[ Новые сообщения · Правила поведения · Участники · Поиск по темам · RSS лента ]
"Потому что Я Г-сподь, Б-г ваш, освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят" (Левит 11:44)
"Ибо все народы пойдут – каждый во имя божества своего, а мы пойдем во имя Г-спода Б-га нашего во веки веков." (Миха 4:5)
Шалом! Данный форум устроен по типу бейт-мидраш. Эта модель призвана помочь тем, кто желает изучать Тору и еврейскую мудрость, а учеников отличает стремление пополнить свои знания и найти им достойное применение. Люди данной категории не озабочены собственной репутацией или мнением большинства; их цель – сблизиться со Всевышним путем исполнения Его заповедей. Посещение «Бейт-Мидраш» не должно рассматриваться как место, где один человек обнажает духовную несостоятельность другого и претендует на исключительность собственного мнения. Суть общения и обучения – укрепление в праведности, исправление своего характера и, тем самым, участие в исправлении всего Мира (тикун олям).

У нас приветствуются ноахиты (бней-Ноах); геры (прозелиты), принявшие официальный или неофициальный гиюр, или находящиеся на пути к этому; выходцы из христианства или иных религий и культов; караимы; иудействующие, а также все Б-гобоязненные, неравнодушные к Б-гу Авраама, Исаака и Иакова, к Торе и Иудейскому образу жизни. Добро пожаловать!
Книга Мириам Исраэли Страна Аслана. Еврейский секрет Нарнии. "Хроники Нарнии" сквозь призму иудейского мировоззрения


Страница 1 из 11
Бейт-мидраш / Дом учения » ЕВРЕЙСКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ » Этика и Мораль - Мусар » Спорящие с Б-гом
Спорящие с Б-гом
ГалилеянкаОтправлено в: Четверг, 02 Июля 2015, 21:29 | Сообщение № 1

Администратор
Сообщений: 5419
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
"В Синайском Откровении есть мотив, непереносимый для человеческого разума: Б-г разговаривает не со всеми, а с тем, с кем хочет", - утверждает известный израильский публицист и философ Эдуард Бормашенко. Это высказывание автоматически порождает вопрос: а с кем именно "разговаривает" Всевышний? Полагаю, ответ в библейском эпизоде, названном жертвоприношением Ицхака.

Еврейские и нееврейские философы на протяжении тысячелетий отмечали, что жертвоприношение Ицхака - один из самых таинственных эпизодов Библии. Почему Всевышний велит принести в жертву человека? Для чего подвергать старого (около 140 лет) Авраама такому тяжкому испытанию? Ведь Б-г и так всех насквозь видит. В Мидраше говорится, что это испытание было необходимо "чтобы сделать самого Авраама еще совершеннее и явить его величие всему миру". Но разве предшествующие события не были свидетельством величия того, кто открыл миру Единственного Истинного Творца? Почему один из выдающихся раввинов ХХ столетия Менахем Мендл Шнеерсон утверждал, что говоря об этом эпизоде, "мы говорим о том, что проложило тропу ко всем последующим великим достижениям нашей веры"? Вопросов множество...

Гармония

Поскольку речь идет о жертвоприношении хотелось бы отметить следующее. В иудаизме имеют место различные виды жертвоприношений, которые, как объясняют наши учителя, "получили определенное образное и аллегорическое осмысление и описание в морально-нравственных терминах". С каким их них можно провести аналогию, говоря о жертвоприношении Ицхака? Полагаю, с мирной жертвой, "которую человек приносит, исполняя добровольно взятое на себя обязательство. Жертва называется мирной, так как основная ее идея – достижение гармонии всего сотворенного с Творцом" ("Сончино").

Современное определение гармонии таково: "Гармония - это категория, отражающая закономерный характер развития действительности, внутреннюю и внешнюю согласованность, цельность и соразмерность. Глобальный принцип согласования разнородных и даже противоположных, конфликтных элементов, приведения их в единое целое".

"Каждый человек - это микрокосм, модель всего творения. Устанавливая гармонию между своей Б-жественной душой и своей материальной жизнью, он привносит гармонию между небом и землей", - говорил Менахем Мендл Шнеерсон. С помощью чего достигается эта гармония?

В дословном тексте Откровений Б-жьих очень много непонятного и жестокого. Возможна ли столь необходимая человеку гармония с Б-гом при их дословном восприятии? Сомневаюсь... В Священных Текстах дословное значение и глубоко аллегоричный внутренний смысл зачастую выступают в роли "разнородных и даже противоположных, конфликтных элементов", поскольку за словами Всевышнего: покарал, утопил, сжег, велел забросать камнями, уничтожить 7 народов и т.п. сокрыты основы подлинного правосудия и милосердия. Необходимо установить гармонию между внешним и внутренним, то есть "привести их в единое целое". Поэтому человек, убежденный, что всё не так, всё иначе, что не может быть так, как написано, вступает в своеобразный спор с Б-гом, достигая при этом не разочарования, не разобщения, не кары Небесной, а подлинной гармонии и с Ним, и с самим собой, и с окружающим миром.

