[ Новые сообщения · Правила поведения · Участники · Поиск по темам · RSS лента ]
"Потому что Я Г-сподь, Б-г ваш, освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят" (Левит 11:44)
"Ибо все народы пойдут – каждый во имя божества своего, а мы пойдем во имя Г-спода Б-га нашего во веки веков." (Миха 4:5)
Шалом! Данный форум устроен по типу бейт-мидраш. Эта модель призвана помочь тем, кто желает изучать Тору и еврейскую мудрость, а учеников отличает стремление пополнить свои знания и найти им достойное применение. Люди данной категории не озабочены собственной репутацией или мнением большинства; их цель – сблизиться со Всевышним путем исполнения Его заповедей. Посещение «Бейт-Мидраш» не должно рассматриваться как место, где один человек обнажает духовную несостоятельность другого и претендует на исключительность собственного мнения. Суть общения и обучения – укрепление в праведности, исправление своего характера и, тем самым, участие в исправлении всего Мира (тикун олям).

У нас приветствуются ноахиты (бней-Ноах); геры (прозелиты), принявшие официальный или неофициальный гиюр, или находящиеся на пути к этому; выходцы из христианства или иных религий и культов; караимы; иудействующие, а также все Б-гобоязненные, неравнодушные к Б-гу Авраама, Исаака и Иакова, к Торе и Иудейскому образу жизни. Добро пожаловать!

  • Страница 1 из 1
  • 1
Бейт-мидраш / Дом учения » ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ТВОРЦОМ И ЛЮДЬМИ » Возвращение к Ответу - Тшува » Раскаяние для праведных
Раскаяние для праведных
ГалилеянкаОтправлено в: Воскресенье, 11 Сентября 2011, 21:34 | Сообщение № 1

Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
1. Рош hа-Шана и Йом Кипур - время "преобразования грехов в заслуги" (Рав Й.Д.Соловейчик)

Рош hа-Шана и Йом Кипур - еврейский Новый Год и Судный День - это праздник подведения итогов за год и, соответственно, исправления своих грехов. Раскаяние и исправление - вещи настолько важные, что Талмуд говорит даже: "На такую духовную высоту, на которой стоит грешник, исправивший свои грехи, - не может подняться даже и праведник. Ибо если он совершил истинное раскаяние, то его грехи не просто отменяются, а преобразуются в заслуги". Имеется в виду, конечно, не просто грешник, переставший нарушать закон. Талмуд говорит об ином случае - о том, когда человек не просто перестает поступать неправильно, но когда он использует тот потенциал, ту энергию, которая проявилась в процессе совершения греха и его преодоления, для более значительного духовного продвижения, чем если бы этот человек был просто праведен.

Рав Й.-Д.Соловейчик описывает процесс "преобразования грехов в заслуги" следующим образом: "Если интенсивность ощущения греха, чувства вины и стыда, которые овладевают человеком при пробуждении раскаяния, настолько сильны, что поднимают, приближают человека к Создателю вселенной, то прежние грехи не просто "уничтожаются перед Создателем", но "превращаются в заслуги", ибо эти грехи трансформируются в мощную силу, толкающую грешника по направлению к Богу. При таком пути исправления грех не забыт, не вычеркнут и не выброшен в пучину моря. Наоборот, динамика памяти о грехе освобождает внутренние духовные силы кающегося и позволяет ему совершать дела даже более великие, чем раньше".

2. Идея о том, что раскаявшийся грешник стоит выше праведника, и её недостатки

Идея о том, что раскаявшийся грешник стоит выше праведника, широко известна, и о ней слышали даже начинающие изучать религию. Я тоже узнал о ней давно, но она всегда была мне чем-то непонятна. Конечно, замечательно, когда энергия греха не просто отменяется, но используется на добро; и человек, который смог сделать это, заслуживает всяческого уважения. Но все же в этой идее есть, как мне кажется, некоторый изъян. Ведь если воспринимать эту идею в прямом смысле, то по ней, в конце концов, оказывается, что невозможно подняться высоко, если ты не грешишь - а потом, конечно, раскаиваешься. А это, скажем прямо, уже не так уж и далеко от простонародно-христианской концепции "не согрешишь - так и не покаешься" [в смысле того, что как же это можно обойтись без греха, так ведь тогда и раскаяться будет не в чем, а без раскаяния человек неполноценен].

