[ Новые сообщения · Правила поведения · Участники · Поиск по темам · RSS лента ]
"Ибо Я - Господь Б-г ваш: освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят" (Левит 11:44)
"Ибо все народы ходят, каждый во имя своего бога; а мы будем ходить во имя Господа Б-га нашего во веки веков" (Мих.4:5)
Шалом! Данный форум устроен по типу бейт-мидраш. Эта модель призвана помочь тем, кто желает изучать Тору и еврейскую мудрость, а учеников отличает стремление пополнить свои знания и найти им достойное применение. Люди данной категории не озабочены собственной репутацией или мнением большинства; их цель – сблизиться со Всевышним путем исполнения Его заповедей. Посещение «Бейт-Мидраш» не должно рассматриваться как место, где один человек обнажает духовную несостоятельность другого и претендует на исключительность собственного мнения. Суть общения и обучения – укрепление в праведности, исправление своего характера и, тем самым, участие в исправлении всего Мира (тикун олям).

У нас приветствуются ноахиты (бней-Ноах); геры (прозелиты), принявшие официальный или неофициальный гиюр, или находящиеся на пути к этому; выходцы из христианства или иных религий и культов; караимы; иудействующие, а также все Б-гобоязненные, неравнодушные к Б-гу Авраама, Исаака и Иакова, к Торе и Иудейскому образу жизни. Добро пожаловать!
Книга Мириам Исраэли Страна Аслана. Еврейский секрет Нарнии. "Хроники Нарнии" сквозь призму иудейского мировоззрения


Страница 1 из 11
Бейт-мидраш / Дом учения » ЕВРЕЙСКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ » Истина - Эмет » Истина и ложь (учение из Мишны)
Истина и ложь
ГалилеянкаОтправлено в: Вторник, 14 Мая 2013, 23:23 | Сообщение № 1

Администратор
Сообщений: 5388
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
Л. Идею мишны о том, что мир стоит на эмет (истине), принять нелегко. Мы живем в обстановке, когда ложь проникает абсолютно во все. Эпоху, начало которой положило римское владычество и продолжающуюся по сей день, хахамим называют царством Эдома (Эсава). Одна из отличительных ее характеристик - ложь. Как согласуется текст мишны с тем, что происходит на самом деле?

Для начала, уясним, что такое эмет. Попробуем подобраться к этому понятию через его антипод: ложь. Суть лжи - искажение. У него две основные формы: открытый обман или искреннее заблуждение. Чем вызвано последнее? Видимо, ошибочной оценкой расстановки сил. В жизненных ситуациях всегда действуют несколько факторов. Один может вырисовываться в сознании как доминирующий, хотя это не так. Человек последует за ним и уйдет далеко в сторону. Свойство эмет - точно оценить ситуацию и найти в ней верное продолжение. Ориентироваться в выборе следует не на желания своего сердца, а на волю Всевышнего. Идущий по дороге эмет осознанно приближается к своему тикуну (исправлению).

С. Обычный среднестатистический человек, как я, например, видит вещи не так глубоко, чтобы считаться знающим эмет. А было упомянуто, что Машиах не придет, пока все нешамот (души) не достигнут тикуна (исправления). Отсюда следует, что к тикуну все равно придешь, даже если не знаешь эмет. В чем же выгода?

Л. Разница в том, что прокладывающий дорогу, опираясь на эмет, приближается к конечной точке осознанно. Его дорога прямая, по ней легче идти. Поэтому и уйдет он дальше. Это значит, что качество его тикуна будет высоким. Буквы слова אמת отражают эту идею, א, первая в алфавите, указывает на начало пути, ת, последняя в алфавите, относится к окончанию движения. А מ, средняя в алфавите, символизирует переход от начала к концу. Буквы слова эмет охватывают весь алфавит, как бы всю дорогу от начала до конечного пункта. Не так в слове шекер (ложь). Буквы этого слова расположены рядом, одна перед другой, что интерпретируется как признак недальновидности, неумения заглянуть вперед. Зоар, опираясь на написание слова שקר (шекер - ложь), открывает составляющие лжи. Буква ש (шин) в нем соотнесена с Шхиной. А буквы ק (куф) и ר (рейш) связаны с проявлением ра (зло). Не то, что в световых потоках, обозначением которых служат эти буквы, присутствует затемнение. Конечно, нет! Но из них на некоторой ступени возникает ра. Оказывается, что в слове шекер представлены два аспекта: позитивный (буква шин) и негативный (буквы куф и рейш). Если бы во лжи не обнаруживалось нечто положительное, мало кто на нее поддался бы. Нечто привлекательное в ней сбивает с толку. В этом суть заблуждения. Но за буквой шин (первой в слове) прячутся буквы куф и рейш. Сначала они в тени, но когда человек сбивается, клюет на удочку обмана, они выходят из прикрытия и принимаются за него, заводят далеко в сторону. Тот, кто стоит на эмет, разберется в истинной расстановке сил и выберет правильное продолжение.

