[ Новые сообщения · Правила поведения · Участники · Поиск по темам · RSS лента ]
"Потому что Я Г-сподь, Б-г ваш, освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят" (Левит 11:44)
"Ибо все народы пойдут – каждый во имя божества своего, а мы пойдем во имя Г-спода Б-га нашего во веки веков." (Миха 4:5)
Шалом! Данный форум устроен по типу бейт-мидраш. Эта модель призвана помочь тем, кто желает изучать Тору и еврейскую мудрость, а учеников отличает стремление пополнить свои знания и найти им достойное применение. Люди данной категории не озабочены собственной репутацией или мнением большинства; их цель – сблизиться со Всевышним путем исполнения Его заповедей. Посещение «Бейт-Мидраш» не должно рассматриваться как место, где один человек обнажает духовную несостоятельность другого и претендует на исключительность собственного мнения. Суть общения и обучения – укрепление в праведности, исправление своего характера и, тем самым, участие в исправлении всего Мира (тикун олям).

У нас приветствуются ноахиты (бней-Ноах); геры (прозелиты), принявшие официальный или неофициальный гиюр, или находящиеся на пути к этому; выходцы из христианства или иных религий и культов; караимы; иудействующие, а также все Б-гобоязненные, неравнодушные к Б-гу Авраама, Исаака и Иакова, к Торе и Иудейскому образу жизни. Добро пожаловать!

  • Страница 1 из 1
  • 1
Бейт-мидраш / Дом учения » ЕВРЕЙСКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ » Этика и Мораль - Мусар » Рабство "по-еврейски" (каков «еврейский путь» исправления преступников?)
Рабство "по-еврейски"
ГалилеянкаОтправлено в: Суббота, 23 Мая 2015, 11:02 | Сообщение № 1

Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
«Если купишь [себе] раба-еврея, то шесть лет будет [на тебя] работать [но не больше]» (Шмот 21:2).

Возьмем в руки книгу раби Яакова Наймана «Даркей Мусар». В ней автор, комментируя приведенный стих Торы, обращает наше внимание на одно в высшей степени неординарное обстоятельство. Дело в том, что еще древними мудрецами замечена некая особенность в расположении тем внутри главы Мишпатим. Все темы этой главы относятся к законоположениям. Но почему она начинается с вопроса о рабе-еврее? Неужели тема рабства настолько актуальна для всех поколений, что с нее следует начинать один из самых важных разделов Торы?

Прежде чем познакомиться с ответом, приведенным в книге раби Наймана, вспомним, кто является рабом «по-Торе». Еврей, согласно Торе, может попасть в рабство таким способом: он пойман на воровстве, украденного вернуть не может, а денег заплатить нет; в таком случае еврейский суд приговаривает его к рабству на срок не больше шести лет. Все, что он заработает, идет на уплату украденного. Продуктами его труда пользуется хозяин. На себя работать он не имеет права. Последнее обстоятельство и позволяет нам назвать его рабом.

Итак, почему с закона о таком, прямо скажем, не самом праведном человеке Тора начинает главу Мишпатим? Неужели нельзя было начать с законов о настоящих праведниках (о которых идет разговор ниже)? Таких как выполняющий заповедь, предписывающую помогать ближнему денежной ссудой (без процентов!), или «шомер хинам», бесплатный сторож?

Давайте представим, что глава так и начинается — с рассказа о хороших людях. Про вора с его позором будет рассказано где-то под конец. Представили? А теперь вспомним — кто дал нам Тору? Правильно, Творец мира, Тот, Кто сотворил нас. Все мы, и праведники, и те, кто оступился, — Его дети. Но как относится отец к детям, обычный отец, живущий здесь, на земле? Посмотрим вокруг себя, обратимся к нашему опыту. О ком из сыновей у любящего отца болит сердце, с кем у него больше всего забот? Если у отца есть сын-праведник и сын, который оступился, отец в первую очередь старается поддержать второго. Он хочет помочь ему встать на путь исправления, дать совет, поддержать. «Проблемный сын» — всегда первая боль для отца. С него он начинает разговор, все его помыслы о нем. То же самое и Небесный Отец. Он начинает с проблемного сына — с еврея, попавшего в рабство. А уже потом говорит о примерных сыновьях.

По этой же причине Тора не присуждает еврея, совершившего воровство, к заключению в тюрьме. Камера — не решение проблемы. Она не исправляет, а усугубляет. Известно, что тюрьма — «кузница кадров преступного мира». В ней не оставляют свою воровскую специальность, а усовершенствуют ее, приобретая «смежные профессии». Вышедший на свободу после заключения почти наверняка продолжит свои занятия. В его руках нет никакого полезного ремесла, но ему надо найти пропитание себе и своей семье. Поэтому скорее всего он снова пойдет воровать. Да и все время пока он сидел в тюрьме, чем питались его дети? Чем провинились маленькие дети, если общество наказывает их безотцовщиной? Понятно, что неслучайно Тора ни словом не упоминает тюрьму как средство борьбы с преступностью в еврейской среде.