Огромный созидательный потенциал чувства раскаяния был давно осознан человечеством, и именно на нем [на образе "кающейся Марии Магдалины"] христианство основало всю свою моральную притягательность. Возможно, что для нееврейских народов, для которых столь большую роль в их моральном развитии сыграло христианство, действительно нет другой возможности основать концепцию морали, кроме как на отталкивании от зла. Но мне, как еврею, концепция "грешить и каяться" была всегда чрезвычайно чужда, и мне было неприятно, что еврейская концепция "исправивший грехи стоит выше праведника" как будто бы слишком похожа на нее. Иными словами, мне было обидно за праведника - почему же ему не по силам достичь тех высот, на которые поднимается раскаявшийся злодей? Неужели для праведника дорога наверх, в сущности, перекрыта? Такой подход находился в полном противоречии с моим интуитивно-религиозным пониманием мира.

3. Разрешение противоречия

Это противоречие задевало меня, пока я не понял, наконец, что праведник точно также может - ничем не меньше, чем злодей - обратить в заслуги энергию раскаяния. Праведник тоже может, и даже обязан, раскаиваться в своих грехах - и при этом вовсе без того, чтобы он до этого нарушал Закон Торы или совершал преступления! Более того, раскаяние является необходимым компонентом праведности, без него праведность неполноценна - но раскаяние, оказывается, совсем не обязательно предполагает предшествующее нарушение.

Дело в том, что ивритское слово "хет" означает совсем не то, что соответствующее ему русское понятие "грех" . В русском языке "грешить" - это то же самое, что и "нарушать заповеди". В иврите, однако, понятие "хет" (грех) совершенно отличается от понятия "авера" (нарушение заповеди). Слово "авера" происходит от глагола "авар" (переступать) и означает "переступание через Закон", сознательное или по ошибке. Но понятие "хет" имеет совсем иное происхождение. Оно связано с глаголом "леhахти", означающим "промахнуться", "не попасть точно в цель". "Хет" - это неиспользование своих возможностей, и раскаяние в этом пренебрежении Божественным даром - это и есть раскаяние праведника. В качестве только одного из многих примеров этого приведем следующий. Рав Кук объясняет, что одна из существенных проблем современности - это односторонность в изучении Торы, когда в иешивах направляют слишком много усилий на техническое изучение иудаизма - и в результате Тора исходит из "Дома Учения" совсем не в том ракурсе, в котором народ может - и хочет! - воспринимать ее. Это, безусловно, широкое поле - только одно из многих! - для раскаяния праведных.

В Рош hа-Шана мы должны осознать свои неиспользованные возможности и использовать чувства неудовлетворенности и горечи, возникающие при этом, для своего дальнейшего продвижения. Раскаявшийся злодей стоит выше простого праведника - но не выше раскаявшегося праведника. И об этом же говорит Талмуд: "Не может прийти Машиах, пока праведники не совершат раскаяния в своих грехах". Праведники, а не грешники!

--------------------------------------------------------------------------------

Замечания читателей
Смотрел в связи с праздниками статью "Раскаяние для праведных" по поводу того, что раскаявшийся грешник стоит выше праведника.

Я согласен с твоими аргументами, но с категорическим выводом ( "Раскаявшийся злодей стоит выше простого праведника - но не выше раскаявшегося праведника" ) - нет. Мне кажется, что лучше "частотный" довод : может быть, что раскаявшийся грешник стоит выше даже раскаявшегося праведника, но это бывает крайне редко ( например, Шимон бен Лакиш или рабби Акива, в юности весьма нелестно отзывавшийся об ученых мужах ), требует огромной душевной работы и времени. И еще, нужно постоянно доказывать, прежде всего, себе.

