|
"Потому что Я Г-сподь, Б-г ваш, освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят" (Левит 11:44) "Ибо все народы пойдут – каждый во имя божества своего, а мы пойдем во имя Г-спода Б-га нашего во веки веков." (Миха 4:5) |
Шалом! Данный форум устроен по типу бейт-мидраш. Эта модель призвана помочь тем, кто желает изучать Тору и еврейскую мудрость, а учеников отличает стремление пополнить свои знания и найти им достойное применение. Люди данной категории не озабочены собственной репутацией или мнением большинства; их цель – сблизиться со Всевышним путем исполнения Его заповедей. Посещение «Бейт-Мидраш» не должно рассматриваться как место, где один человек обнажает духовную несостоятельность другого и претендует на исключительность собственного мнения. Суть общения и обучения – укрепление в праведности, исправление своего характера и, тем самым, участие в исправлении всего Мира (тикун олям). У нас приветствуются ноахиты (бней-Ноах); геры (прозелиты), принявшие официальный или неофициальный гиюр, или находящиеся на пути к этому; выходцы из христианства или иных религий и культов; караимы; иудействующие, а также все Б-гобоязненные, неравнодушные к Б-гу Авраама, Исаака и Иакова, к Торе и Иудейскому образу жизни. Добро пожаловать! |
Святость, а также два пути борьбы со злом
| |
Галилеянка | Отправлено в: Вторник, 11 Сентября 2012, 22:22 | Сообщение № 1 |
Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| В поисках «рецепта» правильной интеграции евреев и народов мира — существует ключевой «ингредиент», который дает жизнь всей системе, помогая ей не смешаться, но развиваться.
Этот ингредиент — святость (на иврите — кдуша).
Это понятие — одно из самых чуждых миру сугубо материальных ценностей. Оно в лучшем случае — никак не воспринимается «человеком выключенным», но скорее всего — будет вызывать раздражение, идущее из глубин. Причина этого раздражения — скорее всего может быть рационализирована различными внешними «скрывающими факторами».
Но подлинная суть недовольства человека концепцией святости — будет идти из самых «глубин теневой части».
= - = - =
Когда мы обсуждаем — можно ли обогатить иудаизм — внешними ресурсами — у нас всегда должен стоять на повестке дня «фактор святости» - будет ли процесс обновления — сохранять (или еще лучше — приумножать) святость системы — или мы получим не дай Б-г в результате — нечто из чего святость ушла — из-за неадекватного вмешательства.
Что такое святость/кдуша?
Как и в большинстве случаев духовных концепций — для объяснения необходимо привлечь пример из Торы и соответствующую схему. (Этот пример — мне помог сконструировать мой большой друг и хеврута — который принес вчера мне эти примеры для обсуждения, и в результате работы — мы создали следующую концепцию).
= - = - =
Существует два пути борьбы со злом.
а) путь прямого противостояния: оно — нас, мы — его. Этот путь не только опасный, но смертельно опасный.
Дело в том, что как объясняет Виленский Гаон, у зла — существует эффект «пружины», чем больше Вы его сжимаете и давите, тем сильнее — оно Вас ударит, распрямившись, как пружина — в которую при сжатии — заложили большую энергию.
В этом процессе — зло пользуется механизмом айкидо — победитель использует в борьбе с противником его же энергию, перенаправляя ее — против соперника.
Когда человек — напрямую борется со злом, он (парадоксальным образом) не столько уничтожает его, сколько отдает свою энергию — в некие «таинственные резервуары», которые есть на службе зла, и которые зло потом использует в противостоянии против нас.
Приведем самый «красноречивый» пример.
Когда человек искренне ненавидит врага, эта энергия ненависти — выливается против человека. При этом — эта энергия может создать внутри ненавидящего человека смертельную болезненную ситуацию.
Современные ученые даже выяснили, что одной из причин онкологии — является ненависть пациента к чему-то, которая выливается в появление онко-клеток в самом организме.
В конечном счете, ненавидящий — сам становится жертвой, он погибает, а тот — кого он ненавидел - «выходит в финал».
Поэтому — воевать со злом — на «его территории» — означает — обречь себя и окружающий себя мир — на поражение.
