[ Новые сообщения · Правила поведения · Участники · Поиск по темам · RSS лента ]
"Ибо Я - Господь Б-г ваш: освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят" (Левит 11:44)
"Ибо все народы ходят, каждый во имя своего бога; а мы будем ходить во имя Господа Б-га нашего во веки веков" (Мих.4:5)
Шалом! Данный форум устроен по типу бейт-мидраш. Эта модель призвана помочь тем, кто желает изучать Тору и еврейскую мудрость, а учеников отличает стремление пополнить свои знания и найти им достойное применение. Люди данной категории не озабочены собственной репутацией или мнением большинства; их цель – сблизиться со Всевышним путем исполнения Его заповедей. Посещение «Бейт-Мидраш» не должно рассматриваться как место, где один человек обнажает духовную несостоятельность другого и претендует на исключительность собственного мнения. Суть общения и обучения – укрепление в праведности, исправление своего характера и, тем самым, участие в исправлении всего Мира (тикун олям).

У нас приветствуются ноахиты (бней-Ноах); геры (прозелиты), принявшие официальный или неофициальный гиюр, или находящиеся на пути к этому; выходцы из христианства или иных религий и культов; караимы; иудействующие, а также все Б-гобоязненные, неравнодушные к Б-гу Авраама, Исаака и Иакова, к Торе и Иудейскому образу жизни. Добро пожаловать!
Книга Мириам Исраэли Страна Аслана. Еврейский секрет Нарнии. "Хроники Нарнии" сквозь призму иудейского мировоззрения


Страница 1 из 11
Бейт-мидраш / Дом учения » ЕВРЕЙСКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ » Этика и Мораль - Мусар » Утилитарная мораль (Рав Шимшон Рефаэль Гирш)
Утилитарная мораль
ГалилеянкаОтправлено в: Пятница, 31 Мая 2013, 18:09 | Сообщение № 1

Администратор
Сообщений: 5413
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
«Люби ближнего своего как самого себя», — учит нас Тора. Здесь идет речь о бескорыстной любви, не зависящей от выгоды. В наше время, к сожалению, некоторые пытаются доказать, что мораль существует только для поддержания нормальной жизни общества. То есть соблюдать заповедь «Не укради!» нужно только для того, чтобы тебя самого не обокрали. Если ты не будешь зариться на чужое имущество, то и другие не посягнут на твое. Однако всегда найдутся люди, которые отвергнут эти правила, потому что считают себя сильнее или хитрее окружающих. Иные скажут, что не боятся мести обиженных ими, так как привыкли рисковать.

Говоря о морали, учитель устрашает ученика наказанием. Не обманывай, иначе тебя накажут. Будь честным, держи слово, чтобы прослыть порядочным человеком. Б-гатым не стоит притеснять бедных, ибо, доведенные до отчаяния, народные массы устроят революцию, от которой пострадают богатые.

Утилитарная мораль учит заботиться только о себе, разжигает жажду наживы. О каком самопожертвовании может идти речь, если нам говорят, что быть добрыми — выгодно? В час испытания человек, воспитанный на принципах «разумного эгоизма», скорее всего, отбросит их и сделает так, как подскажет ему животный инстинкт. Тем более, если вопрос станет ребром: вести себя морально и проиграть или поступить аморально и выиграть.

Человек, с детства впитавший принципы утилитарной этики, быстро поймет, что он одинок в мире и окружающие ему не только не помогут, но будут радоваться его неудачам. Ведь помогать ему невыгодно! Он возненавидит общество, которое научило его ханжеской морали и одновременно пренебрегло им. При первой же возможности этот человек постарается отомстить обществу, не разбирая кто прав, кто виноват. Он будет завидовать, умалять заслуги других и рваться к успеху любой ценой. Таков результат воспитания по законам утилитарной морали.

Библейская этика, поэтически воплощенная в псалмах Давида, учит другому. Праведники вершили добрые дела не из корысти. Недаром царь Давид выразил в своих псалмах надежду, что высшая мораль, мораль Торы станет когда-нибудь достоянием всего человечества. Мы должны творить добро не из выгоды, а потому, что так велел Всевышний. Ведь человек создан по образу и подобию Б-га. Значит он должен стараться подражать Всевышнему во всем: прощать обиды, понимать других, стремиться к бескорыстию. Наша миссия в этом мире — возвестить всему человечеству об истине Господней. Но прежде чем учить морали человечество мы обязаны следовать Торе сами. И научить этому наших детей.

Задача учителя — воспитать верующего человека. Но это невозможно без воспитания любви к людям.

Нельзя допускать, чтобы ритуалы заменяли глубокое понимание законов морали. Конечно, легче обучить ребенка простым ритуалам, чем объяснить в чем заключается красота отношений между людьми.

Ненависть, ссоры, жажда мести — все исчезнет, когда люди признают власть Всевышнего. Сознание этой власти воспитывает одновременно скромность и гордость. С одной стороны, мы смиренно принимаем все, что пошлет нам Б-г, — поощрение или наказание — и благодарим Его. С другой — человек горд своим высоким положением в мире, как сказано: «И только немного ниже будет он Б-га». Человек, понимающий величие своей миссии, отстранится от греха и не подчинится ангелу-искусителю. Чувство мести будет ему незнакомо. Тот, кто искренне желает служить Б-гу, всегда сумеет подавить свои низменные страсти, ибо Всевышний ему поможет, как сказано: «Приходящему очиститься помогут». Стремящийся служить Господу с чистым сердцем будет следовать законам Торы не из страха и не из выгоды. Он слишком горд, чтобы ждать мзду за добрый поступок. Он будет любить ближнего не потому, что это «рационально», а потому, что так заповедал Всевышний.

Не может служить Господу тот, кто подвластен чувству ненависти или жажды мести. Если мы не будем с раннего детства воспитывать людей в духе Божьей морали, мы никогда не построим то идеальное общество, о котором говорили пророки. Нашим важнейшим вкладом в построение такого общества будет правильное воспитание детей. Они сумеют создать царство Божье на земле, если их будет привлекать все чистое, святое, а все низменное будет вызывать отвращение. Одними ритуалами тут ничего не добьешься. Нужно закалять характеры детей, развивать в них чувство сострадания к ближним.

В Талмуде сказано: «Зависть, сладострастие и честолюбие убивают человека». От этого мы должны уберечь наших детей.

Рав Шимшон Рефаэль Гирш


Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
Бейт-мидраш / Дом учения » ЕВРЕЙСКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ » Этика и Мораль - Мусар » Утилитарная мораль (Рав Шимшон Рефаэль Гирш)
Страница 1 из 11
Поиск:
Функции форума
Ленточный Вариант Форума  |  Правила поведения  |  Участники  |  RSS Лента  |  Поиск по Названиям Тем

Предупреждение: данный форум строго модерируем. Проводятся постоянные ревизии, чистки, а также удаляются устаревшие и потерявшие актуальность темы.

Цветовая маркировка групп: Читатель ~ Участник ~ Постоянный участник ~ Администратор

Поиск по всему сайту


Форум основан 1 июня 2006 г.
Хостинг от uCoz