Ответ автора

Совершенно с этим согласен - в статье всегда не успеваешь объяснить все детали, поэтому такие уравновешивающие замечания очень полезны.

П. Полонский


Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
ГалилеянкаОтправлено в: Пятница, 30 Марта 2012, 13:38 | Сообщение № 2

Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
Праведник, в моем понимании, это не тот, кто не может грешить, а тот, кто превозмогая различные искушения, всё же удерживается от греха.


Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
DeniskaОтправлено в: Пятница, 30 Марта 2012, 14:10 | Сообщение № 3

Постоянный участник
Сообщений: 255
C нами с 27 Августа 2007
Откуда: Российская Федерация
Статус: Отсутствует
Quote (Галилеянка)
Слово "авера" происходит от глагола "авар" (переступать) и означает "переступание через Закон", сознательное или по ошибке. Но понятие "хет" имеет совсем иное происхождение. Оно связано с глаголом "леhахти", означающим "промахнуться", "не попасть точно в цель".

Интересная штука - не знал.
А ведь действительно, жить "не промахиваясь" невозможно, и даже невозможно к
этому по честному стремиться, потому что идеал недостижим. И даже где-то вредно жить избегая промахов, потому что тогда не пытаешься сделать что-то новое, на грани возможностей. Как говорится не ошибается тот, кто ничего не делает. И именно такая концепция греха в христианстве.
А вот не допускать авера - вполне себе реальная задача, особенно если жизнь сообщества выстроена таким образом, что соблюдение законов скорее вытекает из образа жизни по существующим правилам, а нарушение - идти против течения.
То есть здесь есть к чему стремиться и достигать, цель вполне реальна и можно найти людей, которые этой цели достигли и могут подтянуть к ней других. На мой взгляд это ближе к концепции праведности у Иудеев.


Тот, кто «верен до конца» выбранному пути, доказывает лишь то, что думать способен один раз. В начале. Зато каковы принципы!
 
VasilevsОтправлено в: Пятница, 30 Марта 2012, 21:01 | Сообщение № 4

Участник
Группа: христиане
Сообщений: 296
C нами с 19 Августа 2009
Откуда: Казахстан
Статус: Отсутствует
Quote (Галилеянка)
Праведник, в моем понимании, это не тот, кто не может грешить, а тот, кто превозмогая различные искушения, всё же удерживается от греха.

Особенно когда это происходит в окружении тех, для кого грех практически стал нормой.
Quote (Deniska)
А вот не допускать авера - вполне себе реальная задача, особенно если жизнь сообщества выстроена таким образом, что соблюдение законов скорее вытекает из образа жизни по существующим правилам, а нарушение - идти против течения.

Где такие сообщества существуют?

Quote (Deniska)
То есть здесь есть к чему стремиться и достигать, цель вполне реальна и можно найти людей, которые этой цели достигли и могут подтянуть к ней других. На мой взгляд это ближе к концепции праведности у Иудеев.

К сожалению таких людей ведь не много и найти их бывает порой нелегко, особенно в том месте, где ты находишься, что тогда нужно делать:
- менять место своего нахождения, чтобы быть поближе к таким людям, и с их помощью было легче меняться в лучшую сторону самому?

- или стараться, меняясь самому при этом пытаться сделать так, чтобы вместе, где ты находишься, появились такие люди?

Что по этому поводу говорит еврейская мудрость?


Втор.18:15
Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, - Его слушайте, -
Иоан.12:49
Ибо Я говорил не от Себя; но пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить.
 
ГалилеянкаОтправлено в: Пятница, 30 Марта 2012, 21:07 | Сообщение № 5

Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
Quote (Vasilevs)
Где такие сообщества существуют?
при чем тут сообщества? Почему Вы всегда переводите стрелки на других? Речь ведь о каждом человеке в отдельности. Читающий должен о себе думать, себя исправлять, себя исследовать, а не искать кого-то в окружении.