= - = - =
б) существует второй путь работы со злом.
Этот путь — подняться выше «ринга», выйти на другой уровень, где зло нас «не достанет».
Этот более высокий уровень — и называется святостью/кдушой. Один из переводов слова кдуша - «отделенность». Отделенность от чего? От «ринга», где идет борьба без выигрыша для нас.
Поднявшись над «рингом», Вы получаете — Б-жественные ресурсы — при которых сам Вс-вышний сражается за Вас (или возможно даже — вместо Вас).
Этот выход в другую реальность — и является главным секретом еврейской мудрости.
= - = - =
А сейчас мы увидим эту идею в новом комментарии на Тору, родившемся в нашей хевруте. Мы соединим две наиболее кровожадные истории Торы — историю со Шхемом и историю с Пинхасом и Зимри.
Часть 1. Сын царя Шхема — совершил большое зло — он изнасиловал дочь Яакова — Дину.
Этот поступок — был абсолютно неприемлемым и два сына Яакова - «вступили на тропу войны».
Шимон и Леви — вырезали весь город Шхем, наказав их злом (возмездие) — за то зло, которое те совершили.
Но — вступив на путь борьбы со злом (и «включив» гнев, за который их ругает отец — Яаков) -они оказались вовлеченными в войну.
Часть 2. После истории с Золотым Тельцом — Моше по приказу Вс-вышнего — наделяет святостью все колено Левитов (включая, естественно и коэнов).
Моше призывает «Кто за Б-га — за мной» - и все колено Левитов — наделяется святостью, в том числе и для защиты Святилища и святости, присутствовавшей в Нем.
Колено Шимона — не получает подобного Мега-ресурса.
Часть 3. История с развратом (стартовавшая в Шхеме) входит в новую фазу.
Отряд мидьянитянок — направляется на совращение евреев.
Кто оказывается главным жертвой, через которого зло - входит в еврейский Стан? Это Зимри — князь колена Шимона.
На мистическом уровне — мы видим, что Шимон — который вступил в войну со злом, на новом этапе — оказывается главным инструментом, который зло избрало для своего вторжения.
И кто — противостоит злу на этом этапе? Пинхас — из колена Левитов.
Левиты — были подняты над «рингом» и теперь только с уровня святости, на котором находится Пинхас — можно победить это зло.
Откуда мы знаем, что зло повержено? Потому что после этого поступка Пинхаса — заканчивается мор, который является результатом происков сил зла.
Так как Пинхас получает «брит Шалом» - Завет вечности и по некоторым комментариям — даже вечную жизнь, мы узнаем, что его роль — была награждена максимальными ресурсами Вс-вышнего. И, кстати, именно Пинхасу поручается возглавить завершение разгрома мидьянского заговора, так как он обладал святостью, позволявшей победить зло, а не завязнуть в борьбе с ним.
= - = - =
А теперь вспомним вторую подобную историю. Полтора года назад — на Пурим у нас родился подобный комментарий с этой же схемой. (два против одного).
Вкратце — суть была в вопросе, почему одному Аману — противостоит двое — Мордехай и Эстер.
Согласно нашей схеме — Мордехай — это открытое противостояние злу.
Конфликт Мордехая и Амана — только увеличил власть и силу Амана.
Чем больше Мордехай активизировался, тем мощнее оказывался Аман.
Кто победил Амана? Эстер.
Мордехай и Аман — это соперники с одного «ринга».
Царица Эстер — это аспект святости, который побеждает Амана — не силой и не противостоянием, а «ударом Сверху», со стороны Вс-вышнего (Царя).
И ее имя - «Эстер» - скрытая, обозначает скрытость (недосягаемость) святости для ударов сил Зла.
= - = - =
Еще один способ описания расстановки сил — предлагает рав Гирш в своем комментарии на цветовую гамму в мишкане.
Там присутствовало четыре цвета — белый, алый и пурпурный, и тхелет (голубой).
Если алый — цвет крови символизирует грубую роль животного начала, его силы зла, то пупурный — иной аспект красного — символизирует — возвышенность (царственность) — но находящуюся на том же «ринге» с алым. Это два противостоящих друг другу начала.
