Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| Арье Барац
Жизнь полна сюрпризов. Неожиданные события, подстерегают нас на каждом шагу. Если же некто попадает в беду, то он, как правило, затрудняется отнестись к происходящему иначе чем как к случайности. Внешне, во всяком случае, гибель человека под колесами автомобиля выглядит явлением того же ряда, что и аналогичная гибель кошки или собаки. И совсем неудивительно, что личные трагедии сеют в сердце сомнения в промысле Творца и осмысленности бытия. С другой стороны, человек порой сталкивается с, казалось бы, вполне благоприятными стечениями обстоятельств, которые представляются не менее случайными, чем самые тяжелые несчастья.
Что означают подобные «совпадения»? Какому «сочинителю» это может быть нужно? Невольно возникает ощущение правоты тех, кто верит в слепой случай, фатум, рок, который явно не принимает во внимание желаний и интересов людей. Основной предикат судьбы — это ее неумолимость. Причем она распространяется также и на богов. Согласно учению Эпикура, боги не только безразличны к человеку, но и бессильны что-либо изменить в его участи.
Еврейская традиция, как известно, считает этот подход заблуждением и настаивает на том, что все происходящее в мире связано с функцией верности человека (в первую очередь еврея) тем требованиям, что предъявляет ему Создатель. Однако иудаизм не игнорирует непосредственный человеческий опыт, на каждом шагу выявляющий бессмысленность существования. Как известно, в текст Писания была включена книга Коелет, в которой, среди прочего, говорится: «Участь сынов человеческих и участь скотины — одна и та же участь: как тем умирать, так умирать и этим; и дыханье одно у всех, и нет превосходства человека над скотом, ибо все — суета. Все идет в одно место; все произошло из праха, и все возвратится в прах. Кто знает, возносится ли ввысь дух сынов человеческих, а дух животных — нисходит ли вниз, в землю? И еще увидел я всякие притеснения, которые совершаются под солнцем; и вот — слезы угнетенных, и нет у них утешителя. Ибо в руке угнетателей — сила, а у них (угнетенных) утешителя нет» (3:19-4:1).
Как же толкует еврейская традиция суету и несправедливость, царящие в мире? Существует ли формула, которая преобразует видимое беспорядочное нагромождение нелепостей и случайностей в стройное здание вселенской гармонии?
Иудаизм признает Всевышнего Владыкой, чьи мысли и планы не могут быть «вскрыты» какими-то аналитическими методами или общими соображениями, а потому по большому счету «нам не дано постичь ни благоденствия нечестивых, ни страданий праведных» (Пиркей Авот, 4:19).
Между тем Всевышний открыл некоторые Свои планы пророкам, и еврейские мудрецы не только вправе их анализировать, но даже приходить к определенным заключениям, позволяющим описывать «логику» Промысла Творца. К числу этих планов можно отнести и принцип Б-жественного судопроизводства, согласно которому праведники наказываются преимущественно в этом мире, а грешники — в Мире грядущем.
В Торе сказано: «Он твердыня, совершенно деяние Его, ибо все Его пути праведны; Б-г верен и нет кривды; праведен и справедлив Он» (Дварим, 32:4). В Талмуде, в трактате «Таанит» (11а) по поводу этих слов говорится следующее: «Б-г верен» — подобно тому, как с грешников в Грядущем мире взыскивают даже за малое преступление, которое они совершают, так в этом мире взыскивают с праведников даже за малое преступление, которое они совершают. «И нет кривды» — подобно тому, как праведников в Грядущем мире удостаивают награды даже за малую заповедь, которую они исполнили, так в этом мире удостаивают награды грешников даже за малую заповедь, которую они исполнили.
Этот принцип воздаяния позволяет объяснить как безвременную и на вид случайную гибель праведника, так и долголетие и благополучие нечестивца. В полном соответствии с этим правилом традицией рисуется и та нравственная позиция, которую призваны занять в этом мире богобоязненные люди. «Мое унижение — это мое возвышение, а мое возвышение — это мое унижение», — говорил Гилель (Ваикра раба, 1:5). Или «Оскорбляемые, но не оскорбляющие, слышат поношения, но не отвечают, делают все с любовью и радуются страданиям своим, — о них в Писании сказано (Шофтим, 5:31): «А любящие Его — как солнце, восходящее во всей силе»» (Шабат, 88б).
