[ Новые сообщения · Правила поведения · Участники · Поиск по темам · RSS лента ]
"Потому что Я Г-сподь, Б-г ваш, освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят" (Левит 11:44)
"Ибо все народы пойдут – каждый во имя божества своего, а мы пойдем во имя Г-спода Б-га нашего во веки веков." (Миха 4:5)
Шалом! Данный форум устроен по типу бейт-мидраш. Эта модель призвана помочь тем, кто желает изучать Тору и еврейскую мудрость, а учеников отличает стремление пополнить свои знания и найти им достойное применение. Люди данной категории не озабочены собственной репутацией или мнением большинства; их цель – сблизиться со Всевышним путем исполнения Его заповедей. Посещение «Бейт-Мидраш» не должно рассматриваться как место, где один человек обнажает духовную несостоятельность другого и претендует на исключительность собственного мнения. Суть общения и обучения – укрепление в праведности, исправление своего характера и, тем самым, участие в исправлении всего Мира (тикун олям).

У нас приветствуются ноахиты (бней-Ноах); геры (прозелиты), принявшие официальный или неофициальный гиюр, или находящиеся на пути к этому; выходцы из христианства или иных религий и культов; караимы; иудействующие, а также все Б-гобоязненные, неравнодушные к Б-гу Авраама, Исаака и Иакова, к Торе и Иудейскому образу жизни. Добро пожаловать!
Книга Мириам Исраэли Страна Аслана. Еврейский секрет Нарнии. "Хроники Нарнии" сквозь призму иудейского мировоззрения


Страница 1 из 11
Бейт-мидраш / Дом учения » ЕВРЕЙСКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ » Истина - Эмет » Истина, лежащая за пределами человеческого восприятия
Истина, лежащая за пределами человеческого восприятия
ГалилеянкаОтправлено в: Суббота, 09 Марта 2013, 17:14 | Сообщение № 1

Администратор
Сообщений: 5431
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
И обратился Всевышний к Моше: "Так скажи сынам Израиля: вы видели, что с небес говорил Я с вами". (Шмот 20:19)

Наше знание о Б-ге базируется не на вере, которая допускает элемент сомнения. Оно прочно опирается на свидетельства ваших чувств, на то, что вы видели своими глазами, на то, что вы лично испытали... Две основополагающие истины, на которых строится иудаизм, — Исход из Египта и получение Торы на Синае — надежно подкреплены очевидностью ваших чувств. Эти события увидели, услышали, ощутили и пережили одновременно сотни тысяч людей, так что всякая возможность искажения указанных фактов исключена. Соответственно, в такой же степени несомненны обе эти истины. Они — вне области чистой веры или умствования, они — полностью в сфере того, что мы знаем безусловно. (Р.Шимшон Рафаэль Гирш, Комментарии к Пятикнижию)

Поскольку Всевышний хотел, чтобы никогда не возникло сомнений в том, при каких обстоятельствах была дана Тора, Он возвел целый народ в статус пророков, чтобы они могли свидетельствовать, что Моше был доверенным лицом Всевышнего при даровании им Торы. (Мальбим, Комментарии на Шмот 19:9).

Как известно, христианская и мусульманская традиции тоже основаны на признании ими Б-жественного откровения. Но их откровения были обращены к отдельным личностям, так что их достоверность в наших глазах зависит от того, насколько эти личности заслуживают доверия. Тора, в отличие от этого, утверждает, что целый народ — народ Израиля — стоял у подножия горы Синай и свидетельствовал проявление Б-жественного Присутствия. Действительно, Б-жественное Откровение на горе Синай — это основная аксиома, на которую опирается иудаизм. Весь народ выразил желание безоговорочно принять слово Всевышнего, что и определило его историческую роль избранного народа (ам сегула). Тора свидетельствует, что Б-жественное Откровение было столь ошеломляющим, что люди испугались за свою жизнь и попросили; "Говори ты (Моше) с нами, и мы будем слушать, и пусть не говорит с нами Б-г, а то умрем" (Шмот 20:16).

Для народа, только что освобожденного из египетского рабства, для нации, находящейся на первой ступени формирования, услышать речь Всевышнего без посредника было впечатлением устрашающим. И все же прямой контакт со Всевышним, по мнению Гирша и Мальбима, был необходим, так как народ должен был воспринять Тору как слово Б-га. И только после этого начинается роль Моше — роль верного передатчика Торы.

В отличие от остальных евреев, Моше получил всю Тору на Синае. Каждая деталь, объяснение и традиция открывались ему в течение сорока дней, которые он провел на горе, пока Всевышний диктовал ему текст Письменной Торы. Уникальное пророчество Моше описано мудрецами как абсолютно четкое, ничем не затуманенное видение. Комментаторы объясняют, что в то время как другие пророки видели и слышали Всевышнего в снах и видениях, Моше, разговаривая со Всевышним, полностью владел своими физическими и умственными силами.

