|
"Потому что Я Г-сподь, Б-г ваш, освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят" (Левит 11:44) "Ибо все народы пойдут – каждый во имя божества своего, а мы пойдем во имя Г-спода Б-га нашего во веки веков." (Миха 4:5) |
Шалом! Данный форум устроен по типу бейт-мидраш. Эта модель призвана помочь тем, кто желает изучать Тору и еврейскую мудрость, а учеников отличает стремление пополнить свои знания и найти им достойное применение. Люди данной категории не озабочены собственной репутацией или мнением большинства; их цель – сблизиться со Всевышним путем исполнения Его заповедей. Посещение «Бейт-Мидраш» не должно рассматриваться как место, где один человек обнажает духовную несостоятельность другого и претендует на исключительность собственного мнения. Суть общения и обучения – укрепление в праведности, исправление своего характера и, тем самым, участие в исправлении всего Мира (тикун олям). У нас приветствуются ноахиты (бней-Ноах); геры (прозелиты), принявшие официальный или неофициальный гиюр, или находящиеся на пути к этому; выходцы из христианства или иных религий и культов; караимы; иудействующие, а также все Б-гобоязненные, неравнодушные к Б-гу Авраама, Исаака и Иакова, к Торе и Иудейскому образу жизни. Добро пожаловать! |
Тшува - возвращение в прошлое
| |
Галилеянка | Отправлено в: Среда, 03 Февраля 2010, 17:07 | Сообщение № 1 |
Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| «Мы не в силах изменить прошлого, но это единственное, что отличает его от настоящего». Рав Адин Штейнзальц Еврейское слово «тшува» не вполне адекватно переводится на русский язык существительным «раскаяние». Ущербность перевода связана с тем, что, пасуя перед невозможностью абсолютной точности, подыскивают слово близкое «по смыслу», наиболее полно передающее смысловую нагруженность переводимого. Между тем, прямой, «лобовой», точный перевод «тшувы» - «возвращение», ведь корень и все растущие на нем словесные производные так или иначе связаны именно с «возвратом». Невозможность адекватного перевода в данном случае вредоносна более чем когда-либо, разнося в клочья философский заряд, несомый «тшувой». Тшува-возвращение направлена в прошлое, вернуться можно лишь назад. Ивритское слово указывает на работу памяти, которую нам предстоит провести, реконструируя и переосмысливая прошлое, прожитое. Тысячи нитей, идут к нам из прошлого, сплетаясь в узле настоящего и развиваясь в будущее. Прошлое нам не подвластно, а будущее от нас скрыто. Но будущее загадочным образом прорастает из прошлого. Феномен памяти, позволяя рыться в прошлом, переосмысливая и перелопачивая ушедшее, дает возможность формировать будущее. «Тшува» всегда в настоящем, она здесь и сейчас, нет вчерашней тшувы, и нет тшувы завтрашней; недаром мудрецы, благословенна их память, говорили: соверши тшуву сегодня, ибо «завтра» может и не быть (Вавилонский Талмуд, Шабат, 153А). Парадоксальность усилия, именуемого «тшувой», и состоит в том, что реализуемая сегодня и устремленная во вчера, «тшува» вылепливает мое «завтра». Рав Штейнзальц обращает внимание на то, что в иврите ле-фанай – передо мной, одновременно означает и в моем прошлом. Воистину «язык - дом бытия» (М. Хайдеггер). Тшува находится в нетривиальной но не расторжимой связи с феноменом свободы, над которым тысячелетиями тщетно бьется человеческий разум. Совершая «тшуву», я в состоянии оборвать нить, тянущуюся ко мне из прошлого или завязать новый узел. Свобода – это искусство плести ткань жизни, под руками же у меня лишь только материал, доставляемый прошлым. Парадоксальным образом свобода выявляется в нашей способности управляться с нашим прошлым, а вовсе не с будущим. Но опора свободы на «тшуву» еще более фундаментальна, чем это нами уже прояснено. Тшува, приклонена к прошлому, а в прошлом владычествует память. «Тшува», замкнута на возможности нашей памяти, сознательной памяти, работа же нашего сознания - спонтанна. Нельзя, напрягшись, по заказу, влюбиться, подумать, и далеко не всегда удается по приказу вспомнить. Несмотря на все наши усилия, память зачастую выбрасывает в сознание, то что ей, памяти, приглянулось, а не то, что нам хочется. Представление о свободе неотделимо от представления о произволе, самопроизвольности, спонтанности. Я, конечно, могу поднять сейчас правую руку, а могу и левую, реализовав свою свободу воли. Но что заставляет поднять меня именно эту руку? Если этот выбор определен чем-то кроме самопроизвольности моего сознания, например, тем что правая