[ Новые сообщения · Правила поведения · Участники · Поиск по темам · RSS лента ]
"Потому что Я Г-сподь, Б-г ваш, освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят" (Левит 11:44)
"Ибо все народы пойдут – каждый во имя божества своего, а мы пойдем во имя Г-спода Б-га нашего во веки веков." (Миха 4:5)
Шалом! Данный форум устроен по типу бейт-мидраш. Эта модель призвана помочь тем, кто желает изучать Тору и еврейскую мудрость, а учеников отличает стремление пополнить свои знания и найти им достойное применение. Люди данной категории не озабочены собственной репутацией или мнением большинства; их цель – сблизиться со Всевышним путем исполнения Его заповедей. Посещение «Бейт-Мидраш» не должно рассматриваться как место, где один человек обнажает духовную несостоятельность другого и претендует на исключительность собственного мнения. Суть общения и обучения – укрепление в праведности, исправление своего характера и, тем самым, участие в исправлении всего Мира (тикун олям).

У нас приветствуются ноахиты (бней-Ноах); геры (прозелиты), принявшие официальный или неофициальный гиюр, или находящиеся на пути к этому; выходцы из христианства или иных религий и культов; караимы; иудействующие, а также все Б-гобоязненные, неравнодушные к Б-гу Авраама, Исаака и Иакова, к Торе и Иудейскому образу жизни. Добро пожаловать!
Книга Мириам Исраэли Страна Аслана. Еврейский секрет Нарнии. "Хроники Нарнии" сквозь призму иудейского мировоззрения


Страница 1 из 11
Бейт-мидраш / Дом учения » ЕВРЕЙСКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ » Этика и Мораль - Мусар » Свобода выбора (трактат из Талмуда)
Свобода выбора
ГалилеянкаОтправлено в: Среда, 07 Марта 2012, 22:15 | Сообщение № 1

Администратор
Сообщений: 5439
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
В философии есть понятие “антиномия”, когда два положения одинаково верны, но противоречат друг другу.

Один из величайших комментаторов Торы, Рамбан, обсуждая проблему свободы выбора, приводит такое размышление. Свобода выбора, — пишет он, — явление отрицательное, потому что человечество приобрело такую возможность только после того, как первый человек, Адам, совершил ошибку. До этого внутри человека не было зла. Однако свобода выбора — доступна лишь Всевышнему и человеку. Значит, это явление положительное.

Попробуем дать иллюстрацию к высказыванию Рамбана. Представим себе деревянную лестницу. Внизу — широкие ступени. Сфера выбора не ограничена рамками. Человек поднимается выше и выше, познает различные грани закона, данного Всевышним. Ступени сужаются. Но даже на самой высокой ступени Творец не лишает человека свободы выбора. Меняются лишь ее ракурсы и нюансы. У верхних ступеней есть одно преимущество — они прочнее. Нижние — непрочные, потому что широкие. В любую секунду грозят обломиться.

Здесь мы встречаемся еще с одной антиномией, непостижимой человеческим разумом. Всеобъемлющее знание Всевышнего, которому известно все, что было, есть и будет, не отменяет свободу выбора. Человеку неведомо то, что ведомо Творцу, и поэтому каждое мгновение своей жизни он должен выбирать между добром и злом, плохим и хорошим, истиной и ложью.

“Если бы Всевышний решал, быть человеку праведником или злодеем... — пишет Рамбам, — как бы Он мог заповедать нам через пророков: делай то и не делай этого, улучши свои пути... Какой смысл имела бы тогда вся Тора?..” (Мишне Тора, 5:4).

Если все происходит по воле Творца, о какой свободе выбора идет речь? Это — третья антиномия.

“Знай, — пишет Рамбам, — что все по воле Его... По воле Его огонь и воздух поднимаются вверх. Вода и земля спускаются вниз... также пожелал Он, чтобы право выбора было в руках человека, и чтобы человек решал, как ему поступать... руководствуясь разумом, который дал ему Всевышний...” (Там же). Всевышний призывает человека к нравственности, но не заставляет быть нравственным. Человеку предоставлена возможность отказаться принять на себя Закон, и тогда земной суд, в отличие от вечного Небесного, теряет свою власть.

Гемара сообщает важные исторические сведения. Когда умножились случаи убийств, телицу прекратили приносить в жертву. “Если найден будет убитый... и неизвестно, кто убил его... старейшины ближайшего города... проломят затылок телице, омоют над ней руки и скажут: ...Глаза наши не видели [преступления]. Искупи народу Твоему... и искупится им кровь...” (Дварим, 21:1‑9).

Телицу приносили в жертву, если не знали, кто убийца. Когда убийства участились и преступников находили, принесение телицы в жертву потеряло смысл. Точно также, когда распространился разврат, испытывать горькой водой в Храме перестали. До этого сота (свернувшая с праведного пути женщина, подозреваемая мужем в измене) проходила в Храме особую проверку: если она была на самом деле неверна своему мужу, выпив горькую воду, она умирала. При этом испытание было эффективным лишь в том случае, если муж был чист от подобных проступков.

Передал народу пророк Ошейа слово Всевышнего: “Не взыщу Я с дочерей ваших развратничающих и с невесток ваших прелюбодействующих, ведь они [мужья] сами уединяются с блудницами... ” (Ошейа, 4:14).

Гемара показывает, что, только принимая на себя нравственный Закон, данный Творцом, люди могут создать справедливое общество, в котором умеют различать добро и зло, судят по чести без подкупа, создают чистые, прочные семьи.

Почему Гемара так часто говорит о семье? Потому что именно с брака начинается создание общества. Или — его разрушение. “Б‑г любит семью и ненавидит разврат. Совратите евреев, и Б‑г отвернется от них”, — сказал враг Израиля, когда провалились его попытки проклясть евреев, и он понял, как лишить их защиты Всевышнего.

Тора подчеркивает, что евреи вышли из рабства семьями. В то время, как в самом Египте семьи были разрушены. Последняя обрушившаяся на эту страну казнь — гибель первенцев. И это было воздаянием за нарушение института семьи: у египтянки могло быть несколько первенцев от разных мужей, у египтянина — много первенцев от разных женщин.

Сказал Создатель: “...Нехорошо быть человеку одному...” (Берешит, 2:18). И появилась первая в мире семья. С тех пор Всевышний заповедал мужчинам и женщинам вступать в брак. Преданные друг другу супруги удостаиваются невидимого сияния Шхины (Б‑жественного присутствия).

Лист 47, трактат Сота, Талмуд


Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
Бейт-мидраш / Дом учения » ЕВРЕЙСКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ » Этика и Мораль - Мусар » Свобода выбора (трактат из Талмуда)
Страница 1 из 11
Поиск:
Функции форума
Ленточный Вариант Форума  |  Правила поведения  |  Участники  |  RSS Лента  |  Поиск по Названиям Тем

Предупреждение: данный форум строго модерируем. Проводятся постоянные ревизии, чистки, а также удаляются устаревшие и потерявшие актуальность темы.

Цветовая маркировка групп: Читатель ~ Участник ~ Постоянный участник ~ Администратор

Поиск по всему сайту


Форум основан 1 июня 2006 г.
Хостинг от uCoz