Талмуд (Гитин 60а) содержит различные мнения о том, как Моше записал Тору. Р.Йоханан полагает, что отдельные книги Торы записаны Моше в разное время, а Рейш Лакиш считает, что Тора записана сразу и целиком. “Моше собственноручно написал тринадцать свитков Торы: по одному для каждого колена и один — для храма, в Ковчеге Завета, в Святая Святых. Кроме того, когда евреи вошли в Эрец-Исраэль, они записали Тору на камнях (Дварим 27:8). Мишна (Сота 7:5) говорит, что Тора была написана на семидесяти языках для того, чтобы ее узнали все народы. Другой спор, приводимый Талмудом (Бава Батра 15а), касается авторства последних восьми стихов в книге Дварим, говорящих о смерти Моше: по мнению одной школы, эти предложения написал Иеошуа, т.к. "мог ли Моше написать слова: "Моше умер здесь"?". Другая школа утверждает, что "до этого места Всевышний диктовал, а Моше повторял и записывал. С этого места Всевышний диктовал, и Моше писал со слезами". Но все единодушны во мнении, что написанные слова продиктованы Всевышним.

Наши мудрецы учат: "Ибо слово Г-спода он презрел" (Бемидбар 15:31) сказано о том, кто утверждает, что Тора — не Б-жественного происхождения. И даже если человек говорит, что вся Тора дана свыше за исключением одного определенного стиха, который (так он утверждает) добавил сам Моше, — он и есть тот, "кто презрел слово Г-спода". И даже если он говорит, что вся Тора с Небес, кроме одного какого-то умозаключения в ней, то и в этом случае он причислен к разряду "презревших слово Г-сподне".

В книге Зоар (111:52а) спрашивается: если Тора продиктована Всевышним и передает мысли, идеи и сообщения высшего порядка, то почему составной частью ее содержания являются примеры людских нелепостей?
Если простое участие в заурядной беседе, не говоря уж — увековечение ее, считается недостойным земного царя, то мыслимо ли, чтобы у Царя Царей, Святого, Благословен Он, не хватило святых сюжетов для заполнения Торы, и чтобы Он должен был избирать темой такие земные рассказы, как история Ишмаэля и Агари (Берешит 16), беседы между Лаваном и Яаковом (Берешит 31), диалог между Биламом и его ослицей (Бемидбар 22) или истории Балака (Бемидбар 22) и Зимри (Бемидбар 25). Почему мы провозглашаем: "Тора - Господа совершенна..., свидетельство Г-спода верно... Повеления Г-спода справедливы... Вожделенней золота они"? (Теплим 19:8-11).

Исторические сюжеты Танаха указывают путь, позволяющий человеку участвовать в жизни общества, не теряя при этом своей уникальной роли в мире — роли создания, которому открылся Творец. Мудрецы говорят: "Поступки отцов — пример для детей", а это значит: то, как наши праотцы разрешали проблемы, неизбежные для материальных существ, стремящихся к духовности, и есть путь, помогающий человеку достичь цели, для которой он создан. Танах описывает житейские истории не для того, чтобы внушить нам чувство гордости за достоинства наших предков. Эти истории говорят нам: то, что происходило в жизни библейских персонажей Танаха, вполне может случиться и с нами, хотя и в другой форме. Наши праотцы смогли выдержать испытания потому что жили в соответствии с законами, указанными Всевышним. Случаи же неудач приведены для того, чтобы показать: поражения обусловлены отступлением от этих законов. И если человек изучает поступки своих праотцев и избегает их ошибок, он может преуспеть в своих духовных устремлениях.

Сюжеты Танаха не что иное как жизненные примеры постоянной борьбы между душой и телом, между материальными желаниями человека и его духовной сущностью. Эта борьба — проявление принципиальной двойственности Творения. Ибо как иначе может душа, существующая в мире истинном, продолжить существование, когда ее заточают в сосуд, с высшим миром не связанный?

Тора как закон, исходящий от мира истины, но изложенный в доступной человеку форме, указывает нам способы, которые Б-г дал нам для преодоления двойственности мира. Человек может быть Эсавом или Яаковом, Ишмаэлем или Ицхаком. Он сам решает: позволить своей душе расцвести вопреки гнетущему окружению либо покорно подчиниться материальным страстям. Жизнь патриархов доказывает человеку, что возможно заполнить разрыв между Небом и Землей. Человек, обладающий таким Б-жьим даром, как свобода воли, волен выбирать и избежать падения, не стать Ишмаэлем или Эсавом, ибо они потерпели поражение не потому, что столкнулись с невыполнимой задачей, а потому, что оставили путь Всевышнего ради удовольствий.