А еврейская мудрость говорит следующее: ...И там, где нет людей, постарайся быть человеком. Талмуд, "Пиркей Авот"


Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
LouizaОтправлено в: Пятница, 30 Марта 2012, 21:09 | Сообщение № 6

Участник
Сообщений: 1318
C нами с 22 Июня 2009
Откуда: Украина
Статус: Отсутствует
Quote (Vasilevs)
- или стараться, меняясь самому при этом пытаться сделать так, чтобы вместе, где ты находишься, появились такие люди?
Что по этому поводу говорит еврейская мудрость?

Именно. Необходимо измениться самому. Проще всего уйти с этой работы и найти другую.. Но ведь и там люди...
И ,поскольку случайности не бывает, необходимо понять ,что работая над изменением своей личности, духовности ,освящая себя,
тем самым человек способствует изменению тех,кто находится рядом с ним.
Меняется излучение человека - меняется излучения пространства. Свет прогоняет тьму.
Так что задача человека - "освящаться " , ибо Он свят. ( Левит 11:44).


Я могу только предоставить Вам информацию. Убеждения Ваши Вы должны формировать сами.
 
ГалилеянкаОтправлено в: Пятница, 30 Марта 2012, 21:33 | Сообщение № 7

Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
Еще немного еврейской мудрости:

Чистота речи и хорошие качества характера требуют длительной работы над собой и должны стать привычкой, ведь привычка руководит человеком»
Хафец Хаим, Законы Злоречия, 9, примечание к пункту 6

«Каждый человек, будь то еврей или нееврей, мужчина или женщина, слуга или служанка, может приблизить к себе Б-жественное Присутствие, - каждый по своим делам»
Тана Двей Элияу Раба 9

«Даны человеку два глаза. Один - чтобы видеть свои недостатки, а второй - чтобы видеть достоинства ближних»
Рабби Меир из Премышлян

«Всё служение Всевышнему зависит от исправления качеств характера. Эти качества подобны облачению для заповедей, и они являются основанием Торы, и все грехи имеют своим корнем качества характера»
Виленский Гаон, Эвен Шлема 1, 1


Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
DeniskaОтправлено в: Пятница, 30 Марта 2012, 22:01 | Сообщение № 8

Постоянный участник
Сообщений: 255
C нами с 27 Августа 2007
Откуда: Российская Федерация
Статус: Отсутствует
Quote (Галилеянка)
при чем тут сообщества? Почему Вы всегда переводите стрелки на других? Речь ведь о каждом человеке в отдельности. Читающий должен о себе думать, себя исправлять, себя исследовать, а не искать кого-то в окружении.

Ну можно и поискать, вдруг найдутся люди, с кем будет легче идти по пути.
Но согласен, первостепенно начинать меняться самому. Сейчас людей, у которых можно поучиться можно найти и в интернете.
Не обязательно ехать на край света... В общем не останавливаться на достигнутом, стремиться к праведности. Возможно Вы обнаружите, что вы не одни на своем месте в этом стремлении.


Тот, кто «верен до конца» выбранному пути, доказывает лишь то, что думать способен один раз. В начале. Зато каковы принципы!
 
ГалилеянкаОтправлено в: Пятница, 30 Марта 2012, 22:05 | Сообщение № 9

Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
Deniska, да, полностью согласна.


Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
Бейт-мидраш / Дом учения » ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ТВОРЦОМ И ЛЮДЬМИ » Возвращение к Ответу - Тшува » Раскаяние для праведных
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
Функции форума
Ленточный Вариант Форума  |  Правила поведения  |  Участники  |  RSS Лента  |  Поиск по Названиям Тем

Предупреждение: данный форум строго модерируем. Проводятся постоянные ревизии, чистки, а также удаляются устаревшие и потерявшие актуальность темы.

Цветовая маркировка групп: Читатель ~ Участник ~ Постоянный участник ~ Администратор

Поиск по всему сайту


Форум основан 1 июня 2006 г.
Хостинг от uCoz