Тора, дарованная нам Всевышним, является единственным основополагающим источником социальной справедливости, она указывает, что ни одно общество не сможет просуществовать долго, если оно не базируется на справедливой социальной системе. Справедливость это одна из «семи мицвот», данных потомкам Ноаха, то есть всем людям без исключения. Тора была дана не отдельным людям, а всему сообществу людей, населяющих землю. Еврейский же народ, по суверенному праву Б-жьему, предназначен хранить Тору и демонстрировать всему миру жизнь в соответствии с ее законами. Главной целью Торы было и остается спасение души. Мы будем говорить о мицвот (заповедях). Цель мицвот, гарантировать справедливость в отношениях между людьми. Они определяют нашу обязанность уважать права человека, поступать честно и справедливо во всех наших делах, удерживают от нанесения людям обид на многочисленных трудных и путаных жизненных путях. Господь говорит через пророка: «Учитесь творить добро; требуйте справедливого суда; поддерживайте угнетенного, будьте справедливы к сироте; вступайтесь за вдову… (и) если будут грехи ваши красны, как пурпур, то станут белыми, как снег». Исаия 1:17,18
Можно видеть, что справедливое отношение к людям, открывает путь к очищению от грехов. А без этого очищения никто не увидит Царства Божьего.
Тора любви — это и Тора правосудия. Милосердие и справедливость должны действовать сообща. Не может быть любви без правосудия. В обществе, где преступники остаются безнаказанными, нет места любви. Воспринимая мягкосердечие ко всем без разбора как абсолютное добро, либералы противятся строгим мерам, призванным ограничить насилие. В итоге они нередко проявляют больше сочувствия и понимания к преступнику, чем к его жертве. Тора учит нас, что милосердие, которое потакает, потворствует преступности, — это зло, а действие, направленное против зла, — добро. Мудрецы говорят: «Милосердный к жестокому, закончит жестокостью к милосердному».
Кто находится в обществе, основанном на несправедливости и коррупции, и у кого нет надежды, что он сможет благотворно повлиять на это общество, должен как можно быстрее покинуть его и примкнуть к тем кто ближе всего к идеалам Торы.
Мы живем в эпоху гуманизма. О ценности человеческой жизни сказано много высоких слов, но на самом деле мы нередко видим, что жизнь человека ни во что не ставят. Есть немало «идеалистов», готовых погубить сотни ни в чем не повинных людей только для того, чтобы кому-то что-то доказать или привлечь внимание к своей особе или к какой-либо ситуации. А другие, хотя прямо их не поддерживают, но «вполне понимают». «Понимать» зло значит внутренне соглашаться с ним. Соглашаться с тем, что человек как один из сотен тысяч видов живых существ, населяющих вселенную, не имеет особой цены. В действительности же ценность человека, созданного Б-гом ради высшей цели, неизмерима.
Человеческую жизнь нельзя подвергать опасности даже косвенным образом. Неосторожный водитель, с точки зрения Торы, — потенциальный убийца: «Особенно же кровь вашу, за души ваши взыщу: со всякого животного взыщу ее и со всякого человека, с одного за другого взыщу душу человека» Берешит 9:51. Даже когда человек думает, что обрывая чью-то жизнь, он совершает акт милосердия («чтобы не мучился»), — все равно это убийство. Никто не имеет права считать чью-либо жизнь бессмысленной, в том числе и свою собственную. Человек, который находится в коматозном состоянии, считается живым до тех пор, пока самостоятельно дышит, и прервать его жизнь, значит совершить убийство. Нельзя удалить для трансплантации ни один из органов умирающего, даже если это может спасти от смерти другого человека. Нет пока общего мнения, в какой момент можно считать человека неживым в ситуации, когда сердце продолжает работать, а мозг уже умер.
Вмешательство в частную жизнь, это оскорбление личности человека. Нельзя читать чужие письма личного характера. Право на частную жизнь должно быть уважаемо нами. Если хозяин дома может наблюдать через окна, что делается в жилище соседа, он обязан, принять меры для устранения этой ситуации. Охрана тайны частной переписки была гарантирована постановлением Х века. Естественным развитием этих постановлений является запрет подслушивать телефонные разговоры, считывать информацию с чужого компьютера и т. п.
Многое можно было бы еще сказать о справедливости в нашей жизни, но, пожалуй, всего не перечислишь. Однако важно, на мой взгляд, обратиться к вопросу о том, где и как должен формироваться характер человека, чтобы он научился жить по справедливым Законам Торы. Мало кто сомневается, что основы правильного поведения человека формируются в семье, в доме, где он родился.
