|
"Потому что Я Г-сподь, Б-г ваш, освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят" (Левит 11:44) "Ибо все народы пойдут – каждый во имя божества своего, а мы пойдем во имя Г-спода Б-га нашего во веки веков." (Миха 4:5) |
Шалом! Данный форум устроен по типу бейт-мидраш. Эта модель призвана помочь тем, кто желает изучать Тору и еврейскую мудрость, а учеников отличает стремление пополнить свои знания и найти им достойное применение. Люди данной категории не озабочены собственной репутацией или мнением большинства; их цель – сблизиться со Всевышним путем исполнения Его заповедей. Посещение «Бейт-Мидраш» не должно рассматриваться как место, где один человек обнажает духовную несостоятельность другого и претендует на исключительность собственного мнения. Суть общения и обучения – укрепление в праведности, исправление своего характера и, тем самым, участие в исправлении всего Мира (тикун олям). У нас приветствуются ноахиты (бней-Ноах); геры (прозелиты), принявшие официальный или неофициальный гиюр, или находящиеся на пути к этому; выходцы из христианства или иных религий и культов; караимы; иудействующие, а также все Б-гобоязненные, неравнодушные к Б-гу Авраама, Исаака и Иакова, к Торе и Иудейскому образу жизни. Добро пожаловать! |
Венец славы: "Так бегите, чтобы получить". Куда бежать?..
| |
Галилеянка | Отправлено в: Пятница, 08 Сентября 2017, 19:15 | Сообщение № 1 |
Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| 1кор. 9:24,25 "Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы — нетленного".
Хотелось бы понять, за каким "венцом", за какой "наградой" бегут христиане? Что этот "венец" из себя представляет? И должен ли, в принципе, праведный человек "бежать за воздаянием", пусть и не в прямом, а в переносном смысле?..
Греческое слово "стэфанос", означающее: "венец", "венок (символ победы)", употребляется в НЗ 25 раз, включая те места, где подразумевается т.н. "терновый венец Иисуса", а также одноименный "мученик Стефан".
В ТаНаХе это слово передается термином "атара", переводимым как "венец", хотя оно восходит к арамейскому языку, и, скорее, означает - "украшение". Мы, конечно, не будем углубляться в каббалистические определения, однако, рассмотрим примеры его использования в Священном Писании. В буквальном смысле это слово употребляется там в значении "венец царя" (Давида, Соломона и др.), а в переносном - "венец" достоинства, величия.
В 28 главе Исайи упоминается "венец гордости Ефремлян", который "ногами попирается". Что это за "венец"? Рав Нахум Шатхин учит: "В предчувствии приближающейся смерти, Яаков созывает к себе всех сыновей для того, чтобы дать им благословение. Эти благословения были пророческими и носили напутственный характер. Каждый из родоначальников колен имел множество достоинств, но у каждого было и особое качество, присущее только ему. Зная это, Яаков наставлял своих сыновей, чтобы они развивали в себе эти качества, наделяя ими своих потомков и укрепляя этим народ Израиля. Говорится в мидраше «Ялкут Шимони»: «Сказал раби Пинхас: “Венец славы возложил Яаков перед смертью на голову Эфраима, сказав: главы домов учений, главы колен, лучшие и прославленные в народе Израиля, будут зваться твоим именем. Написано: “ …Элькана сын Цуфа, Эфратеянина” (хотя сам был из колена Леви), “Давид сын человека Эфратеянина …” (хотя был из колена Йеуды), “Махлон и Кильон Эфратеяне…” (также из колена Йеуды)». Рав Ланиадо из Арам Цовы (Алеппо) поясняет нам, что имеется в виду под венцом славы, который возложил Яаков на голову Эфраима. «И простер Исраэль правую руку свою и положил на голову Эфраима, хотя он младший» (Берешит, 48:14). Для чего сообщается в стихе, что Эфраим был моложе Менаше – разве мы не знаем этого? Отвечает Мидраш Раба, что это пришло намекнуть на то, что Яаков поставил первым Эфраима – в награду за кротость и скромность, которой он отличался. Яаков сказал Эфраиму, что он должен работать над собой, развивать и наращивать в себе качество кротости и скромности, для того чтобы мог наделить ею своих потомков, и чтобы влияние ее распространялось среди всех сыновей Израиля. Есть большая необходимость в этом, потому что без кротости и скромности ни один еврей не сможет достичь вершин в Торе. Поэтому каждый важный, прославленный и великий еврей в народе Израиля, будет зваться твоим именем".
