[ Новые сообщения · Правила поведения · Участники · Поиск по темам · RSS лента ]
"Потому что Я Г-сподь, Б-г ваш, освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят" (Левит 11:44)
"Ибо все народы пойдут – каждый во имя божества своего, а мы пойдем во имя Г-спода Б-га нашего во веки веков." (Миха 4:5)
Шалом! Данный форум устроен по типу бейт-мидраш. Эта модель призвана помочь тем, кто желает изучать Тору и еврейскую мудрость, а учеников отличает стремление пополнить свои знания и найти им достойное применение. Люди данной категории не озабочены собственной репутацией или мнением большинства; их цель – сблизиться со Всевышним путем исполнения Его заповедей. Посещение «Бейт-Мидраш» не должно рассматриваться как место, где один человек обнажает духовную несостоятельность другого и претендует на исключительность собственного мнения. Суть общения и обучения – укрепление в праведности, исправление своего характера и, тем самым, участие в исправлении всего Мира (тикун олям).

У нас приветствуются ноахиты (бней-Ноах); геры (прозелиты), принявшие официальный или неофициальный гиюр, или находящиеся на пути к этому; выходцы из христианства или иных религий и культов; караимы; иудействующие, а также все Б-гобоязненные, неравнодушные к Б-гу Авраама, Исаака и Иакова, к Торе и Иудейскому образу жизни. Добро пожаловать!
Книга Мириам Исраэли Страна Аслана. Еврейский секрет Нарнии. "Хроники Нарнии" сквозь призму иудейского мировоззрения


Страница 1 из 11
Бейт-мидраш / Дом учения » ЕВРЕЙСКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ » Этика и Мораль - Мусар » Каково место этики в иудаизме? (вопрос раввину)
Каково место этики в иудаизме?
ГалилеянкаОтправлено в: Среда, 06 Февраля 2013, 13:19 | Сообщение № 1

Администратор
Сообщений: 5439
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
Вопрос:

Уважаемые раввины! Я прочитал на Вашем сайте о связи между течением Мусар и этикой. Могли бы рассказать подробней об этой связи.
Благодарю за ответ, Кирилл


Отвечает Рав Овадья Климовский

Шалом, уважаемый Кирилл! Около ста пятидесяти лет назад жил известный знаток Торы по имени рабби Исраэль Салантер. Он был выдающимся мудрецом Талмуда; кроме того, он прославился тем, что основал движение «Мусар». Его ученики, помимо обычных занятий Торой, Талмудом и Алахой – еврейским Законом, изучали, можно сказать, нормы этичного поведения. Разбирали вопросы, связанные с долгом человека перед Творцом и перед другими людьми, с чистотой его намерений, приводящих к поступкам. Рассматривали способы преодоления дурных наклонностей. Само слово «мусар» образовано от корня «אסר» – связывать, в смысле «сдерживать». От него же образовано и известное слово «асур» – «нельзя». Многие раввины того времени считали, что эти вопросы не требуют специального изучения, ведь в Талмуде широко освещаются все эти аспекты. Известно, что во все времена по-настоящему ученые люди были очень щепетильны в денежных вопросах и точно и ревностно исполняли все заповеди (то есть и те, которые регулируют отношения между людьми).

Но рав Салантер полагал необходимым специально изучать эти и подобные им вопросы, так как видел, что за второстепенным легко теряется главное. Если люди тщательно исполняют заповеди, связанные, например, с ритуальными процедурами, но при этом забывают о правильном и чутком отношении к людям, рано утверждать, что они высоко поднялись в служении Творцу. Известен случай, когда рабби Исраэль вел ученую беседу с другим знатоком Торы на улице, и посреди беседы заметил, что зонт ученого наклонен острым концом в сторону прохожих, и люди могут, пройдя мимо, удариться об него. Он обратил внимание собеседника на эту деталь, и тот взял зонт прямее. Но, увлекшись ученой беседой, вскоре забыл об этом, и остриё зонта снова оказалось направлено на прохожих. Тогда рав Исраэль упрекнул его еще раз и прервал беседу. Как бы возвышенна ни была беседа, какие бы глубокие вопросы, подобные тем, «на которых стоит мироздание», ни разбирались в ней, лучше ее прервать, чем продолжить, рискуя задеть кого-то. Даже только зонтиком…

Еще пример «мусарного» мышления. Человек встает рано утром на «слихот», покаянные молитвы в период, предшествующий Рош аШана и Судному Дню. Хлопнув дверью, он уходит в синагогу. Конечно, все понимают, что это нехорошо – хлопать дверью, рискуя разбудить спящих. Но если при этом проснулась вдова, и, вспомнив, как ее муж еще недавно вот так же, по утрам, уходил на «слихот», заплакала, – тут «претензия» к этому человеку становится значительно серьёзнее. И опять идет речь о том, что все понимают. Но не все помнят!

Именно в том, чтобы напомнить человеку, зачем и как он должен жить в этом мире, видел Рабби Моше-Хаим Луцатто – автор «Месилат Йешарим (Путь праведных)» свою задачу. Эта книга, написанная, кстати, задолго до основания движения «Мусар», стала настольной для всех благочестивых евреев, таким образом, мусар изучается всеми. 700 лет назад писались книги по мусару, пишут их и поныне. В каждом поколении приходится искать особые слова, которые проникнут в душу читателя, и тогда его жизнь станет ближе к служению Всевышнему, чем была до этого. Чего всем и желаем.

С уважением,
Овадья Климовски


Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
sofiya111Отправлено в: Среда, 06 Февраля 2013, 14:30 | Сообщение № 2

Постоянный участник
Сообщений: 142
C нами с 11 Января 2013
Откуда: Российская Федерация
Статус: Отсутствует
Я прочитала и задумалась ,почему в христианских деноминациях не говорят об этике и морали?Ведь это обычная воспитанность , деликатность ,тактичность .Учат покорности,смирению и в то же время развито обличение .
 
ГалилеянкаОтправлено в: Среда, 06 Февраля 2013, 22:16 | Сообщение № 3

Администратор
Сообщений: 5439
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
Цитата (sofiya111)
почему в христианских деноминациях не говорят об этике и морали?
понятия не имею. Об этом нужно спросить у христиан.

Цитата (sofiya111)
Ведь это обычная воспитанность , деликатность ,тактичность
я думаю, что еврейское представление морали и этики гораздо глубже. Прежде всего, это образ жизни, это то, что исходит изнутри человека, и чем он руководствуется на подсознательном уровне. Еврейский мусар подразумевает высокое моральное отношение к другим людям, которое должно проявляться во всех сферах. Человек должен постоянно работать над собой, чтобы достичь такого уровня. Выше приведен очень хороший пример с зонтиком. Мы можем много раз одергивать себя, или же нас будут одергивать другие люди, но суть в том, чтобы добиться состояния, когда правильное поведение и отношение к окружающим зафиксируется в нашем подсознании, и станет неотъемлимой частью нашей личности.


Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
Бейт-мидраш / Дом учения » ЕВРЕЙСКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ » Этика и Мораль - Мусар » Каково место этики в иудаизме? (вопрос раввину)
Страница 1 из 11
Поиск:
Функции форума
Ленточный Вариант Форума  |  Правила поведения  |  Участники  |  RSS Лента  |  Поиск по Названиям Тем

Предупреждение: данный форум строго модерируем. Проводятся постоянные ревизии, чистки, а также удаляются устаревшие и потерявшие актуальность темы.

Цветовая маркировка групп: Читатель ~ Участник ~ Постоянный участник ~ Администратор

Поиск по всему сайту


Форум основан 1 июня 2006 г.
Хостинг от uCoz