В библейской традиции супружество играет важную роль. Писание сравнивает взаимоотношения между мужем и женой с взаимоотношениями между человеком и Б-гом. Мудрецы говорят, что если муж и жена этого заслуживают, Божье Присутствие пребывает с ними. Муж не может жить без жены, жена не может жить без мужа, и они не могут жить без присутствия Б-га.
Когда в семье существует баланс между собственными интересами и интересами супруга(и), тогда существуют хорошие взаимоотношения. Отличный пример, мы видим в еврейской традиции. Хорошо известно изречение Гиллеля: Если не я за себя, кто за меня? И если я только за себя, то кто же я? И если не сейчас, то когда?
Рамбам говорил: Знайте, что союз супружества чист и священен, если осуществлен должным образом, в должное время и с должными намерениями. Оба супруга должны осознавать свою ответственность за соблюдение справедливости в семье, а так же за то, чтобы наставить своих детей в послушании Богу и Его Торе, которая является единственным основополагающим источником справедливости. Мы молимся о своих детях: Дорогой Господь! Наполни сердце моего дитя любовью к Тебе, и страхом перед Тобой, дай ему желание усердно трудиться над Твоей Торой. Устрани с его пути все препятствия, которые могут сломить это желание, и сделай так, чтобы все приближало его к Твоей Святой Торе. Писание говорит, что необходимо правильно наставлять детей уже вначале их жизненного пути, и тогда они не свернут с этого пути до самой старости (Притчи 22:6). Мудрецы утверждают, что тот, кто не учит сына ремеслу или профессии – учит его воровству. Нельзя обещать что-то ребенку, а потом не дать ему этого, ибо в результате ребенок научится лгать. Бог дал тебе детей, чтобы ты воспитывал их в уважении и справедливом отношении ко всему творению Божьему. Пусть твои дети помнят всегда, что все живые существа, как и человек, созданы для того, чтобы радоваться жизни. Им тоже дано чувствовать боль и страдание. Пойми, что мальчик, который увлеченно, с жестоким равнодушием наблюдает за раненым жучком или мечущимся в агонии животным, будет глух и к человеческой боли.
Основополагающий принцип в воспитании детей, это принцип двух рук: левая рука (дисциплина) отталкивает, а правая рука (любовь и доброта) приближает. Правая рука важнее левой, потому что дает ребенку необходимое чувство, что его любят. Ребенок подчинится дисциплине, только если она основана на любви, потому что только в этом случае он способен понять, что строгость — для его же блага. Что родители любят его и стараются помочь ему улучшить свое поведение.
Нам необходимо продемонстрировать своим детям, что честь других людей так же важна для нас, как и наша собственная. В иудаизме важное значение придается поступкам. Родителям просто необходимо демонстрировать уважительное отношение как друг к другу, так и к окружающим.
Когда ребенок что-то разбил или сломал в доме, как мы реагируем? Однажды на занятиях в частной школе учительница вышла из комнаты, а дети из-за шалости разбили дорогое зеркало. Она вошла, увидела разбитое зеркало и какова была ее реакция? Она спросила: никто не порезался, она собрала осколки и не проронила ни одного упрека. Дети были просто ошеломлены такой реакцией, они ожидали бурю, а пришел штиль. И это сработало гораздо сильнее и запомнилось надолго.
Об иерусалимском праведнике раби Арье Левине рассказывают интересный случай: что как-то он привел свою жену к врачу. На вопрос, что ее беспокоит, он ответил: «У нас болит нога». То была не поза, то была самая обыкновенная фраза, выражавшая действительное положение дел: боль жены он ощущал как свою собственную, потому что за десятки лет совместной жизни сумел соединиться с ней в одно целое. Ее боль стала его болью. Не есть ли это исполнение заповеди – возлюби своего ближнего, как самого себя.
Мы все жаждем семейного мира, чтобы в нашем доме всегда царил Б-жий Шалом. На иврите говорят: Шалом-байт. Шалом-байт является идеальным стандартом для семьи. Вот почему библейский союз супружества основывается на мире, уважении, заботе друг о друге. В иудаизме союз супружества заключается на небесах. Церемония сочетания назвается киддушин («освящение» или «посвящение»). Муж и жена понимают, что они – Б-жьи творенья и им следует относиться друг ко другу как к святым, строить семью на основе любви, уважения и справедливости. В одном из замечательных поучений наших мудрецов кратко сформулирован секрет шалом байт (семейного мира): Мудрая мать говорила своей дочери: мой ребенок, если ты будешь служанкой своего мужа, он будет тебе слугой и будет почитать тебя как свою госпожу. Но если ты будешь заноситься перед ним, тогда он будет властвовать над тобой как господин и воспринимать тебя как прислугу.
Еврейский мудрец сказил: …Я называл свою жену “мой дом”, и мой дом я называл — “моя жена”.
РАБИ
kehila.info