В пророчестве Иезекииля говорится об опасности, связанной с тем, что даже наличие "прекрасного венца" и великолепия, дарованого Самим Всевышним, может привести к великому падению. Иез. 16:12-15 "И дал тебе кольцо на твой нос и серьги к ушам твоим и на голову твою прекрасный венец. Так украшалась ты золотом и серебром, и одежда твоя была виссон и шелк и узорчатые ткани; питалась ты хлебом из лучшей пшеничной муки, медом и елеем, и была чрезвычайно красива, и достигла царственного величия. И пронеслась по народам слава твоя ради красоты твоей, потому что она была вполне совершенна при том великолепном наряде, который Я возложил на тебя, говорит Господь Б-г. Но ты понадеялась на красоту твою, и, пользуясь славою твоею, стала блудить и расточала блудодейство твое на всякого мимоходящего, отдаваясь ему".
В 21 главе Иезекииля "недостойный, преступный вождь Израиля" призывается снять свой венок, т.е. говорится, что он будет низложен Б-гом.
Таким образом, становится ясно, что наличие "венца", и реального, и метафорического - неоднозначно, и предполагает определенный статус, обязанности и ответственность.
Иак. 1:12 "Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его". Здесь наличествует явная реминисценция на Откр. 2:10 "... Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни". На мой взгляд, это место дополнительно свидетельствует в пользу того факта, что авторство данного послания принадлежит не Иакову, и даже не адепту его общины, а некому павлинисту, причем, "позднему", т.е. тому, кто был знаком с "Откровением", которое, даже по официальной версии, было написано на рубеже первого и второго столетий, когда "знаменитые апостолы" (как их называет Павел) были давно мертвы, а их Иерусалимская община практически исчезла.
Стремление обладать "венцом" похвально, при условии, что стремящийся к нему адекватно разумеет, о чем идет речь.
В контексте учения о том, что такое "Желание, мотивация", р. Акива Татц учит: ""Свобода выбора" определяется как венец славы человека, как «образ Б-га», важнейший элемент в нашей структуре. Свобода выбора представляет собой функцию этого источника; ничто не может повлиять на подлинную свободу выбора. Таково подлинное значение слов «рацон Ашем», Б-жественная воля; это и есть высший источник".
Даже обладая свободой выбора, мы призваны координировать свою волю с Б-жественной, иначе наш "венец" приведет нас не к славе, а к падению.
Михаил Румер, приводя пример проповеди талмудического периода, упоминает "венец славы": "Проповедник берет текст начала 24-й главы книги «Бытие». Она начинается словами «Авраам был стар и в летах преклонных». Далее он цитирует «Притчи Соломоновы»: «Венец правды – седина, она находится на пути праведности». И иллюстрирует этот стих следующим рассказом. «Равви Меир однажды прибыл в Мимлу и, заметив, что у всех жителей этой местности черные волосы (то есть что там не было стариков. – М. Р.), спросил: „Не потомки ли вы Эли? Написано: „Все потомство твое умрет в годы мужества“. Они ответили: „Равви, молись за нас!“ На это он им сказал: „Идите и совершайте добрые дела, и вы станете достойны старости“». «На чем основывал равви Меир свое утверждение?» – спрашивал проповедник. «На словах: „Венец славы – седина“». – «А как получить этот венец?» – «На пути добрых дел». – «А кто может служить тебе примером?» – «Авраам, о котором сказано: „Он заповедает своим детям пути Господа, творить добрые дела и правосудие“. Поэтому он был достоин достичь старости. Как написано: „Авраам был стар и в летах преклонных“»."
Примечательно, также, что в иудаизме "венцом славы" называют Тфилин, который связан с исполнением Заповедей.
Итак, символизм "венца" связывается с постижением и исполнением Б-жественной Воли, выраженной в Торе, с добрыми делами, с правдой. Кстати, на иврите слова: "правда", "праведность", "справедливость" и "благодеяние" передаются однокоренным словом - "цедек (цдака)". Т.е., всё это взаимосвязано. Невозможно быть праведным, не идя по пути правды. А правда - только в Торе. Без Торы, также, невозможно постичь Б-жественную справедливость, и подлинно понять, что есть благо, а что - зло. "Венец" - это, по моему мнению, достоинство быть частью народа, живущего по воле Творца; это ответственность, присущая человеку, стремящемуся жить праведной жизнью и обладать скромным величием праведника, чтобы быть достойным звания "венец творения".