Полагаю, именно к такой гармонии, то есть "внутренней и внешней согласованности" исходящего от Б-га стремился Авраам, откровенно торгуясь с Ним за участь погрязших в грехах и извращениях библейских городов Содома и Гаморы. Авраам с поразительным упорством доказывал Б-гу, что Он, Б-г, не может поступить, как говорит: "И подступил Авраам и сказал: Неужели погубишь Ты праведного с нечистивым? Быть может, есть пятьдесят праведных внутри города? Неужели погубишь и не простишь места сего ради пятидесяти праведных, которые в нем? Не подобает Тебе делать подобное, чтобы губить праведного с нечистивым. Неужели Судья над всею землей не содеет суда правого?!" ("Берешит", 18:23-25). Начиная с утверждения, что эти города следует пощадить ради предполагаемых им 50-ти праведников, проживающих там, он постепенно доходит до 10-ти, как будто Всевышнему неизвестно сколько там праведников в действительности.
Что в этом? Искренняя вера в Единственного Истинного Творца, Который не может поступать несправедливо? Пророческое предвидение того, что спустя века еврейские мудрецы назовут главным атрибутом Всевышнего - справедливый суд? А может всё-таки неслыханная дерзость? Беспредельные еврейские самонадеянность и наглость, о которых очень любят рассуждать антисемиты? Исходя из реакции Всевышнего - нет. Всевышний, стремясь к взаимопониманию с человеком, не только позволяет, а еще и побуждает к спору, что подтверждается следующим.

Во-первых, Всевышний Сам открывает Аврааму Свои намерения в отношении Содома и Гаморы: "И Г-сподь сказал: Сокрою ли от Авраама то, что Я делаю?" ("Берешит", 18:17). Кроме того, в Синайском Откровении кроме Торы Письменной (Пятикнижия) будут даны еще и основы Устной Торы, предназначение которой раскрывать глубоко сокрытый смысл Торы Письменной. Именно эти основы станут отправной точкой "оспаривания" дословного значения Священных Текстов и множества разнообразных трактовок. Значит Б-г не хотел неведения, незнания, бездумного безропотного принятия или невысказанного несогласия, подавляемого в себе самом непонимания и протеста. "Будь чистосердечен с Б-гом, Всесильным Твоим", - будет сказано в Торе ("Дварим", 18:13).

Современный еврейский философ Ури Гершович пишет: "Авраам - это тот, кто открывает Творца, кто постигает существование Отца всего сотворенного, кто заключает с Ним завет, ищет совместного созидания". Что необходимо для этого?

Вознесение

Б-г сказал Аварааму: "Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Ицхака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе" ("Берешит", 22:2). Наши учителя утверждали, что фраза "и принеси его там во всесожжение" буквально означает "вознеси его".

Что означает вознесение живого земного человека? Полагаю, он должен возвыситься над чем-либо материальным, приземленным, подняться на новую ступень, освоить более высокий уровень. Почему в рассматриваемом эпизоде "принеси в жертву" означает "вознеси"?

Как известно, душа живого существа бессмертна. В жертву приносится плотская ( материальная) составляющая, которая полностью утрачивает свое материальное предназначение быть пищей или орудием труда и становится духовной категорий, адресуемой и предназначенной Всевышнему. Дословное восприятие какой-либо информации - это плотский или духовный процесс? Полагаю, в значительной мере плотский, потому что читается глазами, слышится ушами и чисто автоматически запоминается мозгом, поскольку у мозга есть врожденная способность запоминать. Душа и разум, способные анализировать, чувствовать, понимать и порождать ответную информацию или вообще не задействованы, или участвуют поверхностно и формально, не привнося того, что могут, на что способны и для чего, собственно, даны человеку. Не пожертвовав материально-плотским, то есть формальным отстраненным восприятием, без напряженной, добровольной работы души и разума, не "вознестись"...