Тхелет — это голубой (лазурный) цвет Неба (Трона Славы Вс-вышнего) — это цвет, находящийся вне «ринга» двух красных цветов и находящийся НАД «рингом».
Он позволяет вмешиваться в процесс — Сверху, с позиции Вс-вышнего, со стороны Святости.
= - = - =
Интересна сегодняшняя динамика — возвращения цвета тхелет — в еврейскую жизнь. Часть мудрецов современности — предлагают восстановить тхелет, другая часть — утверждает, что в мире ничего не изменилось, и у нас нет никакого повода возвращать тхелет — в наш обиход.
Это напоминает наш главный конфликт. Часть мудрецов считает, что мы уже находимся в «преддверии» Мошиаха (или на финишной прямой). С их точки зрения: тхелет — как ресурс Мошиаха — нам становится доступен.
Те же мудрецы, которые считают, что мы все еще в эпохе галута и наша роль — продолжать пассивно ждать пока Мошиах сам не прийдет — в их картине мире — тхелету нет места на сегодняшний день.
Освоив идею святости/кдуши — как мега-ресурса — или мега-искры (на языке искр и клипот), мы сможем начать правильно выстраивать процесс интеграции еврейской мудрости и мудрости народов мира. (Тора и хохма).
р. Меир Брук
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|
|
| |
Хульда | Отправлено в: Вторник, 11 Сентября 2012, 23:29 | Сообщение № 2 |
Участник
Сообщений: 428
C нами с 20 Сентября 2009
Откуда: Латвия
Статус: Отсутствует
| Quote (Галилеянка) Еще один способ описания расстановки сил — предлагает рав Гирш в своем комментарии на цветовую гамму в мишкане. Там присутствовало четыре цвета — белый, алый и пурпурный, и тхелет (голубой). А я считаю, что цветовая гамма в Мишкане не ограничивается четырьмя цветами. Ещё были золотой, серебряный и медный цвета. В главе "Трума" - "и вот приношения, которые вы будете принимать от них: золото, и серебро, и медь", подножия серебряные, доски обложены золотом. Всё это блестит-сияет, медный умывальник (из зеркал), жертвенник. Золотая менора, золотой циц (табличка на головном уборе Аарона). Всё это имеет огромное значение, и ковчег Завета обложен золотом, а крышка с крувами - золотая.
И одеяния Аарона тоже можно и даже нужно отнести к Мишкану. Меил — верхнее одеяние целиком из голубой шерсти — надевался на нижнюю рубаху. По подолу меила шли 72 золотых колокольчика между шариками из голубой, пурпурной и красной шерсти, сотканными вместе в виде плодов граната.
На меил надевался эфод.
Эфод похож на фартук, но надеваемый сзади, так что впереди оказывались пояс и наплечники (вроде эполет). Эфод ткали вместе с поясом. Получался цельный кусок ткани, только пояс, шедший по верхнему краю эфода, выступал с обеих сторон "фартука". Наплечники были сотканы отдельно и прикреплялись к поясу. Ткань для эфода, его пояса и наплечников ткали особым образом. Одну золотую нить скручивали с шестью нитями голубой шерсти, еще одну - с шестью нитями пурпурной шерсти, еще одну золотую нить скручивали с шестью нитями красной шерсти, потом еще одну - с шестью льняными нитями. Все 28 ниточек соединяли в одну нить и ткали из нее ткань.
Так что без золота не обойтись, как и на свадьбе - без золотых колец. А ещё были разноцветные шкуры тахаша.
Утешайся Господом, и Он исполнит желание сердца твоего.
|
|
| |
Louiza | Отправлено в: Среда, 12 Сентября 2012, 00:09 | Сообщение № 3 |
Участник
Сообщений: 1318
C нами с 22 Июня 2009
Откуда: Украина
Статус: Отсутствует
| Quote (Жанна) А я считаю, что цветовая гамма в Мишкане не ограничивается четырьмя цветами... ..... медный умывальник (из зеркал)
Вот что по поводу зеркал пишет Нахум Пурер: Quote (Нахум Пурер) Зеркальная поверхность умывальника не только напоминала об исторической роли женщин в выживании еврейского народа, но и выполняла важную нравственную задачу. Когда мы оцениваем других, мы как будто смотрим на себя в зеркало. У ближнего мы видим только недостатки. Зеркало тоже выделяет, в первую очередь, наши непривлекательные черты. Поэтому, замечая дефекты в характере других, надо проверить, нет ли таких же недостатков у нас самих, и если они есть, постараться избавиться от них. Таков смысл изречения из трактата Мишны “Пиркей авот”: “Кто мудр? Тот, кто учится у каждого человека”.