Сделаем следующий шаг в понимании эмет. Буквы этого слова, как было отмечено, указывают на движение от начала к концу. В конце работы человека ожидает награда, которая есть проявление хесед (милость). Получается, что два качества эмет и хесед связаны между собой, как предыдущее и последующее. Интересно, что на страницах Пятикнижия в нескольких местах эти два слова соседствуют. Вот например: «И прошел Ашем перед лицом его, и возгласил он: Ашем, Ашем, Б-г милосердный, долготерпеливый и великий в хесед и эмет...» (.Шмот, 34:6). Талмуд видит в этом сочетании проблему: «Илфа спрашивает: написано «великий хесед» и «эмет». Как это возможно (одновременно)?» (Рош ашана, 17б). В самом деле, это два принципиально разных качества. Хесед - всепрощение, абсолютная доброта, а эмет - справедливость, далекая от поблажек. Илфа разрешает противоречие так: «Вначале эмет, а в конце великий хесед». Та же идея, к которой мы только что пришли: эмет ведет к хесед.

С. Не совсем ясно: в пасуке (стихе) вначале стоит хесед, а за ним эмет. Порядок слов не соответствует комментарию Илфа. Что чему предшествует?

Л. Наблюдение интересное. Коротко не ответишь. Читаем у пророка: «Я - первый и Я - последний, и кроме Меня нет Элокима (Б-га)» (Йешаягу, 44:6). Пасук открывает, что бытие Всевышнего неизменно. Вначале сотворения мира Он такой же, как в конце. И даже в промежутке, когда может показаться, что Его имя Элоким, на самом деле, это заблуждение, ибо Он неизменен: в середине такой же, как в начале и в конце. Пасук трудно понять. Имя Элоким соответствует качеству дин (суд), на котором стоит творение. Как его можно подменить другим качеством, которое есть в начале и в конце? Воспользуемся основополагающей идеей, изложенной р. Моше Хаимом Луццато в Даат твунот (49): «Два качества установил Святой, благословен Он, для управления миром. Одно - качество правосудия, другое - качество абсолютной власти Его». Качество правосудия - одно из проявлений качества дин. Суть второго качества - Его абсолютной власти - в том, что нет в мире силы, которая смогла бы Ему успешно противостоять. Р. Моше Хаим Луццато разъясняет каждое из них. «Качество правосудия - это качество, включающее тов и ра (добро и зло) (не следует полагать, что само Его качество содержит ра, р. Луццато дальше поясняет, что это значит), от которого происходит добро и зло (посредством сужения света, как говорилось раньше), и все их порождения, и источник этого качества -сокрытие Его тов (сужение света) и отстранение совершенства. Качество Его абсолютной власти - это способ влияния, когда Он исправляет (ведет к тикуну) все создания своей силой, несмотря на то, что они, со своей стороны, этого недостойны. Это качество действует скрыто, но оно постоянно во всех путях самого правосудия, чтобы привести все к полному совершенству... Качество правосудия открыто и видимо, а качество власти - отстранено и скрыто в глубине».

Два типа управления миром не независимы, они влияют друг на друга. Похоже на нешаму и гуф (душа и тело). Гуф функционирует согласно своим законам, у нешамы свои правила. В идеале, нешама главенствует, а гуф за ней следует. В то же время нешама в своем движении к тикуну ориентируется на состояние гуфа и во многом подстраивается под него. Качество правосудия (дин) - на поверхности, в этом смысле, подобно гуфу. Как гуф подчинен нешаме (в идеале), так оно на службе у качества власти, которое скрыто глубоко внутри, как нешама. Имя Элоким - атрибут правосудия. Слова пророка «...кроме Меня нет Элоким», вызвавшие недоумение, следует понимать так. Поскольку тов и ра (добро и зло) на поверхности, можно впасть в заблуждение, полагая, что качество правосудия, и только оно, правит миром. Но это не так. Не правосудие, а качество власти ведет творение к совершенству, к тикуну. В конце времен тайное станет явным. Власть Творца станет очевидной, и будет показано, что она абсолютна в начале, в конце и в середине. Об этом и поведал пророк: «Я - первый и Я -последний». Это сказано о его власти в начале (при создании мира) и в конце (после тикуна/исправления). Слова «кроме Меня нет Элоким» указывают, что и сейчас, в промежутке, качество власти главенствует, а правосудие - лишь его проявление, форма выхода скрытого качества на поверхность. В этом смысле Эло-кима нет, Он - лишь способ проявления «Я» - качества власти. В конце времен как предсказано в Торе, ра (зло) исчезнет. Сейчас это трудно представить, может показаться утопией. Действительно, куда денутся грешники? Но если вдуматься, «духовная революция» легко осуществима.

