Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| В философии есть понятие “антиномия”, когда два положения одинаково верны, но противоречат друг другу.
Один из величайших комментаторов Торы, Рамбан, обсуждая проблему свободы выбора, приводит такое размышление. Свобода выбора, — пишет он, — явление отрицательное, потому что человечество приобрело такую возможность только после того, как первый человек, Адам, совершил ошибку. До этого внутри человека не было зла. Однако свобода выбора — доступна лишь Всевышнему и человеку. Значит, это явление положительное.
Попробуем дать иллюстрацию к высказыванию Рамбана. Представим себе деревянную лестницу. Внизу — широкие ступени. Сфера выбора не ограничена рамками. Человек поднимается выше и выше, познает различные грани закона, данного Всевышним. Ступени сужаются. Но даже на самой высокой ступени Творец не лишает человека свободы выбора. Меняются лишь ее ракурсы и нюансы. У верхних ступеней есть одно преимущество — они прочнее. Нижние — непрочные, потому что широкие. В любую секунду грозят обломиться.
Здесь мы встречаемся еще с одной антиномией, непостижимой человеческим разумом. Всеобъемлющее знание Всевышнего, которому известно все, что было, есть и будет, не отменяет свободу выбора. Человеку неведомо то, что ведомо Творцу, и поэтому каждое мгновение своей жизни он должен выбирать между добром и злом, плохим и хорошим, истиной и ложью.
“Если бы Всевышний решал, быть человеку праведником или злодеем... — пишет Рамбам, — как бы Он мог заповедать нам через пророков: делай то и не делай этого, улучши свои пути... Какой смысл имела бы тогда вся Тора?..” (Мишне Тора, 5:4).
Если все происходит по воле Творца, о какой свободе выбора идет речь? Это — третья антиномия.
“Знай, — пишет Рамбам, — что все по воле Его... По воле Его огонь и воздух поднимаются вверх. Вода и земля спускаются вниз... также пожелал Он, чтобы право выбора было в руках человека, и чтобы человек решал, как ему поступать... руководствуясь разумом, который дал ему Всевышний...” (Там же). Всевышний призывает человека к нравственности, но не заставляет быть нравственным. Человеку предоставлена возможность отказаться принять на себя Закон, и тогда земной суд, в отличие от вечного Небесного, теряет свою власть.
Гемара сообщает важные исторические сведения. Когда умножились случаи убийств, телицу прекратили приносить в жертву. “Если найден будет убитый... и неизвестно, кто убил его... старейшины ближайшего города... проломят затылок телице, омоют над ней руки и скажут: ...Глаза наши не видели [преступления]. Искупи народу Твоему... и искупится им кровь...” (Дварим, 21:1‑9).
Телицу приносили в жертву, если не знали, кто убийца. Когда убийства участились и преступников находили, принесение телицы в жертву потеряло смысл. Точно также, когда распространился разврат, испытывать горькой водой в Храме перестали. До этого сота (свернувшая с праведного пути женщина, подозреваемая мужем в измене) проходила в Храме особую проверку: если она была на самом деле неверна своему мужу, выпив горькую воду, она умирала. При этом испытание было эффективным лишь в том случае, если муж был чист от подобных проступков.
Передал народу пророк Ошейа слово Всевышнего: “Не взыщу Я с дочерей ваших развратничающих и с невесток ваших прелюбодействующих, ведь они [мужья] сами уединяются с блудницами... ” (Ошейа, 4:14).
Гемара показывает, что, только принимая на себя нравственный Закон, данный Творцом, люди могут создать справедливое общество, в котором умеют различать добро и зло, судят по чести без подкупа, создают чистые, прочные семьи.
Почему Гемара так часто говорит о семье? Потому что именно с брака начинается создание общества. Или — его разрушение. “Б‑г любит семью и ненавидит разврат. Совратите евреев, и Б‑г отвернется от них”, — сказал враг Израиля, когда провалились его попытки проклясть евреев, и он понял, как лишить их защиты Всевышнего.
Тора подчеркивает, что евреи вышли из рабства семьями. В то время, как в самом Египте семьи были разрушены. Последняя обрушившаяся на эту страну казнь — гибель первенцев. И это было воздаянием за нарушение института семьи: у египтянки могло быть несколько первенцев от разных мужей, у египтянина — много первенцев от разных женщин.
Сказал Создатель: “...Нехорошо быть человеку одному...” (Берешит, 2:18). И появилась первая в мире семья. С тех пор Всевышний заповедал мужчинам и женщинам вступать в брак. Преданные друг другу супруги удостаиваются невидимого сияния Шхины (Б‑жественного присутствия).
Лист 47, трактат Сота, Талмуд
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|