Если Тора продиктована Всевышним и отражает мысли и сообщения высшего порядка, и если сюжеты Торы служат примером того, как происходит борьба между плотью и духом, то закономерен следующий вопрос: может ли человек существовать без нее? Может ли он и без Торы, благодаря своим способностям и дарованиям, достичь тех уровней правдивости и чистоты, для которых он был создан? Возможен и альтернативный вопрос: достоин ли человек Б-жественного Откровения? Способен ли человек, постоянно демонстрирующий свое неумение жить в гармонии даже с естественным миром, подняться до более высокого уровня? Достигает ли Б-жественное Откровение цели? Приносит ли оно какую-нибудь пользу людям, употребляющим его щедрые дары для того, чтобы изобретать все более эффективные средства самоистребления?

Разум и логика — вот те идолы, которым поклонялись поколения философов и ученых. Тем не менее они не утоляют всей жажды знаний, потому что не могут от¬ветить на многие "вечные" вопросы. Сам факт, что у человека возникают проблемы, разрешения которых он не находит, указывает на то, что должна существовать истина, лежащая за пределами человеческого постижения. И в то же время способность человека понять, что такие вопросы должны быть заданы, делает его безусловно достойным правды, открывающейся ему через Тору
. Талмуд (Шабат 886) говорит, что, когда Моше поднялся наверх, ангелы спросили Всевышнего: "Ты выбрал этого человека, чтобы подарить ему сокровище, которое скрывал от 974 поколений перед Творением? Кто такой человек, что Ты помнишь его?..." (Теилим 8:5). Всевышний велел Моше: "Отвечай на вопрос" (т.е. докажи, что человек достоин получения Торы). Моше ответил: Господин Вселенной! В Торе говорится: "Я Г-сподь, твой Б-г, Который вывел тебя из земли Египетской..." (Шмот 20:2). Разве были вы (обратился Моше к ангелам) в Египте? Разве были вы порабощены фараоном? Почему вы должны владеть Торой? Тора говорит: "И не будет у вас других богов, кроме Меня" (Шмот 20:3). Разве вам приходится жить среди народов, занимающихся идолопоклонством?"

Маараль, много размышлявший над этой проблемой, объясняет, что восприятие человеком реальности, как и осмысление ее через это восприятие, часто оказывается ошибочным, ибо базируется на индивидуальных ощущениях, пристрастиях и искажениях. Подлинная правда, как показано в Торе, существует в измерении, не знающем влияния личностной ограниченности. Всевышний открыл Тору человеку, чтобы дать ему возможность постичь мир таким, каков он в действительности.

Таким образом, Откровение, данное Б-гом человеку, — одновременно и предельное благоволение к нему, и предельное испытание для него. С одной стороны, это знак, что Всевышний ждет от человека осуществления его назначения. С другой стороны, раз человек обрел знание Торы, он не может более оправдывать свои неудачи неведением. Тора — это проводник истины, которого Б-г дал человеку, и с этим проводником человек может идти так далеко, как только может. И человеку предоставлено право решать — использовать ли его в своей жизни?


Рав Натан Лопез Кардозо
(приведено в сокращении)


Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
ГалилеянкаОтправлено в: Воскресенье, 27 Ноября 2016, 00:08 | Сообщение № 2

Администратор
Сообщений: 5431
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
Р. Леви Артюшкин

Иногда Тора говорит вам одно, потом противоречит себе, и наконец предлагает третью концепцию, улаживающую противоречие. Вы не найдете в Торе всех ответов сразу. В первую очередь, необходимо впитать одну простую истину и жить с ней. Затем следует найти другую истину, которая покажется противоречащей первой, отрицающей ее. Из этого смятения явится более высокая истина – скрытый свет, находящийся за всем, что было постигнуто прежде.


Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
Бейт-мидраш / Дом учения » ЕВРЕЙСКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ » Истина - Эмет » Истина, лежащая за пределами человеческого восприятия
Страница 1 из 11
Поиск:
Функции форума
Ленточный Вариант Форума  |  Правила поведения  |  Участники  |  RSS Лента  |  Поиск по Названиям Тем

Предупреждение: данный форум строго модерируем. Проводятся постоянные ревизии, чистки, а также удаляются устаревшие и потерявшие актуальность темы.

Цветовая маркировка групп: Читатель ~ Участник ~ Постоянный участник ~ Администратор

Поиск по всему сайту


Форум основан 1 июня 2006 г.
Хостинг от uCoz