[ Новые сообщения · Правила поведения · Участники · Поиск по темам · RSS лента ]
"Потому что Я Г-сподь, Б-г ваш, освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят" (Левит 11:44)
"Ибо все народы пойдут – каждый во имя божества своего, а мы пойдем во имя Г-спода Б-га нашего во веки веков." (Миха 4:5)
Шалом! Данный форум устроен по типу бейт-мидраш. Эта модель призвана помочь тем, кто желает изучать Тору и еврейскую мудрость, а учеников отличает стремление пополнить свои знания и найти им достойное применение. Люди данной категории не озабочены собственной репутацией или мнением большинства; их цель – сблизиться со Всевышним путем исполнения Его заповедей. Посещение «Бейт-Мидраш» не должно рассматриваться как место, где один человек обнажает духовную несостоятельность другого и претендует на исключительность собственного мнения. Суть общения и обучения – укрепление в праведности, исправление своего характера и, тем самым, участие в исправлении всего Мира (тикун олям).

У нас приветствуются ноахиты (бней-Ноах); геры (прозелиты), принявшие официальный или неофициальный гиюр, или находящиеся на пути к этому; выходцы из христианства или иных религий и культов; караимы; иудействующие, а также все Б-гобоязненные, неравнодушные к Б-гу Авраама, Исаака и Иакова, к Торе и Иудейскому образу жизни. Добро пожаловать!

  • Страница 1 из 1
  • 1
Бейт-мидраш / Дом учения » ЕВРЕЙСКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ » Благотворительность - Трума » Спасибо берущему!
Спасибо берущему!
ГалилеянкаОтправлено в: Среда, 25 Июля 2012, 23:58 | Сообщение № 1

Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
Берл Лазар

Каждый человек в своей жизни хотя бы раз задавался вопросом: почему существует бедность? почему Б-г не создал всех людей обеспеченными и сытыми? Ведь у животных одной породы, например, приблизительно равные условия жизни. Откуда же тогда неравенство среди людей?

Мидраши учат: если бы все люди были равны, человек не имел бы возможности реализовать присущее ему изначально качество милосердия. Предоставление разным людям разных возможностей входит в Б-жественный план. Это частный случай того общего закона, что Б-г создал мир несовершенным, дабы дать возможность человеку принять участие в его совершенствовании и обрести счастье. Для нас главная задача человека – быть партнером Б-га в улучшении мира. Применительно к проблеме материальной обеспеченности эту задачу можно сформулировать так: быть партнером Б-га в распределении благ.

Поэтому благотворительность на нашем святом языке называется «цдака» – что на самом деле значит «установление справедливости». В мире нет ни единого существа, которое только получало бы или только давало. Справедливость – это установление правильного соотношения. Тот, кто дает, может дать потому, что у него много есть. А много есть у него, потому что Б-г много ему дал. Что-то через родителей, оставивших наследство, что-то через учителей, давших ему образование, что-то через деловых партнеров… Ну а главное, конечно, – способности, талант, успех в жизни – Б-г дал непосредственно самому человеку. Дал, чтобы получивший мог передать этот дар дальше.

Наш выдающийся законоучитель Рамбам, рассматривая проблему благотворительности, выделил восемь уровней выполнения этой заповеди – от самого низкого, когда помощь оказывается неохотно, до высшего, когда помощь позволяет принимающему ее человеку стать самодостаточным и больше не нуждаться в помощи. Вроде бы эта градация нелогична. Почему Рамбам не говорит, что более высокий уровень выполнения заповеди – это когда дают больше?

Еврейский подход иной. Когда мы говорим о благотворительности, во главу угла мы ставим не количество, а чувства – прежде всего чувства получающего помощь. Главное – чтобы человек, нуждающийся в помощи, не чувствовал себя неудобно, чтобы не страдало его самоуважение. Поэтому всегда лучше, чтобы личность благотворителя оставалась для него неизвестной. По той же самой причине у нашего народа принято совершать благотворительность через общину: в этом случае даритель остается анонимным и получатель не стесняется – ведь община для того и существует, чтобы помогать евреям!