Каков «еврейский путь» исправления преступников? — Рабство. Но не то, которое вызывает у нас ассоциации с рассказами о положении рабов в Древних Греции и Риме, вычитанными из учебников по истории. Рабство по-еврейски — нечто совсем другое. После суда вор-еврей «продается» в другой еврейский дом. Туда, где живут праведной жизнью и где царят Тора, мир и достаток. В этом доме он научится достойному поведению. В этой семье, окруженный заботой и терпением, он за шесть лет научится нормальному взгляду на жизнь. Им никто не будет помыкать, его не будут заставлять каторжно работать. Все, что можно назвать рабским в его положении, — то, что он не вправе не работать. Причем работать не на себя. В этом смысле он полный раб. Но ни в каком другом. Согласно закону, если у хозяина, согласившегося на предложение суда взять к себе раба-еврея, в доме одна подушка, эту подушку он обязан отдать рабу. Если у него мало хлеба, то первым хлеб получает раб. Между прочим, кроме раба, хозяин обязуется кормить и семью этого раба! И все это при условии, что члены семьи еврея-раба остаются свободными людьми во всех отношениях. Талмуд говорит: приобрел раба — приобрел хозяина. Понятно, что в такой ситуации раб непременно начнет задумываться: если так сердечно относятся ко мне, преступнику, то какой смысл оставаться вором? Ко всему прочему, при выходе на свободу раб получает подарок от хозяина. Так постановляет Тора… Жуткое, беспросветное рабство, не правда ли?

Начиная одну из самых важных глав с законов о рабе, Тора призывает нас быть милосердными, не наказывать никого напрасно или чрезмерно, учит относиться ко всем — даже к провинившимся — с уважением, взыскивая с них ровно в той степени, которая необходима для исправления, но не больше. Тора учит, а не казнит.

Рав Реувен Пятигорский


Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
ГалилеянкаОтправлено в: Четверг, 27 Июля 2017, 08:28 | Сообщение № 2

Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
"Благословен..., что не сотворил меня рабом".

Когда Б-г освободил евреев из рабства, Он заявил: "Ибо Мне (а не кому-либо другому) сыны Израилевы рабы". Б-г — единственный наш Властелин,а мы служим только Ему одному.

Рабы упомянуты впервые в Торе сразу же после Потопа. Hoax проклял Кенаана, говоря, что кенааниты будут рабами своих братьев. Во времена Авраама рабы не были редким явлением. Авраам сам имел рабов, но это были рабы только по названию. Элиезер, который с гордостью заявил: "Я раб Авраама", был домоправителем Авраама, и Авраам обходился с ним почти как с равным. На самом деле, будучи бездетным, Авраам считал Элиезера единственным своим наследником. Когда Авраам был впоследствии благословлен родным сыном и наследником — Ицхаком, Элиезер не терял надежды выдать за него свою дочь, о чем Элиезер намекнул, по словам наших мудрецов Аврааму, когда тот послал его выбрать для Ицхака жену среди своих родственников в Месопотамии.

Сыны Израилевы испытали на себе горькую участь рабства, когда они были закабалены фараоном в Египте в течение нескольких веков. Никогда не следовало им подвергать такой участи другие человеческие существа. Тора устанавливает точные законы в защиту рабов. На рабовладельца наложено такое множество различных ограничении, что среди евреев шла поговорка: "Кто приобретает себе раба, приобрел себе господина". Сбежавший раб, ищущий убежища у еврея, не должен быть возвращен его господину, а должен получить приют и защиту, в отличие от другого вида чужой собственности, которую еврей обязан вернуть ее правомочному хозяину.

Теоретически говоря, могли быть два вида рабов в стране Израильской: раб-кенаанит и раб-еврей. Кенаанит защищен Торой от телесного ущерба. Со стороны раба требуется соблюдение некоторых заветов Торы. Возможность превращения еврея в раба представляется только в случае совершения евреем кражи, которую он не в состоянии возместить пострадавшему. Тогда суд может постановить продать вора в рабство за долг, но кто же захочет держать в своем доме вора? Другой возможностью превращения еврея в раба может быть продажа самого себя бедняком для отработки своей задолженности. В каждом из этих случаев, когда наступает субботний год (шмита), "раб" должен выйти на волю. Тора, однако, предоставляет рабу привилегию (!) оставаться в рабстве и дальше, если он этого пожелает, сильно привязавшись к своему господину, но не больше чем на срок до наступления Юбилейного года. Таким образом, Тора предусмотрела, чтобы не образовалось нечто вроде класса постоянных рабов в еврейском обществе, как это было обычно всюду у других народов мира и существует еще по сей день в некоторых странах. Даже в США рабство было отменено лишь в 1865 году!

Браха "что не сотворил меня рабом" относится к рабу-кенааниту, и мы произносим эту браха, чтобы благодарить Б-га за нашу свободу, за возможность служить Ему без ограничений и выполнять все заветы Его Торы, а не только некоторые из них, как раб.

В более глубоком смысле эта браха напоминает нам, что мы свободны не только от рабства по отношению к другим людям, но и от рабства по отношению к нашей собственной природе. Ибо никто не является в большей степени рабом, чем тот, кто является рабом собственных страстей и привычек. Но Б-г наделил нас мудростью и уменьем быть по-настоящему свободными, что является только делом нашей собственной воли и решимости.

Источник: http://www.judaisminrussian.com


Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
Бейт-мидраш / Дом учения » ЕВРЕЙСКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ » Этика и Мораль - Мусар » Рабство "по-еврейски" (каков «еврейский путь» исправления преступников?)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
Функции форума
Ленточный Вариант Форума  |  Правила поведения  |  Участники  |  RSS Лента  |  Поиск по Названиям Тем

Предупреждение: данный форум строго модерируем. Проводятся постоянные ревизии, чистки, а также удаляются устаревшие и потерявшие актуальность темы.

Цветовая маркировка групп: Читатель ~ Участник ~ Постоянный участник ~ Администратор

Поиск по всему сайту


Форум основан 1 июня 2006 г.
Хостинг от uCoz