Готовясь к службе в Мишкане, коэны мыли руки и ноги. На мистическом уровне это означает, что они очищали себя от духовной скверны, от всех дефектов характера, от зависти и пристрастий. Храмовый умывальник, помогавший этому очищению, был целиком изготовлен из зеркал. Такая конструктивная особенность напоминала священникам, что они должны проверить, нет ли у них тех же недостатков, которые они замечают в других. Им надо было смотреть на других людей, как в “зеркало”, чтобы правильно оценить себя. Если бы они видели только свое отражение, им было бы гораздо труднее выявить собственные недостатки..
Я могу только предоставить Вам информацию. Убеждения Ваши Вы должны формировать сами.
|
|
| |
Хульда | Отправлено в: Среда, 12 Сентября 2012, 05:42 | Сообщение № 4 |
Участник
Сообщений: 428
C нами с 20 Сентября 2009
Откуда: Латвия
Статус: Отсутствует
| Quote (Жанна) золото, и серебро, и медь... Всё это имеет огромное значение, Урок системы приоритетов
Золото, серебро, медь. В метафизике материалов Мишкана металлы представляют высший, седьмой уровень. Мы знаем также, что каждый уровень распадается на внутренние уровни; но металлов-то не семь, а только три!
Тем не менее мы знаем, что где три, там и семь; число "три" часто является упрощённым вариантом семиэтажной модели: "верх - раз, середина - два, низ - три". Метафизическую значимость разделения металлов Мишкана отмечает ещё РАШАР (р. Шимшон бен Рафаэль Гирш; 1808-1888). Этот великий толкователь Торы писал, что в Мишкане различаются "круги" святости: всё, что относится к внутреннему кругу, сделано из золота, промежуточное - из серебра, внешнее - из меди. Сама конструкция Мишкана с его внешним двором - удивительный атрибут для переносного сооружения! - представляет собой пространство в пространстве. Позднейшие храмы в Иерусалиме тоже сохраняли этот принцип.
И это - тоже урок. Любая святость, любая духовная работа начинается с установления системы приоритетов, которую можно представить как систему концентрических кругов. Не могут все вещи обладать одинаковой важностью. Семья - работа - родители - увлечения - друзья... Если мы хотим двигаться вперёд и работать перед Единым, мы должны понять для себя, какие вещи мы делаем первыми, на что (и в каком соотношении) идёт наша духовная энергия. Мы не сбрасываем со счетов те вещи, которые оказываются в конце списка: все они - Мишкан, и без внешних кругов не было бы внутренних. Но позабудь о системе кругов - и исчезнет сама святость.
Эли Бар-Яалом
Утешайся Господом, и Он исполнит желание сердца твоего.
|
|
| |
Louiza | Отправлено в: Среда, 12 Сентября 2012, 05:42 | Сообщение № 5 |
Участник
Сообщений: 1318
C нами с 22 Июня 2009
Откуда: Украина
Статус: Отсутствует
| Будьте святы!
Если бы я когда-нибудь писал книгу о Пятикнижии, то часть, посвященную третьей книге Ваикра, я назвал бы «Книгой развенчанных стереотипов». Прискорбно, но факт: почти все темы этой книги от жертвоприношения и святости до заповедей, регулирующих межличностные отношения с вечной «возлюби ближнего, как самого себя», воспринимаются нами исключительно в ореоле христианских ассоциаций. И неизвестно, что плачевней: абсолютное незнание или знание искаженных истин.
«Освятитесь и будьте святы, ведь Я - Б-г ваш», требует от нас Тора. Быть святыми. Ни больше ни меньше. Звучит, конечно, заманчиво, но, согласитесь, слишком расплывчато и не очень-то реально. Для начала нам следует определиться с понятием «святость», которым нам предстоит оперировать.