Первому, пошедшему по этому непростому пути, Всевышний говорит: "Аврааму быть народом великим и могучим, и благословляться будут им все народы земли" ("Берешит", 18:18). В чем именно это благословение? Наверное в том, что потомство Авраама через раскрытие подлинного смысла и значения Священных Текстов, будет помогать людям обретать столь необходимую гармонию с Б-гом, и, значит, с основополагающими истинами мироздания. Полагаю, в стремлении к этой гармонии глубоко сокрытый аллегорический смысл жертвоприношения Ицхака. В подтверждение этого хотелось бы упомянуть следующую деталь. Непосредственно перед спором по поводу Содома и Гаморы Всевышний общещает, что у 90-летней Сары через год родится сын Ицхак, о котором Он скажет Аврааму: "... в Ицхаке наречется тебе потомство" ("Берешит", 21:12).

"Через еврейский народ все люди должны узнать о существовании Единого Б-га и полюбить пути праведности, открыв тем самым для себя сокровищницу благословений, подобных тем, которые получил Авраам" ("Сончино"). Но без проникновения в глубоко сокрытый смысл Откровений, то есть без "вознесения", означающего отрыв от дословного и поверхностного до Б-жьей "сокровищницы" не добраться. Может ли человечество прожить без нее? Наверное может, но человеческая ли жизнь это будет?...

Вызов

Законы жизнедеятельности физического, растительного и животного миров установил Всевышний. Они не зависят от объектов, составляющих эти миры. Наоборот, эти объекты полностью зависимы от единожды установленных законов. С человеком ситуация иная.

Первая глава Торы: "И сказал Б-г: Создадим человека по образу и подобию Нашему" ("Берешит, 1:26). "...по подобию Нашему". По утверждению Раши это означает: "Способным к пониманию и разумению". Полагаю, величайший комментатор Торы, употребляя два похожих по смыслу слова, подразумевает осознание и принятие. Чего именно?

"Человек отличается от всех живых существ тем, что ему известны понятия нравственности и морали, а также тем, что он наделен свободой выбора. Он может знать Творца, может вести с Ним прямой диалог" ("Сончино"). Быть может, давая людям столь сжатую, непонятную, многозначную Тору, Б-г желал полноценного диалога с человеком, ведь главные морально-этические законы земного бытия формируются с помощью "понимания и разумения" библейских заповедей, трактуя и объясняя которые человек делает их реальными и исполнимыми. Кроме того, невозможно стать человеком только за счет внешнего воздействия. Необходима добровольная осознанная внутренняя работа над собой. Поэтому в вопросах, связанных с вечным процессом сотворения человека Б-г взял в "соавторы" собственное творение, предоставив ему подлинную "свободу слова". В несогласии с дословным текстом Откровений, в поисках их глубоко сокрытого смысла - одно из ощутимых и действенных проявлений полноценного "сотрудничества" с Творцом.

Скажете: несуразица, абсурд! Как можно признавать Б-га главной основополагающей Истиной мироздания, оспаривая сказанное Им, постоянно отыскивая новые объяснения и трактовки, привнося этим своё, субъективное и весьма далекое от совершенства человеческое знание в исходящее от Него? Полагаю, необходимо и отыскивать, и привносить. Именно в этом, на мой взгляд, искренняя, плодотворная вера.

Не следует также забывать, что противоречивость, сложность, многозначность, запутанность весьма характерны и для нашего земного бытия. Внешняя сторона множества явлений противоположна их подлинной сути, без понимания которой не понять происходящего на глазах. В этом плане Откровения Б-жьи аналогичны земным будням. Менахем Мендл Шнеерсон объясняет: "На иврите "мир" – "олам", а "сокрытие" – "элем". Слова эти родственные. Мир существует только потому, что скрыта его истинная сущность. Претендуя на то, чтобы быть вашим препятствием, он на самом деле на вашей стороне. Он знает, что его глубочайшие сокровища могут быть обнаружены только с помощью глубинных сил вашей души, и провоцирует эти силы, вызывая вас на бой".

Кто первым в истории человечества откликнулся на этот "вызов" и принял "бой" за "взятие" "глубочайших сокровищ" нашего мира, то есть Откровений Творца? Получается, первый еврей Авраам. Так с кем же с тех пор разговаривает Б-г? Наверное с теми, кто хочет и готов вступить в "бой" за "освоение" Откровений Б-жьих.

Е.Деревянченко


Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
Бейт-мидраш / Дом учения » ЕВРЕЙСКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ » Этика и Мораль - Мусар » Спорящие с Б-гом
Страница 1 из 11
Поиск:
Функции форума
Ленточный Вариант Форума  |  Правила поведения  |  Участники  |  RSS Лента  |  Поиск по Названиям Тем

Предупреждение: данный форум строго модерируем. Проводятся постоянные ревизии, чистки, а также удаляются устаревшие и потерявшие актуальность темы.

Цветовая маркировка групп: Читатель ~ Участник ~ Постоянный участник ~ Администратор

Поиск по всему сайту


Форум основан 1 июня 2006 г.
Хостинг от uCoz