Показательно традиционное сравнение Торы с водой, и не только в том смысле, что как вода дает жизнь всякой плоти, так слово Всевышнего дает жизнь всякому духу. Основная аллегория в том, что как вода собирается на самом дне ущелий, так слова Торы собираются в самых смиренных сердцах. Как сказал рабби Нахман из Брацлава: «Не существует человека, который бы мог удостоиться Торы иначе как через смирение. Ибо надлежит приуменьшить себя и перед более великим, и перед равным, и перед меньшим, даже если он самый незначительный. Надлежит занижать свой уровень и так удерживать» (Ликутей эцот, Гаава ва-анава).
Наконец, в трактате «Псахим» (50а) рассказывается следующая история: «Рабби Йеошуа бен Лави сказал: “Люди, важные в этом мире, никчемны в Мире грядущем”. Рабби Йосеф, сын рабби Йеошуа бен Лави, был близок к смерти, и, когда выздоровел, его отец спросил: “Что ты видел, когда был близок к смерти?” Ответил он: “Перевернутый мир видел я. Верховные, то есть те, кто был важен здесь, оказались внизу, а нижние — вверху”. Сказал ему: “Сын мой, тот мир, который ты видел, — мир Истины, и отношения между творениями там те, которые должны быть”. И спросил: “А как мы, мудрецы, там?” И ответил: “Как вы здесь, так вы и там”».
Хотя посредственности и злодеи зачастую преуспевают в этом мире, порой именно достойные и богоугодные люди добиваются на земле признания и даже триумфа. Более того, в их успехе видится подтверждение Б-жественной мудрости и Б-жественного могущества, как сказано об этом в молитве Ханы: «Нет столь святого, как Г-сподь; ибо нет другого, кроме Тебя, и нет твердыни, как Б-г наш. Не говорите слишком высокомерно, надменно; да не выйдет похвальба из уст ваших, ибо Б-г — Всеведущий Г-сподь, и дела у Него взвешены. Луки героев ломаются, а слабые препоясываются силою. Сытые за хлеб нанимаются, а голодные перестали (голодать); даже бесплодная может родить семерых, а многочадная изнемогает. Г-сподь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и поднимает. Г-сподь делает нищим и обогащает, унижает и возвышает. Подъемлет из праха бедного, из грязи возвышает нищего, чтобы посадить с вельможами; и престолом славы наделяет их, ибо у Г-спода устои земли, и Он утвердил на них вселенную. Стопы благочестивых Своих охраняет Он, а нечестивые во тьме погибнут, ибо не силою крепок человек» (Шмуэль, 2:1-10).
Но как мы видим, этот — исключительный — успех богобоязненных людей осмыслен именно в контексте рутинного благополучия злодеев и посредственностей. Так свобода движения форели обнаруживается прежде всего в бурном потоке, по течению которого покорно плывут все остальные предметы. Первое общее «переворачивание» этого мира создает возможности для эксклюзивного второго, но в основе всего лежит именно «переворачивание».
Итак, в мире Истины реальность полностью перевернута, «важные» в этой жизни оказываются никчемными в жизни грядущей, а многие, до той поры совершенно безвестные души оказываются в почете. Однако при этом имеются также люди, которые остаются на своих — заметим при этом, достаточно представительных — местах.
Эта притча с переворачиванием изображения позволяет сравнить Божественные Суды с одной уходящей в прошлое технологией, а именно с аналоговой фотографией. Наш мир — это мир негативного изображения, а «перевернутый мир», мир Истины, — это мир изображения позитивного.
Непосредственное восприятие негативного изображения крайне затруднено. Но это именно то, что имеет место и в нашей повседневной жизни: чтобы понять, что перед нашим носом происходит, мы додумываем, мы догадываемся, но при этом все же путаемся и теряемся. Но, осознав, что мы имеем дело с негативом, мы понимаем, что со временем действительно проявится истинная картина, которая будет воспринята нами уже непосредственно, причем как самая ясная и приемлемая!
Когда в бессмысленном или даже заведомо деструктивном событии проступают контуры порядка (связанность с другим аналогичным явлением), то вырисовывается какой-то штрих, значения которого мы можем и не понять. Однако, исходя из общего соображения, что перед нами негатив, мы можем отнестись к происходящему с доверием, признать, что все находится под контролем, что у мира есть Владыка, который в Свой час проявит истинное изображение, и мы увидим все, как оно есть на самом деле.
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|