Метафора же "венца" у Павла, по всей видимости, восходит к древнеримскому обычаю: в Древнем Риме венок из дубовых листьев вручали воинам, которые во время сражения спасли жизнь товарища. Павел перенес буквальные языческие символы в сферу "духовных". Под сражением он подразумевал "духовную брань, которая не против плоти и крови, а против духов злобы поднебесных"; а венцы, соответственно, должны вручаться христианам не за спасение жизни, а за "спасение души". Тех людей, которых Павел, по его мнению, "спасал", он считал своим "венцом", и именно за "спасение" их душ он ожидал небесной награды.
Фил. 4:1 "Итак, братия мои возлюбленные и вожделенные, радость и венец мой, стойте так в Господе, возлюбленные". 1фес. 2:18-20 "И потому мы, я Павел, и раз и два хотели прийти к вам, но воспрепятствовал нам сатана. Ибо кто наша надежда, или радость, или венец похвалы? Не и вы ли пред Господом нашим Иисусом Христом в пришествие Его? Ибо вы — слава наша и радость". 2Тим. 4:8 "а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его".
Таким образом, количество и качество "спасенных душ" влияет на "вечную награду" христианского "пастыря":
1Пет. 5:2-4 "пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду; и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы".
Итак, христиане бегут за неким "венцом славы", надеясь царствовать с Иисусом "на небесах", полностью игнорируя тот факт, что, на самом деле, "венец" на праведных и Б-гобоязненных людей Всевышний возлагает еще при жизни, при условии, что они готовы взять на себя ответственность пытаться соответствовать Его стандартам святости, т.е. исполнять Его Заповеди. Безусловно, очень важно возвращать людей на путь истинный (который, конечно же, подразумевает возврат к Торе, а не "к Иисусу"), но не это является сверхзадачей человека. В первую очередь, каждый отвечает перед Б-гом за самого себя, за исправление своей собственной души, а не за количество "спасенных" (в христианстве - номинальных прихожан, приведенных в церковь).
Всевышний, устами царя Соломона, обращается к Своим детям: Притчи 4 "(1) Слушайте, дети, наставление отца и внимайте, чтобы научиться разуму; (2) Потому что я преподал вам доброе учение. Не оставляйте заповеди моей. (3) Ибо (и) я был сын у отца моего, нежный и единственный у матери моей; (4) И он учил меня и говорил мне: "Да удержит сердце твое слова мои; сохрани заповеди мои и живи; (5) Приобретай мудрость, приобретай разум; не забывай и не уклоняйся от слов уст моих; (6) Не оставляй ее, и она будет охранять тебя; люби ее, и она будет оберегать тебя". (7) Начало мудрости: приобретай мудрость и всем твоим достоянием приобретай разум. (8) Превозноси ее, и она возвысит тебя; она принесет тебе почет, если ты примешь ее в свои объятия; (9) Она даст на голову твою прекрасный венок, доставит тебе великолепную корону. (10) Слушай, сын мой, и прими слова мои, – и умножатся и тебе лета жизни. (11) Я показал тебе путь мудрости, вел тебя по стезям справедливости. (12) Когда пойдешь, не будет стеснен шаг твой, и когда побежишь, не споткнешься. (13) Держись наставления, не оставляй, храни его, потому что оно – жизнь твоя."
Пс. 110:10 "Начало мудрости — страх Господень; разум верный у всех, исполняющих Заповеди Его. Хвала Ему пребудет вовек".
Мало того, Всевышний обещает:
Ис. 62:1-4 "Ради Цийона молчать не буду и ради Йерушалаима не успокоюсь, пока не выйдет, как сияние, справедливость его и спасение его – как факел горящий. И увидят народы справедливость твою, и все цари – славу твою, и назван будешь ты именем новым, которое уста Г-сподни изрекут. И будешь ты венцом славы в руке Г-спода и диадемой царской в руке Б-га твоего. Не скажут тебе более – покинутый, и о земле твоей не скажут более – пустошь, ибо назовут тебя желанным и страну твою – замужней, ибо желал тебя Г-сподь, и страна твоя замужем будет".