Итак, что мы представляем себе под термином «святость»? Наше воображение сразу рисует седовласого старца, отрешенного от мира сего, какой-то далекий, недостижимый идеал. Что ж, спустимся с небес на землю (тем более что, как мы увидим дальше, двигаться нам, в конечном итоге, придется в обратном направлении). На Святом Языке слово «святой» означает «обособленный». Не полное отрешение «от бренных мирских утех» (аскетизм и наложение на себя дополнительных обетов не только не приветствуется, но и порицается Торой), а только «обособление», получение всевозможных наслаждений и радостей жизни, но в рамках Б-жественных законов.
Чтобы быть святым «по-еврейски», совсем не обязательно проводить всю свою жизнь в постах. Достаточно, несмотря на свои гастрономические склонности, придерживаться правил кашрута. Не обязательно и совсем не желательно подставлять ударившему тебя обидчику «вторую щеку» - достаточно не мстить, не злопамятствовать и не сплетничать, несмотря на всю скопившуюся в сердце боль. И, вообще, для того чтобы быть святым в еврейском понимании не нужно скрываться от мира сего. Достаточно соблюдать еврейский образ жизни с его конкретными заповедями, несмотря на все объективные препятствия, соблазны и возможности их преступить, невзирая на косые взгляды окружающих.
И Тора дает нам детальную инструкцию из 613 подпунктов – ступеней, ведущих нас к святости. При этом помимо декларации того, что от нас требуется делать, нам четко объясняется, как именно делать это.
Тора предлагает нам ступенчатый путь к святости. Еврейская жизнь – это вечное движение. Движение, поскольку как только мы прекращаем сознательное движение вверх, мгновенно следует более или менее стремительный откат вниз. С чем это можно сравнить? Например, с эскалатором, следующим вниз. Такова наша жизнь с ее многочисленными соблазнами и искушениями. Она автоматически и без особых усилий медленно, но верно тянет нас вниз. При этом наша задача по этому самому эскалатору подняться вверх, что, в принципе, возможно и, нельзя сказать, чтоб это было слишком сложно (дети, к нашему вящему и вполне справедливому неудовольствию, очень любят практиковать эту игру), но однозначно требует от нас определенных усилий, чтобы преодолеть естественную тягу вниз. Об этих усилиях в нашем постоянном движении вверх и говорит Тора – «освятитесь».
Но одного движения вверх мало. Путь святости – путь постепенный. Иногда самые страшные помехи и соблазны ожидают нас не впереди, а сзади. Именно они подталкивают нас в спину, шепча: «Ну, давай же! Беги вперед, сломя голову» - и, в самом деле, «сломать голову» с подобным подходом – проще простого.
Так что необходимо прилагать очень и очень много сил для «фиксации», чтобы удержаться на месте и в повседневной, рутинной жизни не растерять то, что с такими трудами было приобретено на этапе «освятитесь». И после каждого духовного взлета необходимо как можно прочнее укрепиться на новой почве . И об этом говорит Тора во второй части предложения – «и будьте святы».
Еврейский подход – это лестница Яакова, о которой сказано, что она стоит на земле и ведет в небо. Только с твердой опорой на земле, не витая в облаках и не пытаясь лихо перепрыгнуть сразу через несколько ступеней и в итоге распластаться на полу, только так можно постепенно добраться невиданных, небесных высот. Это и есть – святость.
Но самое главное: весь этот путь к достижению святости возможен лишь при одном условии – четком ориентире, осознании, что нереально достичь «святости по-еврейски» любыми нееврейскими способами, вне рамок закона Торы. И именно этим завершает Тора свой призыв к святости «ведь Я - Б-г ваш». Это Он определяет критерии истинной святости.
Так будем же святы!
(Автор Super User )
Я могу только предоставить Вам информацию. Убеждения Ваши Вы должны формировать сами.
|
|
| |
alconok | Отправлено в: Среда, 12 Сентября 2012, 05:43 | Сообщение № 6 |
Постоянный участник
Сообщений: 91
C нами с 29 Ноября 2008
Откуда: Великобритания
Статус: Отсутствует
|
Louiza,
спасибо за статью,автор хорошо и доходчиво написал о святости.
|
|
| |
| |