Как уже говорилось, ра (зло) - производная качества дин (суд). В конце времен, качество правосудия уйдет со сцены. А поскольку дерево без корня существовать не может, для ра в творении не останется места. Что случится с дин? Вспомним, как он возник: как сужение света - дин как бы вырос из хесед. Так было вначале. Но в конце времен мир духовно поднимется, и дин растворится в своем корне, в качестве хесед. Без ра качество правосудия полностью потеряет свое значение. Но тов (добро), праведники останутся. Качество хесед, обращенное к ним, возьмет управление творением в свои руки.

А что сейчас? Кто на деле правит миром, дин или хесед? Как будто дин, но это не так: «кроме Меня нет Элоким». Р. Моше Хаим Луццато пишет: «...в будущем Святой, благословен Он, откроет свои пути перед лицом всего Исраэля и покажет, как даже наказания и притеснения вели к добру и готовили благословение. Потому что Святой, благословен Он, хочет только исправления созданий, и не отталкивает злодеев двумя руками, напротив, очищает в корне, чтобы исправить их, и сделать чистыми от всякой скверны» (Даат твунот, 54). Отсюда следует, что любое наказание продиктовано не стремлением Творца - покарать нарушителя закона Торы, а Его желанием подвести виноватого перед Ним к тикуну (исправлению). С этой точки зрения, само наказание продиктовано качеством хесед. На поверхности дин, правосудие, а внутри скрыт хесед.

Сейчас мы подошли к ответу на вопрос: почему в пасуке хесед (милость) предшествует эмет (истина), хотя в историческом развитии последовательность иная. Раньше было установлено, что эмет ведет к тикуну (исправлению). Это означает, что эмет - одна из форм скрытого хесед. Поэтому в пасуке эти два качества соседствуют, причем хесед предшествует, ибо он корень, принявший форму эмет.

С. Нельзя ли подробнее это объяснить?

Л. Идея, действительно, не простая. Яснее понять соотношение между хесед и эмет нам поможет пророчество Ирмеягу (10:10): «Ашем Элоким - эмет. Он Элоким живой... От гнева Его содрогается земля, и не могут народы снести ярости Его». Пророку в видении было открыто, в чем суть качества эмет. И он поведал о соединении двух имен - Ашем и Элоким. Один из атрибутов имени Ашем - качество хесед. Элоким, как известно, представляет дин (суд). Смысл соединения этих имен в том, что Ашем предстает в одежде Элоким или, можно сказать, хесед - в оболочке дин. Такое сочетание, согласно пророку, приводит к качеству эмет. Имя Ашем скрыто, подобно нешаме (душе) в человеке, а имя Элоким на поверхности, как гуф (тело). Таким образом, эмет - выход вовне. Нельзя правильно понять происходящее с человеком, опираясь лишь на симптомы его гуфа. Истинная картина откроется тому, кто сумеет заглянуть внутрь. Чем глубже, тем вернее диагноз. Суть эмет в умении разрешить ситуацию, исходя не из внешних факторов, которые могут показаться доминирующими, а опираясь на внутренние процессы, увидеть, как они выходят на поверхность. Пророчество Ирмеягу обнаруживает две стороны эмет. Одна дает жизнь, как сказано: «Он Элоким живой», а вторая несет смерть: «...от гнева Его содрогается земля, и не могут народы снести ярости Его». Если всмотреться в написание слова אמת - эмет, оба аспекта в нем обозначены. Первые две буквы образуют слово אם (мать) - символ жизни. Вторые две буквы - מת (умерший).

В чем смысл жизни и смерти в аспекте эмет? Вопрос трудный. Пасук на него отвечает. Гуф живой, когда внутри обитает нешама. Качество Ашем - как нешама для качества Элоким. Если два имени соединены, это приводит к жизни. Имя Элоким, подобно гуфу, оживает. Так и говорит пасук: «Элоким живой». Но если между двумя именами разрыв, гуф остается без нешамы - верный признак смерти.

С. Возвращаясь к себе, человеку, не постигшему эмет. До сих пор я не считал себя мертвым, но, может, настало время склониться перед авторитетом пророка и по-другому оценить свое бытие: физически жив, но духовно, увы...