Ис. 28:5,6 "В тот день Г-сподь Ц-ваот будет венцом красоты и короной славы остатку народа Своего, И духом правосудия сидящему в судилище, и силою отражающим нападение во вратах".
Так было у Израиля в прошлом, и так будет в будущем.
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|
|
| |
Галилеянка | Отправлено в: Пятница, 08 Сентября 2017, 22:56 | Сообщение № 2 |
Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| Рав Нахум Пурер
В книге "Мишлей" (Притчи царя Шломо) есть такой афоризм: "Венец стариков – их внуки, и слава детей – их отцы" (17:6).
Мудрый царь Шломо аккуратно подбирал слова: праведные потомки не случайно названы "венцом" своих дедов и прадедов, а праведные предки – "славой" их потомков. "Атара", венец, важнее, чем "тиферет", слава. Слово "венец" означает более высокую степень похвалы, потому что достойные дети возвышают отцов в большей степени, чем отцы – детей. Впрочем, родители становятся "славой" детей лишь в том случае, если дети продолжают их дело. Недостойные дети позорят доброе имя отцов и матерей, свидетельствуют о неудаче их жизненного пути, подобно тому, как гнилая ветка бросает тень на крепкие корни дерева. Мидраш объясняет, что слова "венец стариков – внуки" относятся к Аврааму, который был увенчан заслугами своего внука Яакова, и когда Нимрод бросил Авраама в огненную печь, спасение пришло именно благодаря особой исторической роли Яакова, основателя двенадцати колен еврейского народа. Другими словами, Авраам не мог погибнуть, ведь иначе на свет не появились бы его выдающийся сын Ицхак и не менее выдающийся внук Яаков. На это указывал пророк Иешаягу: "Так говорит Б-г дому Яакова, который спас Авраама".
Теперь обратимся ко второй половине афоризма из "Мишлей". Что означают слова "слава детей – их отцы"? Есть ли примеры такой зависимости? Когда Лаван догнал Яакова и его семью, тайно бежавших из его дома, что ответил Яаков на обвинения и угрозы своего дядюшки-злодея? "Не будь за меня Б-г отца моего – Б-г Авраама, пред которым трепещет Ицхак, ты бы с пустыми руками теперь отпустил меня" (Берешит, 31:42). Яаков ссылался на заслуги отца и деда, благодаря которым Б-г защитил его и предостерег Лавана, чтобы тот не причинил ему вреда. Точно так же благодаря заслугам праотцев не был претворен в жизнь указ фараона, повелевшего топить в Ниле еврейских младенцев, а евреи Персии были спасены от геноцида, задуманного Аманом. Эти заслуги помешали Биламу проклясть евреев в пустыне, и они же всякий раз срывали замыслы наших врагов во все последующие эпохи вплоть до наших дней. "Всякое орудие, сделанное против тебя, не будет иметь успеха", - сказал пророк Иешаягу еще два с половиной тысячелетия назад.
В "Мидраш Танхума" приведен такой эпизод. Римский император Адриан сказал рабби Иегошуа бен Ханании: "Как велика сила овцы, способной выжить среди семидесяти волков!" Этими словами он хотел выразить свое восхищение беспримерной стойкостью евреев, их уникальной способностью к выживанию несмотря на происки многочисленных врагов. Но ответил рабби Иегошуа: "Нет, император: как велик Пастырь, который спасает овцу от волков и сокрушает их на ее глазах". Могущественные злодеи древности, поднявшие руку на избранный народ, ощутили на себе верность этих слов. Фараон, Амалек, Сисра, Санхерив, Навуходоносор, Тит... Этот список можно продолжить. "Все пожирающие его будут осуждены", - сказал пророк Иермиягу. Он сравнил тех, кто пытается "сожрать" сынов Израиля, с человеком, не относящимся к сословию храмовых священников "коэнов", который съел "труму", часть храмовой жертвы. За это осквернителю святыни полагается смертная казнь непосредственно от Б-га. Та же участь постигала всех тех, кто пытался уничтожить евреев. Посягнувшего на святой народ ждет смерть "с Небес", как и посягнувшего на святость "трумы".
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|
|
| |
| |