Есть такой анекдот про раввина, который перед праздником Песах обходил жителей местечка, чтобы набрать денег и помочь беднякам организовать седер. Вечером он вернулся домой и на вопрос жены, как идут дела, ответил, что поставленную задачу решил уже на 50%. «Сколько же ты собрал?» – поинтересовалась жена. «Нисколько, – отвечает раввин, – но я сделал полдела. Бедные уже готовы получить помощь. Осталось найти в местечке богатых, которые эту помощь окажут».

Этот анекдот – как всякий, впрочем, еврейский анекдот – не просто повод посмеяться, но замаскированная под шутку серьезная мысль. Очень нелегко убедить человека, нуждающегося в помощи, эту помощь принять. В обществе верующих людей, старающихся жить по законам праведности, это особенно бросается в глаза.

Когда я был совсем еще молодым, в нашей синагоге молился один еврей, который собирал деньги на помощь беднякам, чтобы они могли отмечать субботы и праздники как подобает. Но вместо обычной кружки для пожертвований он приносил с собой большую коробку, открытую сверху. Когда евреи собирались на молитву, этот человек пускал свою коробку по кругу. При этом он провозглашал: «Давай или бери! Давай или бери! Если тебе нужно – бери, если ты можешь дать – давай!»

Некоторые люди спрашивали, что значит «давай или бери». Почему нельзя просто установить копилку, чтобы каждый бросал туда, сколько может? А тот еврей объяснял, что его цель – не просто собрать, а передать деньги дальше. Поэтому-то он и кричал: «Давай или бери!» Если даже в синагоге нуждающийся человек стесняется сам взять из коробки, сколько ему нужно, он может потом подойти и попросить нужную сумму.

Человеку куда проще дать, чем взять. Стремление дать, оказать помощь другому есть у каждого из нас. Религиозное воспитание усиливает это стремление, ведь главная заповедь для евреев – это любовь к ближнему, то есть желание ему помочь. Стремление взять у другого в человеческой душе не заложено. Ребенок берет у родителей просто потому, что он еще маленький и не может самостоятельно обеспечить свою жизнь. А взрослому человеку порой вообще нестерпимо обращаться за помощью!

Именно поэтому так важно, чтобы люди, нуждающиеся в нашей помощи, не чувствовали себя зависимыми и не страдали от этого. Во-первых, благотворительность больше дает самому благотворителю, чем тому, кто получает: он становится «партнером Б-га» и таким образом увеличивает меру своего духовного счастья. Во-вторых, любой верующий человек знает, что на самом деле дает не человек, а Б-г через человека.

Наконец, в-третьих и в-главных: мы все обязаны тем, кто сегодня нуждается в нашей помощи. Это главным образом пожилые люди, вся жизнь которых прошла при коммунистическом режиме, и они уже не имели ни времени, ни сил, чтобы обеспечить себя в старости, после падения СССР. Зато именно они сохранили еврейский дух, еврейскую традицию, еврейскую веру. Сохранили для нас, для наших детей, для всего нашего народа.

Недаром Ребе говорил: сколько бы мы сейчас ни делали для этих людей – все мало.


Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
Бейт-мидраш / Дом учения » ЕВРЕЙСКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ » Благотворительность - Трума » Спасибо берущему!
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
Функции форума
Ленточный Вариант Форума  |  Правила поведения  |  Участники  |  RSS Лента  |  Поиск по Названиям Тем

Предупреждение: данный форум строго модерируем. Проводятся постоянные ревизии, чистки, а также удаляются устаревшие и потерявшие актуальность темы.

Цветовая маркировка групп: Читатель ~ Участник ~ Постоянный участник ~ Администратор

Поиск по всему сайту


Форум основан 1 июня 2006 г.
Хостинг от uCoz