Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| Вопрос:
Уважаемые раввины! Я прочитал на Вашем сайте о связи между течением Мусар и этикой. Могли бы рассказать подробней об этой связи. Благодарю за ответ, Кирилл
Отвечает Рав Овадья Климовский
Шалом, уважаемый Кирилл! Около ста пятидесяти лет назад жил известный знаток Торы по имени рабби Исраэль Салантер. Он был выдающимся мудрецом Талмуда; кроме того, он прославился тем, что основал движение «Мусар». Его ученики, помимо обычных занятий Торой, Талмудом и Алахой – еврейским Законом, изучали, можно сказать, нормы этичного поведения. Разбирали вопросы, связанные с долгом человека перед Творцом и перед другими людьми, с чистотой его намерений, приводящих к поступкам. Рассматривали способы преодоления дурных наклонностей. Само слово «мусар» образовано от корня «אסר» – связывать, в смысле «сдерживать». От него же образовано и известное слово «асур» – «нельзя». Многие раввины того времени считали, что эти вопросы не требуют специального изучения, ведь в Талмуде широко освещаются все эти аспекты. Известно, что во все времена по-настоящему ученые люди были очень щепетильны в денежных вопросах и точно и ревностно исполняли все заповеди (то есть и те, которые регулируют отношения между людьми).
Но рав Салантер полагал необходимым специально изучать эти и подобные им вопросы, так как видел, что за второстепенным легко теряется главное. Если люди тщательно исполняют заповеди, связанные, например, с ритуальными процедурами, но при этом забывают о правильном и чутком отношении к людям, рано утверждать, что они высоко поднялись в служении Творцу. Известен случай, когда рабби Исраэль вел ученую беседу с другим знатоком Торы на улице, и посреди беседы заметил, что зонт ученого наклонен острым концом в сторону прохожих, и люди могут, пройдя мимо, удариться об него. Он обратил внимание собеседника на эту деталь, и тот взял зонт прямее. Но, увлекшись ученой беседой, вскоре забыл об этом, и остриё зонта снова оказалось направлено на прохожих. Тогда рав Исраэль упрекнул его еще раз и прервал беседу. Как бы возвышенна ни была беседа, какие бы глубокие вопросы, подобные тем, «на которых стоит мироздание», ни разбирались в ней, лучше ее прервать, чем продолжить, рискуя задеть кого-то. Даже только зонтиком…
Еще пример «мусарного» мышления. Человек встает рано утром на «слихот», покаянные молитвы в период, предшествующий Рош аШана и Судному Дню. Хлопнув дверью, он уходит в синагогу. Конечно, все понимают, что это нехорошо – хлопать дверью, рискуя разбудить спящих. Но если при этом проснулась вдова, и, вспомнив, как ее муж еще недавно вот так же, по утрам, уходил на «слихот», заплакала, – тут «претензия» к этому человеку становится значительно серьёзнее. И опять идет речь о том, что все понимают. Но не все помнят!
Именно в том, чтобы напомнить человеку, зачем и как он должен жить в этом мире, видел Рабби Моше-Хаим Луцатто – автор «Месилат Йешарим (Путь праведных)» свою задачу. Эта книга, написанная, кстати, задолго до основания движения «Мусар», стала настольной для всех благочестивых евреев, таким образом, мусар изучается всеми. 700 лет назад писались книги по мусару, пишут их и поныне. В каждом поколении приходится искать особые слова, которые проникнут в душу читателя, и тогда его жизнь станет ближе к служению Всевышнему, чем была до этого. Чего всем и желаем.
С уважением, Овадья Климовски
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|