Л. Вижу на вас кипу и цицит. Полагаю, что и остальным мицвот (заповеди) следуете. Законы Торы - это эмет, который был отдан в наши руки на Синае. Следуя им, человек достигает тикуна, идет по пути эмет. Обратите внимание на слова пророка: «...не могут снести народы ярости Его. Для народов, оторванных от Торы, имя Элоким оторвано от имени Ашем. Эмет их губит. А как у нас? Предписания Торы приближают к эмет. Однако степени приближения различны. Чем больше человек погружен в аводу (работа), тем весомее присутствие эмет в его жизни. Постижение Торы играет свою роль: воздействуя на разум, придает движению элемент осмысленности. Приближение к внутренней части Торы открывает доступ к шефе (свет), излучаемой именем Ашем, эмет усиливается. В какой степени? Это зависит от того, насколько изученная Тора сказывается в действиях. Если ее участие в мицве подобно маслу, пропитывающему фитиль горящей свечи, в выполненном действии отразилось соединение двух имен, Ашем и Элоким. Мицва - по слову пророка «Он Элоким живой» - обрела жизнь.

Посмотрим, как мысль пророка отражена в Пятикнижии. «Познай же сегодня и положи на сердце твое, что Ашем Он Элоким» (Дварим, 4:39). Разве не об эмет говорит пасук! Прочтем, что написано вслед за ним: «И храни уставы (хуким Его) и мицвот его, которые я заповедую тебе сегодня, чтобы хорошо было тебе и сынам твоим после тебя, и чтобы ты долго жил на земле, которую Ашем Элоким дает тебе на все времена». О чем говорит последовательность псуким? Соединение имен «Ашем Он Элоким» поставлено в зависимость от аводы (действие): «храни уставы (хуким) и мицвот». Тора учит: основание для эмет - авода} Придерживающийся этого пути будет живым, что подчеркнуто текстом «долго жил на земле», а также у пророка: «Он Элоким живой», читай: дающий тебе жизнь.

В Даат твунот Рамхаль указывает, что приведенный пасук «познай же сегодня и положи на сердце твое, что Ашем Он Элоким» является одной из 613 мицвот. И подчеркивает, что еврей обязан изучать те разделы Торы, в которых раскрывается концепция соединения двух имен. Слова «познай сегодня» надо воспринять буквально: изучай, причем так, чтобы дошло до сердца («положи на сердце твое»). Иначе мицву не выполнишь. Мы помним, что каждую мицву можно отыскать в начале Пятикнижия, где она представлена в форме намека. Зоар указывает на место мицвы - «Ашем Он Элоким»: «И сказал Элоким, да будут светила на небосводе, чтобы отличить день от ночи» (Берешит, 1:14). Главное назначение звезд, светил - привносить шефу (свет) в творение (Дерех Ашем). Имена Всевышнего - проводники шефы, выступающей из непостижимого Его бытия. Два светила, о которых говорит пасук, это два имени, Ашем и Элоким. Солнце символизирует имя Ашем, а луна - Элоким. Луна сама не светит, а лишь благодаря солнцу. Так и Элоким является лишь одеждой имени Ашем, как гуф для нешамы.

Зоар поясняет: в пасуке нет отдельных слов для этих светил, но оба соединены в одном слове «светила». В этом суть мицвы, имена не существуют сами по себе: Ашем - Он Элоким. Затем Зоар обращает внимание на написание слова «светила» - מאורות. Его средняя часть - слово אור (свет), а буквы по краям образуют מות - «смерть». Середина слова отвечает имени Ашем, а оставшаяся часть - имени Элоким. Если оба имени соединены, мицва «Ашем Он Элоким» выполнена, в творение идет свет, шефа, по смыслу слова «светило». А когда Ашем скрывает Свое лицо, אור (свет) - середина слова - покидает свое место, и остается מות (смерть) - самое «жесткое» из проявлений имени Элоким. Вспомним, написание слова אמת (эмет) также указывает на жизнь и смерть. Немудрено, ведь соединение двух имен, отраженное словом «светила», служит корнем для эмет. Заложенное в корне обязательно скажется на ветви. Суть нашего мира - подготовка к олам аба. Подготовка - вещь временная, поэтому жизнь и смерть - неотъемлемые черты нашего существования. Причем не только в физическом смысле. От соединения или разъединения имен Ашем и Элоким зависит, каким лицом эмет повернется к творению: несущим духовное начало (жизнь) или бездуховность (смерть).

Так создано, так мы живем. Мишна учит: наш временный мир стоит на эмет (истина). Будущий? - Царство хесед (милость), мир жизни.

ПИРКЕЙ АВОТ. Изучение Мишны


Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
Бейт-мидраш / Дом учения » ЕВРЕЙСКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ » Истина - Эмет » Истина и ложь (учение из Мишны)
Страница 1 из 11
Поиск:
Функции форума
Ленточный Вариант Форума  |  Правила поведения  |  Участники  |  RSS Лента  |  Поиск по Названиям Тем

Предупреждение: данный форум строго модерируем. Проводятся постоянные ревизии, чистки, а также удаляются устаревшие и потерявшие актуальность темы.

Цветовая маркировка групп: Читатель ~ Участник ~ Постоянный участник ~ Администратор

Поиск по всему сайту


Форум основан 1 июня 2006 г.
Хостинг от uCoz