рука у меня болит, так тут уж не до свободы. Если бы не спонтанность сознания, мы бы и понятия не имели о свободе. Итак, память (как и сон) проводит перед нашим разумом картины прошлого, как ей заблагорассудится. И тут мы не властны, припомните ильфпетровского монархиста Хворобьева: ему бы увидеть во сне выход царской семьи, а снятся упорно и постыло сберкнижка и заседания парткома. Какая уж тут свобода? Но здесь мы подходим к великому открытию, сделанному еврейской мыслью: нет бессмысленного прошлого. Любое, даже самое кошмарное прошлое имеют значение и смысл. Нужно только их понять, и тогда будущее выплеснется из прошлого по тому каналу, по которому мы его направим. Талмуд говорит: «там где стоит совершающий тшуву, недостоит стоять праведник» (Брахот 34, Б). Традиция полна историями об ужасных злодеях вроде разрушившего Иерусалим полководца Навузардана, раскаявшегося и ставшего великим праведником. Смысл этих историй состоит в том, что всякое прошлое имеет свой единственный и неотменимый смысл. Раскаяние и состоит в отыскании этого смысла. Еврейская религиозная мысль давным-давно осознала значимость осмысленного прошлого, объявив всю еврейскую историю священной. И все-таки авторам Танаха приходилось отбирать материал. Отбор этот кажется и странным и произвольным. Священные книги еврейского народа буднично повествуют об исторических событиях, кажущихся нам сегодня малозначимыми. Сражения и войны порой опускаются, а малозанимательные детали храмого служения обсуждаются подробно и мелочно. Смысл такой селекции станет ясен, если мы поймем, что отбирается важное для духовной истории народа, а для нее перечисление полков и точные даты битв могут быть и несущественны. В тех же случаях, когда военные победы духовно значимы, они могут подняться и до статуса Праздников, как это случилось с Ханукой. Скончавшийся недавно врач, философ и праведник, прошедший фашистские лагеря уничтожения, - Виктор Франкл, положил пристальное вглядывание в прошлое и выявление его потаенного смысла в основу своего метода лечения неврозов и депрессий. Он рассказывает о женщине, захворавшей тяжелой депрессией, после того как ей сообщили о неизлечимости и скоротечности обрушившейся на нее болезни. Пациентке была невыносима мысль о расставании с любимыми людьми: детьми, внуками. Парадоксальный (и успешный!) ход, примененный Франклом, состоял в том, что он заставил пациентку еще пристальнее вглядеться в столь дорогое ей прошлое, в своих близких и осознать всю меру любви к ним и всю тяжесть потери. Он заставил ее понять, что ее жизнь была полна смысла. Ведь если бы ей не с чем было расставаться, именно тогда ее жизнь была бы бессмысленна и пуста. Напрашивающийся и естественный вывод состоит в том, что тшува представляет собою исцеление души и в самом прямом медицинско-терапевтическом смысле слова. Огромная значимость прошлого возлагает на меня ответственность за мое «вчера». Нет ничего более чуждого еврейской мысли, чем хорошо нам знакомое: «не погрешишь – не покаешься». В той же мере, в какой человек ответственен за свое лицо, в той же мере он отвечает и за свое прошлое. Такой вот парадокс: всякое прошлое значимо и может быть переосмыслено, но прошлое к тому же - неотменимо, так что уж лучше с ним не шутить. 4 Тишри 5764 Эдуард Бормашенко
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|
|
| |
Хульда | Отправлено в: Вторник, 31 Мая 2011, 07:45 | Сообщение № 2 |
Участник
Сообщений: 428
C нами с 20 Сентября 2009
Откуда: Латвия
Статус: Отсутствует
| Quote (Галилеянка) «Мы не в силах изменить прошлого, но это единственное, что отличает его от настоящего». Рав Адин Штейнзальц Quote (Галилеянка) Парадоксальность усилия, именуемого «тшувой», и состоит в том, что реализуемая сегодня и устремленная во вчера, «тшува» вылепливает мое «завтра». Рав Штейнзальц обращает внимание на то, что в иврите ле-фанай – передо мной, одновременно означает и в моем прошлом. Бесконечное путешествие в прошлое
Адин Штейнзальц (Эвен-Исроэль)
Журнал «Тайм» назвал раввина Адина Штейнзальца (Эвен-Исроэля) «ученым, какой рождается раз в тысячелетие». По всему миру (даже в Японии и Китае) разошлось более двух миллионов экземпляров переведенного им на современный иврит и другие языки и прокомментированного Талмуда. За этот труд в 1988 году ученый был удостоен Приза Израиля – самой высокой государственной награды.Он публикует огромное количество книг и статей, посвященных самому широкому кругу тем: иудаизму, науке, искусству, философии, мистике.
