в царстве небесном, в то время как все остальные люди будут вечно(!) "гореть" в аду.


Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
Функции форума
Ленточный Вариант Форума  |  Правила поведения  |  Участники  |  RSS Лента  |  Поиск по Названиям Тем

Предупреждение: данный форум строго модерируем. Проводятся постоянные ревизии, чистки, а также удаляются устаревшие и потерявшие актуальность темы.

Цветовая маркировка групп: Читатель ~ Участник ~ Постоянный участник ~ Администратор

Поиск по всему сайту


Форум основан 1 июня 2006 г.
Хостинг от uCoz