Слово «тшува» обычно переводится с иврита как «раскаяние». Но следует подчеркнуть, что этим переводом не исчерпывается его смысл. А смысл слова шире и глубже, и буквально он означает «возвращение». Отсюда проясняется ключевой смысл понятия «тшува»: путь назад, к анализу состояния души, к честному самоанализу. Ибо не столько сознание вины, сколько отсутствие душевного покоя заставляет нас оглядываться назад. Мы перестаем осознавать себя «нужными людьми в нужном месте» и приходим к выводу, что мы – аутсайдеры в мире, смысла которого не понимаем.
Вот почему мы принимаем решение повернуть назад. Естественно, маршрут обратного пути каждый выбирает самостоятельно. Каждый должен идти своим особым путем. По счастью, небесных врат много, и они всегда откроются, если мы ощутим потребность по-настоящему покаяться. Это подтверждает история царя Менаше, идолопоклонника, одного из худших царей Иудеи. В Талмуде сказано, что, когда ангелы закрыли Врата покаяния, Б-г сам создал для Менаше новые. Раскаяться – значит не просто признать, что в прошлом ты поступил неправильно, совершая тот или иной проступок. Почувствовать потребность в раскаянии значит осознать, как необходимо себя изменить. Что пользы оплакивать наши прошлые грехи? Соприкасаясь со злом, человек не может не оскверниться, это так же неизбежно, как и то, что прикоснувшийся к грязи окажется испачкан. Некоторым из нас, более или менее склонным к мазохизму, доставляет определенное удовольствие эмоционально воскрешать воспоминания такого рода. Когда мы говорим «следует избегать погружения в прошлое», то имеем в виду, что не нужно снова переживать прошлое так, как это уже было – со всеми ошибками, промахами. Однако поразмыслить над своими прошлыми ошибками все же следует: не над тем, как мы себя вели, а над тем, как нам следовало себя вести. Главный упор в тшуве делается на необходимости не только покаяться в прошлых прегрешениях, но и перестроить прошлое – в буквальном смысле слова!
Естественно, в познании себя и собственного пути препятствие, которое следует обойти, следуя странному принципу термодинамики, именуемому энтропией. Твердо установлено, что время имеет только одно направление, и никакой возврат к прежней ситуации невозможен, а значит механизм тшувы представляется парадоксом. Следует, однако, помнить, что тшуву мы делаем не в обычной, материальной вселенной, а в такой, которая неподвластна физическим законам, где настоящее, прошлое и будущее сливаются в бессрочном потоке времени, в такой вселенной, где смертоносная стрела способна вернуться назад. уподобившись той, что еще ни разу не доставали из колчана. Одним словом, в процессе тшувы мы приобретаем как бы физическую невесомость: например, можем решить изменить свою условную ценность, заменив знак плюса на минус, и наоборот.
Чтобы достигнуть такого результата, мы должны досконально познать себя, прозондировать наши души. А если мы решили не только покаяться, но и измениться на 180 градусов, дело еще трудней. Нам придется проникнуть в самые глубины своего существа, достигнуть низшей точки бездны, ибо в этой бездне, мы верим, в наших душах присутствует Б-г. Не достигнув этой зоны, мы не можем быть убеждены, что в нашем сердце произошла радикальная перемена, неподвластная законам вселенной.
Понятно, что подобное путешествие назад совершить нелегко, тем более, что оно представляет собой процесс непрерывный. По сути дела цель покаяния – создать новую шкалу ценностей, более высоких. Это поможет нам перестроить свою личность и искупить прошлое.
В каббале мы читаем, что «превыше всех те, кто может превратить тьму в свет, а горечь в сладость», и это не удивительно. Такие достижения свидетельствуют о глубоком раскаянии, при котором происходит полная трансформация прошлого, знаки меняются на противоположные.
Не ограничивайтесь просьбой о прощении за то зло, которое вы, возможно, причинили. Найдите в своих ошибках нечто конструктивное, что способно стать отправной точкой для новых прекрасных отношений. Боритесь не с ошибками и недостатками, а с тем, что породило эти ошибки и недостатки!
Источник
Утешайся Господом, и Он исполнит желание сердца твоего.
|
|
| |
| |